Мудрый Экономист

Нужны ли МСФО малому бизнесу

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2008, N 1

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" вступает в силу с 1 января 2008 г. Статья 7 данного Закона предусматривает в числе прочих мер специальные налоговые режимы, а также упрощенные: правила ведения налогового учета, формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; систему ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, занимающихся отдельными видами деятельности; порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

Появилась надежда, что наконец-то будут разработаны разумные правила бухгалтерского учета для малых и средних предприятий, необходимость которых остро ощущают российские предприниматели и специалисты по бухгалтерскому учету. С одной стороны, формально действующие Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства <1> нормативным документом не являются (не зарегистрированы в Минюсте России), практической ценностью не обладают (рекомендуют формы счетоводства 50-х гг. прошлого века) и, соответственно, не применяются.

<1> Утверждены Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н.

С другой стороны, законодательное освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, обернулось для них проблемами при выплате и налогообложении дивидендов, переходе на иные режимы налогообложения. Все усилия Минфина России по реформированию бухгалтерского учета и сближению его с международными стандартами финансовой отчетности были направлены на нужды большого бизнеса, и "малыши" остались без попечительства.

Общепризнано, что в сегодняшних условиях ведение учета в соответствии с МСФО весьма дорогое удовольствие. Ведь еще остаются многочисленные различия с российскими стандартами бухгалтерского учета, а специалистов нужной квалификации мало и услуги их недешевы. Поэтому широко распространено мнение, что малым предприятиям МСФО не только не нужны, но и противопоказаны. Так ли это на самом деле?

Первые дискуссии по этому вопросу разгорелись в 2005 г., когда Лондонский комитет по МСФО объявил о начале работы над адаптацией МСФО для малого и среднего бизнеса. Представители Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" и Национальной организации по стандартам финансового учета пришли к выводу, что МСФО крайне необходимы российскому малому бизнесу, поскольку только эти стандарты способны "отучить" небольшие компании от составления "серой" и запутанной налоговой отчетности.

А вот Минэкономразвития России выступило против усложнения форм финансовой отчетности для малых и средних предприятий, считая "нецелесообразным повышение цены входа на финансовый рынок для мелких и средних компаний", если они действуют на публичном рынке и не несут рисков для своих владельцев. Против выступили и отдельные представители аудиторских компаний, считающие, что малый бизнес не будет готов к таким стандартам даже через десять лет.

В то же время другие аудиторы подчеркивали преимущества, которые малые предприятия получат при переходе на международные стандарты. В частности, эксперты полагают возможным использовать МСФО в качестве базы для построения системы управленческого учета в компаниях. Кроме того, они считают переход на МСФО шагом к образованности и обеспечению прозрачности экономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Также этот факт может сделать более плавным переход к МСФО, если предприятие из малого вырастет в среднее, а из среднего - в крупное.

С появлением в этом году проекта МСФО для малого и среднего бизнеса дискуссия возобновилась. По мнению Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров (АССА), долгожданный проект стандарта МСФО является серьезным шагом на пути к созданию эффективной международной системы финансовой отчетности для этого крайне важного сектора экономики. Совет по МСФО провел большую работу по оптимизации чрезмерно сложной системы финансовой отчетности для малого и среднего бизнеса. Огромную роль для успешного применения нового стандарта в глобальном масштабе играет и то, что разные страны могут применять определенную гибкость в следовании его положениям. Однако сохраняется еще много сложностей в использовании стандарта для составителей отчетности (бухгалтеров). Кроме того, проект стандарта не дает четкой формулировки потребностей пользователей данного вида отчетности.

Предприниматели настороженно относятся к дискуссии, по опыту зная, что любые новшества учета оборачиваются для них дополнительными, неоправданно высокими расходами. Вряд ли семье, владеющей, к примеру, небольшой пекарней или магазином, так уж необходимо получать от бухгалтера отчеты именно по МСФО, чтобы понять финансовое положение своего предприятия, - они прекрасно контролируют ситуацию и без этого.

Теперь предложенный зарубежными экспертами проект рассматривается и в нашей стране. Проводится разъяснение отдельных положений стандарта, анкетирование специалистов по МСФО. Согласно плану работы Национального совета по стандартам финансовой отчетности Фонда НСФО публичное обсуждение документа намечалось на июнь текущего года, но ввиду аномально жаркого лета уже отложено на октябрь.

В связи с этим представляется очень важным учесть принципы МСФО и положения нового стандарта при разработке правил бухгалтерского учета для малых и средних предприятий. Целесообразно принять во внимание и опыт казахских коллег, которые в 2006 г. приступили к разработке национального стандарта для малых предприятий на основе соответствующего проекта МСФО. Ввиду методологической сложности полный комплект международных стандартов действительно практически неприменим для малого бизнеса. Но, освобождая малый бизнес от обязанности сдавать отчетность в соответствии с МСФО, Минфин Республики Казахстан своим национальным стандартом стремится обеспечить безболезненный переход малого бизнеса на соответствующий стандарт после его принятия.

В отношении нехватки кадров по МСФО (один из основных аргументов противников применения МСФО малым бизнесом) полагаем, что разработка единого (без отсылочных норм) национального стандарта для малых предприятий на основе соответствующего МСФО с учетом положительных качеств ныне действующих типовых рекомендаций (доступное и прямое разъяснение основ бухгалтерского учета) будет действенной мерой по внедрению принципов МСФО в сознание большого числа бухгалтеров и руководителей, подготовит их к пониманию и освоению МСФО в полном объеме в ходе практической деятельности. Иными словами, построение национального стандарта для малого бизнеса на принципах МСФО и будет действенным инструментом решения кадровой проблемы в учете. Значимость освоения принципов МСФО на упрощенных моделях для российских предпринимателей и учетных работников заключается прежде всего в коренном изменении отношения к учету, окончательном формировании рыночного мировоззрения, повышении общеэкономического уровня основной массы активного населения страны.

Итак, на повестке дня новое положение по бухгалтерскому учету "Учет в малом бизнесе", которое или ускорит всеобщий переход на МСФО в российской экономике, или затормозит его. Способен ли Минфин России сделать действительно работающий прогрессивный документ или нам снова вернут Единую журнально-ордерную форму счетоводства для предприятий, утвержденную Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63? Но это уже вопрос регулирования бухгалтерского учета в целом, а новые законы о бухгалтерском учете, аудиторской деятельности, консолидированной отчетности на годы зависли в Государственной Думе на стадии обсуждения в комитетах или после первого чтения.

В.Л.Бахтин

Эксперт

Первого Дома Консалтинга

"Что делать Консалт"