Мудрый Экономист

Акционерное общество: уставный капитал

"Налоги" (газета), 2008, N 1

Формирование уставного капитала акционерного общества

Согласно ст. 99 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Статья 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определяет понятие акции как эмиссионной ценной бумаги, закрепляющей права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Минимальный уставный капитал закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда (для исчисления гражданско-правовых обязательств) составляет 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

Максимальный размер уставного капитала законодательством не ограничен.

При учреждении общества осуществляется первый закрытый выпуск, все акции должны быть размещены среди учредителей. Форма оплаты акций при учреждении общества определяется договором о создании общества.

Согласно ст. 34 Закона об акционерных обществах акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества.

При этом 50% распределенных акций должны быть оплачены в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества.

Так как до оплаты 50% акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества. К сделкам, связанным с учреждением общества, могут относиться: сделки по приобретению (аренде) помещения для размещения общества; сделки по заключению договора банковского счета; оборудования для офиса и иные сделки, не относящиеся к коммерческой деятельности общества. Потому сделки, заключенные в этот период и не связанные с учреждением общества, могут быть признаны недействительными. Об этом сказано в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах".

Акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества (неголосующая акция).

В случае неполной оплаты акций в течение года право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу.

Акции, перешедшие к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала.

Дополнительные акции и иные эмиссионные ценные бумаги общества, размещаемые путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты.

С момента полной оплаты акции акционер приобретает право голоса на общем собрании.

Оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по цене не ниже номинальной стоимости этих акций.

Согласно п. 2 ст. 34 Закона об акционерных обществах оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.

Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.

При этом обратите внимание, что при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком (п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах).

Учредители передают имущество обществу в собственность. Общество вправе распоряжаться переданным имуществом по своему усмотрению.

Устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества.

Оплата иных эмиссионных ценных бумаг может осуществляться только деньгами.

В целях стимулирования привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций Правительством Российской Федерации (Постановление от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями") установлен льготный порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, вносимых в качестве вклада в уставный капитал общества.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:

не являются подакцизными;

относятся к основным производственным фондам;

ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.

Обратите внимание! В случае реализации вышеуказанных товаров причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Порядок осуществления инвестиций иностранными компаниями и физическими лицами в уставные капиталы организаций, расположенных на территории Российской Федерации, а также гарантии правовой защиты инвестиций установлены Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

Таким образом, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов могут предоставляться таможенными органами на основании Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (ст. 37), Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" и ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно ст. 16 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанная норма не является нормой прямого действия, и до внесения соответствующих изменений в вышеназванные нормативные правовые акты Российской Федерации сохраняются действующие условия и порядок предоставления указанных льгот для товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями (Письмо Федеральной таможенной службы от 21 октября 2005 г. N 01-06/36775 "О правовых основаниях предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями").

Документы для таможенного оформления представляются в соответствующий таможенный орган. Как правило, таможенные органы дополнительно требуют предоставить документы, обосновывающие необходимость ввозимого имущества.

Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями. Приобретенные и выкупленные обществом акции, а также акции общества, право собственности на которые перешло к обществу в соответствии со ст. 34 Закона об акционерных обществах, являются размещенными до их погашения.

Уставом общества могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих положений общество не вправе размещать дополнительные акции.

Уставом общества могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций.

Вновь созданное акционерное общество размещает первый выпуск акций среди акционеров путем закрытой подписки.

Размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей этого акционерного общества, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - путем их приобретения единственным учредителем. При этом распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) акционерного общества осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества.

По общему правилу общество размещает обыкновенные акции, однако вправе размещать и привилегированные акции.

Так, обыкновенная акция предоставляет право ее владельцу принимать участие в управлении делами акционерного общества путем голосования на общем собрании акционеров. Одна акция наделяет ее владельца одним голосом.

Привилегированные акции, как правило, не дают права голоса их владельцам на общем собрании акционеров, кроме случаев, предусмотренных ст. 32 Закона об акционерных обществах:

"Акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества.

Акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа приобретают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров - владельцев привилегированных акций этого типа, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и (или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам - владельцам привилегированных акций иного типа преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной стоимости акций. Решение о внесении таких изменений и дополнений считается принятым, если за него отдано не менее чем три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, за исключением голосов акционеров - владельцев привилегированных акций, права по которым ограничиваются, и три четверти голосов всех акционеров - владельцев привилегированных акций каждого типа, права по которым ограничиваются, если для принятия такого решения уставом общества не установлено большее число голосов акционеров".

В то же время, не имея права голоса по привилегированным акциям, их владелец наделяется правом на получение дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемой ему при ликвидации общества. Размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость), должны быть определены в уставе общества (п. 2 ст. 32 Закона об акционерных обществах).

При этом если уставом общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов и по каждой определен размер дивидендов, то уставом общества должна быть установлена очередность выплаты дивидендов по каждому из них. А если определена ликвидационная стоимость, то также должна быть установлена очередность выплаты ликвидационной стоимости по каждому из них.

В том случае, если размер дивидендов не определен, владельцы привилегированных акций имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций.

Следует помнить, что номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.

Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой.

Все акции общества являются именными эмиссионными ценными бумагами.

Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 16 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Законодательством предусмотрена возможность дробления целых акций на части в случаях:

Дробная акция предоставляет акционеру права, предоставляемые акцией соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет.

Для целей отражения в уставе общества общего количества размещенных акций все размещенные дробные акции суммируются. В случае если в результате этого образуется дробное число, в уставе общества количество размещенных акций выражается дробным числом.

Дробные акции обращаются наравне с целыми акциями. В случае если одно лицо приобретает две и более дробные акции одной категории (типа), эти акции образуют одну целую и (или) дробную акцию, равную сумме этих дробных акций.

Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счету депо в депозитариях (ст. 28 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

С момента государственной регистрации акционерное общество обязано обеспечить ведение реестра акционеров. На это указывает ст. 44 Закона об акционерных обществах.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" процедура эмиссии включает в себя следующие этапы:

При учреждении акционерного общества размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Обратите внимание, Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации (далее - ФСФР России) от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" утверждены новые Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Отметим, что названный документ пока не вступил в силу.

Размещение ценных бумаг включает в себя:

совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг) либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением);

выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения).

Государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Российской Федерации упразднена, ее функции по надзору и контролю переданы ФСФР России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам" установлено, что ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении Правительства Российской Федерации. ФСФР России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Согласно п. 5.3.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам", одним из полномочий указанной службы является регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг.

Согласно п. 3.2.2 Приказа ФСФР России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.

Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, которое должно быть составлено по форме согласно Приложению 1 (1) к Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;

анкета эмитента, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 2 к Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием, в случае если данное решение принято коллегиальным органом управления, повестки дня, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае если оно принято советом директоров (наблюдательным советом), также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его принятие;

копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым утверждено решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, с указанием, в случае если решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждено коллегиальным органом управления, повестки дня, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае если оно утверждено советом директоров (наблюдательным советом), также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его утверждение;

копия учредительных документов эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями;

платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы оплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы оплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (за исключением государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций, размещаемых в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации). Указанный документ должен содержать отметку банка об исполнении эмитентом обязанности по уплате указанной государственной пошлины;

опись представленных документов, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 3 к Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;

иные документы, предусмотренные Приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг".



Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно быть составлено по форме согласно Приложениям 4 (1) - 4 (6) к Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.

Для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций в регистрирующий орган дополнительно представляются:

копия решения единственного учредителя об учреждении акционерного общества - эмитента (протокола учредительного собрания, которым принято решение об учреждении акционерного общества - эмитента);

копия договора о создании акционерного общества - эмитента в случае учреждения акционерного общества двумя и более лицами;

отчет об итогах выпуска акций.

В случае если в оплату акций, размещенных при учреждении акционерного общества - эмитента, внесены неденежные средства (ценные бумаги, вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку), в регистрирующий орган представляется копия отчета оценщика о рыночной стоимости имущества, внесенного в оплату за акции.

В случае размещения ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, включая лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг, государственная регистрация выпуска ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг. В таком случае каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.



В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" проспект ценных бумаг должен содержать:

Более подробное описание сведений, включаемых в проспект, смотрите в ст. 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также в Приказе ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".

Обратите внимание, с момента регистрации обществом проспекта ценных бумаг, а также в отношении:

возлагается обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".

Согласно ст. 20 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение тридцатидневного срока может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.



О государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитенту в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдается:

уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

два экземпляра решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

два экземпляра проспекта ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (в случае регистрации проспекта ценных бумаг).

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, содержащее основания отказа.

М.В.Белоусова



Начальник Методического отдела

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"