Мудрый Экономист

К вопросу о юридической природе понятия "платежи"

"Право и экономика", 2008, N 1

Биография

Солдатова Вера Ивановна ведущий советник Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ, кандидат юридических наук. Специалист в области финансового и банковского законодательства.

Родилась 19 июня 1954 г. В 1976 г. окончила юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Автор более 40 опубликованных научных трудов (статьи в журналах, сборниках).

  1. На практике широкое распространение получил термин "платежи", который употребляется в экономическом и юридическом аспектах. Однако, несмотря на столь широкое его использование, в экономической и юридической литературе отсутствует единое понятие данного термина.

В юридических и экономических словарях и справочниках термин "платежи" не употребляется, соответственно, не дается и его понятие. В указанных словарях встречаются понятия "платеж наличный", "платеж против документов", "плата квартирная" и т.д. Исключение составляет лишь "Финансово-кредитный энциклопедический словарь" под ред. А. Грязновой (М., 2004 г.), в котором дается следующее определение платежей: "Платежи - денежные средства, которые надлежит уплачивать за приобретенные товары и предоставленные услуги, используемые ресурсы, предоставленный кредит, а также установленные законом взносы в форме расчетов по обязательствам" (с. 741). Далее перечисляются виды платежей, осуществляемые предприятиями: оплата товаров, работ и услуг; выплата зарплаты; арендная плата; платежи в бюджет и внебюджетные фонды; платежи за природные ресурсы, землю, воду и др.

Из приведенного текста видно, что термин "платежи" является многозначным, т.е. может иметь разное значение и содержание. Данное свойство рассматриваемого понятия является причиной отсутствия его единого (общего) определения в справочной и специальной юридической и экономической литературе.

  1. Многозначность данного термина обусловливает его использование в различных законодательных актах (в Налоговом кодексе и Таможенном кодексе, а также в ряде федеральных законов).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин "платежи" является межотраслевым, т.е. он используется в актах финансового, гражданского, административного законодательства, а также в международных правовых актах. При этом легальное определение данного понятия практически отсутствует. Исключение составляет Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в ст. 2 которого дается определение обязательных платежей, в которые входят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Термин "платежи" (обязательные платежи) употребляется в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 9), в Налоговом кодексе Российской Федерации (налоги, сборы и другие обязательные платежи), Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 50).

Земельный кодекс Российской Федерации (ст. 65) устанавливает, что формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. При этом законодатель не указал на различия этих форм платы. Между тем их правовая природа различна: арендная плата устанавливается договором (добровольным соглашением сторон), а налог - это обязательный безусловный платеж.

Представляет интерес Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О, в котором анализируются нормы ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", устанавливающей, что негативное воздействие на окружающую среду является платным, а формы платы определяются федеральными законами. В п. 5 указанного Определения Конституционного Суда даются сущностные юридические признаки платежей за негативное воздействие на окружающую среду: указанные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений), они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В ст. 3 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" содержится термин "обязательные платежи", под которыми понимаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим следует назвать также Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. N 28-О, в котором даются отличительные признаки налогов и страховых взносов. В частности, указывается, что в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда РФ персонифицируются по каждому застрахованному лицу. Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.

  1. Анализ использования понятия "платежи" в действующем законодательстве и судебных актах приводит к следующим выводам.

Понятием "платеж" обозначается сумма, подлежащая перечислению (в сфере банковских расчетов и иных гражданско-правовых отношений), а осуществление платежа - действия плательщика и банков по перечислению.

Понятие "обязательные платежи" может использоваться в узком и широком смыслах. В узком значении оно обозначает платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды (ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). В широком значении термином "обязательные платежи" обозначаются платежи, уплата которых обязательна для конкретных субъектов (ст. 3 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

В зависимости от того, в чьих интересах взимаются платежи, можно различать публично-правовые и частноправовые платежи. Публично-правовые платежи называют фискальными платежами, к которым относятся налоговые платежи. В ст. 41 Бюджетного кодекса определяется перечень налоговых и неналоговых доходов, поступающих в бюджет. Налоговые доходы являются результатом поступления налоговых платежей. Статья 50 Бюджетного кодекса определяет перечень налоговых доходов федерального бюджета, к которым относятся налоги, акцизы и регулярные платежи (за добычу полезных ископаемых), а также сборы и государственная пошлина.

Неналоговые доходы, перечисленные в п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности и др.), образуются в результате поступления неналоговых платежей.

В частноправовом значении к обязательным платежам относятся те, уплата которых связана с охраной частных интересов, - это платежи по гражданско-правовым договорам, в результате возмещения убытков и др.

В.И.Солдатова

К. ю. н.,

ведущий советник

Правового управления

Аппарата Государственной

Думы ФС РФ,

специалист

в области финансового

и банковского законодательства