Мудрый Экономист

Уплата транспортного налога аптечными организациями

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10

Независимо от того, общий или специальный режим налогообложения применяет аптечная организация, в случае владения транспортными средствами она является плательщиком соответствующего налога. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен в гл. 28 НК РФ <1>.

<1> Введена в действие с 01.01.2003 Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".

Транспортный налог является региональным. Это означает, что на федеральном уровне в Налоговом кодексе определены базовые положения, необходимые для исчисления и уплаты налога, а право его установления на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных органов власти этих субъектов. Транспортный налог подлежит уплате на той территории, где принят соответствующий региональный закон. Субъекты РФ самостоятельно определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также могут предусматривать налоговые льготы. Региональные власти получили право вводить авансовые платежи по налогу и освобождать от них отдельные категории налогоплательщиков.

В какой момент организация признается плательщиком транспортного налога? Когда необходимо зарегистрировать транспортные средства? Какие транспортные средства не относятся к объекту налогообложения? На что обратить внимание при определении налоговой базы? На эти и другие вопросы вы получите ответы в данной статье.

Кто признается налогоплательщиком?

Плательщики транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ - лица, на которые в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Обратите внимание: ранее по транспортным средствам, которые при продаже были переданы на основании доверенности (без составления договора купли-продажи), плательщиками налога являлись реальные владельцы, указанные в доверенности. Номинальные собственники, то есть лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляли налоговый орган по месту своего жительства об их передаче на основании доверенности.

Объект налогообложения

Понятие "транспортное средство" для целей применения гл. 28 НК РФ определено ст. 358, в соответствии с которой объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Согласно его п. 2 все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, - в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзор).

В соответствии с п. 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (далее - Правила регистрации автотранспортных средств), регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации.

В отношении определения объектов налогообложения законодательством предусмотрены некоторые исключения. Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, во-вторых, субъектам Федерации предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ. К ним, в частности, относятся весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых являются пассажирские и грузовые перевозки; тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах, для производства сельскохозяйственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Облагаются ли транспортным налогом незарегистрированные транспортные средства?

Как было сказано выше, допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов. Следовательно, незарегистрированное транспортное средство к участию в дорожном движении не допускается.

В Определении от 14.12.2004 N 451-О Конституционным Судом было высказано мнение, что налоговая база транспортного налога определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. Если транспортное средство не прошло регистрацию и не допущено к участию в дорожном движении, то есть не воздействует на состояние дорог общего пользования, то экономических оснований для его обложения транспортным налогом нет.

Аналогичную позицию занимают некоторые арбитражные суды. В Постановлении ФАС ЦО от 03.04.2006 N А68-АП-279/12-05 отмечено, что именно государственная регистрация транспортного средства означает его заявление к эксплуатации по назначению, то есть к передвижению по транспортным путям, на содержание которых взимается транспортный налог. В соответствии с материалами дела, рассмотренного судом, транспортные средства, приобретенные организацией, не были зарегистрированы налогоплательщиком в установленном порядке. Судьи признали доначисление транспортного налога, произведенное налоговым органом по указанным средствам, неправомерным: субъект налоговых отношений приобретает статус плательщика транспортного налога и у него появляется объект налогообложения только в том случае, если приобретенное им транспортное средство зарегистрировано в установленном порядке.

Кроме того, судом было отмечено следующее. Пунктом 3 разд. III Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог", утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 <2>, установлено, что признание физических и юридических лиц в соответствии с абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Таким образом, о выявлении незарегистрированных транспортных средств следует сообщать в органы, осуществляющие их регистрацию. После регистрации они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

<2> Письмом Минфина России от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24 установлено, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем являются внутриведомственными документами, обязательными для исполнения налоговыми органами.

К аналогичному выводу пришли арбитры и в Постановлении ФАС УО от 06.03.2006 N Ф09-1150/06-С1. Судьями был отклонен довод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по транспортному налогу, в связи с тем что в декларации не отражены 4 транспортных средства, находящиеся на балансе. В обоснование было указано, что факт нахождения транспортного средства на балансе организации не влечет обязанности уплачивать транспортный налог. Налоговым органом доказательства регистрации и использования организацией указанных транспортных средств не представлены. Подобные выводы содержатся в Постановлении ФАС ВВО от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548.

Однако в некоторых случаях судьи поддерживают налоговиков. В Постановлении ФАС МО от 31.05.2006 N КА-А41/4543-06, Постановлении ДААС от 01.03.2006 N А41-К2-5907/05 указано, что отсутствие государственной регистрации транспортного средства не может служить основанием для освобождения организации от уплаты транспортного налога. Суд пришел к выводу, что, поскольку спорные транспортные средства, находившиеся на балансе налогоплательщика, подлежали регистрации в установленном порядке в органах Гостехнадзора в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 938, согласно п. 1 ст. 358 НК РФ они признаются объектом обложения транспортным налогом. То обстоятельство, что указанные транспортные средства фактически не были зарегистрированы налогоплательщиком, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога, пеней и налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ.

"Передвижное предприятие" - объект налогообложения?

Много вопросов возникает по поводу так называемых "передвижных предприятий", то есть автомобилей, выполняющих производственные и хозяйственно-бытовые функции. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 26.12.1994 N 359, они учитываются как здания и сооружения, к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, платить налог с таких автомобилей было не нужно. Однако представители Минфина настаивали на обратном, ссылаясь на международное Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, заключенное в Женеве 20.03.1958, в котором любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, признается грузом. В Письме Минфина России от 15.12.2004 N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля. В другом Письме (от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15) финансисты считают, что специализированные автомобили на базе грузовых нужно относить к грузовикам и облагать налогом по более высоким ставкам.

Последние разъяснения Минфина по этому вопросу следующие: если технические средства зарегистрированы в органах ГИБДД или Гостехнадзора, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они являются объектом обложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35). Чиновники обратили внимание, что данная позиция отражена и в Определении ВАС РФ от 28.04.2007 N 2965/07.

Определяем налоговую базу

В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база определяется следующим образом:

Следует помнить, что налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговый период. Отчетный период

Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации" в ст. 360 НК РФ было введено понятие отчетного периода для транспортного налога. Однако при установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не определять отчетные периоды.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы. Данные поправки внесли ясность в вопрос о том, когда нужно представлять отчетность в налоговую инспекцию. Ранее далеко не все законодательные акты субъектов Федерации содержали такое понятие, как отчетный период, что вызывало у плательщиков налога много вопросов о сроках представления отчетности. Теперь расчеты по транспортному налогу необходимо представлять каждый квартал, при этом срок сдачи расчетов авансовых платежей по налогу - не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Налоговым периодом, как и прежде, признается календарный год.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В ст. 361 НК РФ приведены базовые ставки транспортного налога, причем субъектам РФ своими законодательными актами разрешено увеличивать или уменьшать налоговые ставки, но не более чем в пять раз. На это следует обратить внимание организациям, у которых имеются филиалы, так как ставки налога на один вид транспортного средства в разных регионах могут значительно различаться. Кроме этого, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом срока полезного использования и в отношении каждой категории транспортных средств.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей

В соответствии со ст. 362 НК РФ организации - юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по нему самостоятельно. Для налогоплательщиков - физических лиц сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога к уплате в бюджет определяется налогоплательщиками-организациями как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по нему, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Федеральный закон N 131-ФЗ внес в гл. 28 НК РФ такое понятие, как "авансовые платежи". Организации - юридические лица исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример 1. В течение 2007 г. за организацией числился грузовой автомобиль с мощностью двигателя 150 л. с. Ставка налога (базовая ставка в соответствии со ст. 361 НК РФ) - 8 руб.

Сумма авансового платежа за I квартал 2007 г. составила 300 руб. (1/4 x 150 л. с. x 8 руб.).

Аналогично рассчитываются суммы авансового платежа за II и III кварталы 2007 г.

Ежеквартальные авансовые платежи следует уплатить в сроки, установленные субъектом РФ.

Сумма транспортного налога за 2007 г. составит 1200 руб. (150 л. с. x 8 руб.).

Сумма налога, подлежащая уплате по окончанию налогового периода, - 300 руб. (1200 - 300 - 300 - 300).

В случае регистрации транспортного средства и (или) его снятия с регистрации (снятия с учета, исключения из Государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (авансового платежа по нему) производится с учетом коэффициента:

                    Число полных месяцев нахождения транспортного
средства у налогоплательщика
Коэффициент = ------------------------------------------------
Число календарных месяцев в налоговом (отчетном)
периоде

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц его снятия с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц.

Пример 2. По данным на 01.01.2007 на балансе аптечной организации числился зарегистрированный грузовой автомобиль с мощностью двигателя 150 л. с. Предположим, что 10.06.2007 автомобиль был продан и снят с учета. Ставка налога - 8 руб/л. с.

Для расчета налога сначала определим коэффициент месяцев нахождения автомобиля у налогоплательщика - 0,5 (6 мес. / 12 мес.), где 6 мес. - количество полных месяцев, когда автомобиль числился за организацией (январь - июнь 2007 г.).

Сумма налога за 2007 г. составит 600 руб. (150 л. с. x 8 руб/л. с. x 0,5).

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Кроме того, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года представляются сведения обо всех изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Данная информация предоставляется органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Субъекты РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по нему в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей

Уплата налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ (ст. 363 НК РФ). При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного для представления налоговой декларации по транспортному налогу, то есть 1 февраля года, следующего за отчетным.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если это предусмотрено законами субъектов РФ. По истечении налогового периода они вносят сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 2 ст. 363 НК РФ).

Ранее, несмотря на запрет Минфина (Письма от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23, от 31.05.2005 N 03-06-04-04/25), многие субъекты РФ при введении на своей территории транспортного налога обязывали уплачивать его авансом и даже требовали уплаты пеней и штрафов за несвоевременное внесение авансовых платежей. С 2006 г. уплата авансовых платежей для организаций обязательна.

Что касается ранее взысканных пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей, то организация может попытаться вернуть деньги обратно. Тем более что имеет на это полное право - в соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, но не предусмотренные или установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

Для получения своих денег, причем с процентами за время их использования, организации в соответствии со ст. 79 НК РФ необходимо обратиться с заявлением в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в течение месяца с того дня, когда стало известно о взыскании пени. Отсчет месячного срока можно вести с даты, когда был подписан акт сверки. В случае если месячный срок пропущен, возвратом незаконно взысканных пеней можно заниматься в судебном порядке.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Данное уведомление должно быть направлено налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ).

Уплата транспортного налога обособленными подразделениями организации

На практике довольно часто автотранспортное средство, приобретенное аптечной организацией, используется филиалом. Возможна ли его постоянная регистрация по месту нахождения филиала? Кто будет уплачивать транспортный налог: головная организация или филиал?

Позиция Минфина по данному вопросу изложена в Письме от 16.04.2007 N 03-05-06-04/20. Чиновники напомнили, что согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ. При этом п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества для транспортных средств признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Подпункт "и" п. 35 и п. 77 Правил регистрации автотранспортных средств предусматривают возможность регистрации транспортных средств за юридическими лицами по месту нахождения филиалов, являющихся их обособленными подразделениями и указанных в учредительных документах создавших их юридических лиц. Для этого случая установлен дополнительный перечень представляемых документов и особый порядок регистрации транспортных средств, положения которого не дают однозначного ответа о возможности постоянной регистрации транспортного средства по месту нахождения филиала организации.

В случае если на основании п. 22 Правил регистрации автотранспортных средств транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения организации, а по месту нахождения ее филиала осуществлена его временная регистрация, согласно ст. 363 НК РФ налог и авансовые платежи по нему в отношении этого транспортного средства подлежат уплате по месту нахождения организации.

Если транспортное средство на основании п. п. 35 и 77 Правил регистрации автотранспортных средств зарегистрировано по месту нахождения филиала организации, а по месту нахождения организации такая регистрация не произведена, то местом нахождения транспортного средства является место нахождения филиала. В данном случае в силу ст. 363 НК РФ налог и авансовые платежи по нему в отношении этого транспортного средства подлежат уплате по месту нахождения филиала организации.

Уплата транспортного налога при лизинге

В настоящее время много вопросов возникает в связи с уплатой транспортного налога организациями, которые получают автомобили по договору лизинга.

Вопрос: По договору лизинга организация-лизингодатель предоставила организации-лизингополучателю транспортные средства за плату во временное владение и пользование. Кто должен уплачивать транспортный налог?

Ответ: Подпунктом 2 п. 5 ст. 83 НК РФ установлено, что местом нахождения имущества для транспортных средств, не указанных в пп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ, признается место государственной регистрации, а при его отсутствии - место нахождения (жительства) собственника имущества. Согласно п. 52.1 Правил регистрации автотранспортных средств регистрация автотранспорта на лизингодателя производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях. Следовательно, в данном случае налогоплательщиком является лизингодатель, который уплачивает транспортный налог по месту регистрации транспортных средств.

В соответствии с п. 52.2 Правил регистрации автотранспортных средств государственная регистрация транспортных средств, переданных лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) временное пользование на основании договора лизинга, может осуществляться по согласованию сторон на лизингополучателя на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства). В этом случае государственная регистрация транспортных средств производится непосредственно на лизингополучателя, то есть минуя государственную регистрацию транспортных средств на лизингодателя, и транспортный налог уплачивается лизингополучателем по месту государственной регистрации транспортных средств.

Таким образом, организация, владеющая транспортными средствами по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога только в том случае, если по письменному соглашению с лизингодателем данные транспортные средства зарегистрированы только на лизингополучателя. Декларация по транспортному налогу представляется в налоговые органы по месту регистрации транспортных средств (Письмо УФНС по г. Москве от 23.03.2007 N 09-14/026134).

Вопрос: Организация, находящаяся в одном субъекте РФ, передает в лизинг автомобили организации, находящейся в другом субъекте РФ. Согласно договору лизинга транспортное средство регистрируется за лизингополучателем в ГИБДД региона местонахождения лизингополучателя. До окончания договора лизинга собственником транспортного средства является лизингодатель. Кто и в бюджет какого субъекта РФ должен уплачивать транспортный налог?

Ответ: Правилами регистрации автомототранспортных средств предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению. Кроме того, данным документом установлена возможность временной, на срок действия договора лизинга, регистрации за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем.

В случае если по договору лизинга транспортные средства (зарегистрированные за лизингодателем) временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах ГИБДД по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.

Также в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" по соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.

Организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога только в том случае, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован только на нее (Письмо Минфина России от 12.12.2006 N 03-06-04-04/52).

Уплата транспортного налога индивидуальным предпринимателем - "упрощенцем"

Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет УСНО с объектом налогообложения "доходы". Вправе ли он перечислить со своего расчетного счета транспортный налог за свой личный автомобиль или его расходы должны носить исключительно производственный характер?

Ответ: Так как объектом налогообложения являются доходы, индивидуальный предприниматель может осуществлять с расчетного счета любые платежи в рамках законодательства, в том числе уплачивать транспортный налог за личный автомобиль (Письмо Минфина России от 18.05.2007 N 03-11-05/110).

Налоговая декларация

Федеральным законом N 131-ФЗ гл. 28 НК РФ дополнена новой статьей "Налоговая декларация" (ст. 363.1 НК РФ). Форма налоговой декларации по налогу утверждается Минфином. В настоящее время действует декларация по транспортному налогу, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н. Данным документом была также утверждена инструкция по ее заполнению. Приказом Минфина России от 19.12.2006 N 180н в указанный Приказ внесены изменения, которые вступают в силу начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2007 г.

Обратите внимание: Приказ ФНС России от 11.04.2007 N ММ-3-13/224@ изменил состав и структуру показателей налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу при представлении налоговых деклараций в электронном виде.

Если в соответствии с региональным законодательством организация уплачивает в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, то по истечении каждого отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств представляется налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Форма налогового расчета по ним также утверждается Минфином.

Форма расчета была утверждена Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению". В настоящее время данный Приказ действует в редакции Приказа Минфина России от 19.12.2006 N 179н <3>.

<3> Зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2007 N 8798. Письмом ФНС России от 02.02.2007 N ШТ-6-21/69@ "О транспортном налоге" Приказ N 179н был направлен для использования в работе управлениям ФНС по субъектам РФ.

Декларацию необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств по окончании налогового периода. Срок представления налоговой декларации - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть за I квартал - не позднее 30 апреля, за II квартал - не позднее 31 июля, за III квартал - не позднее 31 октября.

Отражение транспортного налога в бухгалтерском учете

Отражение транспортного налога на счетах бухгалтерского учета зависит от цели использования транспортных средств. В любом случае к счету 68 "Расчеты с бюджетом" необходимо открыть субсчет "Расчеты с бюджетом по транспортному налогу".

Если транспортные средства используются для осуществления основного вида деятельности организации, то расходы можно отнести на счет по учету затрат: Дебет 20 (26, 44) Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по транспортному налогу" - начислен транспортный налог.

В случае если транспортные средства использовались для других видов деятельности, например для сдачи в аренду (если это не является основным видом деятельности предприятия), сумма начисленного налога может быть признана операционным расходом и отражена в бухгалтерском учете следующим образом: Дебет 91/2 Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по транспортному налогу" - начислен транспортный налог.

Если транспорт используется в непроизводственных целях, то суммы начисленного по нему налога не могут отражаться в составе затрат, принимаемых для исчисления налога на прибыль.

При налогообложении доходов предпринимателей суммы налога могут быть учтены в составе профессиональных налоговых вычетов (таблицы 6-2 и 6-3 разд. VI Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей). Обязательным условием для отнесения суммы налога к вычетам является использование транспортного средства в целях извлечения дохода (п. 1 ст. 221 НК РФ).

При применении упрощенной системы налогообложения, если в качестве объекта выбраны доходы, уменьшенные на расходы, суммы уплаченного налога включаются в расходы (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Г.Д.Демидов

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский

учет и налогообложение"