Мудрый Экономист

Платежные терминалы: спасет ли авторитет Минфина?

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 6

На страницах журнала мы уже неоднократно обращались к вопросам применения платежных терминалов. В прошлом номере мы остановились на том, что представители Мининформсвязи направили в ЦБ РФ обращение, где высказали свою обеспокоенность возможностью расширительной трактовки Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1842-У, что может вызвать кризис на рынке моментальных платежей <1>. Они предложили внести изменения в этот документ и Закон о банковской деятельности <2>.

<1> N 5, 2007, с. 88 - 94.
<2> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Читатели уже могли почерпнуть информацию о развитии ситуации в сообщениях СМИ. Сегодня мы резюмируем все имеющиеся по этому вопросу данные.

Тернистый путь терминалов

Итак, перед вступлением в силу Указания ЦБ РФ развилась достаточно бурная деятельность. Участники рынка моментальных платежей сочли, что оно фактически запрещает их деятельность без сотрудничества с банком. Главы Мининформсвязи и Антимонопольной службы прогнозировали ущемление прав организаций и конкуренцию на рынке. Для решения этих вопросов была создана рабочая группа, куда вошли представители профильных министерств и ведомств, представители законодательной ветви власти и общественных организаций.

Между тем события развивались стремительно. В СМИ появилась информация о том, что МВД издало внутреннюю инструкцию по проверке владельцев платежных терминалов. В ней, опять же по данным СМИ, выделены четыре признака, невыполнение которых позволит сотрудникам милиции привлечь владельцев терминалов к ответственности за незаконную банковскую деятельность. Во-первых, договор владельца терминала с банком, во-вторых, договор банка с получателем средств "в соответствии с меню терминала", в-третьих, регистрация самой организации или ее подразделения по адресу установки терминала, в-четвертых, наличие постоянного рабочего места как минимум одного из сотрудников организации по данному адресу.

Кроме того, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы прошлого созыва даже рекомендовал принять сразу в трех чтениях представленные в Госдуму поправки в Закон о банковской деятельности, позволяющие коммерческим организациям осуществлять без лицензии Банка России банковские операции в части принятия от граждан платы за услуги электросвязи, коммунальные услуги на основании договора с лицом, оказывающим такие услуги.

Однако на совещании уже упомянутой рабочей группы, проведенном по инициативе Минфина, было решено признать законной работу терминалов без привлечения банков в качестве контрольных звеньев. Такие рекомендации последовали от Минфина в адрес ЦБ РФ и МВД.

Руководитель Департамента финансовой политики Министерства сообщил, что законодательство позволяет владельцам терминалов выбрать, заключать договор с банком либо действовать в рамках гражданско-правовых отношений с организацией - исполнителем услуг, получающей денежные средства. Второй вариант - агентский договор, по мнению представителей Минфина, не подпадает под действие Указания ЦБ РФ.

Также на проведенном совещании решено отложить рассмотрение внесенного в Госдуму законопроекта до февраля 2008 г., поскольку в существующей версии он не решит проблем. Чиновники пообещали проработать этот вопрос и представить поправки, которые устранят все правовые коллизии.

Заметим, что по результатам деятельности рабочей группы не было издано официальных документов, поэтому опасения участников рынка моментальных платежей остались. Они полагают, что Минфин, поддерживающий бизнес, только формально мог склонить ЦБ РФ и МВД на свою сторону. Однако Федеральная антимонопольная служба обратилась ко всем владельцам терминалов с просьбой незамедлительно информировать обо всех попытках закрытия бизнеса или создания ему препятствий.

Суды тоже не молчат

Итак, если поверить обещаниям Минфина и ФАС, владельцам платежных терминалов можно не беспокоиться за существование бизнеса. Но остается один вопрос, который мы также поднимали ранее, - проблема применения ККТ при приеме моментальных платежей <3>.

<3> N 4, 2007, с. 56 - 61.

Как сказано выше, у владельцев терминалов есть два варианта:

Какие последствия возможны в плане применения ККТ? В первом случае применять ККТ не требуется, так как на кредитные организации такая обязанность не возложена. Во втором случае агент принимает денежные средства от имени исполнителя, следовательно, подпадает под действие Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. И здесь возможны два пути:

Обе эти позиции, как было выяснено ранее, нашли поддержку у арбитров. С тех пор появились новые судебные постановления, которые нельзя обойти вниманием.

В первую очередь полагаем, что можно считать окончательно разрешенной проблему применять или не применять ККТ, действуя на основании агентского договора. Так, двумя Определениями от 30.10.2007 (N 11785/07 и N 13591/07) Высший Арбитражный Суд отказал в передаче на рассмотрение Президиума ВАС споров, в которых суды поддержали налоговиков, оштрафовавших предпринимателей за применение платежных терминалов, не оснащенных фискальной памятью <4>. Фактически это означает, что принятые судами акты не нарушают единообразия в толковании и применении норм права, не нарушают прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов неограниченного круга лиц.

<4> Один из них был предметом рассмотрения упомянутого в N 4 за 2007 г. Постановления ФАС ВВО от 26.06.2007 N А28-2123/2007-63/27.

Другой судебный акт, на котором хотелось бы остановиться, принят также по вопросу применения ККТ, однако в нем есть выводы и о сущности производимых при помощи терминала операций <5>. Итак, предприниматель - владелец терминала принимал платежи от населения в оплату услуг связи. Арбитры признали, что в такой деятельности отсутствуют признаки банковской операции, так как предприниматель принимал денежные средства от населения во исполнение агентского договора с организатором платежной системы, а не договора с кредитной организацией на осуществление банковских операций. Как видим, суд допускает легитимное существование агентской схемы расчетов.

<5> Постановление ФАС ВВО от 27.09.2007 N А28-1082/2007-14/12.

Для справки

Компаниям, которые все же причисляют себя к коммерческим организациям, осуществляющим банковские операции в рамках ст. 13.1 Закона о банковской деятельности, следует учитывать Постановление Правительства РФ от 03.11.2007 N 743. Данный документ возлагает на организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, следующие обязанности:

Н.И.Бочков

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"