Мудрый Экономист

Тенденции и опыт развития рынка аудита стран снг и балтии

"МСФО и МСА в кредитной организации", 2007, N 4

В рамках прошедшей 27 - 29 ноября 2007 г. в Москве Международной конференции "Аудит в России. Международный опыт. Перспективы развития, практика работы" выступали представители аудиторских палат стран СНГ и Балтии, которые поделились опытом работы аудиторов, внедрения МСА и проблемами в своих регионах, связанными с данным видом деятельности.

Аудит в Азербайджане

От имени аудиторов Азербайджанской Республики выступил председатель Палаты аудиторов, Президент подразделения Института внутренних аудиторов "Аудит-Азербайджан" Вахид Новрузов, который рассказал об особенностях, современном состоянии и перспективах развития аудита в Азербайджане.

В настоящее время аудит занял прочное место в ряду рыночных экономических структур Республики Азербайджан, утвердив себя в качестве независимой системы финансового контроля.

В течение более чем одиннадцатилетней деятельности Палаты аудиторов Азербайджанской Республики аудиторская служба много сделала для повышения прозрачности финансовых операций в стране.

Проводимая государством целенаправленная работа, в частности, по реформе системы государственного управления и переходу к рыночной экономике требует постоянного развития и совершенствования системы аудита, задействования всех трех ее ветвей (государственного, внешнего и внутреннего аудита) в деле финансового контроля, а главное - построения такой системы аудита, которая была бы направлена прежде всего на выявление перспектив экономического развития. История формирования и развития аудита в Азербайджане позволяет сделать вывод, что отечественные аудиторы вполне способны справиться с данной задачей.

Аудиторская деятельность в Азербайджанской Республике базируется на системе нормативно-правовых актов, подтверждающих ее необходимость. Начало было положено в 1994 г., когда под руководством президента страны власти приступили к формированию нормативно-правовой базы этого вида деятельности. 16 сентября 1994 г. был принят Закон Азербайджанской Республики "Об аудиторской службе", и тем самым был активизирован процесс становления и формирования национального аудита.

На сегодняшний день структура правовой базы аудита в Азербайджане отражена в Конституции Азербайджанской Республики, законах Азербайджанской Республики (45 нормативных документов), указах Президента Азербайджанской Республики (12), постановлениях Кабинета министров Азербайджанской Республики (7), постановлениях Парламента Азербайджанской Республики (3), национальных стандартах аудита (43), а также в Кодексе профессиональной этики аудиторов и внутренних документах по организации и проведению аудита.

Разработанная нормативно-правовая база заложила предпосылки для определенного развития аудита в стране во всех трех (внешний (с 1996 г.) и внутренний аудит (с 1999 г.), государственный (с 2001 г.)) принятых во всем мире направлениях.

Развитием и государственным регулированием аудиторской службы в Азербайджане согласно законодательству занимается Палата аудиторов, которая начала свою деятельность с 4 апреля 1996 г. С этого момента Палатой аудиторов подготовлены и приняты 43 национальных стандарта аудита и более 30 нормативно-правовых документов, регламентирующих регулирование аудиторской службы в стране, постоянно проводится обучение специалистов и принимаются экзамены на получение звания аудитора, выдаются лицензии на занятие аудиторской деятельностью физическим лицам, местным и зарубежным организациям.

Важность профессии внутреннего аудитора не вызывает сомнений, и с целью развития и совершенствования данной профессии в Азербайджанской Республике, разработки и совершенствования стандартов и норм внутреннего аудита, обеспечения профессиональной независимости и защиты интересов внутренних аудиторов, повышения их профессионализма 26 июня 1999 г. Постановлением Совета Управления международного Института внутренних аудиторов на основе обращения Палаты аудиторов Азербайджанской Республики впервые на территории СНГ было создано отделение Института под названием "Аудит-Азербайджан".

2001 г. ознаменовался началом практического функционирования в Азербайджане государственного аудита, когда 7 декабря Постановлением Милли Меджлиса <1> были назначены заместитель председателя Счетной палаты и четверо из предусмотренных Законом "О счетной палате" семи аудиторов. В результате были созданы правовые условия для полноценной деятельности Палаты аудиторов как высшего государственного органа финансового контроля с начала 2002 г.

<1> Милли Меджлис - Национальное собрание (однопалатный азербайджанский парламент).

При непосредственном участии Палаты аудиторов в 1996 - 2007 гг. были внесены различного характера изменения и дополнения как в Закон "Об аудиторской службе" и Положение "О Палате аудиторов Азербайджанской Республики", так и в другие законодательные акты, закрепляющие обязательность применения аудита.

Тем не менее основополагающие принципы национального аудиторского законодательства, закрепленные в Законе "Об аудиторской службе", не только остались неизменными благодаря необходимости применения аудита в экономике и расширения сферы его применения, но и нашли свое правовое обоснование в принятых после 1994 г. более чем 25 законах и кодексах (ряд законов в сфере экономики с принятием Гражданского кодекса Азербайджанской Республики утратил силу), а также в подписанных президентом страны указах и распоряжениях (около 15).

Палата аудиторов является независимым финансовым органом, осуществляющим организацию государственного регулирования и развития аудиторской службы, защиту имущественных прав собственников, интересов государства, хозяйствующих субъектов и аудиторов, контроль за соблюдением независимыми аудиторами и аудиторскими организациями в своей деятельности требований, вытекающих из законодательных актов республики.

Палата не подотчетна законодательной и исполнительной ветвям власти.

На сегодняшний день основной задачей Палаты аудиторов является организация работы аудиторской службы в республике и осуществление мер по развитию и совершенствованию ее деятельности в целях обеспечения точного и достоверного ведения финансового и бухгалтерского учета во всех хозяйствующих субъектах независимо от формы собственности.

В перечень выполняемых Палатой аудиторов функциональных обязанностей входят:

Палата аудиторов уполномочена проверять качество аудита, проводимого независимыми аудиторами и аудиторскими организациями; рассматривать споры различного характера между независимыми аудиторами и аудиторскими организациями и их заказчиками; рассматривать и решать жалобы на действия аудиторов; решать иные вопросы аудиторской службы, входящие в компетенцию Палаты; представлять в зарубежных странах интересы Азербайджанской Республики по вопросам аудита.

Внутренний контроль качества аудита состоит в обеспечении соответствия планирования аудита, применяемых правил и процедур аудита требованиям действующего законодательства и аудиторским стандартам, их неукоснительного исполнения. Внутренний контроль может осуществляться в двух формах: общий контроль и контроль по отдельным аудитам. Содержание, объем и периодичность правил и процедур внутреннего контроля качества аудита определяются в зависимости от особенностей и объема деятельности аудиторской организации, уровня организации проверки.

Внешний контроль осуществляется в двух направлениях: оценка системы внутреннего контроля качества аудита; контроль качества аудита, проводимого аудиторами. Методы и приемы осуществления внешнего аудита регулируются программами и инструкциями, утвержденными Счетной палатой и Палатой аудиторов.

В качестве одного из методов осуществления внешнего контроля, улаживания возникающих при проведении аудита споров, а также исполнения специальных решений полномочных государственных органов целесообразным считается и повторный аудит, основная цель которого - выявление и устранение недостатков и просчетов, допущенных при проведении аудита в результате несоблюдения аудиторами норм законодательства Азербайджанской Республики, Положения "О Палате аудиторов Азербайджанской Республики", аудиторских стандартов и других нормативно-правовых актов.

Повторный аудит может проводиться Счетной палатой и Палатой аудиторов Азербайджанской Республики либо уполномоченными ими аудиторами по требованию хозяйствующих субъектов, где проводился аудит; по решению (заказу) полномочных государственных органов; по инициативе Счетной палаты и Палаты аудиторов. Повторный аудит не может проводиться аудитором, который проводил этот аудит ранее, но в случае необходимости он может быть привлечен для этой цели.

Основными факторами, обеспечивающими высокое качество проведения аудита, являются: профессиональная подготовка и квалификация аудиторов; подготовка и применение в аудиторских организациях эффективной системы контроля качества; наличие системы внешнего контроля качества.

Некачественно выполненными аудитами могут считаться такие, при которых аудиторами не составлены план и программа аудита, рабочие и итоговые документы аудитора. В некоторых случаях недопустимо проведение внешнего контроля качества в течение двух лет подряд одним и тем же аудитором.

С целью разрешения споров, возникающих при принятии решений относительно недостатков и просчетов, выявленных в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности и качества аудита в ходе оказания аудиторских услуг, было принято решение создать в Палате аудиторов Комиссию по профессиональной этике аудиторов, состоящую из представителей аудиторской профессии, так как при контроле качества аудита важен принцип коллегиальности и обеспечение объективности при оценке качества.

Таким образом будут сниматься спорные вопросы в сфере ответственности аудиторов и устраняться претензии Счетной палаты и Палаты аудиторов по некачественной работе и степени ответственности аудиторов; при необходимости будут накладываться санкции дисциплинарной комиссии; обеспечиваться объективность проверок в рамках контроля качества; даваться оценки правильного соблюдения проверяющими и проверяемыми требований соответствующих стандартов аудита и законодательных актов Азербайджанской Республики.

Свои функции и обязанности Палата аудиторов выполняет при помощи аппарата из семидесяти штатных сотрудников и комиссий по различным аспектам деятельности, в состав которых в основном входят представители аудиторских профессий. На сегодняшний день в Палату входят 50 независимых аудиторов, 36 местных аудиторских организаций, а также филиалы и представительства пяти иностранных аудиторских организаций.

Палата аудиторов Азербайджанской Республики является членом пяти международных и региональных аудиторских организаций (Международной региональной федерации бухгалтеров и аудиторов "Евразия", Украина; Международного Института внутренних аудиторов (IIA), Квебек, Канада; Европейской федерации бухгалтеров и аудиторов (EFAA), Мадрид, Испания; Международной федерации бухгалтеров и аудиторов (IFAC); Евразийского Совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, Баку), ею подписаны 15 меморандумов, соглашений и протоколов о сотрудничестве с палатами аудиторов различных стран мира.

Небезынтересно отметить, что Палата аудиторов наряду с ведущими министерствами и ведомствами страны привлекалась к выполнению следующих государственных программ:

В 2007 г. были разработаны Палатой аудиторов и приняты государством два закона, связанные с совершенствованием аудиторской деятельности:

Данные законодательные акты играют важную роль в применении в стране внутреннего аудита с учетом передового мирового опыта, так как в функции внутренних аудиторов входят: контроль за состоянием использования средств; недопущение лишних расходов; подтверждение достоверности информации, используемой руководством для принятия решений; контроль правильности выполнения хозяйственных операций; анализ эффективности финансовой деятельности и предложения по ее повышению; оценка качества информации о системе управления.

К числу задач, возлагаемых на внутренних аудиторов для осуществления указанных функций, относятся следующие:

При создании на предприятии внутренней службы аудита необходимо учитывать обязательную подготовку положения об отделе внутреннего аудита, стратегического плана; обучение внутренних аудиторов; принятие соответствующих профессиональных норм и стандартов; подготовку административных процедур и т.д.

Несмотря на интенсивное развитие аудиторской деятельности в Азербайджанской Республике и серьезность выполнения задач, поставленных перед Палатой аудиторов, существуют проблемы, на которые указал докладчик, в том числе:

Примечательно, что на сегодняшний день особенности аудиторской деятельности Азербайджана таковы, что на внутреннем рынке преобладают иностранные аудиторские организации (представительства и филиалы "Большой четверки"), и, несмотря на интенсивное развитие местного республиканского аудита, местные аудиторы или аудиторские компании уступают в уровне подготовки представителям западного аудита.

Для устранения перечисленных проблем Палатой аудиторов разработана концепция реформы аудита, цель которой состоит в определении направлений формирования, развития и совершенствования нормативно-правовой базы и организационной структуры системы аудита в условиях рыночной экономики. Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

Так, для совершенствования аудиторской деятельности Палатой аудиторов вынесен на рассмотрение правительства проект изменений в Закон "Об аудиторской службе" Азербайджанской Республики, в положения которого внесены следующие особенности, касающиеся регулирования аудиторской деятельности:

или

Одним из основных факторов, обусловливающих полноценное развитие аудита, является подготовка квалифицированных кадров, способных действовать на уровне международных требований, и постоянное повышение их квалификации. Эта немаловажная задача также стоит перед Палатой аудиторов.

В программе подготовки специалистов особое внимание уделено трем основным направлениям: подготовка специалистов с высшим образованием по аудиторским и бухгалтерским специальностям на базе высших учебных заведений на основе новых программ, составленных с учетом международного опыта; переподготовка по краткосрочным и целевым программам с учетом международного опыта лиц с высшим образованием, желающих стать аудиторами; регулярное повышение квалификации профессиональных аудиторов.

Подготовка и повышение квалификации аудиторов требуют решения ряда неотложных задач. В первую очередь следует регулярно совершенствовать с учетом международного опыта и современных требований нынешние Правила проведения экзаменов для получения звания аудитора и программы курсов подготовки к экзаменам.

Процесс подготовки будущих аудиторов должен быть организован с использованием предлагаемых в концепции наиболее прогрессивных методов. Планируется проведение экзаменационных подготовительных курсов на основе теоретического и практического опыта, с обязательным прохождением практики (стажировки) на подготовительных курсах.

Об опыте аудиторов Литвы по внедрению МСФО и МСА в практику аудиторской деятельности

Литва с 1 мая 2004 г. стала полноправным членом Евросоюза, а с декабря 2007 г. - участником Шенгенского соглашения. Какова же специфика бухгалтерского учета, какие особенности и проблемы, связанные с подготовкой финансовой отчетности, существуют у аудиторов данной страны?

Об опыте аудиторов Литвы по внедрению МСФО и МСА в практику аудиторской деятельности рассказал Президент Палаты аудиторов Литвы Геннадий Макушев.

На сегодняшний день в стране насчитывается 131 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. Из них 64 тыс. субъектов в обязательном порядке должны составлять финансовую отчетность, и многие из них обязаны представлять такую отчетность для осуществления аудиторских проверок. Аудиторские проверки проводятся примерно в 6% субъектов предпринимательской деятельности от общего числа организаций, составляющих финансовую отчетность.

Применение стандартов учета и финансовой отчетности очень важно для обеспечения и поддержки качества финансовой отчетности и приобретения доверия инвесторов на финансовых рынках Литвы и Евросоюза, поэтому в стране введен определенный режим регулирования отчетности.

Общие требования по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в стране устанавливают и регулируют четыре закона:

Закон о финансовой отчетности предприятий применяется для всех юридических лиц с ограниченной ответственностью, целью которых является достижение прибыли, а также для действительных хозяйственных товариществ и товариществ с ограниченной ответственностью, чьими собственниками являются акционерные общества или акционерные общества закрытого типа. В тех случаях, когда предприятия, которые по Закону не обязаны составлять финансовую отчетность, делают это по собственной инициативе, то такая финансовая отчетность также должна соответствовать требованиям Закона.

Закон о финансовой отчетности предприятий устанавливает, что годовые финансовые отчеты должны верно и правильно отражать активы, имущество, обязательства, доходы и расходы предприятия и подчиняться принципам бухгалтерского учета, применяющимся для ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности.

Примечательно, что отчетность может быть как полной (т.е. включать баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении собственности, отчет о денежных потоках, объяснительную записку), так и сокращенной.

Сокращенную финансовую отчетность могут составлять предприятия, чьи показатели (2 из 3) в течение двух лет за каждый отчетный период не превышали следующие установленные нормы:

В последнем случае финансовая отчетность таких предприятий включает сокращенный баланс, сокращенный отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении собственности и сокращенную объяснительную записку.

Если предприятие по своему типу относится к акционерным обществам, то дополнительно к финансовой отчетности руководство таких предприятий должно подготовить и представить годовой отчет, включающий:

Подготовка финансовой отчетности согласно Закону о консолидированной финансовой отчетности должна содержать:

Такие виды отчетности в обязательном порядке представляются для проведения аудита.

Консолидированная финансовая отчетность составляется всеми акционерными обществами, имеющими одно или несколько дочерних предприятий (нормы Закона "О консолидированной финансовой отчетности" применяются с 2004 г.), независимо от их местонахождения.

Для общественно значимых предприятий дополнительно к законам об учете применяются специальные законы о регулировании рынка:

<1> "Кредитные унии" - своего рода крестьянские кредитные кооперативы, кассы взаимопомощи. Их члены фактически кредитуют себя самостоятельно, отказываясь от дорогостоящих услуг коммерческих банков. Это связано с тем, что в 2001 - 2002 гг. в Литве был приватизирован последний крупный банк с государственным капиталом - "Сельскохозяйственный", а перед этим - бывший Сбербанк. Новые владельцы отказались от убыточных отделений в глубинке и от кредитования мелких клиентов. В этой ситуации многие фермеры стали обращаться к кредитным униям. Первое такое объединение появилось в Литве в 1995 г. Но принятый в 2001 г. Закон "О страховании вкладов" и упрощение приема в такие объединения изменили ситуацию. Поскольку сельскохозяйственная продукция реализуется через рынки, то достаточно сложно документально указать банку источник постоянного и гарантированного дохода. Применение уний позволяет не только упростить процедуру оформления кредита, но и получить таковой на более привлекательных условиях (т.е. средняя процентная ставка по кредиту, как правило, ниже, чем в банках, а на вклады - чуть выше). Основу крестьянских "банков" составляют паи их членов. Распределяются они так же просто, как и собираются, - решением кредитного комитета, членами которого также являются фермеры. Примечательно, что при таком "непрофессиональном" подходе не было случаев, чтобы существующей простотой воспользовались мошенники.
<2> Институции - термин, используемый в ряде государств как форма слова "институт" для обозначения каких-либо органов или учреждений.

Например, финансовые компании (включая банки и страховые компании, фонды и т.д.) при подготовке отчетности, помимо четырех законодательных актов о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, применяют положения законов о финансовых институциях: о ценных бумагах, о страховании, о пенсионном обеспечении, о пенсионных фондах. Банки вместе с финансовой отчетностью должны представить Литовскому государственному банку дополнительные финансовые отчеты и отчет аудитора об оценке системы внутреннего контроля, а литовская комиссия по страховому надзору требует от страховых компаний представления дополнительных финансовых отчетов и отчета аудитора об оценке системы внутреннего контроля, информационных систем.

Листинговые акционерные общества руководствуются как положениями по учету, так и положениями Закона о ценных бумагах и требованиями Комиссии по ценным бумагам, связанными с дополнительными требованиями по раскрытию информации. Литовская комиссия ценных бумаг требует от листинговых компаний представления дополнительных финансовых отчетов и отчета аудитора об оценке системы внутреннего контроля, информационных систем.

В 2007 г. в Литве были внесены изменения в законы о бухгалтерском учете, о финансовой отчетности предприятий и о консолидированной финансовой отчетности. Благодаря нововведениям предприятиям разрешено составлять финансовую отчетность (консолидированную финансовую отчетность) на свое усмотрение, либо по Стандартам учета для предпринимательства (национальным стандартам бухгалтерского учета (НСУ)), либо по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Предполагается, что предприятия, принадлежащие международным группам, перейдут на применение МСФО и таким образом уменьшат расходы.

В качестве примера приводится таблица, в которой указано, что в зависимости от типа предприятий внедряется и применяется тот или иной стандарт учета и финансовой отчетности.

Таблица

-------------------------------------T----------------------------
Тип предприятия ¦Стандарт учета и финансовой
¦ отчетности
-------------------------------------+----------------------------
Листинговые акционерные общества ¦МСФО
открытого типа ¦
-------------------------------------+----------------------------
Акционерные общества открытого ¦НСУ или МСФО (на выбор)
или закрытого типа ¦
-------------------------------------+----------------------------
Банки ¦МСФО
-------------------------------------+----------------------------
Страховые организации ¦НСУ или МСФО (на выбор)
-------------------------------------+----------------------------
Товарищества, чьими собственниками ¦НСУ
являются акционерные общества ¦
или закрытые акционерные общества ¦
-------------------------------------+----------------------------
Частные предприятия с неограниченной¦Не составляют отчетность
ответственностью ¦или НСУ
-------------------------------------+----------------------------

Национальные стандарты бухгалтерского учета - Стандарты учета для предпринимательства - разрабатываются Литовским институтом учета, утверждаются советом, состоящим из:

Институт учета также готовит рекомендации по применению национальных стандартов, совместно с Палатой аудиторов Литвы участвует в работе по переводу на литовский язык международных стандартов, адаптированных Комиссией Евросоюза, выпускает переведенные на литовский язык стандарты (проект по переводу стандартов и публикации финансируется государством).

В случаях, когда положения Международных стандартов финансовой отчетности позволяют адаптировать национальные стандарты, то Институт учета приводит Стандарты учета для предпринимательства (НСУ) в соответствие с МСФО. Такая практика сложилась с 2002 г., когда стали разрабатываться первые национальные стандарты, адаптированные под МСФО.

Несмотря на достаточно четкие перспективы перехода на международные стандарты, существуют проблемы внедрения МСФО. По мнению Геннадия Макушева, это прежде всего:

  1. сложности понимания самих стандартов, даже в оригинальном первоисточнике, т.е. в англоязычном изложении (написании);
  2. сложности с переводом на другой (и не только литовский) язык;
  3. частые, если не сказать - постоянные, изменения МСФО (практически каждые два года вносятся изменения, дополнения или тот или иной стандарт переписывается заново) приводят к тому, что даже англоговорящие страны не успевают приводить отчетность в порядок;
  4. нехватка квалифицированных кадров. Несомненно, профессиональный опыт бухгалтеров, которые начинали свою деятельность в Советском Союзе, не вызывает сомнений, но специалисты, которые привыкли к четким и внятным ("обкатанным" годами) планам, инструкциям, не могут, а зачастую и просто не хотят оперативно адаптироваться к нововведениям (возможно, им не хватает гибкости мышления). А новое поколение бухгалтеров еще только созревает;
  5. правовые вопросы применения международных стандартов также сопровождаются сложностями. Это касается судебных разбирательств при оценке аудиторских заключений. Судебные исполнители говорят и принимают решения на литовском языке, а за основу разбирательства (т.е. источник стандарта) принимается английская версия. Возникают разночтения, которые недопустимы при принятии судебного решения;
  6. весьма низки потребности рынка не только в международной, но и в просто качественной отчетности. Например, процентные ставки на кредиты в банках весьма низкие (очень дешевые), заемщику достаточно представить любую форму отчетности (которая не только может не соответствовать стандартам МСФО, но и зачастую не отражает реальной картины работы предприятия), подтвердить наличие недвижимости, и банк, не устраивая особо сложных проверок, совершенно спокойно предоставляет кредит.

Но ситуация изменится, когда будут исчерпаны возможности дешевых кредитов и у банков появится мотивация в представлении качественной отчетности, отражающей реальную ситуацию работы предприятия.

В связи с вышеперечисленным перед Палатой аудиторов Литвы стоит непростая задача оперативно реагировать на все изменения, происходящие в МСФО, давать разъяснения по тому или иному новшеству и осуществлять обучение кадров.

Аудиторская деятельность Литвы берет свое начало в 1996 г., когда в соответствии с Постановлением Совета Министров Литвы от 01.04.1995 "Об организации аудита" были организованы первые квалификационные экзамены аудиторов и первые претенденты (на тот момент их было 211) сдали экзамены и получили сертификаты аудиторов.

Первый Закон Литовской Республики "Об аудите" был принят в 1999 г. Для развития и контроля аудиторской деятельности в 2000 г. была зарегистрирована Палата аудиторов Литвы, которой были переданы функции государства по таким важным направлениям, как:

Система повышения квалификации аудиторов, разработанная Палатой аудиторов Литвы, представляет собой многоуровневую и постоянно обновляющуюся программу обучения и повышения квалификации специалистов. Так, подготовка специалиста рассчитана на три года (объем не менее 120 часов), и после сдачи квалификационных экзаменов соискателю присваивается статус аудитора. Помимо этого аудиторы должны проходить курсы повышения квалификации. В программу обучения входят вопросы применения национальных и международных стандартов аудита; внутренний аудит; профессиональная этика аудиторов; гражданское право; налоговая система; информационные технологии; макро- и микроэкономика, анализ и управление финансами.

В настоящее время членами Палаты аудиторов являются 402 аттестованных аудитора.

Около 62% аудиторов Литвы занимаются частной практикой, предоставляя аудиторские, консультационные и иные услуги клиентам, а 38% аудиторов работают в частном и государственном секторах, параллельно ведя преподавательскую деятельность.

В 2000 г. общим собранием аудиторов Палаты аудиторов принят Кодекс профессиональной этики аудиторов, и Комитетом по этике даны разъяснения и комментарии по применению Кодекса.

Основными принципами Кодекса профессиональной этики аудиторов стали независимость, честность и объективность, компетенция, конфиденциальность. Положения Кодекса регламентируют отношения с заказчиками, оплату за услуги аудита, отношения с коллегами и органами самоуправления аудиторов.

В 2002 г., после пересмотра положений Закона "Об аудите", государство расширило перечень полномочий Палаты аудиторов.

На сегодняшний день в функциональные обязанности Палаты аудиторов входят:

В 2003 г. Палата аудиторов стала ассоциированным членом Международной Ассоциации Бухгалтеров (IFAC).

В 2004 г. Европейская Ассоциация Бухгалтеров (FEE) приняла Палату аудиторов в члены-корреспонденты.

В 2004 г. Закон "Об аудите" был переработан в соответствии с рекомендациями Европейской комиссии от 15.11.2001 N 2001/256/ЕВ "Об обязательном обеспечении качества аудита в Евросоюзе: минимальные требования" и от 16.05.2002 N 2002/590/ЕВ "О независимости аудиторов в Евросоюзе: основные принципы". Основные изменения в Закон коснулись:



С введением в Закон "Об аудите" положений об обучении помощников аудиторов последние проходят курс обучения по тем же вопросам, что и аудиторы, но, что весьма примечательно, в отличие от аудиторов, которые, как уже было сказано выше, должны пройти 120-часовой трехлетний курс обучения, помощники в течение трех лет обязаны прослушать курс не менее 150 часов.

Также согласно обновленным положениям Закона "Об аудите" обязательное выполнение аудита установлено для банков, финансовых учреждений, страховых обществ, инвестиционных и пенсионных фондов, государственных предприятий, акционерных обществ открытого типа, акционерных обществ закрытого типа, чьи показатели (2 из 3) за отчетный период соответствуют следующим требованиям:

В связи с принятием Директивы Парламента и Совета Евросоюза N 2006/43/ЕВ по аудиту основные задачи работы Палаты аудиторов Литвы по развитию аудиторской деятельности в государстве на ближайшее будущее можно сформулировать следующим образом:

Аудиторская деятельность Литвы базируется на национальных стандартах аудита (НСА), разрабатываемых Комитетом по аудиту Палаты аудиторов, который устанавливает продолжительность публичного обсуждения проектов стандартов и затем передает их на согласование Президиуму Литовской палаты аудиторов. После согласования НСА утверждаются всеобщим собранием членов Литовской палаты аудиторов. Начиная с 2000 г. Палатой аудиторов Литвы принято 32 национальных стандарта. Комитет по аудиту также ответствен за обеспечение и координирование перевода международных стандартов аудита (МСА), подготовленных Советом по международным стандартам аудита (IAASB), подготовку комментариев к НСА и МСА, методик проведения аудита.

Применение стандартов помогает обеспечить качество аудита, который, в свою очередь, может повысить степень достоверности публикуемой финансовой информации и стать важным механизмом охраны интересов акционеров, кредиторов и других заинтересованных лиц.

Принципы национальных стандартов аудита Литвы основаны на положениях МСА.

Качество выполнения аудита зависит от соответствия методики МСА или НСА, которые требуют, чтобы аудитор оценил внутренний контроль и риски, влияющие на стратегию и планирование аудита, включающего изучение системы, сделок и баланса и позволяющего аудитору получить достаточные и достоверные доказательства, на основании которых можно представить заключение о финансовой отчетности. Палатой аудиторов Литвы подготовлена методика по выполнению аудита, но она не предназначена для специализированных секторов экономики, например листинговых или страховых компаний, финансовых институций.



Пересмотр и обновление указанной методики требуют значительных технических и профессиональных ресурсов. Однако рост спроса на высокого качества аудиторские услуги, соответствующие требованиям МСА и НСА, и применение эффективных средств контроля качества аудита должны стимулировать потребность в качественной методике аудита, затраты на подготовку которой могут быть компенсированы ее продажей аудиторским компаниям. Методику, основанную на программном обеспечении, легче проверить, обновить и использовать, чем выпустить печатное пособие.

Последние изменения, внесенные в нормы Закона "Об аудите", требуют, чтобы все аудиторы и аудиторские предприятия Литвы при проведении проверок и подготовке аудиторских заключений применяли положения как национальных, так и международных стандартов аудита (МСА), подготовленных Советом по международным стандартам аудита (IAASB). При выполнении аудита в Литве по требованиям МСА необходимо придерживаться международного Кодекса этики профессиональных бухгалтеров (IFAC). Палата аудиторов Литвы дважды, в 2005 и 2006 гг., осуществляла перевод IFAC.

Курсы повышения квалификации аудиторов в обязательном порядке включают в себя программу по вопросам профессиональной этики аудиторов.

Несмотря на то что многие положения национальных стандартов аудита базируются на положениях международных стандартов, все же имеются различия. Геннадий Макушев в качестве примера привел несколько положений и требований МСА, которым не имеется аналогов в НСА.

Так, МСА 250 "Значение законов и правовых актов при выполнении аудита финансовой отчетности" требует, чтобы аудиторы самостоятельно решили, должны ли они доложить о выявленных нарушениях институциям надзора (Комиссии ценных бумаг, страхового надзора и т.д.). В НСА такого требования не содержится. Отсутствие данного требования в НСА может ослабить позицию аудитора по отношению к клиенту при подготовке аудиторского заключения, а также ослабить позиции регулирующих институций.

МСА 200 "Задачи и основные принципы аудита финансовой отчетности" требует руководствоваться Кодексом этики IFAC. НСА требуют руководствоваться только национальным Кодексом этики аудиторов Литвы, который был подготовлен в соответствии с Кодексом этики IFAC в редакции 2000 г. В связи с этим национальный Кодекс этики аудиторов Литвы должен быть пересмотрен и в него должны быть включены последние изменения Кодекса этики IFAC.

В отличие от МСА в НСА имеются два специфичных национальных стандарта - это НСА 2 "Условия договора по оказанию аудиторских услуг" и НСА 13 "Аудиторское заключение".



Проблемы перехода на МСА очень схожи с проблемами перехода Литвы на МСФО (сложности понимания самих стандартов, даже в оригинальном первоисточнике, т.е. в англоязычном изложении (написании); нехватка квалифицированных кадров; невозможность оперативного обучения; вопросы правового применения; сложности перевода на другой (и не только литовский) язык; частные изменения МСА и т.д.).

МСА на литовский язык были переведены лишь однажды - в 2005 г., поэтому существуют значительные пробелы в применении МСА, возникшие вследствие несвоевременного перевода, так как лишь немногие аудиторы, не принадлежащие к международным аудиторским компаниям или сетям, имеют возможность обновлять свои методики выполнения аудита в соответствии со всеми изменениями МСА и стандартами качества аудита, а также международного Кодекса этики бухгалтеров-профессионалов, которые выпускаются на английском языке и почти ежегодно обновляются.

Однако несмотря на существующие проблемы переход на МСА необходим, так как применение международных стандартов улучшит существующую ситуацию в деятельности предприятий по подготовке отчетности и в работе аудиторов и обеспечит возможность международным институциям, регуляторам и инвесторам повысить качество оценки аудита в Литве. Директива Евросоюза по регулированию законом установленных аудитов предусматривает применение МСА, признанных Евросоюзом, однако жестких сроков перехода не предусматривает.

Палатой аудиторов Литвы принято решение о применении МСА начиная с 2009 г. Для успешного перехода и полноценного применения МСА в Литве Палате аудиторов необходимо в 2008 г. перевести на литовский язык последнюю версию МСА (второе издание) и провести курсы по обучению аудиторов применению МСА.

А.А.Битулева

Издательский дом "Регламент"