Мудрый Экономист

Налоговый учет в частных охранных организациях. Налог на прибыль

"Налоги" (газета), 2008, N 2

Расходы на командировки, указанные в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Расходы учитываются только при наличии подтверждений о производственном характере поездки (командировки). При осуществлении расходов организация-работодатель руководствуется нормами ТК РФ. Обращаем Ваше внимание на то, что в ст. 166 ТК РФ прямо определено, что:

"Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". Пока такой порядок не принят, поэтому при направлении сотрудников в командировку организации руководствуются Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (применяется в части, не противоречащей ТК РФ).

Напоминаем, что в целях налогообложения прибыли командировочные расходы (в части суточных и полевого довольствия) подлежат нормированию.

Сегодня в состав расходов, учитываемых при налогообложении, налогоплательщик вправе включить суточные, не превышающие 100 руб. за каждый день нахождения в командировке по России. Именно такой размер суточных предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (далее - Постановление N 93).

Предельный размер суточных, выплачиваемых при командировках за границу, определяется в соответствии с Приложением к Постановлению N 93.

Основываясь на пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ, если организация заключила договор с соответствующей организацией, занимающейся подбором сотрудников, то возникающие расходы, связанные с подбором кадров, списываются в установленном порядке, основываясь на подтверждающих документах.

Обратите внимание! На основании пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ организация, оказывающая услуги охраны, может учесть в целях налогообложения и расходы на оплату услуг фирмы-аутсорсера, при этом следует иметь в виду, что обязательным условием для признания таких расходов в целях налогообложения является отсутствие собственных специалистов в штате организации. На это, в частности, указано в Письме Минфина России от 5 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/222.

За эти же действия нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий предусмотрены ст. 333.24 НК РФ, например:

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщиков:

Следует помнить, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

В целях налогообложения прибыли, представительские расходы принимаются в размере, не превышающем 4% от суммы расходов на оплату труда за отчетный период.

В соответствии с п. 3 ст. 318 НК РФ база для расчета норматива представительских расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Пример 1. Охранная организация провела официальный прием с представителями других организаций для целей установления взаимного сотрудничества.

При налогообложении прибыли к представительским расходам были отнесены расходы на спиртные напитки, так как представительские расходы не превышают 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период. Правомерны ли действия охранной организации?

По данному вопросу дано разъяснение в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/1/49:

"В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализаций, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 264 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

По мнению Департамента, расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются в размере, не превышающем четырех процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговой) период, в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок).

При этом статьей 5 Гражданского кодекса Российской Федерации под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе".

Аналогичного мнения придерживаются и арбитры: Постановление Западно-Сибирского округа от 29 июня 2005 г. N Ф04-1827/2005(12476-А27-33), Постановление Северо-Западного округа от 26 декабря 2005 г. N А44-2051/2005-9 и другие.

По этому основанию организации, оказывающие услуги по охране, могут учесть, например, расходы по учебно-тренировочным стрельбам для сотрудников организации.

Напомним, что ст. 16 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такие проверки осуществляются в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ.

О том, что организация вправе учесть такие расходы в целях налогообложения, разъяснено в Письме Минфина России от 29 июня 2007 г. N 03-03-06/2/115. При этом следует иметь в виду, что учесть данные расходы в целях налогообложения можно, если у охранной организации одновременно выполняются следующие условия:

Подпункт 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с оказанием услуг, относит рекламные расходы налогоплательщика.

Особенностью налогового учета рекламных расходов является то, что указанные расходы в целях налогообложения являются нормируемыми. Причем нормы установлены не по всем рекламным расходам, а по некоторым их видам. Перечень рекламных расходов содержится в п. 4 ст. 264 НК РФ, согласно которому к рекламным расходам налогоплательщика относятся:

Анализ п. 4 ст. 264 НК РФ позволяет сделать вывод, что к рекламным расходам, принимаемым в целях налогообложения в полном объеме, относятся первые три из вышеперечисленных видов рекламы, причем законодательно закреплено, что состав ненормируемых рекламных расходов является исчерпывающим.

Перечень же нормируемых рекламных расходов, напротив, является открытым и может быть значительно расширен, тем более что рекламный бизнес в последнее время развивается очень стремительно и появляются все новые технологии распространения информации.

В целях обложения налогом на прибыль нормируемые рекламные расходы принимаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от оказания услуг, определяемой охранной организацией в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Обращаем Ваше внимание на то, что для расчета предельного размера нормируемых расходов на рекламу налогоплательщик должен использовать показатель выручки от оказания услуг без учета сумм налогов. Это установлено ст. 248 НК РФ.

Кроме того, показатель выручки будет зависеть от используемого охранной организацией метода признания доходов и расходов.

Как известно, гл. 25 НК РФ предусматривает два метода учета доходов и расходов для целей налогообложения: метод начисления и кассовый метод.

При методе начисления (ст. ст. 271, 272 НК РФ) в общем случае доходы и расходы признаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от даты оплаты.

При кассовом методе (ст. 273 НК РФ) доходы и расходы учитываются для целей налогообложения только по мере их оплаты. При этом возможность использования кассового метода жестко ограничена размером выручки от реализации: в среднем за четыре предыдущих квартала она не должна превышать 1 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость) за каждый квартал.

Н.А.Беляева

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"