Мудрый Экономист

Устав автомобильного транспорта

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1

Новый Устав <1> автомобильного и городского наземного электрического транспорта Президент РФ подписал 08.11.2007. Он вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Документ был опубликован в Собрании законодательства РФ 12.11.2007. Соответственно, времени для его изучения (до 11.05.2008) достаточно, поэтому начнем.

<1> Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Структура документа:

<2> Виды перевозок пассажиров и багажа закреплены в ст. 5 Устава.

Таким образом, нормы о грузовых и пассажирских перевозках, закрепленные в Уставе, четко разделены.

Общие положения

Здесь обозначена сфера действия Устава, основные понятия, используемые в нем. Так, п. 2 ст. 1 установлено, что Устав определяет общие условия перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур <3>.

Среди основных понятий приведены определения багажа, билета, груза, грузоотправителя, грузополучателя, заказа-наряда (форма договора фрахтования), контейнера, маршрута (в том числе регулярных перевозок), остановочных пунктов, расписания, ручной клади, скоропортящихся грузов, специализированных ТС, терминалов, путевого листа <4> и транспортной накладной <5>. Во многом перечисленные понятия имеют то же значение, что и в прежнем Уставе <6> и других нормативных документах, например ГК РФ.

<3> Согласно ст. 2 Устава - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
<4> Документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Кстати, ст. 6 Устава запрещено осуществлять перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа.
<5> Перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.
<6> Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12.

Статьей 3 Устава закреплено, что Правительство РФ утверждает правила перевозок пассажиров и багажа, а также грузов автомобильным транспортом <7>.

<7> Сегодня действуют Правила перевозок грузов, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, а Правила перевозок пассажиров закреплены в Приказе Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176.

Статья 4 посвящена видам сообщения. Понятия городских, пригородных и междугородных сообщений тоже расшифрованы по аналогии с прежним Уставом. Понятие перевозки в международном сообщении дополнено тем, что международной признается перевозка за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением Государственной границы РФ, в том числе транзитом.

Перевозка грузов

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).

Примечание. Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 Устава).

Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз) <8>. Таким образом, из ст. 785 ГК РФ следует, что транспортная накладная составляется перевозчиком и выдается им отправителю. Однако в п. 1 ст. 8 Устава сказано, что, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, она составляется грузоотправителем (а не выдается ему перевозчиком). Причем груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается (исключение - взаимоотношения по договору фрахтования). К транспортной накладной грузоотправитель обязан приложить документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, установленные законодательством РФ.

<8> К сведению: п. 5 ст. 8 Устава предусмотрено, что договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа или заявки грузоотправителя - при наличии договора об организации перевозок. Согласно ст. 798 ГК РФ такой договор заключается при необходимости осуществления систематических перевозок грузов.

В транспортной накладной обязательно указывается масса груза, предъявленного к перевозке (ст. 12 Устава). Кстати, за неуказание в ней особых отметок, мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскиваются штраф (20% провозной платы) и сумма ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями (п. 3 ст. 35 Устава).

Если груз перевозится навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, его масса определяется при предъявлении грузоотправителем и приеме перевозчиком. Если груз штучный или находится в таре (упаковке), то он принимается для перевозки с указанием в транспортных накладных массы грузов и количества грузовых мест. Масса грузов в таре или упаковке, а также масса штучных грузов определяются грузоотправителем до их предъявления перевозчику. Масса всего груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика и записывается с указанием способа ее определения в транспортной накладной (если договором не установлен иной порядок).

К сведению: если пунктом отправления является терминал перевозчика, массу груза определяет перевозчик в присутствии грузоотправителя. Согласно ст. 16 Устава доставленный в терминал перевозчика груз хранится бесплатно в течение суток со дня направления перевозчиком извещения грузополучателю о доставленном грузе. За хранение груза более суток перевозчик вправе взимать с грузополучателя или грузоотправителя плату, установив ее размер в договоре. Предельный срок хранения груза в терминале - 30 дней, но он может быть увеличен соглашением сторон. Если по истечении установленного срока груз не востребован и на запрос перевозчика о дальнейшей его судьбе грузоотправитель не отвечает (в течение 4 суток после получения запроса), то перевозчик вправе вернуть этот груз или реализовать его по цене, подтвержденной документами или которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Полученные средства (за вычетом платы за перевозку, хранение груза, а также затрат, связанных с его реализацией) возвращаются грузоотправителю.

Когда груз перевозится в опломбированном грузоотправителем крытом ТС (контейнере), масса груза определяется грузоотправителем. Положения о пломбировании ТС (контейнеров) прописаны в ст. 13 Устава.

Порядок проверки массы груза и количества грузовых мест при выдаче груза грузополучателю в пункте назначения должен соответствовать порядку проверки, осуществляемой при приемке груза от грузоотправителя в пункте отправления (п. 7 ст. 15 Устава). Кстати, согласно п. 8 ст. 15 Устава при наличии исправных пломб грузоотправителей выдача груза грузополучателям осуществляется без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест. Выдача груза с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест осуществляется при:

Разница между массой груза в пункте отправления и назначения не должна превышать норму естественной убыли груза, установленную законодательством РФ либо правилами перевозок (при перевозке грузов навалом, насыпью, наливом).

Если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения обнаружена недостача, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза. Для этого они могут пригласить эксперта в соответствующей области.

Обратите внимание: результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. Поэтому если одна из сторон (перевозчик или грузополучатель) уклоняется от вызова экспертов и участия в экспертизе, другая сторона вправе провести экспертизу, однако прежде нужно уведомить в письменной форме об этом "уклониста" (если иная форма уведомления не предусмотрена договором). Расходы на экспертизу оплачиваются лицом, заказавшим ее, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении (порче) груза.

В отношении предоставления транспортных средств и контейнеров для перевозок грузов в ст. 9 Устава ничего нового по сравнению с п. 1 ст. 791 ГК РФ не сказано. В сроки, установленные договором, перевозчик обязан предоставить грузоотправителю пригодные для перевозки груза ТС и контейнеры. Причем грузоотправитель вправе отказаться от поданных ТС, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза. Вместе с тем в ст. 794 ГК РФ указано, что за неподачу ТС для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором перевозчик несет ответственность, установленную Уставом. Теперь с него (согласно п. 1 ст. 34 Устава) взыскивается штраф в размере 20% платы, установленной за перевозку груза, но только если иное не установлено договором. Также грузоотправитель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.

При приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист (п. 1 ст. 10 Устава). Если груз предъявляется в таре или упаковке, грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место.

Согласно п. 4 ст. 10 Устава не предъявленным считается груз, передаваемый перевозчику:

Кроме того, груз, не предусмотренный договором перевозки или не соответствующий требованию о его состоянии, согласно Правилам перевозок считается не предъявленным. В случае если отправитель не предъявил вовремя груз, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора, и согласно п. 1 ст. 35 Устава, взыскать с него штраф в размере 20% провозной платы, если иное не установлено договором, и сумму причиненных убытков. Более того, помимо штрафа за непредъявление груза перевозчик может взыскать с грузоотправителя (грузополучателя) штраф за задержку (простой) ТС, поданных для погрузки (выгрузки), в размере, установленном договором либо п. 4 ст. 35 Устава:

При задержке специализированных ТС штраф увеличивается в два раза.

Общие положения п. п. 1, 2 ст. 791 ГК РФ о погрузке (выгрузке) груза раскрыты в ст. 11 Устава. Так, погрузка (выгрузка) грузов должна выполняться в сроки, установленные договором, либо, при отсутствии в договоре указания на срок погрузки (выгрузки), в сроки, предусмотренные правилами перевозок грузов. Время подачи ТС (контейнера) в общем случае исчисляется:

Если погрузка груза в контейнер (выгрузка из него) осуществляется посредством снятия контейнера с ТС, то его подача для погрузки (выгрузки) оформляется сопроводительной ведомостью, которую составляет перевозчик. В этом случае время подачи контейнера исчисляется с момента предъявления водителем сопроводительной ведомости грузоотправителю в пункте погрузки (грузополучателю в пункте выгрузки).

Время подачи ТС (контейнера) для погрузки отмечается в путевом листе, транспортной накладной, сопроводительной ведомости грузоотправителем, а для выгрузки - грузополучателем.

Согласно п. 3 ст. 34 Устава за несвоевременное предоставление ТС (контейнера) перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором. Если размер в договоре не установлен, он определяется согласно Уставу:

Кроме того, в этом случае грузоотправитель вправе требовать возмещения понесенных убытков (п. 4 ст. 34 Устава).

Согласно ст. 11 Устава, если, конечно, иное не предусмотрено договором, все приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, предоставляются, устанавливаются на ТС и снимаются с него грузоотправителем. Перевозчик возвращает их грузоотправителю за его счет в соответствии с указаниями в транспортной накладной, а при их отсутствии они выдаются грузополучателю вместе с грузом в пункте назначения. Погрузку груза осуществляет грузоотправитель, а выгрузку - грузополучатель. Если перевозчик обнаружит нарушения порядка погрузки груза, он вправе требовать их устранения. В случае невыполнения данного требования перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки. Кроме того, ст. 17 Устава предусмотрено, что обязанность по очистке, промывке и дезинфекции ТС (контейнеров) после выгрузки груза возлагается на грузополучателя, а перевозчик по согласованию с ним вправе принять на себя за плату выполнение указанных работ.

Срокам доставки груза посвящена ст. 14 Устава. Перевозчик обязан доставить груз в сроки, установленные договором (правилами перевозок грузов), а в случае задержки сообщить о ней грузоотправителю и грузополучателю. Согласно п. 11 ст. 34 Устава просрочка доставки груза исчисляется с 24 часов суток, когда должен быть доставлен груз. За такую просрочку перевозчик уплачивает грузополучателю штраф в размере 9% провозной платы за каждые сутки, если иное не установлено договором. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия ТС в пункт выгрузки.

В свою очередь, грузоотправитель и грузополучатель (если иное не прописано в договоре) вправе считать груз утраченным и требовать возмещения ущерба, если груз не был выдан грузополучателю (по его требованию):

По общему правилу перевозчик обязан доставить и выдать, а грузополучатель - принять доставленный ему груз. При этом (п. 5 ст. 34 Устава) перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия до дня выдачи. В Уставе (ст. 15) предусмотрено, что грузополучатель может отказаться принять груз, если он поврежден (испорчен) в процессе перевозки и возможность его использования по прямому назначению исключена. Тогда в соответствии с п. 7 ст. 34 Устава он вправе требовать от перевозчика возмещения ущерба в размере:

Более того, согласно п. 9 ст. 34 Устава перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимого груза, возвращает грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, полученную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза.

Если грузополучатель отказывается принять груз по не зависящим от перевозчика причинам, то перевозчик вправе доставить груз по новому адресу, указанному грузоотправителем (переадресовка груза), при отсутствии такой возможности - вернуть груз грузоотправителю, предварительно уведомив его об этом. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются грузоотправителем.

В отношении выдачи и переадресации скоропортящихся грузов, перевозимых в междугородном сообщении, установлены особые условия. Если такой груз не может быть выдан грузополучателю по не зависящим от перевозчика причинам, то перевозчик запрашивает соответствующие указания у грузоотправителя. В случае их отсутствия (в течение 4 суток со дня получения грузоотправителем запроса) перевозчик вправе реализовать груз исходя из цены, подтвержденной документами или, при отсутствии таких документов, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Вырученные средства (за вычетом провозной платы и затрат, связанных с реализацией груза) перечисляются:

В новом Уставе отдельно представлена информация о договоре фрахтования - это ст. 18 "Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей". Итак, согласно ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких ТС на один или несколько рейсов (ст. 787). Остальное устанавливается соответствующими уставами и кодексами.

Примечание. Фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 21 ст. 2 Устава).

Фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 22 ст. 2 Устава).

Так, в ст. 18 Устава определено, что договор фрахтования заключается в письменной форме и должен включать сведения о: сторонах договора, наименовании груза, типе и количестве предоставляемых ТС, маршруте и месте их подачи, сроках выполнения перевозки, размере платы за пользование ТС. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление ТС для перевозки груза. Обязанности фрахтовщика в части предоставления ТС, подачи схожи с обязанностями перевозчика по подаче ТС (контейнеров). Например, если фрахтовщик предоставил ТС, не соответствующее условиям договора, или сделал это с опозданием, транспорт считается непредоставленным со всеми вытекающими отсюда последствиями - отказом фрахтователя от исполнения договора и взыскания в его пользу штрафа. Согласно п. 2 ст. 34 Устава - это 20% платы, установленной за пользование соответствующим ТС (иное может быть установлено договором). Кроме того, фрахтователь вправе требовать возмещения причиненных ему убытков. Время подачи ТС к месту, предусмотренному договором фрахтования, исчисляется с момента предъявления водителем документа, удостоверяющего личность, и путевого листа.

С другой стороны, если фрахтователь предъявил для перевозки иной груз (в нарушение договора фрахтования), это считается отказом использовать предоставленные фрахтовщиком ТС, и фрахтовщик вправе взыскать 20%-ный штраф и возмещение убытков (п. 2 ст. 35 Устава).

Обратите внимание: согласно п. 3 ст. 8 Устава транспортная накладная при заключении договора фрахтования не оформляется.

К.О.Борисова

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"