Мудрый Экономист

Концепция планирования выездных налоговых проверок

"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 6

30 мая 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования и осуществления выездных налоговых проверок. На практике такая концепция частично существовала, но информация о ней была разрозненной, противоречивой и содержалась в различных документах. Теперь Концепция утверждена в форме единого документа и определяет основные теоретические основы планирования выездных налоговых проверок.

Основными задачами Концепции системы планирования и осуществления выездных налоговых проверок (далее - Концепция) были утверждены: создание единой концепции, повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов.

Во введении к Концепции выдвигается и доказывается тезис, касающийся качественного налогового администрирования, которое является, по сути, одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства, нацелившегося на снижение совокупной налоговой нагрузки. Однако согласно Концепции важным моментом является налоговый контроль и достижение высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Выездные налоговые проверки, будучи основной и важнейшей формой налогового контроля, должны не только выявлять и пресекать нарушение законодательства о налогах и сборах, но и предупреждать подобные нарушения. Концепция устанавливает, что планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Ранее планирование выездных проверок было сугубо внутренней и конфиденциальной процедурой налоговых органов. Теперь же Концепция пропагандирует открытость в отношении алгоритмов выбора налогоплательщиков для проверки, для чего используется вся информация, которой располагают налоговые органы, в том числе информация, полученная из внешних источников. Эта информация анализируется на предмет наличия "зон риска" совершения налоговых правонарушений.

Основными принципами планирования выездных проверок названы:

  1. режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
  2. своевременное реагирование на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
  3. неотвратимость наказания в случае выявления нарушений;
  4. обоснованность выбора объектов проверки.

Поясним, что на практике, например, совершенно непонятно, что имеется в виду под "режимом наибольшего благоприятствования": будет ли он заключаться в оперативной выдаче нужных справок об отсутствии задолженности или о своевременных зачетах и возвратах переплат либо же будет предполагать быстрые ответы на запросы? Это вызывает большие сомнения. Скорее всего, такой режим будет заключаться в том, что налогоплательщик будет спокойно работать без каких-либо беспокойств со стороны налоговых органов.

Концепция указывает также на то, что любой налогоплательщик, будь то страховая компания или обычное предприятие, может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и предпринять исправление допущенных ошибок, что подразумевает (согласно действующему налоговому законодательству) освобождение от штрафных санкций, а теперь еще и от возможной внеплановой выездной налоговой проверки.

Как уже указывалось ранее, налоговые органы в системе планирования налоговых проверок анализируют как внутреннюю информацию (из отчетов, деклараций, справок, иных документов), так и внешнюю информацию, которая получена в соответствии с действующим законодательством от правоохранительных и иных контролирующих органов, органов власти, а также общедоступную информацию. К сожалению, не совсем понятно, будут ли публикации в прессе являться основанием для проведения выездной проверки, но теоретически они могут быть использованы; это подразумевает, что налоговые специалисты крупных структур должны будут изучать прессу на предмет наличия (отсутствия) прямых или косвенных обвинений. Опять же не совсем понятно, что нужно делать при наличии обвинений: писать в налоговую инспекцию письмо относительно такой публикации или же информировать налоговую инспекцию о судебном разбирательстве относительно такого рода публикаций.

Что касается внутренних источников, то для проведения налоговой проверки сотрудники налоговых инспекций должны будут проводить анализ финансово-экономических показателей, в том числе:

Также Концепция предусматривает возможность и целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и аффилированных лиц.

Выбор объектов для проведения налоговой проверки осуществляется на основании целенаправленного отбора, тщательного и постоянного всестороннего анализа всей имеющейся информации о каждом объекте вне зависимости от формы собственности и сумм налоговых обязательств. Заметим, однако, что это достаточно сложно выполнимо, хотя по крупным налогоплательщикам такой анализ давно ведется, но он учитывает только внутреннюю информацию, различного рода анализы и данные государственных и правоохранительных органов. Внешние общедоступные источники в работе не используются. Видимо, в ближайшее время должен быть утвержден механизм определения того, какие иные общедоступные внешние источники могут быть использованы в системе планирования выездных проверок. Ими могут быть периодические издания, информация, полученная из сети Интернет, информация о судебных разбирательствах, информация о крупных приобретениях, отчеты по пресс-конференциям, рейтинги и статистика различных организаций и др. Нельзя забывать о такой вещи, как письменные свидетельства контрагентов и бывших сотрудников, ибо с недавнего времени налоговая служба начала более детально рассматривать и письма анонимного содержания.

В дополнение к тому, что налоговая служба стремится сделать процедуры целенаправленного налогового планирования невыгодными и свести их влияние к минимуму, Концепция предусматривает приоритетность включения в план выездных проверок именно тех организаций, в отношении которых имеется информация (внешняя и внутренняя) об их участии в схемах ухода от налогообложения или минимизации налоговых обязательств.

Далее рассмотрим критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Концепция предусматривает, что каждый налогоплательщик может сам оценить свои риски, что подразумевает и возможность управления ими. Основными критериями являются следующие:

  1. налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже среднего значения, свойственного хозяйствующим субъектам той же отрасли или экономической деятельности;
  2. наличие убытков в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов;
  3. отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  4. опережающий темп роста расходов над доходами;
  5. среднемесячная зарплата в организации ниже среднего уровня по виду экономической деятельности внутри субъекта РФ;
  6. неоднократное приближение к предельному значению величин показателей для применения специальных налоговых режимов;
  7. отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода за календарный год;
  8. построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (так называемая цепочка контрагентов) в отсутствие разумных экономических или иных деловых причин;
  9. непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
  10. неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах в связи со сменой места нахождения (так называемая миграция между налоговыми органами);
  11. значительные отклонения уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Все вышеуказанные показатели налоговый орган оценивает и анализирует на предмет наличия необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53.

В заключение укажем, что предлагаемая Концепция пока весьма теоретизирована (хотя на сайте налоговой службы уже есть определенные модели и отдельная информация к размышлению для налогоплательщиков) и по ней имеется огромное количество вопросов. Но в любом случае существует необходимость подготовки страховых компаний к организации внутренних процедур по оценке налоговых рисков с учетом Концепции. Это, несомненно, увеличит нагрузку на налоговых специалистов страховой компании, однако позволит уменьшить вероятность проведения выездной налоговой проверки и, как следствие, доначислений в бюджет. Концепция способствует также оценке риска общей деятельности страховщика и выявлению вероятных "зон риска" нарушения законодательства о налогах и сборах, равно как и составлению дополнительного отчета по налоговым рискам для руководства любой страховой компании.

О.В.Данильчук

Издательский дом "Регламент"