Мудрый Экономист

Немореходность судна

"Юридическая и правовая работа в страховании", 2007, N 4

Статья посвящена одному из самых широко применяемых страховщиками в морском страховании оснований для освобождения себя от обязанности по осуществлению страховой выплаты. Практика применения этого основания показывает, что здесь существует целый ряд достаточно сложных правовых вопросов, которые нередко приводят к возникновению разногласий и даже судебным спорам между сторонами договора морского страхования. Настоящая публикация представляет собой одно из первых специальных исследований данной категории с точки зрения страхового права.

Одним из оснований освобождения страховщика от обязанности по осуществлению страховой выплаты по некоторым договорам морского страхования в силу закона является немореходность судна. Однако до настоящего времени эта категория редко оказывалась предметом специального исследования с точки зрения страхового права. Между тем страховая и судебная практика показывают, что здесь существует достаточно много вопросов, по которым пока нет единого мнения, имеются правовые неопределенности. В.В. Боева по этому поводу замечает: "Сфера обязанностей перевозчика по приготовлению судна к перевозке является предметом достаточно серьезных противоречий в доктрине и судебной практике даже тех стран, которые основывают свое законодательство на Гаагских правилах. Не является также единообразным толкование соответствующих правил. Основные противоречия существуют по следующим вопросам: характер обязательства (обязательство результата или надлежащего действия); ответственность за действия лиц, которым перевозчик поручил выполнение обязательства по приготовлению судна к перевозке груза; отношение рассматриваемого обязательства перевозчика к законодательным исключениям его ответственности за скрытые пороки судна" <1>. Данная статья представляет собой попытку ответить на основные вопросы, которые возникают при применении в страховых правоотношениях категории немореходности.

<1> Боева В.В. Ответственность морского перевозчика. Опубликовано: http://www.spbpravo.ru/comm.php?id=2745.

Абзац 2 ст. 266 КТМ РФ предусматривает освобождение страховщика от ответственности при страховании судна, если убытки были причинены вследствие отправки судна в немореходном состоянии, если только такое состояние судна не было вызвано его скрытыми недостатками.

В законе немореходность судна увязывается с освобождением страховщика от ответственности. Поскольку термин "ответственность" не очень точен с правовой точки зрения, существует необходимость уточнить, о чем именно здесь идет речь: о том, что нет страхового случая, или о том, что страховщик освобождается от страховой выплаты при наступлении страхового случая. Мы полагаем, что более точным является второй вариант, и поэтому используем именно такую терминологию.

С учетом того, что в силу ст. 247 КТМ РФ, которая предусматривает, что правила, закрепленные гл. XV "Договор морского страхования" Кодекса, применяются, если соглашением сторон не установлено иное, нормы ст. 266 Кодекса носят диспозитивный характер; стороны страховой сделки своим соглашением могут:

Такое соглашение участники страховой сделки могут включить в текст договора страхования, в текст подлежащих применению стандартных правил страхования или оформить его в виде дополнительного соглашения к основному договору. Не существует препятствий и к тому, чтобы такое условие было выработано уже после наступления страхового случая, за исключением ситуации, когда немореходность обозначена как исключение из страхового события, поскольку здесь стороны договора уже "подгоняли" бы понятие "страховой случай" под наступившее вредоносное событие, что противоречит правилу ч. 2 п. 1 ст. 9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части признаков вероятности и случайности страхового риска.

Факт немореходности судна, поскольку он, как это совершенно очевидно, существенно влияет на степень вероятности наступления страхового случая или размер убытков от его наступления, относится к существенным обстоятельствам страхования, о которых страхователь обязан сообщить страховщику при заключении договора страхования. Если он этого не сделал, то наступают последствия, предусмотренные ст. 250 КТМ РФ.

В.А. Мусин, указывая на то обстоятельство, что ст. 266 КТМ РФ согласно содержащемуся в ней прямому указанию относится только к договору страхования судна, приходит к такому же выводу. "Договор страхования груза, - пишет он, - она (ст. 266 КТМ РФ. - Прим. ред.) не охватывает. Это означает, что если, например, немореходность судна повлечет гибель или повреждение перевозившегося на данном судне застрахованного груза, страхователь вправе претендовать на получение страхового возмещения, кроме случаев, когда он, будучи осведомлен о немореходном состоянии судна, не известил об этом страховщика, нарушив тем самым информационную обязанность, возлагаемую на него законом (ст. 250 КТМ РФ), что освобождает страховщика от платежной обязанности" <2>.

<2> Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 454.

Примечание. Хотя законодательство предусматривает освобождение страховщика от ответственности из-за немореходности только при страховании судна, стороны страховой сделки вправе своим соглашением распространить действие этого правила на страхование грузов и ответственности судовладельца.

Определение термина "немореходность" в законе не дается, а вот понятие состояния-антипода, то есть мореходности судна, в доктрине и законе (п. 1 ст. 124 КТМ РФ) раскрывается. В этой связи придется идти от обратного - вначале определить антипод, а затем уже интересующее нас понятие.

Под мореходностью законодателем понимается в совокупности:

Эти требования в целом соответствуют п. 1 ст. 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 году (с последующими изменениями), или, как ее чаще называют, Гаагско-Висбийских правил. В этом документе говорится о том, что перевозчик обязан перед рейсом и в начале его проявлять разумную заботливость о том, чтобы привести судно в мореходное состояние; надлежащим образом укомплектовать людьми, снарядить и снабдить судно; приспособить и привести в состояние, пригодное для приема, перевозки и сохранения грузов трюмы, рефрижераторные и холодильные помещения и все другие части судна, в которых перевозятся грузы.

В литературе встречаются различные варианты определения мореходности. Например, С.Л. Ефимов определяет ее как "состояние судна, при котором оно является пригодным во всех отношениях для успешного совершения обусловленного рейса. Под пригодностью принято понимать также мореходные качества судна, которые способны противостоять морским опасностям и одновременно обеспечивать сохранность перевозки соответствующего груза" <3>. В.В. Боева считает, что мореходность "...по отношению к обязательству перевозчика по договору перевозки означает приготовление судна к перевозке определенного груза в определенном рейсе" <4>. Оценивая приготовление судна к грузовому рейсу и обеспечение его мореходности в широком смысле как основную обязанность перевозчика, она тем не менее высказывает мысль, что "пригодность судна к плаванию не является правовым понятием, так как фиксирует определенное фактическое состояние" <5>. Ею фактически поддержана высказанная в литературе точка зрения об относительности понятия "мореходность" (судно, пригодное к плаванию в определенной акватории, может быть немореходным на рейсах, проходящих по иным акваториям), "так как предпосылки требований о готовности судна зависят от рейса, в который судно отправится, и от задания, которое оно должно выполнить" <6>.

<3> Ефимов С.Л. Морское страхование. Теория и практика: Учебник. М., 2001. С. 422. (Аналогично определяют мореходность авторы Словаря страховых терминов. (Словарь страховых терминов / Под ред. Е.В. Коломина, В.В. Шахова. М., 1991. С. 118), а также Р.Т. Юлдашев (Юлдашев Р.Т. Страховой бизнес: Словарь-справочник. М., 2005. С. 299)).
<4> Боева В.В. Указ. соч.
<5> Там же.
<6> Там же.

На сайте "Корабел.ру" (www.korabel.ru) в Словаре морских терминов дается более развернутое определение мореходности:

"1. Комплексное свойство, характеризующее способность судна выполнять свое назначение в заданных гидрометеорологических условиях. Судно может быть допущено к плаванию, если оно отвечает требованиям безопасности мореплавания. Технический надзор за морскими судами осуществляет Регистр СССР, который выдает им соответствующие документы. Судно, по своему техническому состоянию не удовлетворяющее требованиям М., может быть подвергнуто переосвидетельствованию в портах СССР. Судно признается немореходным: если к началу рейса не укомплектовано экипажем; его помещения и трюмы не находятся в состоянии, обеспечивающем надлежащий прием, перевозку и сохранность пассажиров и груза; при возникновении аварии (вышли из строя двигатель, руль, появилась течь и т.д.); когда кончились продовольствие, топливо, пресная вода; если началась опасная эпидемия. 2. Способность судна при плавании на морском волнении сохранять основные мореходные качества и возможность эффективного использования всех систем и устройств в соответствии с назначением. Понятие "М. судна" имеет более узкий смысл, чем термин "мореходные качества", и объединяет только те свойства судна, которые оказываются существенными в условиях плавания при ветре и волнении. К ним относятся: качка на волнении и обусловленные ею инерционные перегрузки корпуса, устройств и механизмов; заливание и забрызгивание палубы и надстроек; оголение носовой части днища и подверженность корпуса слемингу; потеря скорости вследствие возрастания сопротивления и ухудшения условий работы гребного винта при качке; снижение остойчивости и склонность к рысканию при качке на волнении, а также приспособленность к пребыванию в морских условиях. Последнее свойство определяется герметичностью помещений, возможностью беспрепятственного сообщения между надстройками и отсеками в штормовую погоду, степенью защищенности экипажа на открытых постах и мостиках от ветра, дождя и брызг. Благоприятный характер этих свойств, например плавность качки, малость ее амплитуд, умеренность заливания и т.д., позволяют говорить об удовлетворительной М. судна".

Предлагаются и еще более широкие определения понятия "мореходность": мореходность - "это характеристика морского судна, определяемая предусмотренными в конструкции и мореходных качествах принципами, позволяющими совершать безопасное плавание в ожидаемых условиях плавания и предусмотренных методах эксплуатации.

Ожидаемые условия плавания определяются ограничениями, касающимися района плавания судна, допустимым сезоном (временем года), ледовой обстановкой. Указанные ограничения устанавливаются классификационным обществом и удостоверяются специальным документом - свидетельством о годности к плаванию.

Предусмотренные методы эксплуатации предполагают укомплектованность судна квалифицированным экипажем, готовность и натренированность к действиям по борьбе за живучесть судна, обеспечение предотвращения загрязнения моря, правильность загрузки судна, крепления грузов, закрытий грузовых трюмов, соблюдение техники безопасности и санитарии, выполнение экипажем установленных требований по несению вахты. Надлежащие методы эксплуатации устанавливаются международными конвенциями и правилами, национальными и ведомственными нормативными актами (уставами, положениями, правилами, инструкциями, морскими обычаями) обычной морской практикой" <7>.

<7> http://www.sea-safety.ru/article/basic_definitions/seaworthy.htm.

Применительно к понятию "мореходность" обычно выделяют следующие группы факторов:

В самом КТМ РФ мы находим и несколько иные определения мореходности, нежели те, которые приведены в п. 1 ст. 124 Кодекса. В этой связи нужно четко отличать понятие мореходности, лежащее в основе определения понятия-антипода - "немореходности", от иных определений этого понятия.

Примечание. Мореходным признается такое состояние судна, при котором оно является пригодным во всех отношениях для успешного плавания, способным противостоять морским опасностям и одновременно обеспечивать сохранность перевозки соответствующего груза.

Так, в ст. 203 КТМ РФ указано, что судовладелец должен привести судно в мореходное состояние к моменту передачи фрахтователю на время (тайм-чартер): принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, а также по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. Правда, при этом А.Г. Калпин также подчеркивает: "Если судно зафрахтовано по тайм-чартеру для перевозки грузов, судовладелец обязан подготовить его к грузовым операциям. Готовность к таким операциям означает надлежащее состояние трюмов и других грузовых помещений (они должны быть чистыми, сухими, без постороннего запаха и т.п.), подтвержденное соответствующими сертификатами, наличие на судне погрузочных и разгрузочных механизмов и т.д." <8>. Лишь с учетом этого дополнения мы получим определение мореходности, аналогичное определению, закрепленному в п. 1 ст. 124 Кодекса.

<8> Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 357.

В ст. 216 КТМ РФ, находящейся в гл. XI "Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)" и посвященной также мореходному состоянию судна, говорится о мореходности судна к моменту его передачи фрахтователю - судовладелец обязан принять меры по обеспечению годности судна для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером, а именно корпуса судна, двигателя и оборудования. Законодатель здесь имеет в виду, что остальные компоненты мореходности судна будут обеспечены уже фрахтователем. А.Г. Калпин в этой связи пишет: "Круг требований, предъявляемых к мореходности судна, зафрахтованного в бербоут-чартер, уже, чем к судну, переданному фрахтователю на основании тайм-чартера. В силу бербоут-чартера от судовладельца нельзя, например, требовать, чтобы передаваемое фрахтователю судно было укомплектовано экипажем и снаряжено" <9>.

<9> Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 377.

Нужно отметить как достаточно серьезную правовую проблему отсутствие четкого доктринального определения понятия "мореходность", которое могло бы послужить фундаментом для выработки определения понятия "немореходность".

М.С.Дмитриев

Независимый эксперт