Мудрый Экономист

Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации

"Бухгалтер и закон", 2007, N 10

Внутренний аудит - один из способов контроля над эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом в зависимости от содержания и специфики деятельности предприятия, уровня показателей его финансово-экономической деятельности, сложившейся системы управления на предприятии и состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии, привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и внешние аудиторы. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками или руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы и группы внутренних аудиторов. Внутренний аудит имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение. Он призван содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

В зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и собственников объекты внутреннего аудита могут быть различными. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это обусловлено тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству или собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов, структурных подразделений, органов внутреннего контроля предприятия.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим (производственным) аудитом, задачами которого являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности труда, рациональности использования средств и их экономии.

Контроль является широко распространенным объективным явлением в экономической жизни общества. Контроль - одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает подобно элементу обратной связи, так как по его результатам производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль как способ обратной связи может быть эффективным только в случае получения и рационального использования достоверной и своевременной информации о состоянии управляемой системы, соответствии ее функционирования намеченным целям, распоряжениям руководства, действующему законодательству. Контроль дает возможность не только установить отклонения от правил, процедур, норм законодательства, но и определить причины этих отклонений, выявить должностных лиц, допустивших эти отклонения.

Контроль - система наблюдения за процессом функционирования управляемого объекта и проверки его фактического состояния в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения неблагоприятных явлений и при необходимости информирования о них компетентных органов.

Основное назначение контроля состоит:

В той или иной мере в каждой организации осуществляется внутренний контроль благодаря наличию системы мер, обеспечивающих ее нормальное функционирование, и прежде всего в финансовой области (обеспечение сохранности активов, достижение прогнозных показателей, в том числе по прибыли контролируется работниками бухгалтерии, другими функциональными управлениями и службами данной организации) и внешний контроль (контроль со стороны вышестоящих органов, аудиторских фирм).

Система внутреннего контроля считается достаточно эффективной, если руководители осуществляют планирование и организацию деятельности таким способом, который дает достаточную уверенность в том, что цели и задачи организации будут достигаться рационально и экономично. Процесс разработки системы организации деятельности начинается с постановки целей и задач. Заем следует объединение или увязывание концепций, компонентов, видов деятельности и/или людей так, чтобы они действовали совместно ради достижения поставленных целей и задач. Если разработка системы сделана правильно, планируемые виды деятельности должны выполняться таким образом, чтобы обеспечивалось достижение ожидаемых результатов.

Систему внутреннего контроля организации можно определить как систему финансового и прочего контроля, организованную руководством в целях упорядоченной и эффективной работы организации, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, а также обеспечения полноты и точности документов.

Существует несколько основных целей внутреннего контроля:

Концепция внутреннего контроля включает в себя несколько основных элементов.

Во-первых, это внутренняя среда компании, т.е. этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений, делегирование полномочий и принятие ответственности, политика в отношении персонала, компетентность сотрудников и отношение управленческого аппарата компании к внутреннему контролю.

Во-вторых, это определение, анализ и управление рисками, стоящими перед компанией на пути достижения своих целей.

В-третьих, повседневное осуществление контроля, т.е. учет и отчетность, разделение полномочий, права доступа к активам, мониторинг.

В-четвертых, система санкционированного доступа к информации.

В-пятых, мониторинг самой системы внутреннего контроля, необходимый для определения его эффективности.

Структура системы внутреннего контроля основывается на следующих компонентах:

Внутренний аудит является оценкой надежности и эффективности существующей системы внутреннего контроля, а внутренние аудиторы - людьми, призванными непредвзято и профессионально провести такую оценку. Иными словами, внутренний аудит - есть функция независимой оценки всех аспектов деятельности организации, осуществляемая изнутри организации и направленная на создание у менеджеров компании уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна.

Внутренний аудит как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия и отдельных его составляющих, позволяет установить, какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и повышению результативности деятельности предприятия. Внутренний контроль, являясь функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом управления и системой управления, информируя о действительном положении управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения.

Наличие отдела внутреннего аудита в организационной структуре компании в последнее время стало в глазах инвесторов, внешних аудиторов и других одним из важнейших показателей приверженности компании должному корпоративному управлению.

Литература

  1. Макальская А.К. Внутренний аудит. М.: Дело и сервис, 2001.
  2. Макоев О.С. Внутренний контроль и аудит. М.: Финстатинформ, 2000.
  3. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
  4. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник., М.: ЗАО "Финстатинформ", 2000.
  5. Шишкоедова Н.Н. Основы аудита. М.: ГроссМедиа, 2004.

Д.Р.Жиганшина

Российский университет

дружбы народов