Мудрый Экономист

XxII годовое собрание ассоциации региональных банков России

"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 12

Вопрос: По условиям заключенного кредитного договора кредит может погашаться путем ежемесячного списания банком денежных средств со счета заемщика по вкладу до востребования (на который зачисляется заработная плата). Для этого банку предоставлено право безакцептного списания средств со счета по вкладу.

На отношения, вытекающие из договора банковского вклада, согласно п. 1.3 Положения Банка России от 01.04.2003 N 222-П распространяется его гл. 2 "Расчеты платежными поручениями". В соответствии с пп. 4 п. 3.1 Положения Банка России от 31.08.1998 N 54-П возврат кредита физическими лицами осуществляется путем перечисления средств со счетов клиентов-заемщиков - физических лиц через органы связи и другие кредитные организации, взноса последними наличных денег в кассу банка-кредитора на основании приходного кассового ордера, а также удержания из сумм, причитающихся на оплату труда клиентам-заемщикам, являющимся работниками банка-кредитора (по их заявлениям или на основании договора).

В то же время согласно п. 3 ст. 834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (гл. 45 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами гл. 44 ГК РФ или не вытекает из существа договора банковского вклада.

Возможно ли применение согласно п. 3 ст. 834 ГК РФ правила о договоре банковского счета к вопросу о безакцептном списании денежных средств с банковского вклада, если это предусмотрено кредитным договором? Возможно ли оформление списания мемориальным ордером? Или более корректным является оформление долгосрочного поручения заемщика на списание средств и оформление каждого списания платежным поручением?

Ответ: Порядок осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ регулируется Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П (далее - Положение N 222-П).

Пунктом 1.3 Положения N 222-П определено, что осуществление операций физическими лицами по счетам, открываемым на основании договора банковского вклада, производится в порядке, аналогичном установленному гл. 2 Положения N 222-П.

Согласно гл. 2 Положения N 222-П расчеты физическими лицами осуществляются на основании платежных поручений, оформленных физическим лицом, либо физическое лицо может предоставить банку право на составление расчетного документа от его имени, физическое лицо может предоставить банку право на периодическое перечисление денежных средств с текущего счета. В этом случае физическое лицо представляет в банк заявление в двух экземплярах по форме, установленной банком, в котором поручает банку в течение определенного времени производить перечисление денежных средств на соответствующие банковские счета.

Перечисление денежных средств со счета физического лица мемориальным ордером в соответствии с Положением N 222-П не предусмотрено.

Вопрос: Между банком и заемщиком в кредитном договоре предусматривается право банка на безакцептное списание денежных средств с любых счетов заемщика (в том числе со счетов по вкладу) в случае несвоевременного возврата кредита.

В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться не только способами, предусмотренными ГК РФ, но и иными способами, предусмотренными договором.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (гл. 45 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами гл. 44 ГК РФ или не вытекает из существа договора банковского вклада.

На основании вышеизложенного полагаем, что безакцептное списание банком денежных средств со счета по вкладу, предусмотренное договором в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, является правомерным.

Каким расчетным документом должно быть оформлено списание средств?

Ответ: На основании ст. 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Рекомендуем банку при заключении кредитного договора заключать к договору банковского вклада по данному физическому лицу дополнительное соглашение о безакцептном списании со счета. В соответствии со ст. 329 ГК РФ безакцептное списание банком денежных средств со счета может предусматриваться как способ обеспечения обязательства по кредитному договору. В соответствии с п. 5.2 Положения N 222-П в случаях, предусмотренных договором банковского счета, при условии предоставления обслуживающему банку права на списание денежных средств с текущего счета плательщика - физического лица без его распоряжения применяются инкассовые поручения. В Положении N 222-П не указано, что порядок безакцептного списания по текущим счетам, изложенный в п. 5.2 Положения N 222-П, применяется к договорам банковского вклада.

В то же время согласно п. 1.9.2 ч. 3 Положения N 205-П допускаются операции, совершаемые без документов клиентов банка, которые оформляются документами, составленными кредитной организацией согласно требованиям Положения N 222-П и иных нормативных актов Банка России по отдельным операциям на бланках действующих форм, в частности мемориальных ордерах. Например, Письмом Банка России от 11.02.2003 N 17-44/105 разрешено оформление операций по списанию в безакцептном порядке с расчетных счетов клиентов платы за услуги банка мемориальными ордерами.

Руководствуясь Положением N 205-П и вышеуказанным Письмом, банки зачастую оформляют операции по списанию денежных средств со счета составлением мемориального ордера. Основанием для такого списания является договор банковского вклада с условием безакцептного списания.

Поскольку арбитражная практика по данному вопросу отсутствует, сложно оценить последствия использования банками мемориальных ордеров при безакцептном списании средств со счетов вкладчиков.

В том случае, когда подобная практика имеет место, рекомендуем определить порядок безакцептного списания по договорам банковского вклада внутренним нормативным документом банка.

Вопрос: Отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области отказывается возместить банку расходы по доставке пенсий, ссылаясь на отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации соответствующих норм. Помимо этого, указанное отделение ПФР связывает право получения возмещения расходов по доставке пенсии с понятием доставки непосредственно по месту жительства (дом, квартира) или месту пребывания (гостиница, санаторий и т.д.), определяя место жительства или место пребывания в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Ответ: Ассоциация "Россия" провела правовой анализ обращения банка по вопросу возмещения Пенсионным фондом РФ кредитным организациям расходов по доставке пенсии и иных социальных выплат на счета граждан по вкладам или счета банковских карт и считает, что в данном случае отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области слишком вольно трактует существующее пенсионное законодательство Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "доставка трудовой пенсии по месту жительства или месту пребывания пенсионера осуществляется за счет источников, из которых финансируется соответствующая трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), и производится по желанию пенсионера органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией". Из содержания этого пункта следует, что по вопросу возмещения расходов по доставке пенсий законодатель не делает различий между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией.

Таким образом, в силу Закона организации федеральной почтовой связи территориальные органы Пенсионного фонда РФ, кредитные и иные организации имеют равный доступ к осуществлению деятельности по доставке пенсий и равные права на возмещение расходов по доставке пенсий независимо от их организационно-правовой формы. В связи с этим нет никакой необходимости в законодательном урегулировании "норм, позволяющих возмещать кредитным организациям расходы по доставке пенсий".

Что касается споров о понятии "доставка пенсии", то в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и согласно п. 5 Правил выплаты пенсий (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ и Министерства труда и социального развития РФ от 16.02.2004 N 15п/18, понятие "доставка пенсии" определено как "передача определенной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации".

Как видно из этого определения, в нем отсутствуют такие понятия, как "место жительства" или "место пребывания" получателя, но зато присутствует утверждение, что передача начисленной суммы пенсии получателю путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации есть не что иное, как доставка пенсии.

В связи с этим банку необходимо обратить внимание руководства отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области на указанное определение понятия "доставка пенсии", а также на то обстоятельство, что это определение содержится в Правилах, которыми отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области должно руководствоваться и которые оно должно неукоснительно исполнять. При этом необходимо подчеркнуть, что до сих пор законность указанных Правил в суде не оспаривалась.

В дополнение к уже сказанному можно отметить, что согласно п. 11 Правил доставка пенсии производится, в частности, кредитными организациями, с которыми Пенсионным фондом РФ заключены соответствующие договоры. Целью заключения указанных договоров является обеспечение сохранности пенсионных средств, их целевого расходования, своевременной доставки пенсий.

Одним из существенных условий договора территориального органа Пенсионного фонда РФ с организацией, осуществляющей доставку пенсий, является условие оплаты расходов на доставку пенсий. Правила оплаты названных расходов определены нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Как уже указывалось, в соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" доставка трудовой пенсии осуществляется за счет источников, из которых финансируется соответствующая трудовая пенсия (часть трудовой пенсии). При этом размер оплаты за услуги по доставке пенсий не может превышать размера, установленного федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год.

Так, ст. 14 Федерального закона от 22.12.2005 N 174-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год" указанный размер установлен в пределах 1,5% от выплаченных сумм без учета налога на добавленную стоимость. Таким образом, в договоре о доставке пенсии, в частности кредитной организацией, должны быть отражены следующие условия оказания услуг по доставке пенсий; размер оплаты за услуги по доставке пенсий; сроки финансирования средств на доставку пенсий; период доставки пенсий, сроки зачисления сумм пенсий и других выплат на счета пенсионеров, открытые в кредитной организации; меры ответственности за несоблюдение графиков доставки пенсий и нецелевое расходование средств бюджета ПФР, а также возможные особенности доставки пенсий.

Исходя из приведенных здесь положений, можно сделать вывод о том, что вопрос о возмещении кредитными организациями расходов по доставке пенсий не требует дополнительного законодательного урегулирования.

Банк, осуществляющий доставку пенсий пенсионерам, при заключении указанного выше договора должен требовать включения в этот договор в качестве существенного условия пункта, определяющего размер оплаты за услуги по доставке пенсий с учетом обоснованных банком расходов, но не выше 1,5% от выплаченных сумм без учета налога на добавленную стоимость.

Вопрос: В настоящее время от Федеральной службы судебных приставов в адрес банков стали поступать постановления о списании денежных средств должника, находящихся на расчетных, валютных и иных счетах, зарегистрированных за должником, без приложения к ним инкассовых поручений.

  1. Согласно п. п. 12.1 и 12.2 Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке, и применяется для взыскания по исполнительным документам.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Анализируя вышеуказанные нормы Закона, следует сделать вывод, что в Законе об исполнительном производстве не предусмотрено приложение расчетных документов к исполнительным документам.

По данной ситуации Банк России изложил свою позицию в Информации от 20.04.2005, в которой указано, что действие гл. 12 Положения о безналичных расчетах распространяется лишь на случаи реализации взыскателем своего права, вытекающего из договора банковского счета, привлекать обслуживающий его банк (банк-эмитент) для получения платежа от должника в рамках расчетов по инкассо, предполагающих осуществление банком-эмитентом действий по получению платежа на основании инкассового поручения, оформляемого в соответствии с банковскими правилами.

Пункты гл. 12 Положения не устанавливают обязанность взыскателя обращаться только в обслуживающий его банк для взыскания денежных средств на основании исполнительного документа посредством расчетов по инкассо. Не определяют они и порядок списания со счета должника денежных средств на основании исполнительного документа, направленного взыскателем непосредственно в банк, обслуживающий на основании ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Более того, в Информации указано, что банковские правила осуществления расчетных операций при предъявлении исполнительного листа в порядке ст. 6 Федерального закона в настоящее время отсутствуют. Хотя пп. 2 п. 12.2 Положения о безналичных расчетах определяет, что при предъявлении исполнительного документа применяется инкассовое поручение.

Также непонятно, почему в Информации указано, что банковские правила отсутствуют при предъявлении именно исполнительного листа, а как тогда определен порядок исполнения иных исполнительных документов, в частности постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного начальником отдела службы судебных приставов, о списании денежных средств должника, находящихся на его расчетных счетах?

В настоящее время в адрес банков стали поступать именно постановления судебного пристава-исполнителя о списании денежных средств с расчетного счета должника без предоставления исполнительного листа и инкассового поручения. Вынесение указанного постановления судебные приставы мотивируют ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предусматривающей обязанность банка выполнять требования, содержащиеся в исполнительном документе.

Если принимать во внимание Информацию Банка России от 20.04.2005 и постановление о списании денежных средств со счета должника без инкассового поручения, то возникают разногласия с нормами пп. 2 п. 12.2 Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение о безналичных расчетах), а также вопрос, какие платежные документы должны быть помещены банком в документы дня.

Кроме того, Положение о безналичных расчетах предусматривает обязанность банка делать отметки о полном, частичном исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе. В исполнительном листе предусмотрен специальный раздел, в котором делаются такие отметки.

Однако в постановлении о списании денежных средств со счета должника такого раздела не предусмотрено (возможно, существует унифицированная форма такого постановления).

Обязан ли банк должника принимать к исполнению документ, вынесенный судебным приставом-исполнителем и утвержденный начальником соответствующего подразделения службы судебных приставов, без инкассового поручения? Если да, то просим разъяснить следующие вопросы:

  1. В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполненный исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший документ.

Исполняя указанные положения Закона, на практике банки сталкиваются со следующей ситуацией: судебные приставы-исполнители направляют в банк исполнительный лист с инкассовым поручением для списания денежных средств со счета должника, открытого в банке. По исполнении требований исполнительного листа банк возвращает его в суд, выдавший лист, а судебному приставу направляет уведомление о фактическом исполнении требований исполнительного листа с приложением исполненного инкассового поручения. Судебные приставы возражают против направления исполненного исполнительного листа в суд, выдавший его, и требуют возврата исполнительного листа им. Однако действующее законодательство об исполнительном производстве предусматривает, что исполненный исполнительный лист возвращается именно в суд либо иной орган, выдавший исполнительный лист.

Правильно ли действуют банки в указанной ситуации?

Ответ: В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном данным Законом. При этом банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Неисполнение указанных требований является основанием для наложения на банк штрафа в размере и порядке, определенном данным Законом.

Таким образом, ст. 6 Закона предоставляет взыскателю возможность направлять непосредственно в банк должника исполнительный документ без каких-либо расчетных документов, что обязывает банк исполнить его под угрозой наложения штрафа.

В соответствии с пп. 2 п. 12.2 Положения о безналичных расчетах для взыскания по исполнительным документам применяются инкассовые поручения. Указанным Положением предписывается взыскателю-организации или судебному приставу-исполнителю направлять в банк, причем не в банк должника - исполняющий банк, а в свой банк - банк взыскателя (банк-эмитент), исполнительный документ для списания в бесспорном порядке указанной в нем суммы только с инкассовым поручением. Судебный пристав-исполнитель при этом приравнивается по своему статусу к взыскателю, и исполнительный документ не должен направляться в банк, где открыт депозитный счет подразделения службы судебных приставов. При этом возникшие противоречия между федеральным законом, определяющим порядок и условия принудительного исполнения судебных актов, и подзаконным актом, регулирующим осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации, породили споры среди ученых-цивилистов, противоречивую практику применения банками данных норм, что вызвало, в свою очередь, неоднозначную судебную практику по данному вопросу.

Выполнение правил ст. 6 Закона предоставляет взыскателю определенное преимущество: поступление исполнительного документа в банк должника обязывает банк проверить все имеющиеся счета должника, открытые в данном банке, и за счет денежных средств, поступивших в течение 3 дней со дня получения банком исполнительного документа, исполнить его (либо сделать отметку о его частичном или полном неисполнении в связи с отсутствием денежных средств на счетах). Таким образом, применение ст. 6 Закона устраняет недостаток применения инкассового поручения (равно как и любого другого расчетного документа, не обязывающего банк проверять все имеющиеся счета должника, а только тот, который указан в расчетном документе). Дисциплинированные банки, исполняя требования Положения о безналичных расчетах, оказывались в затруднительной ситуации: при обращении взыскателей в арбитражные суды их требования о наложении 50% штрафа и о привлечении к ответственности в порядке ст. 91 Закона судами удовлетворялись, что вынудило Банк России изложить свою позицию по данному вопросу в Информации от 20.04.2005.

В связи с тем что подзаконный акт, каковым является Положение о безналичных расчетах, безусловно, не должен противоречить Закону, Банк России в Информации указал, что действие гл. 12 Положения распространяется лишь на случаи реализации взыскателем своего права, вытекающего из договора банковского счета, привлекать обслуживающий его банк (банк-эмитент) для получения платежа с должника в рамках расчетов по инкассо, предполагающих осуществление банком-эмитентом действий по получению платежа на основании инкассового поручения, оформляемого в соответствии с банковскими правилами.

Указание Банком России на то, что банковские правила осуществления расчетных операций при предъявлении исполнительного документа в порядке ст. 6 Закона в настоящее время отсутствуют, вполне объяснимо, поскольку гл. 45 и 46 ГК РФ, регулирующие вопросы договора банковского счета и расчеты, не могут применяться в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым и другим финансовым и административным отношениям. Требования ст. 6 Закона носят публично-правовой, а не гражданско-правовой характер, в связи с чем правила данных расчетных операций требуют особого установления Банком России.

Перечень исполнительных документов приведен в ст. 7 Закона. К ним помимо исполнительных листов относятся и иные документы, в том числе в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 постановления судебного пристава-исполнителя.

Юридическая природа постановления судебного пристава-исполнителя была предметом изучения Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, наряду с перечисленными в ст. 7 исполнительными документами судов и иных органов, также является исполнительным документом. Оно выносится в процессе исполнительного производства по делам, разрешаемым судами и иными уполномоченными органами. В этой связи оно носит производный (вторичный) характер, поскольку принимается только в процессе принудительного исполнения актов судов и иных органов на основании выданных ими исполнительных документов и, следовательно, не может их подменять и служить юридическим основанием для нового самостоятельного исполнительного производства по тем же требованиям, которые содержатся в исполнительном документе суда или иного органа. Положение пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона, в силу которого выносимое в порядке п. 1 ст. 81 данного Закона постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора относится к исполнительным документам, поскольку такое постановление выносится на основании и во исполнение исполнительного документа суда или иного уполномоченного органа и может быть обжаловано в судебном порядке, что влечет обязательное приостановление исполнительного производства, признано не противоречащим Конституции РФ. При этом в соответствии с п. 5 резолютивной части указанного Постановления конституционно-правовой смысл положений пп. 7 п. 1 ст. 7, выявленный в данном Постановлении, является общеобязательным и исключает иное истолкование его в правоприменительной практике. Таким образом, к числу исполнительных документов по пп. 7 п. 1 ст. 7 относится постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В случае если в банк поступает постановление судебного пристава-исполнителя о списании денежных средств со счета должника (в том числе не только на сумму исполнительского сбора) без приложения исполнительного листа (или иного документа иного органа о взыскании денежных средств) и инкассового поручения, банку необходимо учитывать положения п. 2 ст. 6 Закона, устанавливающей обязанность банка исполнить поступивший исполнительный документ без приложения какого-либо расчетного документа, положения п. 1 ст. 4 Закона, устанавливающей обязательность требований судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов, положения п. 3 ст. 5 Закона, в силу которых банки не являются органами принудительного исполнения и лицами, участвующими в исполнительном производстве, а следовательно, и лицами, которым предоставлено право обжаловать незаконные действия и решения судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, в силу ст. 6 Закона банк обязан исполнить любой исполнительный документ из перечисленных в ст. 7 Закона, в котором содержатся требования судебных актов или актов иных органов о взыскании денежных средств, а при отсутствии на счетах должника денежных средств, достаточных для выполнения указанных требований в полном объеме, сделать на нем отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований. Поскольку Банк России на данный момент не регламентирует в особом порядке осуществление расчетных операций при предъявлении исполнительных документов напрямую в банк должника в порядке ст. 6 Закона, а расчетные документы при предъявлении требований данной статьи могут не составляться, банкам необходимо до особых указаний Банка России установить банковские правила в части решения вопроса о том, какие документы помещать в документы дня, а также вопроса о том, возвращать судебному приставу-исполнителю исполненное в полном объеме постановление о списании денежных средств судебного пристава-исполнителя либо только его копию с уведомлением о фактическом исполнении.

В ситуации, когда банки возвращают исполненный исполнительный лист в суд, выдавший исполнительный лист, направляя при этом судебному приставу-исполнителю уведомление о фактическом исполнении требований исполнительного листа с приложением исполненного инкассового поручения, банки поступают в соответствии с требованиями п. 2 ст. 26 Закона.

М.А.Булатов

Издательский дом "Регламент"