Мудрый Экономист

УСН: расходы на модернизацию идут в базу равными долями

"Московский бухгалтер", 2007, N 17

Закон от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ разрешил предприятиям, применяющим УСН, включать в расходы при определении единого налога затраты на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Правила применения этого Закона разъяснил Минфин в Письме от 20 августа 2007 г. N 03-11-04/2/205.

Признаки и отличия разных видов работ

У предприятий нередко возникают трудности с квалификацией ремонтных работ основных средств. Налоговый кодекс предлагает следующую классификацию. Если в результате выполненных работ произошло изменение технологического или служебного назначения оборудования либо основное средство приобрело новые качества, такие работы считаются достройкой, дооборудованием и модернизацией. К реконструкции относится переустройство ОС, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей. Как правило, она осуществляется по проекту реконструкции основных средств и направлена на улучшение качества и изменение номенклатуры продукции (п. 2 ст. 272 НК). В результате технического перевооружения также повышаются технико-экономические показатели основных средств за счет внедрения передовых технологий, механизации и автоматизации производства, замены устаревшего и изношенного оборудования более производительным.

Понятие "ремонт" налоговое законодательство не расшифровывает. Это определение можно найти в отраслевых актах. В соответствии с п. 3.1 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279, ремонт - это комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания в целом, так и его отдельных конструкций.

Основными отличиями ремонта являются следующие: ремонт не повышает технико-экономические показатели объекта, не придает ему новых качеств и не изменяет его назначения. Поскольку в ходе осуществления ремонта, реконструкции и модернизации нередко выполняются одни и те же виды работ, то при разграничении следует ориентироваться не на виды произведенных работ, а на цель их проведения и те изменения, которые в результате происходят с объектом основных средств.

Чтобы признать расходы на ремонт, реконструкцию и модернизацию, необходимо их документальное подтверждение (п. 1 ст. 252 НК). Для этого составляют акт о приемке-сдаче отремонтированных ОС по форме ОС-3. Его подписывает руководитель организации. Если работы выполняет подрядчик, акт пишут в двух экземплярах: по одному для каждой стороны.

Все данные о произведенных работах вносятся в инвентарную карточку учета объектов основных средств (форма ОС-6, утвержденная Постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"). Сведения о реконструкции и модернизации вносят в разд. 5 "Изменения первоначальной стоимости объекта основных средств", о ремонте - в разд. 6 "Затраты на ремонт" формы ОС-6.

Списываем расходы по новым правилам

Организации-упрощенцы вправе принять в расходы только затраты, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса. Закон от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ добавил в этот закрытый перечень расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.

Минфин в Письме от 20 августа 2007 г. N 03-11-04/2/205 разъяснил порядок учета таких расходов в соответствии с внесенными изменениями. Включать в налоговую базу стоимость вышеперечисленных работ можно с момента ввода в эксплуатацию основного средства, после окончания работ и их оплаты. Нужно отметить, что если, в соответствии с законодательством, реконструированный (модернизированный) объект подлежит обязательной государственной регистрации, то прибавляется еще одно условие. Чтобы признать расходы на выполнение работ, нужно подать документы на регистрацию прав на данный объект ОС.

В соответствии с п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса при выполнении всех этих требований расходы на реконструкцию и модернизацию следует списывать в течение налогового периода равными долями за каждый отчетный период.

В Письме от 20 августа 2007 г. N 03-11-04/2/205 Минфин напомнил, что этот порядок учета расходов при определении налоговой базы вводится с 1 января 2008 г., но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. (ст. 3 Закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ). Это значит, что затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию и модернизацию могут быть учтены предприятиями, применяющими УСН, по итогам налогового периода 2007 г.

Е.Камалова