Мудрый Экономист

Налоговая учетная политика на 2008 год

"Российский налоговый курьер", 2008, N 1-2

В этом году в гл. 21 и 25 Налогового кодекса были внесены многочисленные поправки, вступающие в силу с 2008 г. Поэтому налогоплательщикам придется обновить налоговую учетную политику на 2008 г. Проанализируем основные элементы учетной политики по налогу на прибыль и НДС.

Ни одна организация не может обойтись без составления учетной политики для целей налогообложения. Ведь налоговое законодательство предлагает несколько альтернативных вариантов учета для многих показателей финансово-хозяйственной деятельности, используемых для исчисления налогов. А иногда в положениях той или иной статьи Налогового кодекса имеется недосказанность, и налогоплательщику приходится самостоятельно разрабатывать методы определения конкретных показателей. Выбранные способы налогового учета хозяйственных операций организация закрепляет в учетной политике для целей налогообложения. Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит альтернативы выбора, повторять ее в учетной политике не обязательно.

Утвержденная приказом руководителя учетная политика организации представляется в налоговую инспекцию. Этот документ необходим инспектору при проведении мероприятий налогового контроля. Учетная политика для целей налогообложения подтвердит право организации использовать применяемые способы налогового учета. Главное, чтобы продекларированные в ней правила налогоплательщик соблюдал в практической деятельности.

Налог на прибыль

Организация применяет систему налогового учета, зафиксированную в учетной политике, последовательно от одного календарного года к другому. Учетная политика по налогу на прибыль корректируется при изменении налогового законодательства или применяемых методов учета (ст. 313 НК РФ). Если организация решила изменить методы налогового учета в 2008 г., это необходимо прописать в учетной политике для целей налогообложения на 2008 г.

Основные элементы учетной политики по налогу на прибыль приведены в табл. 1.

Таблица 1. Основные элементы учетной политики по налогу на прибыль

 N 
п/п
   Элемент учетной  
политики
  Вариант налогового учета  
   Норма  
Налогового
кодекса
 1 
Система организации 
налогового учета
1. Используются данные      
из регистров бухгалтерского
учета (возможно только
при полном совпадении данных
бухгалтерского и налогового
учета).
2. Вводят дополнительные
реквизиты в регистры
бухгалтерского учета (если
в регистрах бухучета
содержится недостаточно
информации).
3. Разрабатывают
самостоятельные регистры
налогового учета
Статья 313
 2 
Метод признания     
доходов и расходов
для целей
налогообложения
прибыли
1. Кассовый метод.          
2. Метод начисления.
Право выбора имеют
организации (за исключением
банков), у которых выручка
от реализации без НДС
в среднем за предыдущие
четыре квартала не превысила
1 млн руб. за каждый
квартал. Остальные
налогоплательщики применяют
метод начисления
Статьи    
271 - 273
 3 
Порядок налогового  
учета затрат,
которые с равными
основаниями могут
быть отнесены
одновременно
к нескольким видам
расходов
Налогоплательщик            
самостоятельно определяет,
к какой группе расходов
относятся указанные затраты
Пункт 4
ст. 252
 4 
Способ определения  
суммы
технологических
потерь
Налогоплательщик утверждает 
экономически обоснованный
порядок расчета
Подпункт 3
п. 7
ст. 254
 5 
Способ оценки сырья 
и материалов,
списанных
в производство, а
также реализованных
покупных товаров
1. По стоимости первых по   
времени приобретения (ФИФО).
2. По стоимости последних по
времени приобретения (ЛИФО).
3. По средней стоимости.
4. По стоимости единицы
запаса или товара
Пункт 8
ст. 254,
подпункт 3
п. 1
ст. 268
 6 
Методы начисления   
амортизации
1. Линейный метод.          
2. Нелинейный метод
Пункты 3 -
5 ст. 259
 7 
Использование права 
на амортизационную
премию
1. Амортизационная премия   
включается в расходы
отчетного (налогового)
периода. В учетной политике
определяется размер
единовременно списываемых
капвложений. Он не должен
превышать 10%
от произведенных затрат.
Организация вправе
установить включение
амортизационной премии
в расходы только
для отдельных категорий
основных средств.
2. Не используется право
на списание амортизационной
премии
Пункт 1.1
ст. 259
 8 
Применение          
коэффициентов,
повышающих основную
норму амортизации,
по отдельным
группам основных
средств
Коэффициенты используются   
в отношении основных
средств, работающих
в условиях агрессивной среды
или повышенной сменности
(не выше 2),являющихся
предметом договора лизинга
(не выше 3). Коэффициенты
не применяются по основным
средствам 1 - 3
амортизационных групп, если
амортизация по ним
начисляется нелинейным
методом
Пункт 7
ст. 259
 9 
Применение          
коэффициентов,
повышающих основную
норму амортизации,
некоторыми
категориями
налогоплательщиков
Коэффициенты (не выше 2)    
по собственным основным
средствам используют
сельскохозяйственные
организации промышленного
типа, а также организации,
имеющие статус резидента
промышленно-производственной
особой экономической зоны
или туристско-рекреационной
особой экономической зоны
Пункт 7
ст. 259
 10
Применение          
коэффициентов,
повышающих норму
амортизации, по
основным средствам,
используемым
в инновационной
деятельности
Коэффициенты (не выше 3)    
используются в отношении
основных средств,
эксплуатируемых только
в научно-технической
деятельности
Пункт 7
ст. 259
 11
Использование       
пониженных норм
амортизации
Налогоплательщик вправе     
начислять амортизацию
по пониженным нормам
Пункт 10
ст. 259
 12
Порядок определения 
нормы амортизации
по объектам основных
средств, бывших
в употреблении
1. Срок полезного           
использования уменьшается
на количество лет (месяцев)
эксплуатации данного
имущества предыдущими
собственниками.
2. При определении нормы
амортизации срок полезного
использования учитывается
полностью.
3. Срок полезного
использования определяется
самостоятельно с учетом
требований техники
безопасности и других
факторов (если срок
фактического использования
объекта у предыдущих
собственников равен или
превышает срок полезного
использования
по классификации)
Пункт 12
ст. 259
 13
Порядок налогового  
учета электронно-
вычислительной
техники
организациями,
работающими
в области
информационных
технологий
1. Стоимость электронно-    
вычислительной техники
включается в состав
амортизируемого имущества.
2. Налогоплательщики имеют
право не применять
установленный в ст. 259 НК
РФ порядок амортизации
в отношении
электронно-вычислительной
техники. Затраты на ее
приобретение признаются
материальными расходами.
Критерии указанных
налогоплательщиков приведены
в п. п. 7 и 8 ст. 241 НК РФ
Пункт 15
ст. 259,
пп. 3 п. 1
ст. 254
 14
Создание резервов   
Налогоплательщик вправе     
сформировать резервы:
- на ремонт основных
средств;
- по сомнительным долгам;
- по гарантийному ремонту и
гарантийному обслуживанию;
- предстоящих расходов,
направляемых на цели,
обеспечивающие социальную
защиту инвалидов;
- предстоящих расходов
на оплату отпусков;
- на выплату ежегодного
вознаграждения за выслугу
лет или по итогам работы
за год
Пункт 3
ст. 260,
ст. ст.
266, 267,
267.1 и
324.1
 15
Способы             
распределения
расходов на
освоение природных
ресурсов,
относящихся
к нескольким
участкам недр
Расходы учитываются отдельно
по каждому участку недр
в доле, которая указывается
в учетной политике
Пункт 2
ст. 261
 16
Порядок списания    
расходов на покупку
земли, ранее
находившейся
в государственной
или муниципальной
собственности
1. Расходы учитывают        
равномерно в течение срока
не менее 5 лет, который
налогоплательщик определяет
самостоятельно.
2. Расходы списываются
в отчетном (налоговом)
периоде в размере, не
превышающем 30% исчисленной
налоговой базы предыдущего
налогового периода,
до полного признания всей
суммы указанных затрат.
Для целей налогообложения
прибыли учитывается
стоимость земельного
участка, на котором
находятся здания, сооружения
или который покупается
для целей капитального
строительства объектов
основных средств на этих
участках
Статья    
264.1
 17
Порядок определения 
сопоставимости
долговых
обязательств
Определяют, какие сроки,    
объемы и обеспечения
долговых обязательств
являются сопоставимыми.
Если критерии сопоставимости
не прописаны, то проценты,
включаемые в расходы,
не должны превышать
предельной величины, которая
рассчитывается согласно
абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ
Статья 269
 18
Порядок             
распределения
доходов
по договорам
с длительным (более
одного налогового
периода)
технологическим
циклом, если
условиями
заключенных
договоров
не предусмотрена
поэтапная сдача
работ (услуг)
1. Доходы распределяют      
равномерно в течение срока
действия договора.
2. Доходы учитывают
пропорционально доле
фактических расходов
отчетного периода в общей
сумме расходов,
предусмотренных в смете.
3. Применяют другой
экономически обоснованный
способ распределения доходов
Пункт 2
ст. 271
 19
Период              
распределения
расходов по тем
сделкам, которые
не содержат условий
возникновения
расходов, а также
если связь
между доходами и
расходами не может
быть определена
четко или
определяется
косвенным путем
Налогоплательщик            
самостоятельно устанавливает
срок распределения расходов
Пункт 1
ст. 272
 20
Налоговый учет      
договоров, которые
могут быть
квалифицированы как
операции с ценными
бумагами или как
операции
с финансовыми
инструментами
срочных сделок
1. Сделку квалифицируют как 
операцию с ценными бумагами.
2. Договор определяют как
операцию с финансовыми
инструментами срочных сделок
Пункт 1
ст. 280
 21
Метод определения   
расчетной цены
акции,
не обращающейся
на организованном
рынке ценных бумаг
1. Устанавливают любой      
экономически эффективный
метод оценки. В частности,
используется стоимость
чистых активов эмитента,
приходящаяся на акцию.
2. Если в учетной политике
метод самостоятельной оценки
не прописан, то цену акции
определяют только
с привлечением оценщика
Пункт 6
ст. 280
 22
Порядок             
формирования
налоговой базы
по операциям
с ценными бумагами
профессиональными
участниками рынка
ценных бумаг
(включая банки),
не ведущими
дилерскую
деятельность
Налогоплательщик            
самостоятельно выбирает виды
ценных бумаг, по операциям
с которыми при формировании
налоговой базы учитываются
иные виды доходов и расходов
Пункт 8
ст. 280
 23
Метод списания      
на расходы стоимости
выбывших ценных
бумаг
1. По стоимости первых по   
времени приобретений (ФИФО).
2. По стоимости последних по
времени приобретений (ЛИФО).
3. По стоимости единицы
Пункт 9
ст. 280
 24
Последовательность  
закрытия коротких
позиций по ценным
бумагам одного
выпуска
1. В первую очередь         
закрывают позицию, которая
была открыта первой (ФИФО).
2. В первую очередь
закрывают позицию, которая
была открыта последней
(ЛИФО).
3. Очередность закрытия
позиции выбирают исходя
из стоимости ценных бумаг
по конкретной открытой
короткой позиции
(по стоимости единицы)
Пункт 9
ст. 282
 25
Показатель,         
применяемый
для расчета доли
прибыли,
приходящейся
на обособленное
подразделение
1. Среднесписочная          
численность работников.
2. Сумма расходов на оплату
труда
Пункт 2
ст. 288
 26
Порядок уплаты      
налога при наличии
нескольких
обособленных
подразделений
на территории
одного субъекта РФ
1. Налог в бюджет данного   
субъекта РФ уплачивают через
одно обособленное
подразделение, уведомив
об этом налоговые органы.
2. Налог уплачивают по месту
нахождения каждого
обособленного подразделения
Пункт 2
ст. 288
 27
Квалификация        
срочных сделок
для целей
налогообложения
1. Договор признают         
операцией с финансовым
инструментом срочных сделок.
Критерии отнесения сделок
к данной категории
прописывают в учетной
политике.
2. Договор квалифицируют как
сделку на поставку предмета
сделки с отсрочкой
исполнения
Пункт 2
ст. 301
 28
Перечень прямых     
расходов, связанных
с производством
товаров (работ,
услуг)
Налогоплательщик утверждает 
перечень прямых расходов
самостоятельно
Пункт 1
ст. 318
 29
Порядок налогового  
учета прямых
расходов
налогоплательщиками,
оказывающими услуги
1. Прямые расходы отчетного 
периода в полном объеме
уменьшают доходы
от производства и реализации
в данном периоде.
2. Прямые расходы уменьшают
налоговую базу по мере
реализации услуг, в
стоимости которых они учтены
Пункт 2
ст. 318
 30
Механизм            
распределения прямых
расходов, которые
невозможно
непосредственно
отнести к виду
продукции (работ,
услуг)
Налогоплательщик            
распределяет расходы любым
экономически обоснованным
способом
Пункт 1
ст. 319
 31
Порядок             
распределения прямых
расходов на НЗП и
изготовленную
в текущем месяце
готовую продукцию
(выполненные работы,
оказанные услуги)
Налогоплательщик            
самостоятельно определяет
методику распределения
прямых расходов с учетом
соответствия понесенных
затрат изготовленной
продукции (выполненным
работам, оказанным услугам).
Выбранный способ применяется
в течение не менее двух
налоговых периодов
Пункт 1
ст. 319
 32
Порядок формирования
стоимости покупных
товаров
1. Стоимость приобретения   
товаров складывается только
из цены, установленной
условиями договора.
2. В стоимость приобретения
товаров дополнительно
включаются расходы,
связанные с покупкой этих
товаров
Статья 320

Система налогового учета

Организация исчисляет налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения облагаемой налогом на прибыль базы, организация вправе вводить в эти документы дополнительные реквизиты для формирования налоговых регистров или составить самостоятельные регистры налогового учета. Это предусмотрено в ст. 313 Налогового кодекса.

Формы налоговых регистров утверждают в приложении к учетной политике для целей налогообложения прибыли.

В Налоговом кодексе прописаны случаи, когда организация должна обеспечить раздельный учет определенных видов доходов и расходов. Методику раздельного учета закрепляют в учетной политике. Например, обязателен раздельный учет доходов и расходов, которые возникли:

Обособленно учитываются:

Отсутствие у компании раздельного учета может иметь серьезные налоговые последствия. В частности, при отсутствии раздельного учета целевого финансирования полученные основные средства облагаются налогом на прибыль организаций с даты их получения. Об этом говорится в пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса.

Нередко организации по разным причинам самостоятельно создают формы первичных учетных документов либо вносят дополнительные реквизиты в уже существующие формы.

Указанные документы должны соответствовать требованиям, прописанным в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Рекомендуем утвердить новые документы в приложении к учетной политике для целей налогового учета.

Группировка расходов

Если затраты для целей налогообложения прибыли могут быть с равными основаниями отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик самостоятельно определяет, в состав каких именно расходов он включит такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Например, согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы таможенных пошлин и сборов, начисленных в порядке, установленном российским законодательством. В то же время в п. 2 ст. 254 НК РФ прописано, что в стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, включаются ввозные таможенные платежи. А первоначальная стоимость основного средства складывается из суммы всех расходов на его приобретение (п. 1 ст. 257 НК РФ). В том числе и таможенных пошлин и сборов.

Получается, в налоговом законодательстве предусмотрено два варианта учета таможенных платежей, связанных с приобретением основных средств и материально-производственных запасов. Организация выбирает один из предложенных вариантов и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения.

Оценка сырья, материалов и товаров при их списании

Налогоплательщик утверждает в учетной политике способ оценки списанных в производство сырья и материалов, а также порядок расчета себестоимости реализованных покупных товаров (п. 8 ст. 254 и пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Налоговый кодекс предлагает четыре варианта оценки материальных ценностей:

При выборе метода оценки в налоговой учетной политике на 2008 г. рекомендуем учитывать изменения, внесенные в ПБУ 5/01 Приказом Минфина России от 26.03.2007 N 26н. С 1 января 2008 г. в бухгалтерском учете не используется метод ЛИФО при отпуске материально-производственных запасов (в том числе покупных товаров) в производство. Применение метода ЛИФО в налоговом учете приведет к возникновению временных налоговых разниц, отражаемых в бухучете по нормам ПБУ 18/02. Этого можно избежать, избрав способ оценки сырья и товаров, применяемый в бухгалтерском учете.

Нередко у торговых организаций характеристики и объемы реализации различных групп товаров несопоставимы. Тогда в налоговом учете продавец вправе применять разные методы списания стоимости покупных товаров в отношении каждой группы. Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 01.08.2006 N 03-03-04/1/616.

Амортизируемое имущество

Напомним, что с 2008 г. в налоговом учете амортизируемым признается имущество, первоначальная стоимость которого превышает 20 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ). Для целей налогообложения прибыли организация начисляет амортизацию либо линейным, либо нелинейным методом (п. 3 ст. 259 НК РФ). Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства, входящие в 8 - 10 амортизационные группы, стоимость которых списывается только линейным методом. Выбранный налогоплательщиком способ не изменяется в течение всего периода амортизации имущества.

Нелинейный способ начисления амортизации для организации экономически выгоднее линейного, поскольку позволяет списать большую часть стоимости объекта в начале срока его использования. Об этом следует помнить фирмам, которые планируют в 2008 г. осуществить значительные расходы на приобретение основных средств. Налогоплательщик может установить в учетной политике единый метод для всего амортизируемого имущества либо утвердить для одних групп линейный метод, а для других - нелинейный.

В Налоговом кодексе предусмотрена возможность использования организацией специальных коэффициентов, повышающих норму амортизации (п. п. 7 и 8 ст. 259). Применение этих коэффициентов - право, а не обязанность налогоплательщика. О решении воспользоваться таким правом организация заявляет в учетной политике.

При амортизации основных средств, работающих в агрессивной среде или в условиях повышенной сменности, применяется коэффициент не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК РФ). В Письме Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/78 указано следующее. Перечень основных средств, работающих в агрессивной среде, налогоплательщик определяет самостоятельно. Использование актива в условиях повышенной сменности означает, что он работает в три смены или круглосуточно. Рекомендуем зафиксировать список объектов, работающих в агрессивной среде или в условиях повышенной сменности, в учетной политике.

Налогоплательщик, у которого по условиям договора финансовой аренды учитывается лизинговое имущество, вправе применять специальный коэффициент не выше 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ). В Письме Минфина России от 31.08.2007 N 03-03-06/1/628 отмечено, что коэффициент используется при условии соответствия договора лизинга всем требованиям гражданского законодательства. В том числе обязательно наличие у лизингодателя договора купли-продажи лизингового имущества. Это требование установлено в п. 2 ст. 15 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

Обратите внимание на появление в Налоговом кодексе новой нормы относительно начисления амортизации организациями инновационной сферы. С 1 января 2008 г. для основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, налогоплательщики могут к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не более 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ в редакции Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ).

Если организация приобрела объект основных средств, бывший в употреблении, она вправе уменьшить срок полезного использования данного объекта на количество месяцев его эксплуатации у предыдущего собственника (п. 12 ст. 259 НК РФ). Срок эксплуатации имущества прежним владельцем подтверждается документально (см. Письмо Минфина России от 03.08.2005 N 03-03-04/1/142). Советуем организации, которая решила воспользоваться указанным правом, уточнить в учетной политике, что срок полезного использования основного средства уменьшается только при наличии надлежащего документального оформления.

Налоговое законодательство разрешает применять не только повышенные, но и пониженные нормы амортизационных отчислений (п. 10 ст. 259 НК РФ). Такое решение организации закрепляется в учетной политике для целей налогообложения. Пониженные нормы используются в течение всего налогового периода.

Обратите внимание: в Налоговом кодексе предусмотрены специальные коэффициенты, понижающие норму амортизации, применение которых является обязанностью, а не правом налогоплательщика. Речь идет о коэффициенте 0,5 при амортизации дорогостоящих легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов (п. 9 ст. 259 НК РФ). С 1 января 2008 г. критерий стоимости составляет по автомобилям 600 000 руб., а по микроавтобусам - 800 000 руб. Основание - Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ.

Формирование резервов

Организация может равномерно учитывать расходы на оплату предстоящих отпусков работников, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год с помощью создания специальных резервов (ст. 324.1 НК РФ). Налогоплательщик, который решил создавать указанные резервы в 2008 г., в учетной политике для целей налогообложения должен закрепить способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент списания в резерв. На 31 декабря 2008 г. организация уточнит начисленные резервы с помощью инвентаризации. Правила корректировки резервов на отпуска и вознаграждения прописаны в абз. 2 п. 4 ст. 324.1 НК РФ и действуют с 2008 г. согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 216-ФЗ. Если сумма уточненного резерва превысит фактический остаток неиспользованного резерва, то сумма превышения учитывается в составе расходов на оплату труда. Если остаток резерва больше скорректированного на конец года резерва, такая разница включается в состав внереализационных доходов. При условии, что организация не будет формировать указанный резерв в следующем году.

Чтобы равномерно признавать в течение двух и более лет расходы на проведение ремонта основных средств, организация имеет право создавать соответствующий резерв (п. 3 ст. 260 НК РФ). Решение воспользоваться этим правом необходимо закрепить в учетной политике. Кроме того, следует прописать нормативы отчислений в резерв. Организация, проработавшая менее трех лет, создавать резерв на ремонт основных средств не может. Дело в том, что предельная сумма резерва не превышает среднюю величину расходов на ремонт, сложившуюся в последние три года (п. 2 ст. 324 НК РФ). Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 17.01.2007 N 03-03-06/1/9.

В ст. 266 НК РФ предусмотрена возможность создания резерва по сомнительным долгам. Сумма отчислений в этот резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. По результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности определяется сумма резерва по сомнительным долгам. В сумму резерва включается сомнительная задолженность:

Сомнительные долги, которые возникли менее чем 45 дней назад, не увеличивают сумму создаваемого резерва (п. 4 ст. 266 НК РФ). Величина резерва по сомнительным долгам не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода. Организация использует резерв только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном в ст. 266 НК РФ.

На основании разъяснений Минфина России при формировании резерва учитывается вся стоимость дебиторской задолженности с учетом НДС (Письмо от 07.10.2004 N 03-03-01-04/1/68). В расчет резерва не включаются суммы штрафных санкций за нарушение условий договоров. При этом учитывается сомнительная задолженность покупателя перед комитентом, если комиссионер передал комитенту право требования долга в порядке, установленном гражданским законодательством. Об этом говорится в Письмах Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/21 и от 05.05.2006 N 03-03-04/2/129.

Решение создавать резерв по сомнительным долгам в 2008 г. налогоплательщик отражает в учетной политике для целей налогообложения. Если на 1 января 2008 г. остается неиспользованный резерв, то налогоплательщик выбирает в учетной политике один из двух вариантов учета остатка. Либо сумма неиспользованного резерва переносится на следующий отчетный период (п. 5 ст. 266 НК РФ). Либо остаток резерва 2007 г. включается в состав внереализационных доходов. Если налогоплательщик не создает резерв по сомнительным долгам в 2008 г., то неиспользованная сумма резерва предшествующего года признается внереализационным доходом налогоплательщика на основании п. 7 ст. 250 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 22.04.2004 N 04-02-05/5/5.

Проценты по долговым обязательствам

В п. 1 ст. 269 НК РФ предусмотрено два варианта признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам:

Если сумма фактически начисленных процентов отклоняется более чем на 20% от среднего уровня процентов, а также при отсутствии выданных в отчетном периоде сопоставимых обязательств, применяется только второй способ налогового учета. Сопоставимые долговые обязательства - это обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения (п. 1 ст. 269 НК РФ). Если организация решила использовать первый способ налогового учета процентов, то она уточняет в учетной политике критерии сопоставимости долговых обязательств (за исключением критерия по валюте). Необходимо расшифровать исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота, какие сроки, объемы и обеспечения долговых обязательств являются сопоставимыми. В противном случае налогоплательщик теряет право применять первый вариант признания процентов. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 06.03.2006 N 03-03-04/1/183.

Допустим, организация утвердила в учетной политике критерии сопоставимости долговых обязательств и в отчетном периоде такие обязательства существуют. Даже в этом случае она имеет право учитывать проценты для целей налогообложения прибыли вторым способом. Ведь этот вариант налогового учета применяется не только при отсутствии сопоставимых долгов, но и по выбору налогоплательщика.

Учтите, что долговыми обязательствами для целей гл. 25 НК РФ признаются любые заимствования независимо от формы их оформления. Например, если вознаграждение кредитора за неиспользованные заемщиком денежные средства по кредитной линии выражено в процентном соотношении, расходы на такое вознаграждение учитываются у заемщика по правилам ст. 269 НК РФ. Предельный размер процентов, включаемых в расходы, определяется исходя из общей суммы процентов по кредитной линии, в том числе процентов на не используемую заемщиком часть денежных средств (см. Письмо Минфина России от 25.07.2007 N 03-03-06/1/526). Организация, выдавшая собственный вексель, включает в расходы полную сумму дисконта по нему, если величина дисконта соответствует условиям, установленным в ст. 269 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 15.11.2005 N 03-03-04/1/362).

Признание доходов при методе начисления

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом организация сама распределяет доходы от реализации работ или услуг в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам или услугам (п. 2 ст. 271 НК РФ). Сказанное не относится к договорам, в которых предусмотрена поэтапная сдача работ или услуг (вне зависимости от продолжительности этапов). В учетной политике устанавливается способ распределения доходов по длящимся договорам. Минфин России в Письме от 13.10.2006 N 03-03-04/4/160 рекомендует распределять доходы равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете.

Организация имеет право использовать любой другой экономически обоснованный способ распределения доходов. Например, возможно признавать доход отчетного периода исходя из суммы фактических расходов, относящихся к рассматриваемому договору.

Распределение прямых и косвенных расходов

Расходы на производство и реализацию, понесенные в отчетном (налоговом) периоде, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). Прямые расходы учитываются для целей налогообложения прибыли по мере реализации товаров, работ, услуг, в стоимости которых они учтены, а косвенные - полностью списываются в расходы текущего отчетного периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).

В ст. 318 НК РФ содержится рекомендованный список прямых расходов. Это расходы на сырье и материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, используемые при изготовлении продукции или выполнении работ, на оплату труда, ЕСН и обязательное пенсионное страхование (страховая и накопительная части) основного персонала, суммы амортизации по производственным основным средствам. Однако окончательный перечень прямых расходов организация определяет сама в учетной политике для целей налогообложения. Даже если прямые расходы невозможно отнести к конкретному виду продукции (работ), организация самостоятельно прописывает в учетной политике механизм распределения указанных расходов (п. 1 ст. 319 НК РФ). Исключение составляют организации, оказывающие услуги: они могут уменьшить доходы от реализации на всю сумму прямых расходов отчетного периода, сообщив об этом в учетной политике (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Налогоплательщики - изготовители продукции распределяют прямые расходы между незавершенным производством и себестоимостью готовой продукции, поступающей на склад.

Затем определяется сумма прямых расходов, составляющих стоимость готовой продукции на складе. Порядок расчета стоимости готовой продукции, оставшейся на складе и отгруженной контрагентам, указан в п. п. 2 и 3 ст. 319 НК РФ. Налогоплательщик разрабатывает в учетной политике только правила распределения прямых расходов между незавершенным производством и произведенной за месяц готовой продукцией.

Обратите внимание: утвержденный способ оценки незавершенного производства применяется в течение не менее двух налоговых периодов. Так, организация вправе в 2008 г. установить новый метод распределения прямых расходов, если предыдущий способ был утвержден в учетной политике на 2006 г. и ранее. Тогда новый способ оценки НЗП организация обязана применять и в 2009 г. Кроме того, введение нового метода распределения прямых расходов должно быть экономически обоснованно.

Налог на добавленную стоимость

Двум группам налогоплательщиков приходится фиксировать в учетной политике по налогу на добавленную стоимость большое количество элементов. Это организации, одновременно осуществляющие деятельность как облагаемую, так и не облагаемую НДС, и организации, которые реализуют товары на экспорт и на внутреннем рынке. Основные элементы учетной политики по налогу на добавленную стоимость приведены в табл. 2.

Таблица 2. Элементы учетной политики по НДС

 N 
п/п
Предлагаемый элемент
учетной политики
    Предлагаемый вариант    
налогового учета
   Норма  
Налогового
кодекса
 1 
Методика ведения    
раздельного учета
облагаемых НДС и
освобожденных
от налогообложения
операций
Введение дополнительных     
субсчетов к счетам 90 и 91
Пункт 4
ст. 149
 2 
Методика ведения    
раздельного учета
операций, облагаемых
по разным ставкам
НДС
Пункт 1
ст. 153
 3 
Методика ведения    
раздельного учета
"входного" НДС,
относящегося
к облагаемым НДС и
к освобожденным
от налогообложения
операциям
Введение дополнительных     
субсчетов к счету 19.
Распределение "входного" НДС
целесообразно пояснять
в справке бухгалтера
Пункт 4
ст. 170
 4 
Порядок учета       
"входного" НДС, если
затраты
на деятельность,
освобожденную
от налогообложения,
не превысят 5% от
совокупных расходов
Если затраты на             
деятельность, освобожденную
от НДС, меньше 5% совокупных
расходов, то "входной" НДС
полностью принимается
к вычету
Пункт 4
ст. 170
 5 
Порядок исчисления  
НДС банками,
страховыми
организациями,
негосударственными
пенсионными фондами
1. "Входной" НДС принимается
к вычету по правилам
п. 5 ст. 170 НК РФ.
2. "Входной" НДС частично
принимается к вычету,
частично учитывается
в стоимости приобретенных
товаров (работ, услуг) по
правилам п. 4 ст.170 НК РФ
Пункт 5
ст. 170
 6 
Методика определения
суммы "входного"
НДС, относящегося
к деятельности,
облагаемой
по нулевой ставке
Налогоплательщик            
самостоятельно разрабатывает
способ определения суммы
"входного" НДС
Пункт 10
ст. 165
 7 
Момент определения  
налоговой базы
при длительности
производственного
цикла свыше
6 месяцев;
методика раздельного
учета операций по
изготовлению товаров
(выполнению работ,
оказанию услуг)
с длительным
производственным
циклом
1. День отгрузки (передачи) 
товаров (выполнения работ,
оказания услуг) при наличии
раздельного учета
осуществляемых операций и
сумм "входного" НДС. Тогда
в учетной политике
дополнительно прописывают
методику раздельного учета
операций (а также "входного"
НДС по ним), связанных
с производством товаров
(работ, услуг) длительного
производственного цикла
Пункт 13
ст. 167
2. День отгрузки (передачи) 
товаров, работ, услуг,
имущественных прав или
день их предварительной
оплаты (частичной оплаты)
в зависимости от того, какое
событие произошло раньше
Пункт 1
ст. 167
 8 
Порядок нумерации   
счетов-фактур
при наличии
обособленных
подразделений
Чтобы обеспечить нумерацию  
счетов-фактур в порядке
возрастания номеров
по организации в целом,
налогоплательщик:
- резервирует номера по мере
их выборки;
- присваивает составные
номера с индексом
обособленного подразделения
Статья 169

Перечисленные варианты целесообразно утвердить в учетной политике для целей правильного использования организацией одного из выбранных методов.

О.П.Глебова

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"