Мудрый Экономист

О правовой природе и регулировании инвестиционного налогового кредита 1

"Финансовое право", 2007, N 12

<1> Проведенный анализ и выводы справедливы в равной мере применительно к правоотношениям по налоговому кредиту и целевому налоговому кредиту, которые в настоящее время законодательством о налогах и сборах не предусматриваются.

Одними из наименее разработанных в теории и мало применяемыми в практике налогового регулирования являются налоговые правоотношения по инвестиционному налоговому кредиту <2>. И это несмотря на то, что само название, подчеркивающее целевое назначение, определяет данные правоотношения как элемент регулирующего воздействия государства на инвестиционную сферу экономики и, следовательно, как очень актуальные в условиях, когда повышение активности в сфере инвестиций рассматривается как важнейший фактор развития всей российской экономики.

<2> В системе подотрасли и науки налогового права совокупность правоотношений по инвестиционному налоговому кредиту пока вряд ли можно определять как институт или даже как подынститут налогового права.

Попытки исследовать правовую природу налоговых правоотношений по инвестиционному налоговому кредиту и договора об инвестиционном налоговом кредите и выработать подходы для эффективного использования инвестиционного налогового кредита в практике налогового регулирования предпринимались неоднократно <3>, тем не менее правовая природа отношений еще не изучена.

<3> Журнал "Финансовое право" публиковал работы по рассматриваемой теме в 2003 и в 2005 гг., см.: Березова О.А. // Финансовое право. 2003. N 1; Иванов А.Г. // Финансовое право. 2005. N 9; из работ, опубликованных в 2007 г., см., напр.: Тедеев А.А. и Парыгина В.А. // Адвокат. 2007. N 2.

С другой стороны, следует сказать, что все попытки федеральных законодателей создать эффективный правовой механизм применения инвестиционного налогового кредита в практике налогового регулирования инвестиционного налогового кредита до настоящего времени также успеха не имели <4>. В регулировании налоговых отношений инвестиционный налоговый кредит никакой заметной роли не играет <5>.

<4> Последний раз в нормы гл. 9 НК РФ были внесены изменения в рамках пересмотра положений части первой НК РФ в целях совершенствования налогового администрирования.
<5> Далькевич Л.И. // РНК. 2003. N 22.

Правовая категория налогового кредита, в том числе инвестиционного, в отличие от отсрочки и рассрочки <6>, была неизвестна советскому законодательству. Впервые понятие инвестиционного налогового кредита в налоговую систему было введено в 1991 г. Статья 10 Закона РФ об основах налоговой системы <7> говорила о налоговых кредитах как о виде налоговых льгот - целевых налоговых льготах. В том же году был принят специальный налоговый Закон, в соответствии с которым под инвестиционным налоговым кредитом понималась отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных этим Законом.

<6> Положение о взыскании налогов и неналоговых платежей 1932 г.
<7> Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

С 1999 г. исходные положения по регулированию отношений по инвестиционному налоговому кредиту закреплены нормами гл. 9 части первой НК РФ. После вступления в силу Налогового кодекса эти положения неоднократно пересматривались, и действующие в настоящее время нормы вступили в силу с 1 января 2007 г.

Статьей 21 НК РФ устанавливается право налогоплательщиков получать инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

В соответствии со ст. 61 НК РФ инвестиционный налоговый кредит рассматривается, наряду с отсрочкой и рассрочкой, как форма изменения срока уплаты налога, которая не отменяет существующей обязанности по уплате налога и не создает новой.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в Налоговом кодексе, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен налогоплательщику на срок от одного года до пяти лет.

К таким основаниям, позволяющим налогоплательщику получить инвестиционный налоговый кредит, Налоговый кодекс относит:

  1. проведение организацией-налогоплательщиком научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  2. осуществление организацией-налогоплательщиком внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  3. выполнение организацией-налогоплательщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Для получения инвестиционного налогового кредита организация должна подать заявление в налоговый орган и приложить к нему соответствующие документы.

Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором установленной формы между налоговым органом и этой организацией. Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит не может быть предоставлен налогоплательщику, если в отношении его:

  1. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  2. проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенному делу в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
  3. имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется инвестиционным налоговым кредитом для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению;
  4. либо если налогоплательщик собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

  1. на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ;
  2. на суммы кредита, определяемые по соглашению между налоговым органом и заинтересованной организацией, осуществляющей внедренческую или инновационную деятельность или выполняющей важный социально-экономический заказ.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается налоговым органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления.

Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Инвестиционный налоговый кредит как одна из форм изменения срока уплаты налога может предоставляться под залог имущества или при наличии поручительства.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Для выявления реального механизма регулирования правоотношений по инвестиционному налоговому кредиту необходимо проанализировать следующие акты Федеральной налоговой службы: Приказ ФНС от 04.10.2006 N САЭ-3-19/654@ "Об утверждении Порядка рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов" и Приказ ФНС от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов" <8>.

<8> Гусятникова Д.Е. // Налоговые споры: теория и практика. 2007. N 3.

В соответствии с этими документами поступающие в ФНС России заявления налогоплательщиков об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита направляются на рассмотрение в Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России.

В функции Управления входит рассмотрение таких заявлений, а также других необходимых для принятия решения документов, представленных налогоплательщиком, и подготовка проектов решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита или решений об отказе в их предоставлении. Срок рассмотрения документов и вынесения по ним решения составляет пять рабочих дней.

Проекты решений ФНС России о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита должны быть завизированы руководителем Управления ФНС России и направлены на согласование (визирование) в Юридическое управление. Срок рассмотрения и согласования указанных документов в Юридическом управлении - пять рабочих дней.

Подготовленные проекты решений, завизированные руководителем Управления ФНС России и согласованные с Юридическим управлением, должны быть переданы для подписания руководителю ФНС России. При этом проекты решений об изменении срока уплаты единого социального налога направляются для согласования в органы соответствующих внебюджетных фондов. Проекты решений об изменении срока уплаты федеральных налогов или сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, направляются для согласования в финансовые органы соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований.

После поступления согласованных проектов решений в трехдневный срок они должны быть направлены на подпись руководителю ФНС России. Если на этом этапе будет установлено, что отсутствует необходимое согласование финансового органа субъекта РФ или муниципального образования, это является основанием для отказа в изменении срока уплаты налога, сбора. В этом случае Юридическое управление в срок не позднее двух рабочих дней должно рассмотреть и согласовать такой отказ.

Если было принято решение о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита по уплате налога или об отказе в их предоставлении, то копия указанного решения должна быть направлена в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

При принятии положительного решения Управление ФНС России письмом должно сообщить об этом налоговому органу по месту учета налогоплательщика (и в межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в том случае, если налогоплательщик стоит в ней на учете), который в дальнейшем осуществляет контроль за исполнением налогоплательщиком своих обязательств.

При принятии отрицательного решения оно должно быть направлено налогоплательщику и в налоговый орган по месту учета налогоплательщика с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

В любом случае, независимо от принятого по итогам рассмотрения решения, общий срок для рассмотрения и принятия решения ФНС России о предоставлении либо об отказе в предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита не должен превышать одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика.

Ответственность за правильность подготовки проектов решений по предоставлению отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов по уплате федеральных налогов и сборов, как и ранее, возлагается на начальника Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России.

Порядок рассмотрения заявлений налогоплательщиков об изменении срока уплаты региональных и местных налогов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита и приложенных к ним документов, поступающих в Управление ФНС России по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица, по процедуре и срокам практически повторяет Порядок, установленный для предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов. В данном случае также одним месяцем ограничен общий срок для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами о предоставлении либо об отказе в предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

В целях контроля за соблюдением налогоплательщиками условий решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, а также заключенных договоров об инвестиционном налоговом кредите, которые были приняты органами ФНС России, на налоговые органы возложено выполнение следующих функций:

  1. Управления ФНС России ведут реестры предоставленных отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов по формам, утвержденным надлежащим образом.
  2. Инспекции ФНС России по месту нахождения налогоплательщиков и межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют контроль за своевременным погашением отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов.
  3. Инспекции ФНС России по месту нахождения налогоплательщиков при выявлении обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, а также в случае нарушения налогоплательщиками условий предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в трехдневный срок должны проинформировать об этом орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога. После получения такого уведомления орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога, должен подготовить проекты решений ФНС России об отмене ранее принятых решений и предпринять меры, необходимые для отмены заключенных договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Об отмене решения о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в трехдневный срок должна быть письменно уведомлена инспекция ФНС России по месту учета налогоплательщика, а также сам налогоплательщик.

  1. При досрочном погашении предоставленных отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита инспекции ФНС России по месту нахождения налогоплательщиков и межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок должны уведомить об этом орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога.
  2. Налоговые органы представляют в соответствующее подразделение материалы, необходимые для предъявления требований в суды по вопросам досрочного расторжения договоров об инвестиционном налоговом кредите, а также документы, имеющие значение для судебного разбирательства и определяющие перспективу рассмотрения таких дел в суде.

В то же время действующее законодательство не дает полного ответа на вопрос о составе и правомочиях органов государства и местного самоуправления в регулировании правоотношений по инвестиционному налоговому кредиту. Прежде всего это относится к финансовым органам. После отмены нормы об установлении бюджетными законами лимитов на предоставление инвестиционных налоговых кредитов нет правового закрепления функций финансовых органов в процессе принятия решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Кроме того, ст. 34.2 НК никаких прав и полномочий финансовых органов в сфере инвестиционного налогового кредита не предусматривает.

Среди ведущих ученых нет единого мнения о правовой природе этих отношений. Так, И.И. Кучеров <9> и С.Г. Пепеляев <10> включают инвестиционный налоговый кредит в систему налоговых льгот, М.В. Карасева <11> характеризует инвестиционный налоговый кредит как изменения налогового обязательства. Ю.А. Крохина <12> также нигде не говорит об инвестиционном налоговом кредите как о налоговой льготе, рассматривая перенос срока уплаты налога как бюджетное кредитование.

<9> Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЦентрЮрИнфоР, 2006. С. 163.
<10> Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2005. С. 123.
<11> Карасева М.В. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2006. С. 350.
<12> Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2004.

Правоотношения по инвестиционному налоговому кредиту следует отграничивать от налоговых правоотношений по списанию безнадежных долгов по налогам и сборам, регулируемых на основании ст. 59 НК РФ, а также от правоотношений по реструктуризации задолженности по налогам и сборам, которые формально являются правоотношениями бюджетными, но по сути регулируют отношения в сфере налогов и сборов.

Правоотношения по реструктуризации задолженности по налогам и сборам появились в российском финансовом праве в 1997 г. и применяются на практике и в настоящее время. По своему экономическому содержанию эти отношения очень близки к инвестиционному налоговому кредиту. В практике реструктуризация задолженности по налогам и сборам имеет более широкое распространение, чем инвестиционный налоговый кредит <13>.

<13> Березова О.А. // Финансовое право. 2003. N 1.

На основе изучения действующего федерального законодательства о налогах и сборах сегодня об инвестиционном налоговом кредите можно говорить лишь как об эвентуальном праве налогоплательщика, не обеспеченном ни соответствующей корреспондирующей обязанностью налогового органа, ни четким механизмом реализации этого права.

Представляется, что для решения вопроса о правовой природе инвестиционного налогового кредита необходимо рассмотреть более широкий круг вопросов теории финансового и налогового права и практики налогового регулирования, чем тот, на который опираются проведенные исследования, включая вопросы текущей налоговой политики.

К таким вопросам следует отнести:

  1. использование налоговых механизмов в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности;
  2. специальное законодательство, направленное на стимулирование экономической деятельности, в том числе законодательство об особых экономических зонах;
  3. допустимость и границы применения диспозитивного метода регулирования правоотношений в финансовом праве вообще;
  4. исследование правовых ресурсов других (кроме налогового права) составляющих финансового права, в частности бюджетного права;
  5. текущую практику льготирования как метода налоговой политики;
  6. соотношение инвестиционного налогового кредита и налоговых льгот, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности, в частности по налогу на прибыль;
  7. другие вопросы.

Как было упомянуто выше, право на получение инвестиционного налогового кредита оформляется договором. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

В договоре об инвестиционном налоговом кредите не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления, по региональным и местным налогам соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

В науке налогового права попытки установить природу и определить оптимальный порядок регулирования договора об инвестиционном налоговом кредите предпринимались неоднократно. И так же, как и в отношении правовой природы самих отношений по инвестиционному налоговому кредиту, у ученых нет единой точки зрения.

Ю.А. Крохина, А.А. Тадеев и В.А. Парыгина считают договор самостоятельным видом договора, отличным как от гражданско-правового договора, так и от административного договора.

Так, согласно анализу правовой природы договора в налоговом праве об инвестиционном налоговом кредите, предпринятому Ю.А. Крохиной <14>, договор в налоговом праве представляет собой механизм, отличный от гражданско-правового договора. По ее мнению, договор в налоговом праве не является и разновидностью административного договора. Договор в налоговом праве представляет собой механизм, отличный от гражданско-правового договора. Он построен не на основе равенства сторон, а на основе властных предписаний одной стороны другой. Все условия договора определяются в одностороннем порядке финансовым органом, исходя из требований налогового законодательства и объективных положений. Конкретно сроки в таком договоре, а также ставка по договору оговариваются в законодательстве. Сумма налоговой задолженности также определяется не соглашением сторон, а финансовым органом, исходя из реально сложившейся ситуации. Более того, данный договор всегда "привязан" к решению финансового органа о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите.

<14> Налоговое право России: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Норма, 2004. С. 159 - 160.

Договор в налоговом праве не является и разновидностью административного договора. Во-первых, как индивидуальный правовой акт, он изменяет обязанность налогоплательщика по уплате налога, которая с отраслевой точки зрения всегда являлась финансово-правовой, а не административно-правовой. Во-вторых, данный договор является актом индивидуального регулирования имущественных отношений, т.е. отношений по перемещению имущества (финансовых ресурсов) от налогоплательщика к государству. Более того, Ю.А. Крохина считает, что этот договор является актом регулирования налогового правоотношения как правоотношения обязательственного. Последнее обстоятельство принципиально отличает налоговый договор как разновидность договора финансово-правового от административного.

В действующей редакции норм Налогового кодекса об инвестиционном налоговом кредите действительно имеется много того, что позволяет рассматривать договор об инвестиционном налоговом кредите как особый вид договора.

В то же время заслуживает внимания и другая точка зрения. Г.В. Петрова отмечает, что договор инвестиционного налогового кредита, являясь разновидностью отсроченных налоговых платежей, фактически представляет собой самый близкий к гражданско-правовому регулированию институт налогового законодательства и оформляется договором, который включает все необходимые атрибуты имущественных обязательств сторон, гарантии их исполнения и ответственность за неисполнение финансовых и гражданско-правовых обязательств. Реализация такого правового механизма регулирования отношений по инвестиционному налоговому кредиту с учетом практики регулирования гражданско-правовых отношений в случаях, когда заключение договора является обязательным хотя бы для одной из сторон, представляется интересной и перспективной.

Но установить истину в этом вопросе пока также не представляется возможным. Складывающиеся сегодня при оформлении инвестиционного налогового кредита правоотношения вряд ли можно отнести к договорным, так как, кроме отсутствия автономии воли сторон, в них нет никаких других атрибутов, которые хоть каким-нибудь образом говорили бы о наличии договорных начал.

Таким образом, выявить его природу и определить оптимальный порядок регулирования договора об инвестиционном налоговом кредите невозможно без установления правовой природы самих правоотношений по инвестиционному налоговому кредиту, поскольку договор призван лишь оформить правоотношения. Существенные условия и порядок регулирования могут быть определены только после того, как будет определено место инвестиционного налогового кредита как по отношению к институту налоговой обязанности, так и в контексте правоотношений по установлению налогов и сборов.

В заключение отметим, что, несмотря на важность стимулирования инновационной деятельности вообще и неоднократные изменения соответствующих положений законодательства о налогах и сборах, с точки зрения правового регулирования отношения по инвестиционному налоговому кредиту остаются одними из самых проблемных в налоговом праве.

Эта неопределенность вытекает из непоследовательности законодателя в определении места инвестиционного налогового кредита в системе налогового правового регулирования и, видимо, в налоговой системе в целом.

Что касается перспектив инвестиционного налогового кредита как правового регулятора в налоговых отношениях, то его судьба в значительной мере находится сегодня в руках законодателя, который должен определиться, каким целям налоговой политики он должен служить, и внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс, закрепив правовое содержание данных правоотношений как льготу налогоплательщика - составную часть юридической конструкции налога, т.е. однозначно определить законодательно основания и порядок ее применения, как этого требует п. 2 ст. 17 НК, либо как особый вид льготы, основанный на использовании специфического договорного института, когда отдельные составляющие льготы определяются договором, аналогичным гражданско-правовому договору.

Правомочия финансовых органов (особенно региональных и местных) требуют уточнения, т.к. налоговые органы - строго федеральная структура и исключать субъекты РФ, местные власти и их уполномоченные органы из процесса принятия решения об инвестиционном налоговом кредите по региональным и местным налогам недопустимо.

Обязанностью финансовых органов могут быть полномочия по согласованию экономических параметров инвестиционных налоговых кредитов.

В то же время с учетом конкретных текущих потребностей экономики России представляется более перспективным формирование правоотношений по инвестиционному налоговому кредиту как одного из видов налоговых льгот, согласно которому получение инвестиционного налогового кредита является правом налогоплательщика, закрепленным актами налогового законодательства и обеспеченным соответствующими обязанностями налоговых органов.

<15> Комментарий к Налоговому кодексу, первой части / Под ред. Г.В. Петровой. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

В.Н.Назаров

К. т. н.,

старший преподаватель

кафедры налогового права

ВГНА Минфина России