Мудрый Экономист

Аудит эффективности малого предпринимательства

"Аудиторские ведомости", 2008, N 1

В статье изложены методические подходы к аудиту эффективности функционирования системы "малое предпринимательство региона" и ее отдельных элементов - малого предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые получают бюджетные средства на развитие.

Устойчиво-воспроизводственный режим развития национальной экономики неразрывно связан с эффективным использованием ресурсов. При этом особую актуальность приобретает контрольная деятельность, осуществляемая аудиторами наряду с изучением законности совершаемых хозяйствующими субъектами (в том числе признаваемых малыми) финансово-хозяйственных операций.

Речь идет об аудите эффективности расходования государственных средств, который включен в Лимскую декларацию руководящих принципов контроля, принятую на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. Согласно ст. 4 Лимской декларации этот вид аудита направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль охватывает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы.

В систему государственного субсидирования вовлечено и малое предпринимательство, которое наряду с финансовыми потоками также получает право на освоение определенных объемов природных ресурсов, представляющих общенародное достояние. Отличительные особенности, позволяющие идентифицировать аудит эффективности в малом предпринимательстве, представлены ниже.

В качестве составных элементов оценки эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства представляется логичным рассматривать экономичность, продуктивность и результативность бизнеса.

Экономичность функционирования субъекта малого предпринимательства может быть оценена с помощью показателя относительной экономии (перерасхода) ресурсов, авансированных в бизнес:

Кроме того, могут использоваться качественные индикаторы оценки:

Указанные показатели за ряд лет аккумулируются в таблице; там же приводятся их относительные значения, характеризующие динамику за год.

 Классификационный                     Содержание
признак
Целевые установки Расчет и оценка динамики экономичности,
продуктивности и результативности
использования ресурсов, авансированных в
бизнес
Предмет аудирования Деятельность хозяйствующего субъекта,
обеспечиваемая привлечением и использованием
ресурсов
Методы аудирования Комплексный анализ хозяйственно-финансовой
деятельности субъекта; ситуационный,
сравнительный анализ; разработка критериев
оценки исходя из отличительных особенностей
бизнеса; предпочтение неформальным
(эвристическим) методам обработки
исследования
Оформление Формулирование выводов на основе собранных
результатов аудита доказательств, генерируемых на всю
генеральную совокупность исследуемого
хозяйствующего субъекта; аргументация
заключений и доказательств, имеющих
конструктивный характер; дискуссионный
характер возможности управленческих решений
по результатам аудита
Информационная база Учетные и иные доступные источники по фактам
(обеспечение) аудита хозяйственной деятельности; трансформация
информационного массива для целей
аудирования (субъективно, на уровне интуиции
и квалификации аудитора)

Продуктивность представляет собой соотношение полученных результатов и ресурсов, использованных для их достижения. При этом степень использования ресурсов должна быть максимально возможной.

Анализ продуктивности, на наш взгляд, должен строиться на методиках, учитывающих отраслевые особенности бизнеса. В качестве эталона при сравнении должны быть взяты наилучшие результаты, достигаемые при использовании и переработке ресурсов.

Коэффициент продуктивности использования ресурсов (Кп) вычисляется по формуле:

Кп = Рф : Рр,

где Рф - фактический объем продаж (производства) продукции, соответствующей эталону,

Рр - расчетный объем продаж (производства) продукции, соответствующей эталону.

В качестве расчетного (эталонного) объема предлагается использовать максимально возможный "выход" продукции из единицы исходного сырья (без ущерба качества продукции) в соответствии с принятой технологией производства и объемом потребленных (направленных в переработку) сырья и материалов. Как правило, таким информационным массивом располагает комитет экономики администрации региона или соответствующий отраслевой департамент.

Результативность - степень достижения запланированных результатов. Как правило, хозяйствующие субъекты малого предпринимательства в качестве целевой установки определяют получение прибыли как таковой. Однако встречаются и такие цели, как максимизация прибыли или капитализация стоимости. Учитывая интересы всех участников хозяйственных отношений, возникающих в процессе функционирования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, нам представляется, что критерии оценки результативности бизнеса (его эффективности) должны быть построены на комбинациях различных относительных показателей прибыльности:

Для практической работы аудитора значения указанных показателей за ряд лет удобно расположить в таблице, в которой также можно привести соответствующие эталонные значения и отклонения от них фактических значений. За эталон принимается высшее значение показателя, вычисленное по результатам анализа функционирования малых предприятий, работающих в данной отрасли или сфере бизнеса.

Конечный социально-экономический эффект от функционирования малого предпринимательства (в условиях привлечения всех видов доступных для него ресурсов) может быть оценен с помощью системы экономических и социальных индикаторов. Однако в рамках оказания аудиторских услуг конкретному хозяйствующему субъекту, являющемуся малым предприятием или индивидуальным предпринимателем, оценивать конечный результат достаточно сложно, поскольку для этого необходим значительный информационный массив, не всегда доступный для отдельного аудитора. Но для государственных органов, занимающихся организацией и координацией деятельности малого предпринимательства в регионе, получение соответствующего информационного поля вполне реально. Для оценки конечного эффекта использования ресурсов малым предпринимательством применимы, по нашему мнению, экономические и социальные индикаторы.

К экономическим индикаторам относятся следующие.

Валовой региональный продукт на душу населения (ВРП); вычисляется по формуле:

    ВРП
---,
ЧН

где ЧН - среднегодовая численность населения региона, занятого в малом предпринимательстве.

Прирост валового регионального продукта на один рубль субсидирования в малое предпринимательство (ДЕЛЬТАВРП); вычисляется по формуле:

    ДЕЛЬТАВРП
---------,
SUM И

где SUM И - совокупный объем субсидирования в малое предпринимательство региона.

Экономическая эффективность ресурсов, направленных на поддержку малого предпринимательства (ЭЭ); вычисляется по формуле:

ЭЭ = ДЕЛЬТАВРП - Фн x SUM И, ЭЭ >= 0,

где Фн - принимаемый в регионе норматив эффективности инвестиционной политики.

Обобщающим индикатором, характеризующим уровень социального развития региона, является показатель качества жизни (y), который вычисляется по формуле:

    y = a + a x  + a x  + a x  + a x  + a x  + a x  + ...,
1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6

где a - постоянный коэффициент, отражающий действие всех прочих факторов, не учтенных в остальной части уравнения,

    a , a , ..., a - веса факторов качества жизни в регионе,
1 2
x , x , ..., x - факторы качества жизни в регионе.
1 2

В качестве факторов качества жизни в регионе используются, в частности:

Отметим, что данная методика аудита эффективности целесообразна при проверке системы "малое предпринимательство региона". При аудите отдельного элемента этой системы (малого предприятия или индивидуального предпринимателя) анализу подлежат только локальные индикаторы оценки экономичности, продуктивности и результативности.

К интегральным индикаторам при аудите эффективности системы малого предпринимательства относятся следующие:

Агрегирующий (интегральный) индикатор оценки - коэффициент эффективности функционирования системы (Кэ) вычисляется по формуле:

Кэ = Ко + Кп + Ксп.

Коэффициент совокупной относительной экономии ресурсов вычисляется по формуле:

    Ко = 1 : (О  + О  + О  + О ),
1 2 3 4
где О - относительная экономия трудовых ресурсов,
1
О - относительная экономия финансовых ресурсов,
2
О - относительная экономия средств труда,
3
О - относительная экономия предметов труда.
4

Относительная экономия трудовых ресурсов определяется как произведение отклонения по среднесписочной численности занятых в малом бизнесе региона на среднюю заработную плату одного работающего в регионе за аудируемый период. Отклонение по среднесписочной численности занятых в малом бизнесе устанавливается путем сопоставления фактической среднесписочной численности работающих в аудируемом периоде с аналогичным показателем базового периода, скорректированным на темпы роста объема производства (продаж).

Ксп определяется по формуле:

Ксп = К1 x К2 x К3,

где К1 - коэффициент прибыльности на 1 руб. продаж,

К2 - коэффициент прибыльности на 1 руб. активов,

К3 - коэффициент прибыльности на 1 руб. собственного капитала.

В заключение подчеркнем, что любые индикаторы оценки эффективности являются:

Литература

  1. Адамс Р. Основы аудита / Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
  2. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Международные стандарты аудита. - М.: Проспект, 2007.
  3. Мельник М.В. Аудит эффективности в рыночной экономике. - М.: Кно Рус, 2007.
  4. Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ (концептуальные основы). - М.: Финансы и статистика, 2004.

Л.Ю.Филобокова

Профессор кафедры

налогообложения и аудита

Волгоградской академии

государственной службы