Мудрый Экономист

Учить надо коллекторов

"Банки и деловой мир", 2007, N 10

Лично мне не совсем понятно, что А. Зотов хотел сказать в данной статье. В ней он поверхностно затронул по меньшей мере десяток проблем, стоящих перед организациями, работающими на рынке взыскания задолженности. При этом ни одна из проблем не раскрыта.

В качестве панацеи автор предлагает передавать взыскание задолженности от банков в специализированные фирмы, которые будут заниматься, как особо подчеркнуто в статье, судебным взысканием (иные пути почему-то отнесены к вспомогательным). Кроме того, банкам, судам, службе судебных приставов предлагается направлять на стажировку своих сотрудников в эти самые специализированные фирмы.

Что касается необходимости передачи взыскания специалистам, это, по моему мнению, поняли все участники рынка, в том числе банки. А вот судебная направленность взыскания задолженности и предложенная стажировка вызывают большие вопросы.

Как раз судебная составляющая в процессе коллекторского взыскания задолженности является вспомогательной. К коллекторам обращаются для того, чтобы они взыскали долг, а не выиграли суд. Более того, коллекторы заинтересованы в том, чтобы в кратчайшие сроки взыскать задолженность, а судебное взыскание довольно долгое, поэтому упор делается именно на внесудебные методы: телефонные переговоры, личное общение с должником, направление претензионных писем и прочее. Подобная специфика работы носит не столько юридический, сколько скорее психологический характер.

Давайте разберемся, как устроено большинство коллекторских агентств и определим, какие кадровые вопросы перед ними стоят. В коллекторских фирмах, как правило, четко выделены четыре подразделения.

"Обзвонщики" - те, кто общается с должниками по телефону и рассылает письменные уведомления. Наличие юридического образования не обязательно, главное - умение общаться с людьми, терпение и навык убеждать.

Группа выезда - те, кто выезжает к должникам в необходимых случаях. На эту работу хорошо подходят бывшие работники правоохранительных органов. Но и здесь тоже важно умение общаться, специальные юридические навыки не требуются. Сюда же относятся процедуры уголовно-правового преследования должников и сбор информации о должниках.

Юридический отдел - сотрудники, которые отвечают за судебное взыскание долгов. Учитывая однотипность и бесспорность большинства дел, в отделе достаточно двух хороших юристов для решения нестандартных случаев и организации работы, остальные могут быть простыми исполнителями.

Отдел исполнительного производства - люди, которые работают с приставами. Сюда, как правило, и берут бывших приставов, знающих специфику работы и имеющих соответствующие связи.

Становится очевидным, что юристы вовсе не являются "локомотивом" коллекторского метода взыскания долгов. Сам процесс работы автоматизирован, фактически он представляет собой конвейер, оставляющий крайне мало места для свободного творчества сотрудников. Поэтому говорить о том, что передача дел в специализированную фирму, которая будет заниматься судебным взысканием и выправит ситуацию с взысканием долгов, мягко говоря, наивно.

Я совершенно не понимаю, как стажировка судебных приставов и помощников судей в коллекторских фирмах поможет им в работе. Ведь если на одного пристава сегодня ежемесячно приходится несколько тысяч производств, на каждого судью - несколько десятков, а то и сотен дел, а у мировых судей - тысячи приказных производств в месяц, то никакая стажировка им не поможет. Люди просто физически не справляются с такими нагрузками. Помочь здесь может только расширение штатов. Или помощь и содействие коллекторских агентств.

Стажировка в юридических фирмах сотрудников банков тоже вызывает вопросы. По собственному опыту знаю, что у различных банковских структур разные, порой не совпадающие взгляды на кредитную политику. Сотрудники кредитных отделов заинтересованы в том, чтобы выдать как можно больше кредитов - от этого зависят их премии. И попытки жесткой проверки заемщиков они воспринимают негативно, так что стажировка в коллекторском агентстве ничего не изменит. А те, кто в банке занимается взысканиями задолженности, и так работают по аналогии с сотрудниками коллекторских агентств, правда, менее масштабно. Думаю, существенных улучшений предложенная автором стажировка им не принесет.

Возможно, подобный упор статьи на юридическую составляющую обусловлен тем, что ООО "Юридическое бюро 92 и партнеры" не является классическим коллекторским агентством и применяет в своей работе больше обычных юридических методов, а не коллекторские инструменты.

По моему мнению, обучать нужно сотрудников коллекторских агентств, а не приставов и помощников судей. Необходимо активнее делиться опытом и наработками, повышать собственную квалификацию. Вот это реально может улучшить ситуацию в сфере взыскания долгов.

Хочу отметить, что, при Центре ЮСБ уже несколько лет функционирует учебный центр, который регулярно проводит обучающие семинары для коллекторов и сотрудников кредитных организаций. Мы разработали методики и стандарты коллекторской деятельности, которые уже начали использовать в работе другие участники рынка.

В своей работе мы применяем полный цикл взыскания задолженности - досудебный, судебный и послесудебный. Как показывает практика, именно такой подход позволяет добиваться наибольшего результата.

Примечание. Коллекторы становятся поручителями

Как сообщил председатель совета директоров ОАО "Коллекторское агентство "Центр ЮСБ", агентство предложило банкам, занимающимся ипотечным кредитованием, рассмотреть новую для кредитного рынка услугу.

Суть этой услуги заключается в следующем. Банк и коллекторское агентство заключают договор на оказание услуг по верификации заявлений о выдаче ипотечных кредитов - иными словами, по проверке потенциальных заемщиков. По результатам такой проверки агентство выдает банку одну из трех рекомендаций: выдача кредита не одобрена, выдача кредита без поручительства, выдача кредита с поручительством. В первом случае опыт, накопленный коллекторским агентством за три года работы, позволяет сделать вывод о недопустимости выдачи кредита заявителю. Во втором "Центр ЮСБ" оставляет вопрос о выдаче ипотечного кредита на усмотрение банка, а в случае просрочки выплат будет обязано осуществить мероприятия по взысканию задолженности. Наиболее интересен третий вариант, представляющий собой абсолютно новое для кредитного рынка России явление. Коллекторское агентство "Центр ЮСБ" будет выступать поручителем обратившегося за кредитом гражданина, в течение шести месяцев после первой просрочки погашать возникшую задолженность ежемесячными платежами, а если платежи со стороны заемщика не возобновятся, выплатит банку всю сумму задолженности по кредиту. Таким образом, банки будут ограждены от дефолтов по ипотечным кредитам. Агентство же, подтверждая свой профессиональный статус, будет самостоятельно (и от своего имени) разбираться с возникшей задолженностью. Сейчас предложение рассматривается в банках, с которыми "Центр ЮСБ" уже имеет опыт работы.

А.Федоров

Председатель Совета директоров

ОАО "Коллекторское агентство

"Центр ЮСБ"