Мудрый Экономист

Особенности налогообложения инновационной деятельности

"Финансовая газета", 2007, N 50

По смыслу нормы, изложенной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, льгота распространяется как на реализацию исключительных прав на перечисленные в норме объекты интеллектуальной собственности по договорам об отчуждении исключительных прав, так и на реализацию прав на использование указанных объектов по лицензионным договорам. Некоторое несоответствие ныне действующего гражданского законодательства терминологии, используемой в НК РФ, не меняет существа дела. Сказанное связано прежде всего с тем, что предмет договоров, которыми можно будет подтверждать право на льготу, прямо изложен в рассматриваемой норме НК РФ: это, во-первых, реализация исключительных прав, а во-вторых, прав на использование перечисленных результатов интеллектуальной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поскольку при гражданско-правовой квалификации договора его наименование не имеет решающего значения в отличие от предмета договора и прочих его существенных условий, право на льготу может доказываться не только договором об отчуждении исключительного права или лицензионным договором, но и любым договором, предметом которого является передача определенных прав на перечисленные результаты интеллектуальной деятельности, если этот договор соответствует императивным нормам закона, действующего на момент его заключения.

В силу п. 1 ст. 3 Патентного закона от 23.09.1992 N 3517-1 права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются законом и подтверждаются соответственно патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец. Аналогичная норма содержится в ст. 1346 ГК РФ. В настоящее время трудно сказать, будут ли налоговые органы рассматривать передачу права на получение патента, которая фактически является передачей по договору прав на техническое или художественно-конструкторское решение, патент на которые еще не получен, как льготируемую операцию, подпадающую под пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. По нашему мнению, это вопрос, на который должна ответить судебная практика.

Закон N 195-ФЗ также устанавливает, что с 1 января 2008 г. не будут подлежать обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В Законе N 195-ФЗ прямо указывается, что речь идет о договорах на выполнение научно-исследовательских, технологических, а также опытно-конструкторских работ. Как можно предположить, основные споры с налоговыми органами будут лежать в области отнесения тех или иных работ к перечисленным в данной норме. Поэтому предмет договоров должен быть четко сформулирован с учетом положений гл. 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" ГК РФ и законодательства об интеллектуальной собственности.

Помимо этого, в подобных случаях предоставления договора не всегда достаточно, так как в нем не всегда возможно с достаточной степенью подробности описать научно-техническую сторону предполагаемых работ. Поэтому стороны могут приводить в свою пользу технические задания, проектную и иную техническую документацию, заключения экспертов и пр. Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.02.2005 по делу N А54-3155/03-С21 квалифицированы договоры на создание научно-технической продукции как договоры на выполнение опытно-конструкторских работ, так как к ним были приложены технические задания, спецификации, договорные письма, акты сдачи-приемки и в результате разработаны образцы нового изделия. Иными словами, целью заключения данных договоров был не серийный выпуск продукции, а выпуск единичного образца продукции как материального воплощения технической мысли. В результате суд пришел к выводу о правомерности применения налогоплательщиком льготы по НДС.

Новое в определении налоговой базы налога на прибыль

Закон N 195-ФЗ также расширяет льготы по налогу на прибыль.

С 1 января 2008 г. не будут учитываться как доходы с целью налогообложения прибыли использованные по целевому назначению средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом о науке и государственной научно-технической политике, перечень которых установит Правительство Российской Федерации. Ранее круг этих фондов ограничивался Российским фондом фундаментальных исследований, Российским фондом технологического развития, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральным фондом производственных инноваций (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Помимо этого, до 1,5% дохода (валовой выручки) налогоплательщика повышен лимит, в пределах которого могут признаваться как расходы на НИОКР отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в установленном порядке (п. 3 ст. 262 НК РФ).

Расширение перечня расходов, учитываемых при налогообложении по упрощенной системе

Что касается упрощенной системы налогообложения, новым Законом внесены дополнения в перечень расходов, уменьшающих доходы налогоплательщика при определении объекта налогообложения (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Так, к расходам, учитываемым при налогообложении, будут относиться:

расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

Что касается расходов, связанных с получением правовой охраны на результаты интеллектуальной деятельности, необходимо отметить, что к ним прежде всего будут относиться расходы по получению патента на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, расходы по получению патента на селекционное достижение, а также средства, направленные на регистрацию товарного знака и наименования места происхождения товара. Именно эти объекты интеллектуальной собственности получают правовую охрану при условии получения правообладателем патента или соответственно государственной регистрации. К таким расходам будут относиться не только пошлины (ст. 1249 ГК РФ), но и расходы, связанные с получением правовой помощи; как правило, это расходы, связанные с оплатой услуг патентных поверенных и иных представителей.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что в силу п. 4 ст. 1259 части четвертой ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна добровольная регистрация. Таким образом, государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных не является обязательной для получения правовой охраны, а следовательно, расходы налогоплательщика, связанные с такой регистрацией, для целей налогообложения учитываться на будут.

Как видим, новый Закон вводит ряд налоговых льгот для налогоплательщиков, которые занимаются инновационной деятельностью, в частности выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также налогоплательщиков, являющихся авторами и правообладателями результатов интеллектуальной деятельности.

А.Борисова

Налоговый юрист