Мудрый Экономист

Паспорт сделки: исключаем ошибки

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2007, N 20

Все чаще отечественные предприятия и предприниматели заключают договоры на поставку продукции и оказание услуг с зарубежными партнерами. Заключение таких сделок контролируется государством. Одним из обязательных документов валютного контроля является паспорт сделки. В статье мы рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы по данной теме.

Паспорт сделки (далее - ПС) оформляется резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки (далее - банк ПС) при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами в соответствии с п. 3.1 Инструкции ЦБ РФ N 117-И <1>. В нем содержатся сведения, необходимые для учета валютных операций, которые отражаются на основании подтверждающих документов (ст. 20 Федерального закона N 173-ФЗ <2>). Форма типового бланка и порядок его заполнения утверждены Инструкцией ЦБ РФ N 117-И. Нарушение единых правил оформления ПС является основанием для привлечения резидента к административной ответственности по п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, поэтому особое внимание в статье будет уделено процедуре оформления ПС. Определим, при каких условиях ПС оформлять не надо и в какой ситуации его составление обязательно.

<1> Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
<2> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Когда ПС оформлять не надо?

В соответствии с п. 3.2 гл. 3 разд. II Инструкции ЦБ РФ N 117-И ПС не составляется на валютные операции между нерезидентами и:

  1. физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
  2. кредитной организацией - резидентом;
  3. федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ;
  4. резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5000 долл. по курсу иностранных валют к рублю, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.

В Письмах ЦБ РФ даны дополнительные разъяснения, когда ПС не составляется, например:

  1. при оплате резидентами международных пошлин в ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности) за международную регистрацию товарных знаков (Письмо ЦБ РФ от 06.08.2007 N 36);
  2. при бункеровке топливом судов нерезидентов в российских портах, вывозимым с таможенной территории РФ в таможенном режиме "перемещение припасов" (Письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 N 34);
  3. в случае аэропортовых, аэронавигационных и прочих сборов с воздушных судов в аэропортах РФ, которые являются регулируемыми сборами, размеры, порядок взимания и использования которых устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, и классифицируются как неторговые операции (Письмо ЦБ РФ от 01.06.2006 N 12-1-5/1219).

Оформление, переоформление и закрытие ПС

Порядок заполнения ПС подробно описан в Приложении N 4 к Инструкции ЦБ РФ N 117-И, его листы 1, 2 подписываются и заверяются резидентом и банком ПС. Лист 2 обязателен для заполнения только резидентами - экспортерами и импортерами товаров.

Для того чтобы были соблюдены все сроки оформления и проверки ПС банком, желательно его составлять сразу после подписания контракта (кредитного договора). Оформленный ПС с подтверждающими документами необходимо сдать в банк ПС для заверения. Проверка документов и ПС банком осуществляется в течение трех рабочих дней. Один экземпляр заверенного ПС банк возвращает резиденту. ПС должен быть полностью оформлен и заверен резидентом и банком до совершения первой валютной операции или иного обязательства по контракту (кредитному договору). Здесь же стоит обратить внимание на то, что в Письме ЦБ РФ от 06.08.2007 N 36 были даны следующие дополнительные разъяснения по применению Инструкции ЦБ РФ N 117-И. При совершении валютных операций по внешнеторговым контрактам, заключенным от имени юридического лица - резидента его зарубежным представительством (филиалом) с нерезидентом, при условии осуществления расчетов через счета представительства (филиала) юридического лица - резидента, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении ЦБ РФ по месту государственной регистрации данного юридического лица. Кроме того, в Письме ЦБ РФ от 03.05.2007 N 12-3-5/951 содержатся дополнительные инструкции по заполнению листа 2 ПС (формы 1), в которых определено, что если контрактом предусмотрен срок возврата денежных средств на счет резидента, то в п. 6.2 разд. 6 "Специальные сведения о контракте" следует указывать календарное количество дней, соответствующее сроку возврата.

Паспорт сделки переоформляется в случаях:

В связи с вступлением в силу Указания ЦБ РФ N 1869-У <3> при изменении наименования банка ПС или его реорганизации в форме преобразования (изменении организационно-правовой формы) резидент не переоформляет ПС. Данные уточнения в ПС вносятся тогда, когда резидент переоформляет его в связи с изменением или дополнением условий договора. При изменении или дополнении условий договора ПС переоформляется в срок не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ N 117-И.

<3> Указание ЦБ РФ от 20.07.2007 N 1869-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года N 117-И".

Паспорт сделки закрывается банком в случаях, предусмотренных п. 3.18 разд. II Инструкции ЦБ РФ N 117-И:

  1. перевода контракта из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;
  2. исполнения сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращения по основаниям, предусмотренным законодательством РФ;
  3. истечения 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), и в иных случаях.

Основанием для закрытия ПС в первом случае служит заявление о его закрытии, которое заполняется и подается в соответствии с гл. 4 Инструкции ЦБ РФ N 117-И. Форма бланка заявления законодательством не определена, поэтому оно оформляется в произвольной форме и должно содержать следующие реквизиты: дату заявления, полное наименование резидента, фактический и юридический его адрес, дату и номер ПС, а также причину закрытия. Во втором случае резидент представляет в банк ПС заявление, по которому банк должен закрыть ПС в срок, не превышающий 7 рабочих дней. Если ПС закрывается в связи с переводом контракта на обслуживание в другой банк, то в заявлении необходимо отразить данные (дату, номер) контракта (кредитного договора), расчетное обслуживание которого будет в дальнейшем осуществляться уполномоченным банком.

Исключаем ошибки

Как показывает судебная практика, основные нарушения при составлении ПС - несоблюдение сроков оформления и переоформления ПС, а также само оформление ПС. Рассмотрим более подробно данные нарушения и попытаемся разобраться, как их можно избежать.

Многие предприятия и предприниматели оформляют ПС после выполнения обязательств по договору, в результате чего привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.25 КоАП РФ. Как следует из Постановления ФАС УО от 08.05.2007 N Ф09-3258/07-С1, общество оформило, а затем переоформило ПС, после того как работы (капитальный ремонт оборудования) по контракту были закончены. В ходе изучения дела судьи признали постановление о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, законным.

Постановлением ФАС ВСО от 10.07.2007 N А33-19576/06-Ф02-4164/07 определено, что организация правомерно была привлечена к административной ответственности, так как оформила ПС после ввоза товара на таможенную границу РФ. Аналогичные выводы были сделаны судьями в Постановлениях ФАС ВСО от 10.07.2007 N А33-19582/06-Ф02-4161/07, ФАС ЗСО от 09.04.2007 N Ф04-1049/2007(33159-А70-43), ФАС УО от 23.07.2007 N Ф09-5703/07-С1.

Однако не всегда суды выносят столь категоричные решения. Подтверждением тому служит Постановление ФАС ВВО от 09.07.2007 N А11-28/2007-К2-18/35. Судьями установлено, что организация оформила ПС на пять дней позднее установленных сроков. Не отрицая факта совершения административного правонарушения, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене принятого постановления в связи с малозначительностью содеянного. Приняв во внимание, что в рассматриваемом случае правонарушение не причинило экономического ущерба интересам государства и совершено впервые, суд сделал вывод о том, что это деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства, поэтому согласно положению ст. 2.9 КоАП РФ является малозначительным. С учетом изложенного постановление о наложении на организацию штрафа было отменено.

Еще одной из причин возникновения ошибок в оформлении является невнимательность при составлении ПС, которая выражается в непроставлении знака "Х" в графе 9 разд. 3 ПС, если в контракте предусмотрен ввоз на таможенную территорию РФ или вывоз с таможенной территории РФ товаров, указанных в разд. XVI, XVII, XIX ТН ВЭД. Однако такое нарушение иногда признается судами малозначительным ввиду того, что оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Как следствие, лицо, допустившие данное правонарушение, освобождается от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Данный вывод подтверждается Постановлением ФАС ВВО от 22.05.2007 N А38-3441-17/311-2006.

При этом различные суды неоднозначно расценивают одно и то же правонарушение. Постановлением ФАС ПО от 03.04.2007 N А72-7779/2006 данная ошибка не была признана малозначительным правонарушением. Суд пришел к выводу, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к соблюдению формальных требований публичного права и что при таких обстоятельствах основания для применения судом по делу ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Таким образом, вынесенное территориальным управлением постановление о привлечении организации к административной ответственности в виде штрафа было признано законным и обоснованным.

Как видно из приведенных примеров, халатное отношение к оформлению ПС приводит к наложению на организацию штрафа, предусмотренного ст. 15.25 КоАП РФ, и уповать на лояльность судей при рассмотрении дел не стоит. Однако если правонарушение совершено, то резидент может попробовать оспорить постановление о привлечении к административной ответственности в судебном порядке. Как показывает арбитражная практика, правонарушение, связанное с оформлением ПС, может быть признано малозначительным, если оно не повлекло за собой последствий, угрожающих охраняемым общественным отношениям.

Т.В.Павлова

Эксперт

журнала "Актуальные вопросы

бухгалтерского учета

и налогообложения"