Мудрый Экономист

Международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий *

"Международный бухгалтерский учет", 2007, N 12

<*> Данный материал подготовлен проектом "Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации", финансируемым Европейским Союзом.

Обзор первоначального проекта

В феврале 2007 г. Комитет по МСФО опубликовал для широкого обсуждения первоначальный проект Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий (МСФО для МСП). Целью предлагаемого стандарта является представление упрощенного, самодостаточного комплекта принципов бухгалтерского учета, которые подходят для небольших не зарегистрированных на бирже компаний и основаны на тех же принципах, что и полная версия Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разработанных в первую очередь для зарегистрированных на бирже компаний.

В результате устранения вариантности, исключения методов, которые в большинстве случаев не имеют отношения к МСП, и упрощения методов признания и оценки получившийся проект стандарта снижает объем методических указаний по бухгалтерскому учету для МСП более чем на 85% по сравнению с полной версией МСФО. В результате первоначальный проект предлагает реальный, самодостаточный комплект стандартов, который позволит инвесторам впервые сравнить финансовые показатели МСП различных стран на единой основе.

Зачем нужны общепринятые стандарты финансовой отчетности для МСП?

Высококачественные общепринятые стандарты финансовой отчетности повышают степень сравнимости финансовой информации. Они улучшают эффективность размещения и стоимость капитала. Это приносит пользу не только тем, кто предоставляет привлеченный или собственный капитал, но также и тем предприятиям, которые ищут капитал, поскольку это снижает их расходы на соблюдение нормативных требований и устраняет неопределенность, которая влияет на их затраты в ходе привлечения капитала. Общепринятые стандарты также повышают согласованность качественных аудиторских проверок и облегчают процесс обучения и профессиональной подготовки.

Польза от общепринятых стандартов финансовой отчетности не ограничивается предприятиями, чьи ценные бумаги продаются на открытых рынках капитала. МСП и те, кто использует их финансовую отчетность, также могут получить выгоду от единого комплекта стандартов бухгалтерского учета. Например:

Выгоды от предложенного Правлением КМСФО МСФО для МСП не ограничиваются сопоставимостью. Этот стандарт наверняка повысит качество финансовой отчетности, предоставляемой МСП многих стран, поскольку часто стандарты, которые они применяют, не были разработаны с учетом практичности применения как основной цели. Предлагаемый МСФО для МСП предназначен для подготовки финансовой отчетности общего назначения, которая является полезной при принятии экономических решений со стороны широкого круга поставщиков ресурсов для МСП, таких как неруководящие акционеры, заимодавцы, продавцы и другие кредиторы, клиенты и сотрудники. Еще одной выгодой является снижение объема финансовой отчетности МСП в тех юрисдикциях, где в настоящий момент они должны применять стандарты, предназначенные для отчетности участников открытых рынков капитала.

Каковы цели участия Правления КМСФО в данном проекте?

Правление КМСФО преследовало следующие цели:

Как Правление КМСФО определяет МСП?

Предлагаемый МСФО для МСП предназначен для предприятий, не являющихся общественно значимыми (т.е. не имеющих обязательств перед неограниченным кругом лиц). Предприятие является общественно значимым (и, таким образом, должно использовать полную версию МСФО), если:

Какие темы из полной версии МСФО исключены из предлагаемого МСФО для МСП?

Ниже приведены темы из полной версии МСФО, которые не являются важными для типичных МСП, и поэтому они исключены из предлагаемого МСФО для МСП с указанием ссылки на соответствующий МСФО, если это необходимо:

Какие методы (модели) учета из полной версии МСФО оставлены, а какие не были включены?

В тех случаях, когда полная версия МСФО предлагает возможность выбора варианта учетной политики, в предлагаемый МСФО для МСП включается более простой вариант. МСП разрешается использовать другой вариант по перекрестной ссылке на соответствующий МСФО. Более простые варианты следующие:

Принимая МСФО для МСП, каждая юрисдикция может принять решение запретить использовать вариант, на который дана перекрестная ссылка на полную версию МСФО. Например, юрисдикция, в которой надежная оценка справедливой стоимости основных средств трудноосуществима, может разрешить использовать только модель учета по себестоимости (минус амортизация минус обесценение) и запретить модель учета по переоцененной стоимости. При этом МСП все равно могут доказать соответствие своей отчетности МСФО для МСП.

Примеры упрощения правил признания и оценки в предлагаемом МСФО для МСП

К данным примерам упрощения относятся следующие:

Что стало основой сохранения или отмены требований по раскрытию информации?

Требования к раскрытию информации в предлагаемом МСФО для МСП существенно сокращены по сравнению с требованиями к раскрытию информации МСФО в полном формате. Существуют четыре основные причины сокращения требований к раскрытию информации:

Оценка объема раскрытия информации на основе потребностей пользователей была нелегкой, так как пользователи финансовой отчетности имеют тенденцию к получению большего, нежели меньшего, объема информации. КМСФО руководствовался следующими основными принципами:

К первоначальному проекту прилагается руководство по применению, включающее перечень всех предлагаемых требований к раскрытию информации. Мы предлагаем всем, и особенно пользователям финансовой отчетности МСП, ознакомиться с перечнем и указать в своих комментариях КМСФО по первоначальному проекту, какие из предлагаемых видов раскрытия информации не нужны для МСП и почему. Мы также хотели бы, чтобы все респонденты указали виды раскрытия информации, которые не были предложены, но необходимы для МСП, и по какой причине.

Изменения, которые рассматривались КМСФО, но были отклонены

Изменения, которые рассматривались КМСФО, но были отклонены по различным причинам, следующие:

  1. Исключить отчет о движении денежных средств.

Кредиторы МСП и другие пользователи постоянно говорят, что эта информация о движении денежных средств важна для них. Более того, ее легко подготовить.

  1. Все действующие договоры по лизингу.

Информация по находящимся в лизинге активам и обязательствам важна для кредитования и других решений по кредитам. Кредиторы постоянно говорят, что им не нужны забалансовые обязательства.

  1. Все пенсионные планы с определенными взносами.

Пользователи финансовой отчетности МСП считают для себя важной и полезной информацию о состоянии финансирования пенсионных обязательств.

  1. Метод исполненного договора для всех долгосрочных договоров.

Это может привести в будущем к вводящему в заблуждение результату бухгалтерского учета для подрядчика по долгосрочному договору, когда в течение нескольких лет получают большие прибыли, а потом несут большие убытки.

  1. Меньше резервов.

Резервы - это обязательства, отвечающие критерию признания задолженности. Пользователи хотят, чтобы эти обязательства признавались в бухгалтерском балансе с пояснениями оценки факторов неопределенности.

  1. Непризнание выплат на основе долевых инструментов.

Выплаты на основе долевых инструментов служащим должны признаваться как расходы на вознаграждение, так как (а) они предназначены для вознаграждения, (б) означают передачу определенной стоимости в обмен на оказанные услуги и (в) потребление полученных услуг служащим рассматривается в качестве расхода.

  1. Непризнание отложенных налогов.

Отложенные налоги представляют обязательства (иногда активы), которые могут привести к большому оттоку (притоку) денежных средств в ближайшем будущем. Большинство из тех, кто поддерживает непризнание отложенных налогов, хотят, чтобы суммы, причины и прочая информация раскрывались в примечаниях. Раскрытие информации в примечаниях должно включать то же самое отслеживание и расчеты для МСП, что и признание.

  1. Модель учета по себестоимости для всего сельского хозяйства.

Не только потому, что справедливая стоимость обычно рассматривается как наиболее надежная оценка в данной отрасли и во многих случаях можно легко узнать рыночные цены на активном рынке, но также потому, что процесс калькулирования себестоимости фактически более трудоемкий и субъективный, так как требует сложного механизма распределения затрат.

  1. Отсутствие консолидации.

Отдельная финансовая отчетность материнской компании и ее дочернего(их) предприятия(ий) не приносит пользы, так как эти компании часто заключают сделки друг с другом, которые не используются в нормальной деловой практике. Консолидированная отчетность важна для пользователей, если две компании действуют как единое экономическое предприятие.

  1. Оценка производных финансовых инструментов по первоначальной стоимости.

Это то же самое, что и непризнание. Реальная прибыль или убытки неоправданно не принимаются во внимание до осуществления расчета. А реальные активы и обязательства оказываются на забалансовом учете.

  1. Амортизация гудвилла в течение указанного максимального периода, например 10 - 20 лет.

Метод амортизации все еще требует оценки обесценения, поэтому это более сложный метод, чем оценка обесценения на основе показателей, представленная в первоначальном проекте. По своему характеру гудвилл часто имеет неопределенный срок службы. Метод амортизации этого не учитывает. Большинство пользователей также говорят, что они нашли мало информации или вообще не нашли этой информации об амортизации гудвилла на протяжении установленного периода лет.

Структура первоначального проекта

Первоначальный проект опубликован в трех документах:

  1. Проект МСФО для МСП (254 с.).

Документ включает предложение присылать комментарии по постановке вопросов, на которые КМСФО ожидает предоставления комментариев, а также глоссарий терминов.

  1. Руководство по применению, состоящее из примерной финансовой отчетности и перечня необходимого раскрытия информации (80 с.).
  2. Основания для выводов, в которых изложены вопросы, рассмотренные КМСФО, и причины принятия им решений (48 с.).

Проект МСФО для МСП структурирован по темам, а не в соответствии с номерами МСФО (IAS/IFRS). Это делает проект удобным для пользователя. В документе представлено 38 разделов.