Мудрый Экономист

Налогообложение рекламных расходов на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, изготовлении брошюр, каталогов

"Налоги" (газета), 2008, N 2

Для того чтобы установить контакты с потенциальными клиентами, партнерами, организации участвуют в выставках. Расходы на участие в выставке могут быть самыми разнообразными. Причем, осуществив их, организация-налогоплательщик непременно столкнется с вопросами их классификации. Какие из них относятся к ненормируемым расходам, а какие нормируются?

Поэтому немного уделим внимания некоторым видам рекламных расходов, в частности рекламным расходам, осуществленным организацией на участие в выставках, ярмарках, экспозициях. Причем, участвуя в таких мероприятиях, организация для поддержания интереса к выпускаемой продукции, продаваемым товарам, оказываемым услугам прибегает к использованию брошюр, буклетов, каталогов.

Пример 1. Организация заказала дизайнерской фирме буклет с рекламой своих услуг. Можно ли учесть данные расходы на рекламу в полном объеме для целей налогообложения?

Под буклетом понимается произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами, в несколько страниц так, что текст может читаться без разрезки, раскрываясь, как ширма.

В соответствии с налоговым законодательством в полном объеме уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только расходы, предусмотренные абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

А рассматриваемые нами расходы к вышеперечисленным расходам не относятся, так как перечень ненормируемых расходов является закрытым и буклеты там не указаны.

Следовательно, данные расходы для целей налогообложения могут быть отнесены на прочие виды рекламы, но только в размере 1 процента от выручки (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Если бы организация заказала изготовление брошюр, то данные расходы можно было бы отнести в полном объеме на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, на расходы по рекламе, согласно абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ. Данный вид расходов - изготовление рекламных брошюр - относится к ненормируемым расходам.

Пример 2. Организация оптовой торговли изготовила каталоги с реализуемыми ею товарами и через почтовую рассылку разослала потенциальным покупателям данного товара. Как квалифицировать произведенные затраты, связанные с изготовлением данного каталога?

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации относятся к расходам организации на рекламу.

Однако в данном примере распространение каталогов произведено потенциальным клиентам, круг которых известен организации. То есть в данном случае у плательщика налога на прибыль не выполняется требование Закона N 38-ФЗ о неопределенности круга лиц, до которых доводится информация. Следовательно, затраты оптовой торговли на изготовление и почтовую рассылку каталогов не могут быть отнесены к расходам на рекламу.

Обратите внимание! Если бы у организации выполнялось условие о признании данных расходов рекламой (соответствие Закону N 38-ФЗ), то до 1 января 2006 г. организация могла бы учесть данные расходы на рекламу в размере 1% от выручки, а в условиях после 1 января 2006 г. учла бы их в полном объеме.

Обратите внимание! Если к каталогам, которые содержат информацию о номенклатуре и цене товара, предназначенным для определенных потенциальных организаций-покупателей, прилагаются типовые договоры поставки, в которых указана информация об условиях поставки данного товара, то данные затраты для целей налогообложения прибыли можно учитывать в полной сумме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией при условии заключения договора с контрагентом.

Нередко на выставках организации раздают подарки.

Стоимость подарков, раздаваемых покупателям, также может быть включена в состав рекламных расходов. В налоговом учете эти расходы отнесены к нормируемым расходам.

Пример 3. ООО "Сигма" приняло участие в выставке, в рамках которой проводился конкурс, с вручением призов победителям.

За участие в выставке ООО "Сигма" уплатило 10 620 руб. (в том числе НДС - 1620 руб.). Общая стоимость приобретенных призов - 76 700 руб. (в том числе НДС - 11 700 руб.). Предположим, что стоимость каждого из призов более 1000 руб. Выручка от реализации составляет 5 400 000 руб. (без НДС).

В целях бухгалтерского учета все произведенные расходы на рекламу учитываются в полном объеме. Для целей налогового учета полностью принимаются в составе расходов затраты на участие в выставке (п. 4 ст. 264 НК РФ). Стоимость врученных призов учитывается в сумме, не превышающей 1% суммы выручки от реализации 5 400 000 руб. x 1% = 54 000 руб. НДС по этим расходам принимается к вычету в сумме, соответствующей этому нормативу.

Рабочим планом счетов организации предусмотрено, что к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" открыты следующие субсчета:

68-1 "Расчеты по налогу на прибыль организаций";

68-2 "Расчеты по НДС".

Корреспонденция
счетов
  Сумма, 
рублей
              Содержание операции              
 Дебет 
 Кредит
   60  
   51  
76 700   
Оплачены призы                                 
   10  
   60  
65 000   
Приняты к учету подарки, приобретенные для     
вручения в качестве призов
   19  
   60  
11 700   
Учтен НДС                                      
   44  
   60  
 9 000   
Отражены расходы на участие в выставке         
   19  
   60  
 1 620   
Отражена сумма НДС по расходам на участие в    
выставке
  68-2 
   19  
 1 620   
Принят к вычету НДС по расходам на участие в   
выставке
   60  
   51  
10 620   
Оплачено участие в выставке                    
   44  
   10  
65 000   
Списана стоимость врученных призов             
  91-2 
   68  
11 700   
Начислен НДС на безвозмездную передачу призов  
(65 000 x 18%)
  68-2 
   19  
 9 720   
Принят к вычету НДС в пределах нормируемых     
рекламных расходов (54 000 руб. x 18%)
  90-2 
   44  
74 000   
Списаны расходы на продажу (9000 + 65 000)     
   09  
  68-1 
 2 640   
Отражен отложенный налоговый актив (65 000 -   
54 000) x 24%
  91-2 
   19  
 1 980   
Списана сумма НДС, не подлежащего возмещению   
(11 700 - 9720)
   09  
  68-1 
   745,20
Отражен отложенный налоговый актив (1980 x 24%)

Е.В.Акилова

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"