Мудрый Экономист

Система управления обществами взаимного страхования

"Управление в страховой компании", 2007, N 4

Общества взаимного страхования - пока еще не самый развитый субъект страхового дела в России. Однако с учетом постоянного сокращения числа страховых компаний и ужесточения контроля над ними интерес к этой форме организации страховой деятельности растет. Об особенностях управления обществами взаимного страхования пойдет речь в настоящем материале.

Некоторые специалисты страхового дела весьма скептически оценивают перспективы развития взаимного страхования в России, отмечая, что все вопросы страхования решены основными игроками данного сектора рынка - страховыми компаниями. При этом подчеркивается, что при той системе управления, которая присуща обществам взаимного страхования (далее - ОВС), весьма сложно проводить полноценную страховую деятельность. Прежде всего виной тому груз проблем, связанных с претензионной работой (не говоря уже о перестраховочной и выплатной деятельности).

Очевидно, что такая неоптимистическая позиция связана в том числе и с тем, что в советский период взаимное страхование как форма страховой организации вообще не применялось. Как мировой, так и российский опыт развития взаимного страхования были не востребованы. Исторические корни возникновения, принципы работы ОВС, их возможности и т.д. не были широко известны.

Все общества взаимного страхования как некоммерческие организации имеют схожую структуру управления.

Зарубежный опыт менеджмента в ОВС

В качестве примера структуры управления ОВС можно рассмотреть организационные принципы построения клуба страхования ответственности судовладельцев - The United Kingdom Mutual Steams-ship Assurance Association (Bermuda) Ltd. (сокращенное название - UK P&I Club).

История клуба насчитывает более 130 лет. На сегодняшний день он является самым крупным в мире страховщиком ответственности судовладельцев; под его защитой находится более 1/5 всего мирового торгового флота.

Членами российского P&I клуба становятся желающие застраховать свои суда. Членами клуба могут быть как физические, так и юридические лица.

Организационная структура клуба состоит из трех уровней управления.

  1. Первый уровень управления (высший орган управления) - общее собрание членов клуба.

Основная функция общего собрания - обеспечение соблюдения клубом целей, для достижения которых клуб создан. Общее собрание полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности клуба.

К исключительной компетенции общего собрания относится решение следующих вопросов:

По общему правилу каждый член клуба обладает только одним голосом, однако исключение составляют крупные судовладельцы. Количество голосов такого участника определяется в зависимости от количества заявленных на страхование судов и их водоизмещения.

Общее собрание членов клуба не рассматривает вопросы:

Таким образом, задачей общего собрания членов клуба является решение вопросов стратегического развития общества.

Обычно все вопросы, выносимые на общее собрание, рассматриваются собранием после предварительного доклада совета директоров и на основании подготовленных им проектов решений.

Уставными документами регламентируются вопросы периодичности проведения общего собрание членов общества. Обычно общее собрание созывается один раз в год; но для решения особо важных вопросов, когда требуются исключительно полномочия общего собрания, допускается созыв внеочередного собрания общества. Условия созыва внеочередного собрания общества также определяются уставными документами.

  1. Второй уровень управления - совет директоров.

В совет директоров не может быть избран менеджмент клуба. Функциями совета директоров являются:

Решения совета директоров принимаются большинством путем голосования. При этом каждый директор имеет только один голос. Совет директоров собирается четыре раза в год, для того чтобы обсудить основные направления политики по страховым взносам, видам страхового покрытия, финансовой политики, проводимой клубом. Обязательный элемент деятельности клуба - проведение аудиторских проверок.

  1. Третий уровень управления - постоянно действующий исполнительный орган (менеджмент клуба), возглавляемый генеральным директором.

Исполнительный орган осуществляет непосредственное повседневное руководство текущими делами клуба и в пределах своей компетенции представляет клуб перед третьими лицами без особой на то доверенности.

Компетенция исполнительного органа определяется общим собранием клуба.

Отечественный опыт управления

В вопросах управления ОВС в российских условиях необходимо пользоваться не только существующим зарубежным опытом, но и не востребованным до настоящего времени опытом, накопленным в дореволюционной России. Наряду с коммерческим страхованием в дореволюционной России существовала отлаженная система страховой защиты, выстроенная с использованием ОВС. Система включала в себя:

Земское страхование проводилось органами местного самоуправления. Деятельность земских страховых обществ осуществлялась под надзором Министерства внутренних дел и Министерства финансов. Все общества разрабатывали свой устав, который подлежал утверждению Министерством внутренних дел. Отчеты о деятельности страхового общества ежегодно представлялись в Министерство финансов и публиковались в издававшемся в то время "Вестнике финансов, промышленности и торговли".

Организационными вопросами в земских страховых учреждениях занималось правление, которое состояло из трех распорядителей, избираемых на три года на общем собрании. Получивший наибольшее число голосов становился распорядителем - председателем в правлении. Ротация в правлении производилась раз в год: перевыбирался один член правления, то есть в течение трех лет состав правления обновлялся полностью. В состав управления страховым обществом входил наблюдательный комитет (что-то вроде ревизионной комиссии).

Для непосредственного ведения дел нанимали служащих. Их количество определялось финансовыми возможностями (при минимуме, равном трем должностям, служащими были управляющий, главный бухгалтер и кассир). Дела со страхователями вели волостные и сельские правления, которые производили оценку строений, принимали сбор премий, ликвидировали пожарные убытки, удостоверяли неизменяемость риска при возобновлении страхований, то есть исполняли все те функции, которые в частных страховых обществах выполняли агенты. Отметим, что впоследствии в земствах повсеместно стали учреждаться должности страховых агентов, непосредственно занимавшихся страховым делом и всеми операциями, с ним связанными и требующими специальной подготовки.

Указом от 10 октября 1861 г. было утверждено Положение Комитета министров "О введении взаимного страхования от огня имуществ в городах, посадах и местечках Империи". "Разъяснив домовладельцам городов, посадов и местечек пользу взаимного страхования имуществ от огня и различные системы этого страхования, предложить им, не пожелают ли они учредить общества взаимного от огня страхования...", - говорилось в указе Александра II.

В указе раскрывались принципы работы данных обществ:

Для покрытия убытков, превышающих годовую премию, разрешалось брать кредит из городских и общественных сумм, а если этого оказывалось недостаточно, то даже из казны в размере, соответствующем производимым в то время в пожарных случаях ссудам, то есть не больше 1/3 суммы убытков.

Общества взаимного страхования действовали на основании уставов, утверждаемых министром внутренних дел. Особенностью этих уставов было то, что наряду с общими вопросами деятельности они включали также полисные условия. В уставе были оговорены вопросы управления обществами, которые предусматривали все ту же трехуровневую систему управления.

В качестве стандартного примера можно рассмотреть систему управления обществом, применявшуюся Сызранским обществом взаимного страхования от огня и регламентированную уставом данного общества. Выдержки из устава, представляющие интерес для современных обществ взаимного страхования, приведены в приложении.

Альтернативные организационно-правовые формы

В настоящее время в мировой практике страхования сложился целый ряд альтернативных организационно-правовых форм, лежащих между двумя полюсами - акционерной и взаимной формами. При этом каждая из форм имеет свои особенности в структуре управления.

Взаимная Холдинговая компания (MHC - Mutual Holding Company)

В данном случае общество взаимного страхования передает все полномочия по ведению дел акционерной компании, которая и продолжает осуществлять страховую деятельность. Взаимное общество становится холдинговой компанией, не проводящей никаких операций, а только контролирующей прямо или косвенно через посредническую акционерную холдинговую компанию деятельность акционерного страхового общества. Полисодержатели являются членами взаимной холдинговой компании, через которую они сохраняют контроль над страховщиком. Акционерная страховая компания может выпускать акции для привлечения дополнительного капитала, однако объем подобного выпуска ограничен, так как MHC должна сохранять контроль над страховой компанией.

В США подобная структура позволяет компаниям привлекать дополнительный капитал, сохраняя при этом основные качества взаимной формы.

Подобная организационная структура существует и в Европе. Форма взаимной холдинговой компании была законодательно закреплена в Австрии в 1991 г. за несколько лет до того, как это было сделано в США. С 1991 г. шесть из девяти австрийских ОВС трансформировались в МНС. В настоящее время рыночная доля подконтрольных австрийским взаимным холдинговым компаниям страховщиков составляет около 50% в страховании жизни и здоровья и около 25% - в страховании имущества и от несчастных случаев. Однако австрийская модель отличается от американской по некоторым аспектам, особенно в части минимальной доли участия в капитале акционерной компании, которая составляет 26% в Австрии по сравнению с пороговым значением в 51% в США.

Общество взаимного страхования с дочерней акционерной компанией

В данном случае общество взаимного страхования может основать дочернюю акционерную страховую компанию. Это позволяет материнской компании приобретать другие акционерные компании за счет акционерного капитала своей подконтрольной фирмы, а также сливаться с другими ОВС. В США большинство подобных акционерных компаний заняты страхованием имущества и страхованием от несчастных случаев; в Европе, наоборот, они преобладают в страховании жизни и здоровья.

Дочерние акционерные компании позволяют ОВС предоставлять клиентам полный список услуг, более эффективно использовать каналы продаж страховых продуктов, а также сохранять требуемое разделение между страхованием жизни и здоровья и страхованием иным, чем страхование жизни.

Даже если это не подразумевалось первоначально, подобные дочерние компании могут использоваться для привлечения капитала путем частичной открытой продажи акций или через разделение операционной деятельности. Некоторые общества по страхованию иному, чем страхование жизни, продали неконтрольные пакеты акций своих дочерних компаний по страхованию жизни и здоровья заинтересованным инвесторам. Так же как и в структуре взаимной холдинговой компании, акционерный капитал дочерних компаний может быть направлен на приобретение других компаний, однако нижние пределы участия в капитале акционерных обществ снижают количество акций, которое может быть потенциально выпущено для этих целей.

Международные альянсы ОВС

ОВС могут расширять сферу своей деятельности за границы одного государства через альянсы обществ взаимного страхования, действующих в других странах. Альянсы ОВС обладают большей финансовой мощью, возможностями международной диверсификации и занимают значительные позиции на национальных страховых рынках. Альянсы, однако, могут создавать и определенные проблемы в случае, если некоторые из членов альянса являются конкурентами на определенных рынках и не желают идти на компромисс в вопросе совместной деятельности. Чем больше альянс, тем труднее прийти к выгодному для всех компромиссу. Поэтому подобная проблема может поставить в опасность стабильность альянса.

В качестве примера международного альянса ОВС может служить Eureko. Он был основан четырьмя обществами взаимного страхования из разных европейских стран в 1992 г. К 1999 г. в него вошли еще четыре ОВС из разных стран. Целью данного альянса является установление присутствия на каждом крупном европейском страховом рынке. Eureko является холдинговой компанией, совместно управляющей всеми ОВС, входящими в альянс. Eureko представлена в каждой группе ОВС, то есть в дочерних акционерных компаниях. Каждое ОВС действует на внутреннем рынке от своего имени. Основными направлениями деятельности Eureko являются:

Вся международная деятельность членов альянса (дочерние компании на рынках зарубежных стран, участие в капитале иностранных компаний) передана в юрисдикцию Eureko и управляется руководством альянса.

Сама по себе холдинговая компания Eureko относительно небольшая. В 1997 г. на нее пришлось 650 млн долл. заработанной премии, и она располагала активами в размере 4 млрд долл. Эти показатели являются довольно скромными по сравнению с почти 15 млрд долл. заработанной премии и 130 млрд долл. в активах, которые приходятся на долю членов альянса.

На практике ОВС имеют как взаимные, так и коммерческие черты и по форме мало отличаются от акционерных страховых обществ. Основное различие состоит в механизме приведения в действие решений страхователей, являющихся коллективными владельцами обществ.

Типы ОВС

Существуют ОВС, которые предоставляют право членства лицам другим, нежели страхователи. Сюда относятся взаимные страховые общества с временным капиталом, который привлекается в первые годы их существования и должен быть постепенно погашен. Лица, ссудившие обществу необходимые суммы, становятся членами общества и, помимо получения установленного процента, имеют право на участие в управлении делами общества.

В тех взаимных страховых обществах, в которых участвуют только страхователи, встречаются некоторые особенности, позволяющие выделить несколько типов обществ. Так, в одних обществах право членства признается не за всеми страхователями, а только за известными категориями; в других обществах допускается множественность голосов; наконец, в третьих признается право членства за всеми страхователями, притом каждый имеет право только на один голос. Последняя группа обществ представляет фактическое воплощение принципа взаимности в точном смысле этого слова.

Далеко не во всех мировых правовых системах признается необходимость создания обществ взаимного страхования в форме организаций, обладающих статусом юридического лица. Иногда взаимное страхование может быть организовано путем заключения соответствующих договоров между заинтересованными лицами, составляющими коллективы взаимных страхователей. Это характерно, в частности, для англо-американской системы права, в странах которой взаимные страховые общества могут создаваться в форме организаций, не являющихся юридическими лицами по праву страны их регистрации.

Между собой общества взаимного страхования могут различаться по ряду признаков:

По вопросам юридического оформления общества взаимного страхования во многом похожи на коммерческие компании. В уставе содержатся следующие основные положения: название и месторасположение общества, права и обязанности членов общества, условия вступления и минимально допустимое число членов (часто за таковое принимают 100, хотя в случае организации общества юридическим лицом эта цифра может быть меньше), порядок изменения устава и ликвидации общества, разрешенные виды операций, органы управления, их количественный состав, пределы их полномочий, порядок проведения аудита, порядок извещения членов и др.

Партнерство с коммерческой управляющей компанией

Вследствие недостатка практической деятельности ОВС (как в проведении страховых операций, так и в вопросах размещения активов ОВС) может быть организовано партнерство с коммерческой управляющей компанией.

Наличие специализированной управляющей компании, в функции которой входит осуществление управления страховыми операциями и размещение активов, может быть обусловлено тем, что страхователи не обладают практическими знаниями в этой области. Управляющие компании бывают внутренними, принадлежащими самим ОВС, и внешними, нанимаемыми обществом на коммерческих началах. Операции внешних управляющих компаний направлены на извлечение прибыли, что, по сути, нарушает принцип "чистой взаимности". Если же общество взаимного страхования создается для страхования коммерческих рисков, величина которых может быть существенной, оно не может действовать без передачи части рисков в перестрахование, в том числе и на коммерческий рынок, что также нарушает принцип "чистой взаимности".

Приложение

Пример устава ОВС

В качестве примера приведем систему управления обществом, применявшуюся Сызранским обществом взаимного страхования от огня и регламентированную уставом <1> данного общества. Приведем выдержки из главы "Управление делами Общества".

<1> Утвержден Министром внутренних дел 19 марта 1896 г. (см.: Страховое обозрение. 1896. N 5).

"8. Делами Общества управляют:

а) Общее собрание членов,

б) Наблюдательный Комитет,

в) Правление.

Общие собрания общества

  1. Общие собрания членов Общества бывают обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные собрания созываются ежегодно не позднее первого апреля для рассмотрения и утверждения денежной отчетности за истекший год, сметы расходов и плана действий наступившего года, а равно для избрания членов Правления и Наблюдательного Комитета. В этих собраниях могут быть обсуждаемы также другие дела, до операций Общества относящиеся.

Чрезвычайные собрания созываются Правлением по собственному усмотрению, а также по требованию Наблюдательного Комитета или не менее чем 25 членами Общества. Подобное требование приводится Правлением в исполнение не позднее одного месяца по его заявлении.

Примечание. Сверх вышеуказанного, созыв чрезвычайных Общих собраний может последовать по распоряжению Министерства внутренних дел (по Страховому Комитету). Предложение Министерства по этому предмету приводится Правлением в исполнение безотлагательно, если противное не указано в самом предложении.

  1. Общие собрания разрешают все вопросы, до дел Общества относящиеся, но непременному ведению их подлежат:

а) рассмотрение и утверждение годового отчета по выслушивании доклада о нем Ревизионной Комиссии и определение сметы расходов по делам Общества;

б) утверждение и изменение тарифов страховых премий, определение размера процентов за отсрочку платежа премий и установление продолжительности сроков, на которые Обществом заключаются страховые договоры;

в) избрание членов Правления, Наблюдательного Комитета, Ревизионной Комиссии и кандидатов к этим должностным лицам;

г) определение имущественного обеспечения, представляемого членами Правления, а также устранение упомянутых лиц от должностей до истечения срока, на который они избраны;

д) определение должностей, замещаемых Правлением или Общим собранием, назначения на эти последние должности, а равно увольнение от них;

е) установление размеров содержания по разным должностям и утверждение инструкций, определяющих порядок действий должностных лиц Общества;

ж) издание общих правил и инструкций относительно порядка приема страхований, оценки имущества и расчетов по убыткам;

з) постановление о производстве расходов на противопожарные меры;

и) постановление о приведении в действие и прекращении круговой ответственности членов Общества;

к) рассмотрение вопросов об изменении или дополнении устава;

л) постановление о прекращении действий Общества и о порядке ликвидации дел его;

м) обсуждение вопросов о займах и определение условий и порядка позаимствований в счет открытого Городской Думой кредита и способа погашения этих позаимствований;

н) рассмотрение вопросов, предлагаемых на обсуждение Общего собрания Министерством внутренних дел, и представление объяснений по ним через Правление.

  1. Общее собрание ежегодно избирает из числа членов Общества Ревизионную Комиссию для проверки отчета и обревизования действий Правления. Должность члена Ревизионной Комиссии не совместима со званием члена Правления или Наблюдательного Комитета.
  2. Общие собрания созываются Правлением Общества. О дне каждого собрания Правление публикует в местных ведомостях не позже как на две недели, с обозначением предметов, подлежащих обсуждению собрания.
  3. Общие собрания открываются Председателем Наблюдательного Комитета и избирают из своей среды на каждое собрание особого председателя.
  4. Член общества, застраховавший свое недвижимое имущество в сумме не менее 3000 руб., в Общих собраниях пользуется правом одного голоса, застраховавший в сумме не менее 10 000 руб., пользуется двумя голосами, в сумме 25 000 руб. - тремя голосами, не менее 50 000 руб. - четырьмя голосами, свыше 50 000 руб. - пятью голосами.
  5. Члены Общества, имущества которых застрахованы в сумме ниже 3000 руб., могут соединиться между собой для получения в Общем собрании, в лице своего уполномоченного, права на голос. Доверенности по сему предмету могут быть выдаваемы лишь членам Общества, причем отдельное лицо не может иметь более одной доверенности.
  6. Общее собрание считается состоявшимся, если сумма застрахованного имущества, принадлежащего прибывшим членам, составит не менее 1/10 общей суммы всех страхований Общества, за исключением вопросов, особо поименованных в п. 17, для решения которых требуется прибытие такого числа членов, страховая стоимость имущества которых равнялась бы не менее 1/5 части общей суммы всех страхований.
  7. Дела в Общих собраниях решаются простым большинством голосов присутствующих членов, за исключением вопросов:

а) о дополнении и изменении устава;

б) об установлении и изменении размера премий;

в) об устранении от должности служащих в Обществе выборных лиц до срока выборов;

г) о приобретении и отчуждении недвижимого имущества;

д) о заключении займов;

е) о прекращении дел Общества.

Для действительности постановлений по этим предметам требуется большинство не менее двух третей голосов присутствующих членов.

Примечание. При равенстве голосов в Общем собрании голос Председателя дает перевес.

  1. Если Общее собрание не состоится за неприбытием указанного в п. 16 числа членов или если при рассмотрении дел, для решения которых требуется большинство 2/3 голосов (п. 17), не окажется этого большинства, то не позднее двух недель после этого делается указанным в п. 12 порядком созыв вторичного Общего собрания, которое считается состоявшимся и решение его окончательным, независимо от размера страховой суммы, представляемой прибывшими членами, о чем Правление обязано предупредить членов Общества в самом приглашении на собрание. В таком вторичном собрании могут рассматриваться только те дела, которые подлежали обсуждению в первом несостоявшемся Общем собрании или остались на первом собрании неразрешенными по недостаточности состоявшегося большинства голосов, причем дела эти решаются на вторичном собрании простым большинством голосов присутствующих членов.

Примечание. Постановление сего пункта должно быть включено в публикацию о созыве первого собрания, причем если последнее не состоится или не постановит решения надлежащим большинством голосов, то на следующий день должна быть произведена новая публикация о созыве второго собрания.

  1. Выборы членов Правления и Наблюдательного Комитета и кандидатов к ним производятся закрытой подачей голосов (баллотировкой шарами или закрытыми записками), а в прочих случаях способ подачи голосов определяется самим Общим собранием.
  2. Решения Общих собраний, состоявшихся согласно уставу, обязательны для всех членов Общества.
  3. Дела, подлежащие рассмотрению Общего собрания, поступают в оное не иначе, как через Правление, с предварительно состоявшимися определениями или докладами последнего и с заключениями Наблюдательного Комитета. Отдельные члены Общества, желающие сделать какое-либо предложение Общему собранию, должны письменно обратиться с этим в Правление; предложения эти заносятся в публикацию о созыве Общего собрания, а заявление хотя бы и до Общего собрания, но после выхода публикации откладывается до последнего Общего собрания.
  4. Занятия одного собрания могут, в случае надобности, продолжаться несколько дней, но не более недели, с назначением времени заседаний самим собранием.
  5. Постановления Общих собраний удостоверяются протоколами, подписанием Председателем собрания, всеми начальными в собрании членами правления и Наблюдательного Комитета и, по крайней мере, тремя членами Общества, присутствовавшими в Общем собрании.
  6. Постановления Общих собраний, касающиеся рассмотрения и утверждения годовых отчетов, изменений размера страховых премий, изменений устава, наступления и прекращения круговой ответственности и закрытия Общества, обязательно публикуются во всеобщее сведение.

Наблюдательный Комитет

  1. Для постоянного надзора за ходом дел Общества учреждается Наблюдательный Комитет. В состав его входят члены, избираемые Общим собранием на два года из членов Общества, и один член, назначаемый из тех же лиц Городской Думой. Общее число членов Комитета определяется Общим собранием, но не может быть менее трех. В Комитете председательствует один из его членов, избираемый прочими на срок служения в этом звании. Члены Наблюдательного Комитета не должны занимать никаких других должностей ни в самом Обществе взаимного страхования, ни в других страховых обществах; лица, выбывающие из состава Комитета по истечении срока служения, могут быть вновь избираемы.

Примечание. При временной отлучке или болезни Председателя обязанности его исполняет старший по избранию член Комитета.

  1. В равном с членами Наблюдательного Комитета числе, при тех же условиях и на те же сроки, избираются кандидаты к ним, которые по старшинству избирания, или по большинству полученных голосов, или же при равенстве этих условий - по жребию приглашаются Комитетом для заступления на места отсутствующих или выбывших до срока избрания членов Комитета.

Члены Наблюдательного Комитета и кандидаты к ним выбывают в порядке, указанном в п. 33 и примечании к нему.

  1. Председатель и члены Наблюдательного Комитета имеют право присутствовать в заседаниях Правления с совещательным голосом. Комитет может требовать от Правления представления дел, а равно сведений и объяснений по ним.
  2. К предметам особого ведения Наблюдательного Комитета относится:

а) предварительное рассмотрение всех вопросов, подлежащих разрешению Общего собрания, и составление заключений по этим делам;



б) разрешение недоразумений, встречаемых Правлением при исполнении его обязанностей и не требующих постановлений Общих собраний;

в) утверждение определенного Правлением порядка делопроизводства и счетоводства;

г) рассмотрение жалоб на Правлении;

д) ежегодные и внезапные ревизии находящихся в заведовании Правления дел и сумм Общества.

  1. Для действительности определений Наблюдательного Комитета требуется присутствие Председателя и не менее двух членов, и притом с таким расчетом, чтобы число присутствующих в заседании членов было не менее половины общего числа членов Комитета. Дела в Комитете решаются простым большинством голосов присутствующих членов; при равенстве же голосов голос Председателя дает перевес...

Правление

  1. Непосредственное управление делами Общества возлагается на Правление, состоящее из трех или более членов, избираемых Общим собранием на три года из членов Общества. Правление избирает ежегодно из своей среды Председателя. При временной отлучке или болезни Председателя обязанности его исполняет старший по избранию член Правления.
  2. Для замещения членов Правления на время продолжительной отлучки или болезни, а равно на случай смерти или выбытия кого-либо из них до срока, на который он был избран, Общим собранием избирается на тех же основаниях, как и члены правления, равное с последними число кандидатов.
  3. Должности члена Правления и кандидата к нему не совместимы со званием члена Наблюдательного Комитета и со службой в других страховых обществах и учреждениях. Избирание на эти должности может быть обусловлено, по постановлению Общего собрания, требованием имущественного обеспечения.

Примечание. В случае отчуждения застрахованного в Обществе членом Правления, а равно и кандидатом имущества, лица эти обязаны оставить ими занимаемые должности.

  1. Если Правление состоит из трех членов, то ежегодно выбывает из должности один член Правления и один кандидат, сначала по взаимному их соглашению или по жребию, а потом по старшинству избрания, и на место выбывающих избираются новые члены Правления и кандидаты. Выбывшие лица могут быть избираемы вновь.

Примечание. С увеличением числа членов Правления и кандидатов порядок ежегодного очередного выбытия их определяется Общим собранием.

  1. Кандидаты приглашаются к исправлению должности отсутствующих членов Правления по старшинству избрания, или по большинству полученных при избрании голосов, или же при равенстве этих условий - по жребию. Правление предлагает кандидату вступить во временное отправление обязанностей члена Правления при временной отлучке или болезни члена Правления или в случае исполнения последним обязанностей Председателя притом лишь тогда, когда число членов Правления, могущих присутствовать в заседаниях, менее трех, считая в том числе и Председателя. В том же случае, когда член Правления выбудет из состава Правления, кандидат вступает в отправление его обязанностей и остается в этом звании до срока, на который был избран замещенный им член Правления, но не свыше срока, на который избран сам кандидат. Кандидат, заменяющий члена Правления временно, получает особое вознаграждение, определяемое по утвержденной Общим собранием смете. Кандидат же, заменявший члена, выбывшего из состава Правления, пользуется со дня вступления в отправление своих обязанностей содержанием, определенным для вознаграждения выбывшего члена Правления.
  2. Кандидатам, вне случаев приглашения их к исправлению должности членов Правления, предоставляется присутствовать в заседаниях Правления и участвовать в совещаниях, но без права решающего голоса.
  3. Для действительности заседания Правления требуется присутствие Председателя и не менее двух членов или заступающих их место кандидатов. Дела в Правлении решаются по простому большинству голосов, а при равенстве голосов голос Председателя дает перевес; в случае же недоразумения дела переносятся в Наблюдательный Комитет.

Без подписи Председателя и двух членов Правления или заменяющих их кандидатов, присутствовавших в заседании, постановление Правления не имеет силы.



Примечание. Член Правления, не согласившийся с решением большинства и заявивший о том в протоколе заседания, не отвечает за состоявшееся постановление.

  1. При решении Правления дела, в котором имущественно заинтересован один из членов его, место такого члена заступает кандидат.
  2. На обязанности Правления лежит:

а) прием имуществ на страх, оценка их, определение размера премий по утвержденным Общим собранием тарифам, прием самих премий и выдача страховых полисов, оценка пожарных убытков по застрахованным имуществам, выдача причитающихся за них вознаграждений и перестрахование принятых на страх имуществ;

б) заведование хранением и помещением денежных сумм Общества и его имуществом;

в) установление порядка делопроизводства и счетоводства с утверждения Наблюдательного Комитета;

г) определение и увольнение служащих по Обществу лиц, распределение их занятий, назначение им содержания или вознаграждения в пределах утвержденной Общим собранием сметы и наблюдение за правильностью их действий;

д) составление годовых отчетов и смет, а равно и докладов по всем делам, вносимым на рассмотрение Общего собрания;

е) производство ежемесячных и внезапных ревизий кассы общества;



ж) созыв обыкновенных и чрезвычайных Общих собраний страхователей и составление списка лиц, имеющих право участвовать в этих собраниях;

з) сношение по делам Общества с подлежащими местами и лицами;

и) исполнение постановлений Общих собраний".

В.Н.Дадьков

К. э. н.,

бизнес-консультант