Мудрый Экономист

ЕНВД-2008. Почувствуйте разницу!

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1

Конечно, больше всех исчисление ЕНВД в 2008 г. интересует перевозчиков пассажиров, так как им предстоит изменить физический показатель "количество транспортных средств" на "посадочные места". Однако это далеко не все, что достойно нашего внимания. Сегодня мы поговорим о том, какие трудности могут возникнуть у транспортных компаний при определении и корректировке коэффициента К2, узнаем, зависит ли он от средней заработной платы по области и на предприятии. Кроме этого будут рассмотрены последние разъяснения Минфина, которые посвящены регистрации в качестве плательщиков ЕНВД транспортных организаций, в том числе имеющих обособленные подразделения. Также напомним о правилах регистрации, постановки и снятии с учета, сдачи "нулевой" отчетности.

Пассажирские перевозки: новая доходность и физический показатель

В Минфин продолжают поступать запросы об изменении порядка расчета ЕНВД по пассажирским перевозкам: базовая доходность - 1500 руб., физический показатель - "посадочное место". Налогоплательщиков интересует, почему законодатели решили выделить пассажирское направление в отдельную (судя по всему, более состоятельную) категорию налогоплательщиков? Ведь без учета корректирующих коэффициентов налоговая нагрузка (на каждое транспортное средство - грузовое и пассажирское) будет равна только в том случае, если в автобусе установлено четыре посадочных места. Согласно позиции Минфина о том, что количество посадочных мест (мест для сидения, не считая мест водителя и кондуктора) по каждому пассажирскому транспортному средству следует определять на основании данных технического паспорта завода-изготовителя, налоговая нагрузка в сфере пассажирских перевозок будет выше по сравнению с грузовым направлением. Чиновники объясняют, что такой подход разрабатывался на основе анализа региональных показателей по данному виду предпринимательской деятельности и он вполне обоснован (Письмо Минфина России от 22.10.2007 N 03-11-05/254). Одновременно они сообщили, что размер базовой доходности по каждому виду предпринимательской деятельности, переводимой на уплату ЕНВД, может быть скорректирован на коэффициент базовой доходности К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности и, соответственно, снижающий размер базовой доходности, установленный НК РФ. Таким образом, финансисты намекают, что величина "вмененного" налога может быть снижена за счет коэффициента К2.

Напомним, что согласно ст. 346.27 НК РФ (в ред. Закона N 85-ФЗ <1>) К2 - это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.

<1> Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ.

При этом в соответствии с п. 6 ст. 346.29 НК РФ величина К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности перечисленных выше факторов (сезонность, ассортимент и т.д.). Значения К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Период, на который они устанавливаются, должен быть не меньше календарного года, а величина - в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Выборочный анализ нормативной базы по ЕНВД, подготовленной к 2008 г. муниципальными властями, показывает, что далеко не всем стоит рассчитывать на пониженный коэффициент. Так, в большинстве муниципальных районов и городских округов Московской области решениями Совета депутатов <2> значение коэффициента К2 для пассажирских перевозок установлено равным 1. Однако есть районы и округа, где такие значения меньше. Например, Решением городского округа Реутов МО от 31.10.2007 N 105/2007-НА в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров установлен К2 - 0,3. В городском округе Дубна (Решение от 25.10.2007 N РС-12(61)-100/70) депутаты дали небольшое послабление транспортным компаниям, использующим для перевозки пассажиров микроавтобусы (с количеством посадочных мест от 5 до 17 включительно), в качестве К2 - 0,8. В Коломенском муниципальном районе К2 для пассажирских перевозок зависит от местности и сезонности (Решение от 22.10.2007 N 310/36СД). Так, значение подкоэффициента <3> К2: для сельских населенных пунктов - 0,4, а для иных территорий - 0,7; с мая по сентябрь - 1, с октября по апрель - 0,8. Например, значение К2 для перевозок по иным территориям Коломенского муниципального района с октября по апрель составляет 0,56 (0,7 x 0,8). В Железнодорожном городском округе Московской области установлено единое значение коэффициента К2 для пассажирских перевозок - 0,5 (Решение от 17.10.2007 N 05/34).

<2> Ногинского муниципального района МО от 02.11.2007 N 98/10, Лотошинского муниципального района МО от 01.11.2007 N 418/43, Люберецкого муниципального района МО от 31.10.2007 N 256/28, городского округа Пущино МО от 25.10.2007 N 362/58, городского округа Электросталь МО от 25.10.2007 N 255/36.
<3> В гл. 26.3 НК РФ нет прямого указания на использование так называемых подкоэффициентов. Однако представить, что это такое, достаточно легко. В качестве подкоэффициента можно определить значение конкретного фактора (ст. ст. 346.27, 346.29), влияющего на результат деятельности хозяйствующих субъектов.

Более лояльными показали себя законодатели муниципальных образований Ленинградской области. Некоторые ранжируют значение К2 следующим образом: для легковых такси - 1; для других пассажирских перевозчиков на междугородних маршрутах - 0,5, на внутригородских - 0,3 <4>. В некоторых муниципальных образованиях установлены следующие значения: до 13 посадочных мест - 0,27, свыше 13 посадочных мест - 0,12 <5>. Кроме того, существует возможность снизить даже эти значения путем умножения на подкоэффициент (от 0,8 до 1), учитывающий территорию, на которой осуществляется деятельность. Есть местности, где коэффициент К2 един для всех пассажирских перевозчиков и составляет 0,2 <6>.

<4> Решение Совета депутатов муниципального образования "Сосновоборский городской округ Ленинградской области" от 16.10.2007 N 130.
<5> Решение Совета депутатов муниципального образования "Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области" от 13.09.2007 N 225.
<6> Решение Совета депутатов муниципального образования "Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области" от 04.09.2007 N 144.

В Нижнем Новгороде также взяли число посадочных мест 13 и установили, что для автобусов с меньшей вместимостью К2 равен 0,6, с большей - 0,3 <7>.

<7> Постановление Городской Думы от 19.09.2007 N 76.

Получается, что не во всех регионах перевозчики смогут существенно уменьшить сумму ЕНВД за счет низкого значения К2. Некоторые из них уже сегодня задаются вопросом, какие еще способы доступны для оптимизации отчислений в бюджет.

В каком порядке устанавливается К2 и можно ли его оспорить?

Итак, в расчете единого налога участвуют такие величины, как базовая доходность и физический показатель (установлены в п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Их произведение образует сумму вмененного дохода, который и является объектом обложения ЕНВД (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). С другой стороны, базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).

К сведению: Минэкономразвития Приказом от 19.11.2007 N 401 установило на 2008 г. коэффициент-дефлятор К1, равный 1,081.

Как мы уже говорили, К2 устанавливается местными властями с учетом различных особенностей ведения конкретной деятельности в области, районе, муниципальном образовании. Причем законодатели определяют значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности (пп. 3 п. 3 ст. 346.26 НК РФ). Это означает, что нормативными актами может быть установлено единое значение К2 для каждого вида предпринимательской деятельности, которое учитывает совокупность особенностей его ведения, а также значение К2, учитывающее конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности (речь идет о введении подкоэффициентов). Эти действия не являются взаимоисключающими (Письмо Минфина России от 31.08.2007 N 03-11-04/3/335). То есть уполномоченные органы власти вправе утверждать коэффициент К2 (подкоэффициенты к нему) с учетом как отдельных, так и совокупности факторов, влияющих на предпринимательскую деятельность. При этом перечень таких факторов законодательно не ограничен. Порой это ведет к конфликтам между налогоплательщиками и властями, особенно если их мнения о влиянии определенного события на предпринимательскую деятельность в целом не совпадают. Примером такого события может служить рост средней заработной платы по области или, напротив, ее низкий уровень на том или ином предприятии. Так, в Письме Минфина России от 20.09.2007 N 03-11-03/9 сказано, что при утверждении значений коэффициента К2 представительные органы могут применять как повышающий, так и понижающий подкоэффициент, учитывающий уровень заработной платы, выплачиваемой налогоплательщиками единого налога наемным работникам.

Налогоплательщики могут попытаться оспорить такой подход, поскольку ч. 1 ст. 192 АПК РФ закреплено право гражданина (организации, иного лица) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим соответствующего нормативного правового акта, если он полагает, что этот документ или отдельные его положения не соответствуют закону (имеющему большую юридическую силу) и нарушают его права и интересы в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, в силу ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Несмотря на то что правовые предпосылки для борьбы с чиновниками за понижающий К2 есть, мы вынуждены предостеречь плательщиков ЕНВД. Арбитражная практика свидетельствует - судьи в основном поддерживают представителей власти.

Так, в одном из судебных разбирательств предприниматель заявил, что величина К2 экономически необоснованна, сформирована без учета особенностей конкретной деятельности и препятствует реализации его конституционных прав. Судьи, со своей стороны, обратились к п. 3 ст. 3 НК РФ о том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Однако арбитры отметили, что эти азы налогового законодательства применимы исключительно к суммам налогов и сборов и не распространяются на условные величины, используемые для определения этих сумм (Постановление ФАС СЗО 12.02.2007 N А42-4578/2006).

Другой пример - Постановление ФАС СЗО от 02.10.2007 N А13-2126/2007. Предприниматели выступили с заявлением о признании недействительным решения местных властей в части установления корректирующего коэффициента К2 по определенной деятельности в размере большем, чем прошлогодний. Судьи оставили без рассмотрения жалобу предпринимателей и сочли размер К2 экономически обоснованным, так как чиновники пояснили, что повышение коэффициента (с 0,5 до 0,6) связано с ростом среднемесячной заработной платы населения района по этой отрасли, который составил 20% относительно показателя среднемесячной заработной платы населения прошлого периода.

Таким образом, если по данным статистики зарплата в районе растет, то коэффициент будет постепенно повышаться, и это закономерно. С другой стороны, в прессе появляется информация о том, что законодатели некоторых областей персонально увеличивают К2 (в 2 - 7 раз, но в пределах 1) предприятиям с низкой заработной платой.

Следует признать, что перевозчики вряд ли смогут оспорить экономическое обоснование расчета ЕНВД, в том числе значений К2.

Подсчет посадочных мест, или Один пишем, два - в уме

Закон 85-ФЗ изменил для пассажирских перевозчиков только физический показатель, но порядок его определения в НК РФ не установлен. За это взялся Минфин. Во-первых, чиновники указали, что количество посадочных мест следует определять на основании данных технического паспорта завода - изготовителя транспортного средства. Во-вторых, подсчет нужно вести по каждому транспортному средству. Однако в законодательстве все же образовалась лазейка, которой отдельные налогоплательщики попытаются воспользоваться. В частности, соблазн оптимизации налога может возникнуть в тех областях, где значение К2 зависит от числа посадочных мест. Возьмем, например, Решение Совета депутатов муниципального образования N. Им установлено, что К2 зависит от количества посадочных мест: до 13 - он имеет одно значение, свыше 13 - уменьшается в два раза. При этом чиновники не указали, каким образом определять К2 - по каждому транспортному средству или по всем в совокупности. Очевидно, что организации выгодно сложить посадочные места по всем автобусам (посчитанные "по науке" Минфина - по техпаспортам и по каждому ТС), преодолеть установленный предел (13) и воспользоваться понижающим коэффициентом. Формально ни НК РФ, ни разъяснения Минфина, ни муниципальный закон не запрещают так поступать. Справедливости ради отметим, что не во всех регионах законодатели так легкомысленны. Например, нижегородцы позаботились о том, чтобы понижающий К2 определялся по каждому автобусу (микроавтобусу).

Фактический период осуществления предпринимательской деятельности

Некоторые перевозчики могут попытаться скорректировать К2 исходя из фактического периода ведения деятельности за календарный месяц, тем более если предприятие или ИП действительно работает по укороченному графику. Приведем запрос налогоплательщика из Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-11-05/262: ИП оказывает автотранспортные услуги и переведен на уплату ЕНВД (грузоперевозки). Автомобиль, на котором осуществляется деятельность, взят в аренду, причем на определенное количество рабочих дней в месяце, а не на полный месяц. Правомерно ли корректировать значение коэффициента К2 исходя из количества дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца? Казалось бы, ответ очевиден, ведь Минфин неоднократно заявлял, что если предприятие (ИП) по объективным причинам работает неполный месяц, то К2 можно и нужно определять с учетом фактического количества календарных дней ведения деятельности. Вспомним хотя бы Письмо Минфина России от 14.08.2007 N 03-11-04/3/319. В нем чиновники подтвердили право розничного магазина, работающего только в будни, корректировать К2. С другой стороны, в Письме от 12.10.2007 N 03-11-04/3/404 финансисты обратили внимание на то, что при определении фактического периода осуществления деятельности налогоплательщику необходимо учитывать режим работы предприятия, и, если он уже учтен законодателем при определении коэффициента базовой доходности К2, он не вправе корректировать значения коэффициента в порядке, установленном п. 6 ст. 346.29 НК РФ.

Однако в сфере транспорта существуют свои нюансы. Начнем с того, что финансисты отказали ИП в праве корректировать сумму налога исходя из фактического периода ведения деятельности. В качестве обоснования были приведены следующие аргументы. Корректировка значений коэффициента К2 исходя из количества дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца может осуществляться в том числе по отдельным объектам ведения предпринимательской деятельности. Например, в розничной торговле это магазины, павильоны, киоски и т.п., в общественном питании - рестораны, бары, кафе и т.п. Следует иметь в виду, что при оказании транспортных услуг налогоплательщик переводится (или не переводится) на уплату ЕНВД не по отдельному объекту, как в розничной торговле или общепите, а исходя из совокупного количества соответствующих объектов (транспортных средств), задействованных в предпринимательской деятельности (до или более 20 ед.). Таким образом, если в общепите площадь конкретного объекта (ресторана) превысит допустимый предел (150 кв. м), то предприятие прекратит применять спецрежим по данному объекту. В сфере перевозок манипуляции с транспортной единицей не влияют на применение "вмененки" в целом по направлению - транспортные перевозки. Поэтому специалисты Минфина и указали, что корректировка значений коэффициента К2 в зависимости от фактического использования в предпринимательской деятельности физических показателей (транспортных средств или посадочных мест) гл. 26.3 НК РФ не предусмотрена. Следовательно, если автомобиль используется в деятельности по перевозке грузов только в будние дни, ЕНВД нужно платить за полный календарный месяц.

Нам бы хотелось выразить собственное мнение. Для этого предлагаем вернуться к первоисточнику - абз. 3 п. 6 ст. 346.29 НК РФ. В нем сказано, что значение корректирующего коэффициента К2 корректируется в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности, который может изменяться под влиянием факторов, перечисленных в абз. 6 ст. 346.27 НК РФ (определение К2), - сезонность, режим работы, величина доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иных особенностей. Для этого нужно определить отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к общему количеству календарных дней этого месяца. При сокращении фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности (под влиянием тех или иных особенностей) неизбежно перестают использоваться физические показатели (площадь торгового зала, кафе, транспортные средства, посадочные места). С другой стороны, неиспользование в деятельности перечисленных физических показателей не всегда приводит к сокращению фактического периода ведения деятельности. Чтобы пояснить, о чем идет речь, приведем пример.

Пример. ИП арендует несколько транспортных средств для перевозки грузов или пассажиров. Одним из них он владеет, согласно договору аренды, в определенные дни месяца (например, в будни или, наоборот, в выходные).

В этом случае говорить о корректировке К2 не приходится. Ведь неиспользование одного транспортного средства в течение всего календарного месяца не привело к изменению фактического периода ведения предпринимательской деятельности ИП.

В запросе к Письму Минфина России от 07.11.2007 N 03-11-05/262 чиновники не увидели оснований для проведения такой корректировки, однако, по нашему мнению, они есть. ИП осуществляет деятельность по оказанию автотранспортных услуг, используя одно транспортное средство, взятое в аренду, определенное количество рабочих дней в месяце. То есть фактическое использование физического показателя (транспортного средства, посадочных мест) предопределяет фактический период ведения "вмененной" деятельности. Условия договора аренды и есть те самые иные особенности осуществления предпринимательской деятельности, с учетом которых следует проводить корректировку К2 ввиду сокращения фактического периода ведения деятельности.

Считаем транспортные средства

Несмотря на перечисленные выше негативные аспекты "вмененного" спецрежима, он все же имеет ряд преимуществ перед традиционной системой налогообложения. Поэтому стремление налогоплательщиков, которые уже "выросли" из "вмененки", удержаться на уплате ЕНВД вполне понятно. Так, если количество транспортных средств превысит 20 шт., предприятие будет вынуждено перейти на применение ТСНО или УСНО. Здесь уместно напомнить, какие машины входят в заветную двадцатку (Письмо Минфина России от 26.11.2007 N 03-11-04/3/459). Унитарное транспортное предприятие имеет автобусы (19 шт.), на которых перевозят пассажиров, легковой и грузовой автомобили, используемые исключительно для служебных и хозяйственных целей, трактор и автопогрузчик, задействованные в деятельности, не облагаемой ЕНВД. Таким образом, общее количество транспортных средств превышает 20. Можно ли применять спецрежим в виде ЕНВД? Ответ Минфина положительный. Ведь при подсчете количества транспортных средств для целей применения гл. 26.3 НК РФ следует учитывать те, которые предназначены для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов. К ним не относится транспорт, который используется в иных целях, например для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта. Исключением в данном случае являются транспортные средства, которые используются одновременно и для перевозки пассажиров (грузов), и для собственных нужд.

Вместе с тем трактора и автопогрузчики согласно ОКОФ ОК 013-94 <8> поименованы в разд. 14 "Машины и оборудование", поэтому они не подлежат учету при определении предельного количества транспортных средств, установленного ст. 346.26 НК РФ.

<8> Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Сдача в аренду автомобиля с экипажем

Однако как сохранить спецрежим, если пассажирского (грузового) транспорта более 20 шт.? Можно сдавать лишний транспорт в аренду с экипажем дружественной компании.

В начале 2007 г. Минфином было выпущено Письмо от 23.03.2007 N 03-11-04/3/76 о том, что деятельность по предоставлению юридическим лицам по договорам аренды (фрахтования на время) транспортных средств (для осуществления грузовых и пассажирских перевозок) вместе с услугами по управлению (ст. 632 ГК РФ) может быть переведена на уплату ЕНВД. Данный вывод был основан на том, что согласно ОКДП ОК 004-93 <9> и ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) <10> аренда грузовиков с водителем или оператором относится к деятельности по обеспечению грузовых перевозок автомобильным транспортом (код 6023), а деятельность по фрахту пассажирских транспортных средств на договорных началах относится к деятельности пассажирского автомобильного транспорта, не подчиняющегося расписанию (код 6022). Такой подход не давал возможности остаться на "вмененке" тем предприятиям, которые планировали передавать излишки транспорта в аренду.

<9> Постановление Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.
<10> Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД".

Сегодня, основываясь на ст. ст. 784 - 786, 632 ГК РФ, чиновники пришли к выводу, что предпринимательская деятельность по передаче в аренду автомобиля с экипажем не относится к предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (или грузов), в отношении которой организации и ИП могут признаваться плательщиками ЕНВД. Финансисты рекомендуют применять по таким операциям общий порядок налогообложения (Письмо от 10.07.2007 N 03-11-05/147).

В нашей ситуации выгодно руководствоваться последними рекомендациями, поскольку они, хотя и предопределяют перевод операций по аренде на ТСНО (УСНО), все же выгодны с точки зрения возможности применения ЕНВД арендатором (дружественной компанией).

Открытие обособленного подразделения сэкономить не поможет

Некоторые налогоплательщики пытаются воплотить в жизнь еще один способ сохранить "вмененку". Регистрируют несколько обособленных подразделений и каждое из них наделяют транспортом в пределах 20 шт. Однако Минфин такую схему не пропустит. Об этом свидетельствуют последние письма о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Почему? Поясняем. Согласно п. 2 ст. 346.28 НК РФ указанные налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности. Под местом осуществления деятельности в целях применения данного пункта чиновники рекомендуют понимать место нахождения физических показателей, а если эти физические показатели используются в деятельности передвижного характера - место получения дохода от такой деятельности. Как фиксируется место получения дохода, Минфин не указал и сразу перешел к главному:

Данная позиция представлена в Письмах от 15.11.2007 N 03-11-04/3/440, от 16.11.2007 N 03-11-04/3/443, от 19.10.2007 N 03-11-04/3/413.

Таким образом, равномерно распределить количество транспортных средств по обособленным подразделениям и остаться на "вмененке", если общее количество транспортных средств свыше 20, не удастся.

Регистрация плательщиков ЕНВД

Напомним, в каком порядке осуществляется регистрация и снятие с учета организаций (ИП) в качестве плательщиков ЕНВД. Подробно он описан в Письме Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249 (направлено для использования Письмом ФНС России от 19.10.2007 N СК-6-09/798@).

Итак, датой начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, считается начало реализации соответствующих товаров (работ, услуг) <11>. Именно с этого момента (не позднее пяти дней) организации (ИП) следует подтвердить статус плательщика "вмененного" налога - он обязан встать на учет в налоговых органах по месту ведения такой деятельности. Как мы выяснили, для перевозчиков им является место нахождения организации и место жительства ИП (Письмо Минфина России от 16.11.2007 N 03-11-04/3/443). Для этого подается (направляется по почте) соответствующее заявление о постановке на учет <12>. К нему прилагаются копии правоустанавливающих документов организации или ИП <13>. После этого налоговый орган выдает (направляет по почте) уведомление о постановке на учет организации (ИП) <14>.

<11> Письмо Минфина России от 07.09.2007 N 03-11-04/3/355.
<12> По форме N 9-ЕНВД-1 (для организаций) и по форме N 9-ЕНВД-2 (для ИП), утв. Приказом МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722.
<13> Если регистрацией занимается представитель налогоплательщика, то необходимы еще и копии заверенных в установленном порядке документов, на основании которых он осуществляет свои полномочия.
<14> По форме N 1-3-Учет (для организаций) и по форме N 2-3-Учет (для ИП), утв. Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Для снятия плательщика ЕНВД с учета необходимо подать (направить по почте с уведомлением о вручении) в налоговый орган по месту ведения деятельности заявление о снятии с учета. Оно составляется в произвольной форме с указанием даты прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Налоговый орган, в свою очередь, должен уведомить <15> организацию (ИП) о снятии ее с учета в качестве плательщика ЕНВД.

<15> По форме N 1-5-Учет (для организаций) и по форме N 2-4-Учет (для ИП), утв. Приказом ФНС России N САЭ-3-09/826@.

Приостановление деятельности...

...может произойти не только по желанию хозяйствующего субъекта, но и по причинам, от него не зависящим. Как в этом случае взаимодействовать с налоговой инспекцией?

Во-первых, если организация состоит на учете как плательщик ЕНВД, но при этом ее деятельность приостановлена, то уплачивать "вмененный" налог она не должна, поскольку обстоятельством, указывающим на обязанность уплаты ЕНВД, служит осуществление определенного вида деятельности. При отсутствии такой деятельности не существует и обязанности по уплате ЕНВД (пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Во-вторых, как следует из разъяснений Минфина (Письмо от 06.02.2007 N 03-11-04/3/37), если организация (ИП) приостанавливает "вмененную" деятельность и не заявляет о снятии с учета как плательщик ЕНВД, то она все равно должна сдавать в инспекцию декларации по ЕНВД, но пустые. Это следует из общего правила о том, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 (п. 7)). Освободиться от сдачи "нулевой" декларации можно только после представления заявления и получения уведомления о снятии с налогового учета в качестве плательщика ЕНВД (Письмо Минфина России от 02.10.2007 N 03-11-04/3/381).

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"