Мудрый Экономист

Совершенствование налогового законодательства в целях стимулирования инновационно активных организаций

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2008, N 1

В условиях современной жесткой конкуренции инновации играют ключевую роль в развитии любого предприятия и в обеспечении национальной конкурентоспособности, повышении качества жизни населения, роста его благосостояния и процветания. Финансовый менеджмент инновационно активных организаций в ряде случаев сталкивается с проблемами налогового характера. Следовательно, важным направлением совершенствования налогового законодательства является создание системы налоговых преференций, способствующих развитию таких организаций.

Порядок и сроки признания расходов на НИОКР

В настоящее время расходы, понесенные организациями на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ. Под расходами на НИОКР подразумеваются затраты:

Не относятся к затратам на НИОКР расходы на создание нематериальных активов (если на результат работ будет получено свидетельство либо патент) и подготовку и освоение новых производств, цехов, агрегатов (такие расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией), а также затраты исполнителя, выполняющего НИОКР по заказу другой организации.

Необходимо обратить внимание, что значительная доля расходов на научные исследования и разработки - это отчисления, которые организация делает на формирование специализированных фондов. В настоящее время такие отчисления являются нормируемой величиной. По действующему налоговому законодательству указанные расходы признаются для целей налогообложения в пределах 0,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика. При отсутствии в Налоговом кодексе РФ специальных пояснений под валовой выручкой подразумевается показатель выручки от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ на отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода нарастающим итогом. Статья 262 НК РФ не устанавливает специального порядка включения указанных затрат в состав прочих расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В связи с этим расходы в форме указанных отчислений учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль по мере их фактического осуществления. Следует поддержать новацию налогового законодательства <1>, вступающую в действие с 1 января 2008 г., в части увеличения норматива отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и отраслевых и межотраслевых фондов с 0,5 до 1,5%.

<1> Пункт 4 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности".

Динамика российского налогового законодательства в части норм, касающихся порядка и сроков признания расходов на НИОКР в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, может быть оценена как положительная, так как она направлена на усиление стимулирующей составляющей налогообложения. При вступлении в действие гл. 25 НК РФ расходы на НИОКР равномерно включались налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования проведенных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Подобный порядок отнесения затрат на НИОКР в состав прочих расходов приводил к тому, что продукты с длительным инновационным циклом финансировались за счет прибыли организации. С 2005 г. налогоплательщикам была предоставлена возможность включать понесенные расходы в состав прочих расходов в течение двух лет. С 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ налогоплательщики получили право признавать в целях налогообложения расходы на НИОКР в течение одного года с момента завершения исследований или их отдельных этапов.

Положительной можно признать и динамику налогового законодательства в части норм, регулирующих порядок отнесения затрат на НИОКР, которые не дали положительного результата. Речь идет о расходах, которые изначально были направлены на создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), но в итоге поставленные цели не были достигнуты.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки также являются рисковыми, вероятность получения отрицательного результата хотя и дифференцирована по конкретным разработкам, но в целом велика. Однако отрицательный результат научного исследования - это объективно неизбежная составляющая развития. Исследования, проводившиеся на базе 120 американских корпораций, показали, что около 60% всех опытно-конструкторских разработок никогда не превращается в коммерчески используемую новую продукцию. Более того, даже когда проект воплотится в нововведение, это не означает, что оно будет прибыльным <2>. Кроме этого, из содержания ст. 262 НК РФ следует, что к НИОКР, не давшим положительного результата, относятся также разработки, которые с точки зрения науки дали положительный результат, так как в итоге произведенных расходов получен новый продукт (работы, услуги), но по каким-либо причинам данный продукт не может производиться в организации, его разработавшей.

<2> См.: Фадеев В.Ю., Шапкин И.Н. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: Наука, 2007.

Первоначально расходы налогоплательщика на НИОКР, не давшие положительного результата, не подлежали включению в состав прочих расходов. Затем в законодательстве появились нормы, разрешающие относить такие расходы к прочим (до 2006 г. - равномерно в течение трех лет). Также до 2006 г. существовало ограничение на величину затрат на НИОКР, не давшие положительного результата, подлежащую включению в состав прочих расходов, - 70% фактических затрат. С 2006 г. данный норматив был отменен.

В настоящее время расходы на НИОКР, которые не дали положительного результата, уравнены с НИОКР, имеющими положительный результат, и включаются в состав прочих расходов в полном объеме в течение одного года. Безусловно, возможность учета для целей налогообложения расходов на НИОКР в полном объеме вне зависимости от того, получен результат или нет, - существенный фактор, позволяющий говорить об усилении налогового стимулирования инновационной деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что в российском налоговом законодательстве по-прежнему имеются резервы для усиления стимулирующего воздействия налогов в области инновационного развития, и в частности в отношении порядка признания расходов на НИОКР. Пока что стимулирующий эффект развития инновационной деятельности ограничен дифференцированным подходом к определению порядка и сроков признания расходов, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг).

Дифференциация происходит по признаку регистрации налогоплательщика на территории особой экономической зоны (ОЭЗ). Налогоплательщики, зарегистрированные и работающие на территории такой зоны, созданной в соответствии с законодательством РФ, находятся в более выгодном положении по сравнению с основной массой организаций-налогоплательщиков, осуществляющих расходы на проведение НИОКР. Дело в том, что только у организаций, зарегистрированных и работающих в ОЭЗ, все расходы на НИОКР, включая не давшие положительного результата, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были понесены, в размере фактических затрат.

У других организаций-налогоплательщиков расходы на НИОКР (вне зависимости от того, дали они положительный результат или нет) в налоговом учете включаются в состав прочих расходов равномерно в течение одного года начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (или отдельные их этапы). При этом дата завершения разработок или исследований определяется по дате подписания акта сдачи-приемки соответствующих работ. Таким образом, основная масса налогоплательщиков ущемлена и в отношении порядка и сроков списания расходов на НИОКР.

Однако необходимо отметить, что особые экономические зоны, будучи важным и эффективным направлением государственной политики, являются лишь точечным инструментом стимулирования экономического развития. В целях развития инновационной экономики нецелесообразно делать ставку только на механизм технико-внедренческих ОЭЗ, так как он не приведет к широкомасштабному распространению инноваций в России в силу того, что льготами, предусмотренными для резидентов данных зон, может воспользоваться очень ограниченное число предприятий.

На практике вне зависимости от того, где зарегистрирована организация, любому заводу, техноцентру, технопарку или промышленному предприятию далеко не безразличен момент признания расходов на НИОКР в целях налогообложения. Равномерное списание на протяжении года стоимости выполненных НИОКР негативно сказывается на развитии инновационной деятельности, так как авансовый платеж по налогу на прибыль отчетного периода, в котором фактически осуществлялись расходы на исследования и разработки, получается завышенным.

В условиях поставленной перед российской экономикой задачи перехода к инновационному типу развития существующий подход к порядку и срокам признания НИОКР в целях налогообложения прибыли представляется несовершенным и требует корректировки. Обратимся к международному опыту.

В Австрии при определении налоговой базы по налогу на прибыль любые расходы на НИОКР принимаются в полном объеме в момент их осуществления. При наличии убытка у компании предусмотрено субсидирование расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет бюджетных средств (либо в виде налогового кредита) в размере 8% суммы понесенных расходов.

В Японии компаниям, увеличивающим по сравнению с предыдущими годами расходы на НИОКР, предоставляется возможность уменьшить налог на прибыль корпораций на 20% суммы прироста расходов на НИОКР. Однако эта сумма не должна превышать 10% подлежащего уплате корпоративного налога. Мелким и средним предприятиям разрешают уменьшить налог на прибыль на 6% годовых расходов на НИОКР, но не более 15% суммы налога. Также этим предприятиям дано право выбора конкретной схемы (порядка, предусмотренного для всех налогоплательщиков или только для мелких и средних предприятий) применения данной льготы <1>.

<1> См.: Гутников О.В. Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности // Законодательство и экономика. 2006. N 10.

На основе анализа действующего законодательства и зарубежного опыта можно предложить два альтернативных варианта совершенствования налогового законодательства.

Вариант 1. Расходы организации на НИОКР включать в состав прочих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

Данное положение должно касаться всех затрат организации на НИОКР (давших и не давших положительного результата). Предлагаемое уточнение действующего российского законодательства будет направлено на усиление стимулирования развития локальных и базовых инноваций. Вместе с тем предлагаемое изменение будет иметь большее значение для организаций, которые проводят НИОКР в значительных объемах. Новая редакция законодательной нормы позволит стимулировать увеличение самих затрат на НИОКР и повысит конкурентоспособность продукции предприятий, делающих ставку на выпуск продукции, разработанной на базе произведенных ими научных исследований.

Нельзя не признать, что возможность учета в целях налогообложения расходов на НИОКР, не приведших к положительному результату, дает возможность использовать простые способы мошенничества в целях минимизации налогообложения. Одним из инструментов мошенничества может стать преднамеренное заключение договора между организацией-налогоплательщиком и научной организацией о проведении научных исследований и последующее признание результатов данных исследований как не давших положительного результата. Следствием такого договора станет неправомерное занижение налоговой базы по налогу на прибыль организации-налогоплательщика. Чтобы предотвратить подобные действия, можно:

Резюме по первому варианту

Сущность изменений: признание в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на НИОКР в том отчетном периоде, в котором они фактически осуществлены.

Цель: сокращение налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций на величину фактических расходов.

Ограничения: изменения имеют отношение только к расходам на исследования и разработки, самостоятельно проведенные организациями.

Субъекты: любые организации, занимающиеся НИОКР и являющиеся плательщиками налога на прибыль.

Вариант 2. Изменить существующий сегодня порядок включения в состав прочих расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль затрат организации на проведение НИОКР.

Предусмотреть в налоговом законодательстве возможность формировать резерв предстоящих расходов на проведение НИОКР, который может стать для налогоплательщика собственным источником финансирования инновационного развития. Данный резерв (инновационный фонд) должен формироваться согласно утвержденному в организации положению о фонде (резерве) за счет ежемесячных равномерных отчислений. Расходы по формированию данного резерва могут учитываться в составе внереализационных.

Целесообразно предусмотреть и ограничение величины отчислений в данный инновационный фонд. Предлагаемая мера необходима для предотвращения возможности использовать расходы на формирование этого фонда в целях занижения налоговой базы по налогу на прибыль. Отчисления производятся лишь в размере средней величины фактически понесенных налогоплательщиком расходов на НИОКР за предшествующие два года, но не более сметной величины расходов на планируемый год. Для организаций, впервые планирующих такие расходы, величину резерва можно предусмотреть в размере сметной стоимости расходов на создание новой или усовершенствование производимой продукции.

При данном подходе предполагается, что фактические расходы организации-налогоплательщика на НИОКР будут осуществляться за счет средств инновационного фонда. Неиспользованный остаток фонда на конец налогового периода признается внереализационным доходом организации. Такой подход, с точки зрения автора, позволит повысить эффективность налогового стимулирования инновационной активности организаций. Подводя итог, можно предложить следующую схему:

Резюме по второму варианту

Сущность изменений: признание отчислений на формирование инновационного фонда организаций в целях налогообложения.

Цель: создание собственных источников финансирования научных исследований и разработок.

Ограничения: инновационный фонд используется только для покрытия расходов на исследования и разработки, самостоятельно проведенные организацией; величина резерва ограничивается средней суммой фактических расходов на НИОКР, понесенных налогоплательщиком за предшествующие два года.

Субъекты: любые организации, занимающиеся НИОКР.

Налоговая скидка в виде амортизационной премии

С января 2006 г. вступила в силу поправка к гл. 25 НК РФ (п. 1.1 ст. 259), разрешающая организациям списывать 10% первоначальной стоимости объектов основных средств единовременно при вводе оборудования в эксплуатацию. Это, безусловно, положительно влияет на процессы обновления основных фондов в экономике и создает стимулы для накопления организациями средств на обновление и приобретение новых основных средств.

Однако установленная НК РФ величина амортизационной премии недостаточна для организаций, ведущих научную и инновационную деятельность. На наш взгляд, положительный эффект с точки зрения налогового стимулирования инновационной активности могло иметь предоставление таким организациям права при формировании налоговой базы по налогу на прибыль включать в расходы текущего периода до 20% первоначальной стоимости основного средства сразу после ввода его в эксплуатацию. Данное право предоставляется налогоплательщику при условии, что основное средство было создано с использованием инновационных технологий. Для налогоплательщиков, которые используют основные средства инновационного типа, не имеющие мировых аналогов, льготу нужно увеличить до 30%.

Налоговые скидки на проведение НИОКР

Обратимся к конкретным примерам международного опыта налогообложения. Как уже отмечалось, в Японии компаниям, которые по сравнению с предыдущими годами увеличили расходы на НИОКР, установлена налоговая скидка в размере 20% прироста расходов, но не более 10% суммы подлежащего уплате корпоративного налога. Именно на такую величину компания имеет право уменьшить сумму налога на прибыль корпораций.

Использование опыта Японии в российской налоговой практике может дать положительный эффект в части стимулирования инновационной деятельности. Однако японская налоговая практика должна быть скорректирована с учетом российской специфики, что подтверждается следующими примерами.

Пример 1. Допустим, что российское налоговое законодательство слепо копирует опыт Японии. Рассчитаем эффективность данного варианта применения налоговой скидки по расходам на НИОКР (табл. 1).

Таблица 1

(тыс. руб.)

                  Показатель                  
        Организация       
    A   
    B   
    C   
Расходы на НИОКР текущего года, в том числе   
  3 700 
  3 700 
  6 700 
  давшие положительный результат              
    200 
  3 000 
  2 000 
  не давшие результата                        
  3 500 
    700 
  4 700 
Расходы на НИОКР предыдущего года, в том числе
  3 200 
  3 200 
  2 050 
  давшие положительный результат              
  1 200 
    400 
    250 
  не давшие результата                        
  2 000 
  2 800 
  1 800 
Налоговая база текущего периода               
 10 000 
 10 000 
 10 000 
Налог на прибыль                              
  2 400 
  2 400 
  2 400 
Расчетная налоговая скидка                    
    100 
    100 
    930 
Налоговая скидка с учетом ограничений (10%)   
    100 
    100 
    240 
                          Итого налог к уплате
  2 300 
  2 300 
  2 160 

Для сравнительного анализа взяты три организации: A, B и C. У всех налоговая база по налогу на прибыль текущего налогового периода одинакова и составляет 10 млн руб. У организаций A и B в отчетном году были расходы на НИОКР на одинаковую сумму - 3,7 млн руб. У обеих организаций в текущем году увеличение расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим годом составило 500 000 руб. Однако структура расходов на НИОКР у них различна. Доля расходов на НИОКР, давших положительные результаты, у организации A в текущем году значительно снизилась (с 37,5 до 5%). Организация B, наоборот, в текущем году значительно повысила долю расходов на НИОКР, давших положительные результаты, - с 12,5 до 81%. Вместе с тем данный факт не оказал влияния на величину скидки по налогу на прибыль, так как она зависит от суммы прироста расходов на НИОКР в целом.

Организация C при сохранении величины налоговой базы увеличила расходы на НИОКР текущего года в сравнении с предыдущим практически на 70%. Однако расходы на НИОКР, не давшие положительных результатов, в текущем году выросли по сравнению с предыдущим годом в 2,6 раза. Организация C не может использовать налоговую скидку в полном объеме только по причине установленного ограничения в 10% суммы налога на прибыль.

С нашей точки зрения, прямое копирование опыта Японии нецелесообразно прежде всего по той причине, что японское законодательство предоставляет налоговую скидку без учета структуры затрат на НИОКР. Ранее уже отмечалось, что полное игнорирование факта неизбежности для организаций наличия затрат на НИОКР, дающих отрицательный результат, в условиях российской действительности может привести к массовым злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков.

Следует также обратить внимание, что инновационная деятельность с точки зрения структуры расходов - это расходы не только на НИОКР, но и на создание нематериальных активов, а также на подготовку и освоение новых производств. Представляется целесообразным включить в российское налоговое законодательство положение о налоговой скидке по налогу на прибыль для организаций инновационного типа. Критерием предоставления этой скидки должно стать использование совокупности следующих расходов:

Прирост именно этих величин характеризует наличие инновационной активности организации. Коэффициент может быть установлен в размере 30% на первые три года. Затем его целесообразно снизить до 20% суммы прироста совокупных расходов на инновационную деятельность.

Чтобы предотвратить злоупотребления со стороны налогоплательщиков, целесообразно предусмотреть следующее ограничение при установлении налоговой скидки на величину затрат на НИОКР, давшие положительный результат. Налогоплательщик имеет право применять скидку только при условии, что затраты на НИОКР в текущем году превысили аналогичные затраты предыдущего года более чем на 10%.

С целью усиления эффекта налогового стимулирования инновационной деятельности величина скидки может быть дифференцирована во времени. Например, в течение первых трех лет действия новой законодательной нормы величина скидки по всей совокупности указанных в списке расходов может быть установлена в размере 30% суммы прироста данных расходов по сравнению с предыдущим годом. В последующем эта величина может быть снижена до 10%.

По мнению автора, из опыта Японии целесообразно заимствовать введение 10-процентного ограничения, наличие которого связано с тем, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитываются все названные расходы:

Пример 1 может быть применим в условиях, когда величина налоговой скидки зависит от результативности расходов на изобретательство.

Пример 2. Данный пример построен на условии, что право на налоговую скидку имеют только те организации, у которых в текущем году по сравнению с предыдущим увеличились расходы на НИОКР, давшие положительные результаты (табл. 2).

Таблица 2

(тыс. руб.)

                  Показатель                  
        Организация       
    A   
    B   
    C   
Расходы на НИОКР текущего года, в том числе   
  3 700 
  3 700 
  6 700 
  давшие положительный результат              
    200 
  3 000 
  2 000 
  не давшие результата                        
  3 500 
    700 
  4 700 
Расходы на НИОКР предыдущего года, в том числе
  3 200 
  3 200 
  2 050 
  давшие положительный результат              
  1 200 
    400 
    250 
  не давшие результата                        
  2 000 
  2 800 
  1 800 
Налоговая база текущего периода               
 10 000 
 10 000 
 10 000 
Налог на прибыль                              
  2 400 
  2 400 
  2 400 
Расчетная налоговая скидка                    
      0 
    520 
    350 
Налоговая скидка с учетом ограничений (10%)   
      0 
    240 
    240 
                          Итого налог к уплате
  2 400 
  2 160 
  2 160 

Как видим, организация A в текущем налоговом периоде не имеет права на получение скидки по налогу на прибыль, так как при общем увеличении суммы затрат на НИОКР расходы на НИОКР, давшие положительный результат, сократились в 6 раз. Скидку могут получить только те организации, у которых возросли расходы на исследование и разработки, давшие положительный результат.

Пример 3. В пример 2 введем дополнительное условие, что налоговая скидка включает, помимо расходов на НИОКР, расходы на создание нематериальных активов и на освоение нового производства (табл. 3).

Таблица 3

(тыс. руб.)

                  Показатель                  
        Организация       
    A   
    B    
   C   
Расходы на НИОКР текущего года, в том числе   
  3 700 
    4 400
  6 700
  давшие положительный результат              
    200 
      700
  2 000
  не давшие результата                        
  3 500 
    3 700
  4 700
Расходы текущего года на создание             
нематериальных активов
     45 
       45
     45
Расходы текущего года на подготовку и освоение
новых производств
     28 
       28
     28
Расходы на НИОКР предыдущего года, в том числе
  3 200 
    3 000
  3 000
  давшие положительный результат              
  1 200 
      500
    500
  не давшие результата                        
  2 000 
    2 500
  2 500
Расходы предыдущего года на создание          
нематериальных активов
     40 
       65
     30
Расходы предыдущего года на подготовку и      
освоение новых производств
     15 
       30
     25
Налоговая база текущего периода               
 10 000 
   10 000
 10 000
Налог на прибыль                              
  2 400 
    2 400
  2 400
Скидка по расчету                             
      0 
   35 600
303 600
Скидка с учетом ограничений                   
      0 
   35 600
    240
                          Итого налог к уплате
  2 400 
2 364 400
  2 160

Организация A, несмотря на увеличение в текущем налоговом периоде расходов на создание нематериальных активов и освоение новых производств, в целом не увеличила вложений в развитие инноваций (общее снижение за счет сокращения расходов на НИОКР, давшие положительный результат). Следовательно, она не может претендовать на получение налоговой скидки по налогу на прибыль. Организация B увеличила в отчетном периоде суммарный показатель расходов на инновации за счет прироста расходов на НИОКР, давшие положительный результат, даже при снижении расходов на создание нематериальных активов и освоение новых производств. Значит, она может получить в текущем году скидку по налогу на прибыль. У организации C значительно возросла суммарная величина расходов на инновации, однако она не сможет полностью воспользоваться налоговой скидкой из-за установленного 10-процентного ограничения.

Таким образом, предоставление скидки в размере 30% (далее - 20%) по налогу на прибыль будет носить характер поощрения инновационной активности, направленной на результат. При условии, что величина скидки не должна превышать 10% подлежащего уплате налога на прибыль, ею смогут воспользоваться любые организации, которые ведут инновационную деятельность и являются плательщиками данного налога.

Налоговые скидки на величину дополнительной прибыли, полученной от внедрения инноваций

Одно из направлений инновационной деятельности - производство нового или усовершенствование имеющегося на рынке продукта либо используемого в практической деятельности технологического процесса. Финансовый результат практического применения инноваций такого рода состоит в увеличении прибыли на единицу производимой продукции. Разработка и практическое внедрение инноваций любого вида по сути своей высокоприбыльны для налогоплательщика.

Определенные затруднения финансового характера налогоплательщики могут испытывать лишь на стартовом этапе, продолжительность которого достигает порой трех лет. В этот период полезным с точки зрения усиления налоговой составляющей в части стимулирования развития инновационной деятельности может стать применение налоговой скидки на величину дополнительной прибыли, полученной от практического внедрения инновации. Иными словами, на сумму этой прибыли уменьшается налоговая база по налогу на прибыль.

Учитывая, что инновационные организации испытывают финансовые затруднения только на начальном этапе, данная льгота должна предоставляться в ограниченный период времени. Таким периодом можно считать первые три года с момента начала практического использования изобретений или результатов научных исследований и разработок.

Льгота может быть предоставлена, если организация предъявит в налоговые органы дополнительные обоснования и расчеты, показывающие финансовый результат от внедрения инноваций. Правда, в результате таких действий возрастет нагрузка и на налогоплательщика, и на налоговые органы. Однако, с нашей точки зрения, возможность уменьшать налоговую базу в течение трехлетнего периода станет действенным стимулом повышения инновационной активности организаций.

Налоговая скидка на величину прибыли от инновационной деятельности

Важнейшее направление инновационной деятельности связано с разработкой принципиально новой продукции или разработкой и внедрением принципиально новых технологий. Причем данной деятельностью организация может заниматься наряду с традиционным производством.

Одним из инструментов налогового стимулирования научных исследований, направленных на разработку и внедрение принципиально новых продуктов и технологий, может стать налоговая преференция в виде предоставления налоговой скидки на величину всей прибыли, полученной от такого рода инновационной деятельности. Обязательным условием предоставления данной налоговой льготы должно быть использование полученной прибыли на финансирование дальнейших научных исследований и разработок либо деятельности по разработке и созданию нематериальных активов.

Предлагаемая скидка с точки зрения налоговой техники является двукратным уменьшением налоговой базы на сумму расходов на НИОКР и на материальные активы, что усиливает ее стимулирующий характер. Чтобы исключить злоупотребления со стороны налогоплательщиков, необходимо ввести ряд ограничений на ее применение:

Предложенные в статье практические рекомендации по изменению отдельных норм налогового законодательства будут способствовать стимулированию дальнейшего развития инновационной экономики в Российской Федерации.

Н.Н.Башкирова

К. э. н.,

доцент кафедры

"Налоги и налогообложение"

Финансовой академии

при Правительстве РФ