Мудрый Экономист

Международные перевозки и нулевая ставка НДС

"Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 11

Дискриминация по отношению к перевозчикам

Как известно, услуги организаций, специализирующихся на международных перевозках, облагаются НДС по ставке 0 процентов (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Но в отличие от организаций, осуществляющих иные операции, также облагаемые НДС по нулевой ставке (например, экспортеры), у международных перевозчиков существуют свои нюансы. Причем эти нюансы носят дискриминирующий характер.

Напомним, что у компаний, применяющих нулевую ставку НДС, есть в запасе 180 дней для сбора необходимых документов. Однако в настоящее время этот срок не могут применять перевозчики, так как согласно п. 9 ст. 165 Налогового кодекса 180-дневный срок не распространялся на налогоплательщиков, которые не обязаны представлять в инспекцию таможенную декларацию. А большинство перевозчиков ее не представляет. В итоге для таких организаций момент определения налоговой базы, по мнению чиновников, устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 167 Налогового кодекса на день оказания услуг (предоплата, полученная в счет оказания услуг, облагаемых нулевой ставкой, освобождается от налогообложения). Такой вывод содержится, в частности, в Письме Минфина России от 12.03.2007 N 03-07-08/34.

Фактически это означает, что к сроку представления декларации (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем оказания соответствующих услуг) организация должна успеть собрать все необходимые документы, которые подтверждают обоснованность применения нулевой ставки НДС. Такую позицию высказывали и финансисты (Письмо Минфина России от 30.08.2006 N 03-04-08/183), и налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2006 N 19-11/25011). Понятно, что редко кому удавалось собрать в эти сроки все документы, хотя бы потому, что по договору перевозки сроки оплаты могли быть длительными, в итоге один из важных документов (банковскую выписку, подтверждающую поступление выручки) организация не имела возможности представить к 20-му числу следующего месяца. Как следствие - компании были вынуждены сначала отдавать в бюджет НДС, а уж потом возвращать его, по мере сбора необходимого комплекта документов.

Между тем в Налоговом кодексе есть норма - абз. 1 п. 9 ст. 167, - согласно которой моментом определения налоговой базы по товарам, работам и услугам, предусмотренным пп. 1 - 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса являлся последний день месяца, в котором собран полный пакет документов. Услуги по перевозке и экспедиции предусмотрены пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса, следовательно, на компании, оказывающие эти услуги, названная норма также распространяется. Кроме того, момент определения налоговой базы на день отгрузки (по операциям, облагаемым нулевой ставкой НДС) распространяется только на те организации, которые в 180-дневный срок не сумели уложиться со сбором документов. Соответственно, у тех компаний, на которых 180-дневный срок не распространялся, момент определения налоговой базы никак не мог приходиться на день отгрузки (оказания услуг). Приводя в качестве аргументов данные доводы, организации имеют на сегодняшний день возможность оспорить действия налоговиков в судебном порядке.

Судебно-арбитражная практика. Примером здесь служит Постановление ФАС Центрального округа от 25.01.2007 N А-62-3867/2006. Суд отклонил довод налоговой инспекции о необходимости определения налоговой базы по общим правилам, установленным п. 1 ст. 167 Налогового кодекса, для организаций, которые не ограничены 180-дневным сроком, необходимым для сбора документов.

Вместе с тем не все организации готовы отстаивать свою позицию в судебном порядке. Для кого-то было значительно проще начислить НДС на стоимость услуг и предъявить эту стоимость (вместе с налогом) потребителям услуг. Однако такие действия чреваты в первую очередь для заказчиков услуг, так как международная перевозка облагается нулевой ставкой. Как указывали суды (в частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.06.2006 N 14555/05), налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога, иначе говоря, применение нулевой ставки - не право, а обязанность. И если организации все же предъявляют НДС своим клиентам, выделяя сумму налога в первичных документах и счетах-фактурах, клиенты не могут принять этот налог к вычету.

Судебно-арбитражная практика. Причем свое право на вычет они не смогут доказать даже в судебном порядке (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.06.2006 N 14588/05).

Приятная новость

Но такая дискриминация и противоречие в нормах Налогового кодекса, к радости перевозчиков, будут устранены благодаря Закону от 17.05.2007 N 85-ФЗ. Этим нормативным актом в п. 9 ст. 165 Налогового кодекса вносятся дополнения, согласно которым организации, освобожденные от обязанности представления таможенных деклараций, необходимые для подтверждения нулевой ставки документы должны принести в ИФНС в срок не позднее 180 дней с даты отметки, подтверждающей вывоз (ввоз) товаров, проставленной таможенниками на перевозочных документах.

Обратим внимание на то, что Закон вступит в силу с 1 января 2008 г., но сама эта норма будет введена задним числом, так как она будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Что это означает для налогоплательщиков? То, что, начислив и уплатив в бюджет НДС по старым правилам в связи с непредставлением к 20-му числу следующего месяца необходимых документов, они могут составить уточненные декларации по НДС и вернуть этот налог из бюджета. Но вернуть налог они вправе только в том случае, если 180-дневный срок не истек к 1-му января 2008 г. Если же этот срок истек к началу 2008 г. и организация так и не смогла собрать нужные документы, то особого смысла подавать "уточненку" нет, поскольку обязанность по исчислению налога все равно возникла, только в другом периоде - в периоде, на который пришлось истечение 180 дней.

С появлением вышеупомянутого Закона, который вступит в силу с 1 января 2008 г., но начнет действовать задним числом, у международных перевозчиков вполне закономерно возникает вопрос: могут ли они уже сейчас применять положения этого Закона? По логике, вроде бы могут, ведь положения будущего Закона будут действовать с 1 января 2008 г. Однако в налогах логики искать не стоит, поскольку пока этот Закон не вступит в силу официально, его нормы не могут быть применимы. Даже несмотря на то, что некоторые положения будут распространяться на прошлые периоды. Вот и Минфин России в своем Письме от 06.08.2007 N 03-07-08/225 подтвердил этот вывод. Чиновники отметили, что "в связи с тем что Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., положения, предусматривающие применение 180-дневного срока для сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки налога, в отношении вышеперечисленных услуг, следует применять начиная с 1 января 2008 г.".

Какие именно работы и услуги связаны с международной перевозкой?

Налогообложению по нулевой ставке НДС подлежит также реализация работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Данная норма распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров и иные подобные работы (услуги). Причем эти работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте).

Как видим, нулевая ставка НДС применяется по услугам, связанным не только с экспортом, но и с ввозом импортных товаров.

Судебно-арбитражная практика. Правда, не все налоговики думают точно так же, поэтому в судебной практике можно встретить решения, в которых суд рассматривал правомерность применения нулевой ставки в отношении услуг по перевозке (транспортировке) импортируемых грузов (Постановление ФАС Московского округа от 12.01.2007 N КА-А40/12919-06).

Таким образом, нулевую ставку вправе применять перевозчики, экспедиторы и иные организации, чьи услуги (работы) непосредственно связаны с международными перевозками (импортом или экспортом).

Здесь стоит упомянуть о Письме Министерства финансов РФ от 12.03.2007 N 03-07-08/34. В нем сказано, что при оказании российскими организациями услуг по экспедированию товаров нулевая ставка применяется в случае организации перевозки или транспортировки указанных товаров между пунктами, один из которых расположен на территории РФ, а другой - за пределами территории РФ. Ну и при наличии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 Налогового кодекса. Если же перевозка или организация перевозки осуществляется в отношении импортных товаров, но между двумя пунктами, находящимися на территории России, то применять нулевую ставку НДС организация не вправе и такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 18 процентов (Письмо Минфина России от 01.08.2006 N 03-04-08/169).

Такой же вывод содержится и в Письме Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-08/210. Там же разъяснен порядок налогообложения в случаях, когда перевозка товаров осуществляется российской компанией по территории иностранного государства до границы Российской Федерации. Чиновники пояснили, что местом реализации услуг по перевозке товаров по территории иностранного государства до границы Российской Федерации, то есть между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами территории РФ, оказываемых российскими перевозчиками иностранному лицу, территория России не является и такие услуги не признаются объектом налогообложения НДС.

Некоторые налоговики твердо убеждены в том, что льготная ставка не распространяется на услуги транспортной экспедиции. Хотя пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса упоминает помимо прочего работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, а это не что иное, как услуги экспедитора, что четко следует из Гражданского кодекса. Так, согласно ч. 1 ст. 801 Гражданского кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. А согласно ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) экспедиторскими услугами считаются услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

А если одна компания вызвалась осуществлять, например, погрузочно-разгрузочные работы, но выполнила их не лично, а путем привлечения к этим работам другой компании. Кто в этом случае должен применять нулевую ставку НДС?

Прежде чем ответить на этот вопрос, отметим, что привлечение к работам другой организации не запрещено нормами гражданского законодательства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса "если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)". При этом будет считаться, что и подрядчик, и субподрядчик выполняют одну и ту же работу для разных заказчиков (подрядчик - для заказчика, субподрядчик - для подрядчика). И если эта работа облагается НДС по нулевой ставке, то обе организации вправе использовать льготную ставку.

К сожалению, официального подтверждения чиновниками данного вывода на сегодняшний день нет. Равно, как и несогласия. Но есть практика поведения налоговиков, которые считают, что пользоваться льготной ставкой НДС в такой ситуации может только одна компания. Непонятно, на чем основан их вывод, ведь из Налогового кодекса не следует, что предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса работы и услуги должны выполняться лично указанными в этой норме организациями, без права привлечения к их исполнению третьих лиц.

Судебно-арбитражная практика. Поэтому действия налоговиков можно оспорить, и анализ судебной практики выявил положительные для налогоплательщиков примеры (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2006 N А56-9038/2006).

Если же российская организация оказывает услуги по контролю исполнения договоров на поставку товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, а также услуги по организации таможенного оформления данных товаров, то льготную ставку она применять не может. Эти услуги, как указал Минфин России в своем Письме от 21.11.2006 N 03-04-08/239, должны облагаться по ставке 18 процентов. А под "услугами по организации вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров" (которые облагаются по нулевой ставке) чиновники понимают осуществление комплекса операций, непосредственно направленных на вывоз товаров за пределы территории РФ конкретным транспортным средством, включая операции по полному или частичному заполнению транспортного средства товарами, по размещению и креплению товаров на транспортном средстве и т.п.

В другом Письме (от 04.08.2006 N 03-04-08/175) финансовые специалисты указали, что услуги по документальному и таможенному оформлению импортируемых на территорию РФ товаров должны облагаться НДС по ставке 18 процентов, даже если эти услуги оказаны в рамках договора транспортной экспедиции. Данное мнение, на наш взгляд, достаточно спорно, так как в соответствии со ст. 1 Закона N 87-ФЗ под транспортно-экспедиционными услугами подразумеваются услуги по организации перевозок грузов и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. То есть оформление документов для таможенных целей (документальное и таможенное оформление) относится к числу экспедиторских услуг, по которым применяется нулевая ставка НДС.

Аналогичная позиция у чиновников и в отношении услуг, оказываемых таможенными брокерами. В совместном Письме Минфина России и ФНС России от 06.07.2007 N ШТ-6-03/534@ сказано, что услуги, оказанные таможенным брокером (декларирование товаров и транспортных средств, представление таможенным органам документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, представление таможенным органам декларируемых товаров, совершение иных действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля), подлежат налогообложению по ставке 18 процентов. А все по той же причине: эти услуги не относятся к комплексу услуг, оказанных в отношении товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации (ввозимых на ее территорию).

А если организация, экспортирующая товар за границу, своему же покупателю оказывает услуги, например, по таможенному оформлению и получению сертификата происхождения? Можно ли стоимость этих услуг (так же, как и саму поставку) облагать НДС по нулевой ставке?

Как показывает практика, есть вероятность того, что налоговики откажут в применении нулевой ставки в отношении данного вида услуг. Однако суды с ними не соглашаются.

Судебно-арбитражная практика. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 26.06.2006 N А54-9190/2005-С4 принял решение в пользу налогоплательщика, отметив, что "таможенное оформление и наличие сертификата происхождения непосредственно связаны с реализацией экспортируемого товара и полученная выручка по договору в целом подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов".

Судебно-арбитражная практика. Аналогичный спор, правда, в отношении услуг по страхованию товара, его доставке и оформлению сертификата происхождения товара по форме N СТ-1, рассматривал и ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.08.2006 N Ф09-6842/06-С7, который также разрешил спор в пользу организации.

Перечень документов, подтверждающих применение нулевой ставки

Перечень документов, которые должны представлять организации, выполняющие работы (оказывающие услуги), связанные с международными перевозками, указан в п. 4 ст. 165 Налогового кодекса. К ним относятся:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг).

В случае если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

  1. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных пп. 3 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса;
  2. копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с пп. 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ). Положения настоящего подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса.

Как видим, таможенную декларацию перевозчикам и экспедиторам нужно представлять только в двух случаях: если товары перемещаются трубопроводным транспортом и если перевозка осуществляется в отношении товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Транспортно-экспедиторские услуги в отношении международных перевозок

Ранее нами было отмечено, что нулевой ставкой НДС облагаются и услуги экспедитора, если эти услуги связаны с международными перевозками. Таким образом, заказчики данных услуг, получив счет-фактуру от такого экспедитора, должны проследить, чтобы в документах отсутствовала сумма НДС. В противном случае этот НДС налоговики не разрешат им отнести ни на налоговые вычеты, ни на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. К вычетам они не разрешат отнести эти суммы в связи с тем, что данный налог считается предъявленным незаконно, поскольку услуги экспедитора по организации международной перевозки облагаются нулевой ставкой НДС.

Судебно-арбитражная практика. Арбитражная практика показывает, что суды данную позицию разделяют, что видно, например, из Постановлений Президиума ВАС РФ от 20.06.2006 N 14588/05, от 19.06.2006 N 16305/05.

А на расходы налоговики запретят отнести суммы предъявленного налога, мотивируя это тем, что данный расход не отвечает условию обоснованности, так как налог предъявлен незаконно (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Причем некоторые экспедиторы практикуют разбивку стоимости организации перевозки на стоимость доставки груза до границы РФ (которая не включает НДС) и стоимость его перевозки по территории РФ (которая включает НДС). Такой способ формирования стоимости услуг противоречит законодательству, на что обратил внимание Минфин России в Письме от 04.08.2006 N 03-04-08/175. Чиновники указали, что "ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется к стоимости всей услуги по организации перевозки, оказываемой налогоплательщиком как на территории иностранного государства, так и на территории Российской Федерации. Поэтому разбивать стоимость оказываемой услуги отдельно на стоимость организации перевозки до и после границы Российской Федерации, как указывается в письме, не следует".

Однако в некоторых случаях счет-фактура, выписанный экспедиторской компанией, может содержать суммы НДС, даже если экспедитор занимается международными перевозками. Рассмотрим в каких именно случаях.

Дело в том, что согласно п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. Таким образом, если по договору транспортной экспедиции заказчик должен уплатить вознаграждение и возместить произведенные экспедитором расходы, то показатели счета-фактуры экспедитора будут разбиты как минимум на две части. Одна часть будет отражать стоимость расходов, произведенных в интересах заказчика ("перевыставленные" расходы), а другая часть - непосредственно стоимость услуг экспедитора. Соответственно, если экспедитор нанимает разных перевозчиков, при этом один из перевозчиков осуществляет перевозку на территории России (например, везет груз от границы РФ до склада организации - покупателя груза), то стоимость его услуг будет включать сумму НДС. При этом экспедитору необходимо представить своему клиенту копии первичных учетных и расчетных документов, полученных от перевозчиков, для того, чтобы тот смог подтвердить налоговикам свое право на вычет НДС.

О том, что право на вычет НДС возможно лишь при наличии копий таких документов, из Налогового кодекса прямо не следует. Но вот Минфин считает, что без таких копий заявлять о вычете потребитель транспортно-экспедиционных услуг не вправе (Письмо от 14.11.2006 N 03-04-09/20). Заметьте, что чиновники говорят о копиях первичных учетных и расчетных документов, к которым счета-фактуры не относятся. Однако налоговики на местах могут потребовать и наличие копий счетов-фактур. Поэтому во избежание разногласий с контролерами рекомендуем запрашивать у экспедитора копии всех документов, в том числе и счетов-фактур.

Однако на практике такой способ заключения договоров транспортной экспедиции не всегда приветствуется самими экспедиторами. В большинстве случаев экспедиторы формируют готовые тарифы, в которые уже заложено их вознаграждение. Такой способ привлекателен для них тем, что заказчик экспедиторских услуг не может узнать о сумме вознаграждения экспедитора. Кроме того, экспедитор может оказывать услуги по договорам транспортной экспедиции нескольким клиентам одновременно (в вагоне или автомашине перевозятся грузы сразу нескольких клиентов). В связи с этим возникают трудности с "перевыставлением" клиентам стоимости услуг привлекаемых организаций.

Не вызывает ли данный вариант формирования стоимости услуг экспедитора какие-либо налоговые риски как для самого экспедитора, так и для его клиентов? Начнем с того, что в соответствии с Законом N 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. Как видим, данный Закон предусматривает лишь один возможный вариант формирования стоимости услуг экспедитора - вознаграждение плюс возмещение его расходов, осуществленных в пользу заказчика. К тому же договор транспортной экспедиции содержит признаки агентского договора, так как экспедитор редко когда сам занимается перевозкой. Как правило, он нанимает перевозчиков, то есть занимается организацией перевозки (поиском перевозчиков, заключением с ними договоров перевозки и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что вариант формирования стоимости экспедиторских услуг, в которой уже заложена сумма вознаграждения экспедитора, в какой-то степени противоречит законодательству. Может ли это негативным образом отразиться на самом экспедиторе? На первый взгляд нет, ведь услуги экспедитора, занимающегося организацией международных перевозок, и так облагаются НДС по нулевой ставке. Причем это правило касается и тех ситуаций, когда стоимость вознаграждения экспедитора фиксированная (то есть сформирована таким образом, чтобы покрыть все издержки экспедитора, получив при этом прибыль).

Однако для экспедитора возникают налоговые риски другого характера. Эти риски связаны с позицией Минфина, изложенной в Письме от 30.03.2005 N 03-04-11/69. Чиновники считают, что экспедитор в данном случае не вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму расходов, осуществленных экспедитором в интересах клиентов при исполнении договоров транспортной экспедиции, в том числе в виде сумм, уплачиваемых перевозчику, а также организациям, оказывающим погрузочно-разгрузочные работы. Ссылаются они при этом на п. 9 ст. 270, согласно которому в расходы, не учитываемые при налогообложении, не включаются денежные суммы, уплаченные комиссионером, агентом или поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору. На этом основании Минфин России запрещает применять по таким расходам и вычет НДС, если их стоимость включает сумму налога.

Правда, на наш взгляд, данную позицию экспедиторская компания может оспорить, если докажет, что стоимость ее тарифов уже включает расходы. В итоге в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль попадает вся стоимость (а не разница между выручкой и расходами).

Судебно-арбитражная практика. Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 07.09.2006 N А35-8509/04-С4 направил дело на новое рассмотрение с тем, чтобы суд первой инстанции установил, каким образом налогоплательщик формировал стоимость услуги по транспортной экспедиции, - с учетом стоимости дизтоплива или без таковой.

Это позволяет сделать вывод о том, что факт включения в стоимость экспедиторских услуг стоимости расходов имеет решающее значение для целей налогообложения.

А для заказчиков услуг по договору транспортной экспедиции могут возникнуть налоговые риски, связанные с исключением налоговыми органами стоимости таких услуг из расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Проверяющие могут заявить о том, что эти расходы не подтверждены документально, так как отсутствуют документы, подтверждающие непосредственно сам факт перевозки (в частности, товарно-транспортная накладная), ведь в этой ситуации экспедитор, как правило, не передает копии документов, подтверждающих стоимость расходов по организации перевозки. Соответственно, с вычетом НДС при указании его в счете-фактуре также могут быть проблемы.

Однако экспедитор выдаст другие документы (акт оказанных услуг, счет-фактуру), поэтому говорить в данной ситуации об отсутствии документов нельзя. На основании данных документов организация имеет право, на наш взгляд, отразить в налоговом учете сумму расходов и вычет НДС. Отсутствие товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т можно обосновать тем, что она "предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом" (Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).

Судебно-арбитражная практика. Как показывает арбитражная практика, суды разрешают включать в расходы стоимость экспедиторских услуг и при отсутствии товарно-транспортных накладных при условии, что имеются иные документы, свидетельствующие о выполнении экспедитором услуг (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2006 N А05-10681/2005-18).

А.З.Исанова

Заместитель начальника

Отдела бухгалтерского

и налогового консалтинга

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"