Мудрый Экономист

О порядке указания адресов продавца и покупателя в счетах-фактурах

"Налоговые споры: теория и практика", 2008, N 1

Одним из поводов для отказа в возмещении НДС налоговыми органами является несовпадение места нахождения налогоплательщика, указанного при государственной регистрации (юридический адрес) и фактического адреса поставщика (покупателя) в счете-фактуре. В большинстве случаев арбитражные суды поддерживают налогоплательщиков, так как определений "юридический" и "фактический" адрес организации действующее законодательство не содержит.

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Устав общества должен содержать сведения о месте нахождения общества (п. 2 ст. 12 и п. 3 ст. 11 указанных Законов).

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом согласно п. 1 ст. 5 Закона адрес (место нахождения) соответствующего органа должен содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Заметим, что действующее законодательство не запрещает указывать в учредительных документах юридического лица адрес места нахождения и почтовый адрес для корреспонденции, который может не совпадать с адресом, внесенным в ЕГРЮЛ. К тому же при регистрации юридического лица можно указать адрес учредителя или руководителя организации.

Проблемы начинаются при переезде офиса фирмы на новое место нахождения. При этом юридическое лицо должно внести изменения во все учредительные, банковские и другие документы, что требует определенных финансовых и временных затрат. В большинстве случаев происходит также смена налоговой инспекции и других контролирующих органов, с которыми установлены определенные связи и контакты. Поэтому многие организации продолжают указывать в документах старый юридический адрес, хотя уже работают по новому фактическому адресу, не уведомляя об этом контролирующие органы.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного или иного органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Как следует из ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий их государственную регистрацию, влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5000 руб.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. В соответствии со ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих уплату сумм налога.

Требования к оформлению счетов-фактур приведены в ст. 169 НК РФ и в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила).

Согласно п. 5 данной статьи в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, а также наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя.

В соответствии с Приложением N 1 к Правилам в счете-фактуре указываются имеющиеся в учредительных документах:

То есть если НК РФ содержит только понятие "адрес", то в Правилах говорится об адресе и месте нахождения организации в соответствии с учредительными документами. Почтовый адрес означает место нахождения пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи (п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221).

Таким образом, в счете-фактуре в качестве почтового адреса юридического лица может быть указан как его адрес, записанный в Уставе или ЕГРЮЛ, так и фактический адрес.

В подавляющем большинстве случаев налогоплательщики представляют в инспекции декларации по НДС за отчетный период. Проводя камеральные проверки по декларациям, налоговые инспекции нередко отказывают им в вычете НДС по формальным признакам.

Прокомментируем одно из таких дел.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации, о чем составлен акт от 04.03.2005. При проверке инспекция установила, что общество применило вычет в сумме 80 084 руб. по счету-фактуре от 03.11.2004, выставленному арендодателю с нарушением п. 2 и пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ. Согласно договору аренды от 01.07.2004 общество арендовало нежилое помещение по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, дом 6, литер "А" под магазин промышленных товаров. Согласно ответу, полученному из ИФНС России по Василеостровскому району г. Санкт-Петербурга, в налоговом органе арендодатель зарегистрирован в качестве юридического лица по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Опочинина, дом 7, литер "А", пом. 3-Н, 4-Н, что не соответствует адресу в счете-фактуре. При осмотре помещения установлено, что по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Опочинина, дом 7 арендодатель не находится, а литер "А" вообще отсутствует. Последнюю отчетность (нулевую) арендодатель представил за I квартал 2003 г., после чего организация не отчитывалась, налоговые декларации, в том числе по НДС, не представляла.

По результатам проверки инспекция вынесла решение от 18.03.2005, которым не привлекла общество к налоговой ответственности в связи с наличием переплаты по карточке лицевого счета, но предложила восстановить в бюджет 80 084 руб. НДС за ноябрь 2004 г.

Общество не согласилось с решением инспекции и оспорило его в арбитражном суде. Судебные инстанции удовлетворили требование заявителя, поскольку отдельные недостатки в оформлении счета-фактуры не опровергают самого факта уплаты денежных средств и не создают препятствий для поступления суммы НДС в бюджет, оснований для отказа налогоплательщику в праве на налоговый вычет у налогового органа нет. Заявитель не несет ответственности за действия арендодателя.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В то же время невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных указанными нормами, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (п. 2 ст. 169).

Ссылка инспекции в оспариваемом решении на то, что в реквизитах договора аренды от 01.07.2004 N 01-07 приведен неправильный адрес, опровергается материалами дела. В реквизитах названного договора аренды ООО "Русьпродторг" указан адрес арендодателя: 199106, г. Санкт-Петербург, ул. Опочинина, дом 7, литер "А", пом. 3-Н.

При таких обстоятельствах налоговый орган в силу ст. ст. 31 и 88 НК РФ при выявлении в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

В данном случае инспекция не известила общество о выявленных ошибках в заполнении продавцом счета-фактуры, лишив тем самым налогоплательщика возможности внести в них соответствующие исправления до принятия налоговым органом решения по результатам камеральной налоговой проверки.

Поскольку общество не несет ответственность за действия третьих лиц, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, то нарушения, допущенные продавцом при составлении счета-фактуры, не могут повлиять на право общества заявить налоговый вычет.

Кроме того, письмом ООО "Русьпродторг" от 10.03.2005 продавец просил читать в счетах-фактурах в графах "адрес продавца" и "адрес грузоотправителя" следующий адрес: 199106, г. Санкт-Петербург, ул. Опочинина, дом 7, литер "А", пом. 3-Н.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что сумма по договору уплачена обществом полностью, сумма НДС в платежных документах выделена отдельной строкой <1>.

<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2006 по делу N А56-26381/2005.

Как отметил ФАС Северо-Западного округа при рассмотрении другого дела, вывод налоговой инспекции о недостоверности данных в представленных обществом счетах-фактурах основан на том, что в ходе встречных проверок установлено фактическое отсутствие поставщиков по юридическим адресам, приведенным в счетах-фактурах.

Однако указание юридического адреса поставщика в счете-фактуре при несовпадении фактического и юридического адресов в соответствии с положениями ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС. Налоговый орган не заявлял об отсутствии этих организаций в реестре юридических лиц <2>.

<2> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2006 по делу N А56-50093/2005.

В судебной практике имеются и другие аналогичные дела.

Так, ФАС Северо-Западного округа установлено и материалами дела подтверждается, что по приобретенному основному средству (автобусу) предприятие поставило к возмещению НДС после фактического получения транспортного средства, оприходования и оплаты. Таким образом, отнесение спорных сумм налога к налоговым вычетам произведено налогоплательщиком с соблюдением условий, предусмотренных ст. ст. 171, 172 Кодекса.

Из ответа ИМНС России N 7 по Центральному административному округу г. Москвы на запрос инспекции о проведении встречной проверки поставщика товара следует, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете. Тот факт, что оно не находится по юридическому адресу и не имеется данных о перечислении им в бюджет НДС, в данном случае не может служить основанием для отказа в возмещении налога покупателю.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что в выставленных поставщиком и оплаченных предприятием счетах-фактурах записан адрес: г. Москва, Петровский бульвар, 17/1. Этот же адрес указан в выписке из государственного реестра юридических лиц и соответствует адресу, имеющемуся в договоре поставки.

Вместе с тем гл. 21 НК РФ на покупателя товаров (работ, услуг) не возлагается ответственность за достоверность указанных им в счетах-фактурах сведений о местонахождении продавца этих товаров (работ, услуг). Факты злоупотребления правом и недобросовестности действий налогоплательщика не нашли подтверждения в материалах дела <3>.

<3> Постановление ФАС Уральского округа от 07.02.2006 N Ф09-97/06-С2.

ФАС Московского округа также приходил к выводу, что несоответствие представленных счетов-фактур требованиям п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, на которые ссылался налоговый орган, а именно указание адреса организации по учредительным документам, не соответствующего фактическому месту нахождения организации, не может служить основанием для отказа в праве применения налоговых вычетов.

Суд правомерно отметил, что налоговым законодательством не установлено ограничений при указании адреса налогоплательщика. Налогоплательщик вправе записывать в счетах-фактурах как адрес в соответствии с уставом, так и адрес фактического места нахождения или места нахождения его филиала <4>.

<4> Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2007 N КА-А40/13511-06.

Согласно материалам одного из дел, рассмотренных ФАС Уральского округа, основанием для принятия налоговой инспекцией решения о необоснованности применения обществом вычета по НДС за приобретение имущественного права на использование периодического издания послужили выводы, что в ряде представленных счетов-фактур в графе "адрес покупателя" записан адрес его фактического местонахождения вместо юридического адреса.

Однако, как отметил суд, инспекция, указывая на то, что ряд счетов-фактур оформлен с нарушением ст. 169 НК РФ, поскольку в них записан фактический адрес покупателя, который не соответствует адресу в учредительных документах, не учла, что в соответствии с пп. 2, 3 п. 5 указанной статьи в счете-фактуре должны присутствовать наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя. Таким образом, названная норма права не содержит конкретного требования, какой именно адрес покупателя следует указывать при оформлении счета-фактуры: фактический или юридический.

Положения п. 2 ст. 169 Кодекса не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение НДС после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении счетов-фактур.

Судом установлено, что обществом соблюдены все требования налогового законодательства при отнесении спорных сумм НДС к вычетам по приобретенным имущественным правам на использование периодического издания газеты, а налоговая инспекция не доказала недобросовестность в действиях общества <5>.

<5> Постановление ФАС Уральского округа от 09.03.2006 N Ф09-1218/06-С2.

Суды также отклоняют доводы инспекций об отсутствии сведений о грузоотправителе.

Например, ФАС Уральского округа не принял довод налогового органа об отсутствии в счетах-фактурах сведений о грузоотправителе и его адресе, так как в представленных счетах-фактурах поставщик и грузоотправитель являлся одним и тем же лицом. Отсутствие в строке 3 счетов-фактур (информация о грузоотправителе) записи "он же" не свидетельствует о недостоверности приведенных в них сведений <6>.

<6> Постановление ФАС Поволжского округа от 24.08.2006 по делу N А55-16134/2005-43.

Другим основанием для доначисления НДС является вывод налогового органа о неправомерном принятии сумм налога к вычету ввиду несоответствия счетов-фактур требованиям, содержащимся в п. 5 ст. 169 НК РФ, поскольку в графе "адрес покупателя" указан адрес фактического места нахождения и осуществления хозяйственной деятельности, а не адрес регистрации налогоплательщика.

Так, исходя из имеющихся в деле доказательств, суды первой и апелляционной инстанций с учетом ст. ст. 65, 71 АПК РФ установили, что в представленные предпринимателем счета-фактуры вписан адрес фактического места нахождения покупателя и осуществления им хозяйственной деятельности.

Таким образом, несовпадение адреса покупателя в счете-фактуре с адресом регистрации налогоплательщика не свидетельствует о недостоверности информации в представленных предпринимателем документах. Факт оплаты заявителем стоимости товаров с учетом сумм НДС инспекцией не оспаривался <7>.

<7> Постановление ФАС Уральского округа от 22.11.2005 N Ф09-5238/05-С2.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 05.03.2007 N Ф09-1280/07-С2 также отмечено, что в ст. 169 НК РФ не содержится конкретного требования, какой именно адрес покупателя следует указывать при оформлении счетов-фактур: фактический или юридический.

По мнению Минфина России, если в учредительных документах организации указан только ее юридический адрес, а организация находится в арендуемом помещении, то в строку 4 счета-фактуры следует записывать почтовый адрес грузополучателя.

Поэтому указание в строке 4 счетов-фактур почтового адреса арендуемого помещения, по которому фактически находится организация - покупатель товаров, не является причиной для отказа в вычете сумм НДС по таким счетам-фактурам.

Что касается счетов-фактур, выставленных поставщиками после изменения почтового адреса организации, то на основании п. 2 ст. 169 НК РФ к вычету принимаются суммы НДС только по тем счетам-фактурам, в которых записан новый почтовый адрес <8>.

<8> Письмо Минфина России от 09.11.2006 N 03-04-09/18.

Основанием для доначисления НДС является также вывод налоговых органов о несоблюдении при оформлении счетов-фактур требований, содержащихся в п. 5 ст. 169 Кодекса, если в графе "адрес покупателя" указан не юридический адрес налогоплательщика, а адрес его фактического места нахождения и осуществления хозяйственной деятельности.

Однако суды нередко становятся на сторону налогоплательщиков.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 07.09.2005 N Ф09-3894/05-С2 указывается, что суды первой и апелляционной инстанций с учетом п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ, а также ст. ст. 65, 71 АПК РФ, исходя из имеющихся в деле доказательств, установили, что в представленные обществом счета-фактуры вписан адрес фактического места нахождения покупателя и осуществления им хозяйственной деятельности. Кроме того, из материалов дела следует, что о наличии у налогоплательщика данного адреса налоговому органу было известно еще до проверки.

Таким образом, несовпадение адреса покупателя в счете-фактуре с юридическим адресом налогоплательщика не свидетельствует о недостоверности информации в представленных обществом документах.

Факт оплаты заявителем поставщикам стоимости товаров с учетом сумм НДС сторонами не оспаривался.

Из материалов другого дела следует, что в ходе камеральной проверки представленных документов налоговая инспекция сочла, что налогоплательщик-покупатель нарушил требования п. 5 ст. 169 НК РФ, указав в счетах-фактурах недостоверный адрес, а именно адрес места фактического нахождения налогоплательщика. Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что ст. 169 НК РФ не содержит требования, какой именно адрес покупателя (фактический или юридический) следует указывать продавцу при оформлении счета-фактуры, и обоснованно признали, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа обществу в возмещении из бюджета НДС по экспортным операциям <9>.

<9> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2006 по делу N А42-3204/04-23.

Однако существует и противоположная судебная практика.

Из материалов дела, рассмотренного ФАС Восточно-Сибирского округа, следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей адрес предпринимателя: Иркутская область, г. Братск, ул. Обручева, 38а-4. Однако в представленных предпринимателем счетах-фактурах, выставленных одними фирмами, указан следующий адрес предпринимателя, являющегося покупателем: 665717, г. Братск-17, ул. Янгеля, 13, а в счетах-фактурах, выставленных другими организациями: г. Братск, а/я 907.

Суд сделал вывод, что выставленные в адрес предпринимателя счета-фактуры содержат недостоверные сведения об адресе покупателя, не соответствующие требованиям, установленным ст. 169 НК РФ <10>.

<10> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.2006 по делу N А19-17134/05-52-Ф02-976/06-С1.

Вывод

По мнению Минфина России (Письмо от 07.08.2006 N 03-04-09/15), в счета-фактуры необходимо вписывать места нахождения продавца и покупателя в соответствии с учредительными документами. На основании п. 4 ст. 84 НК РФ налогоплательщик, изменивший место нахождения, обязан сообщить об этом в налоговый орган по месту учета.

Таким образом, при заполнении соответствующих строк счета-фактуры должны указываться юридические адреса продавца и покупателя.

В то же время следует отметить, что согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должно определяться место его нахождения. Поэтому если в учредительных документах присутствуют юридический и фактический адреса, то указание в счете-фактуре обоих адресов не противоречит Правилам заполнения счетов-фактур.

В Письме Минфина России от 24.04.2006 N 03-04-09/07 разъясняется, что согласно пп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ в реквизиты счетов-фактур включаются наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. В связи с тем, что в случае оказания услуг данные понятия отсутствуют, в выставляемых счетах-фактурах в строках 3 "Грузоотправитель в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес" и 4 "Грузополучатель в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес" должны проставляться прочерки.

В то же время, по мнению финансового ведомства, в названных случаях проставление в счетах-фактурах тех же данных, что и в строках "Продавец" и "Покупатель", не является причиной для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, указанных в таких счетах-фактурах.

Р.Р.Садыков

Директор

ООО "Аквант"

г. Уфа