Мудрый Экономист

Защита трудовых прав граждан при прохождении альтернативной гражданской службы

"Трудовое право", 2007, N 9

Институт альтернативной гражданской службы известен российскому законодательству с 1919 г. Тогда декретом СНК РСФСР было признано право верующих на замену военной службы по решению суда на иную общественную работу. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. Закона о всеобщей воинской обязанности, который не сохранил названный институт. В последующем он вновь был возрожден. При общей тенденции к сокращению числа граждан призывного возраста, избирающих альтернативную гражданскую службу, правовые акты, регулирующие названные вопросы, находят применение и в настоящее время.

Право на замену военной службы гражданской или службой без оружия по религиозным, политическим, этическим мотивам признается многими странами. При этом предусматривается более продолжительный по сравнению с действительной военной службой срок, лишение многих льгот, предоставляемых военнослужащим, выполнение трудоемких и непрестижных работ <1>.

<1> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 1996. С. 261 - 262.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах какая бы ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, она не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.

В соответствии с российским законодательством альтернативная гражданская служба является особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства. Их обеспечению способствует осуществление этой деятельности в организациях и на должностях, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти. Виды работ, профессий, о которых идет речь, постоянно обновляются, расширяются. Последний их Перечень, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2007 г. N 137, включает 133 рабочих профессии и 214 должностей служащих. В числе последних - библиотекари, судебно-медицинские эксперты, врачи-психиатры, учителя и др. Широкий спектр работ, профессий способствует обеспечению кадрами организаций, где ощущается их нехватка, и позволяет использовать работников не только на неквалифицированных, трудоемких работах, но и учитывать профессиональные интересы служащих. Молодые люди, приходящие на службу, не имеют, как правило, опыта служебной деятельности, достаточной квалификации. Эти, как и ранее названные обстоятельства, обусловливает необходимость обеспечения представительства, защиты прав и интересов проходящих альтернативную гражданскую службу.

Необходимым условием для этого является определение характера возникающих отношений. Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности и трудовые отношения не полностью совпадают. Как справедливо отмечала А.И. Шебанова, трудовые отношения, являющиеся юридическим понятием, возникают между сторонами на основании юридических фактов, указанных в ст. ст. 16 - 19 Трудового кодекса РФ. В результате они приобретают форму трудовых правоотношений, содержание которых составляют взаимно корреспондирующие права и обязанности его сторон (ст. ст. 21 - 22 ТК РФ). Трудовая деятельность не является юридическим понятием. Это один из видов человеческой деятельности. Конкретное наименование содержания трудовой деятельности может учитываться при формулировании трудовой функции в трудовом договоре <2>. Отношения по осуществлению альтернативной гражданской службы возникают из сложного фактического состава. При этом под фактическим составом понимается, по определению С.С. Алексеева, "система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения)" <3>. Как справедливо отмечает В.Г. Харащо, возникновение трудовых правоотношений гражданина, направленного для прохождения альтернативной гражданской службы, отличаются от общих правил, предусмотренных трудовым законодательством:

<2> См.: Шебанова А.И. Особенности срочного трудового договора при прохождении альтернативной гражданской службы // Справочник кадровика. М., 2004. С. 19 - 27.
<3> Эти проблемы были предметом обсуждения в работе: Харащо В.Г. Особенности возникновения трудовых правоотношений лиц, направленных для прохождение альтернативной гражданской службы // Трудовое право. 2005. N 5. С. 23 - 27.
<4> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 179.

В основе рассматриваемых отношений лежат нормы трудового и административного права. В данном случае отрасли права выступают не как изолированные образования, а как части единого целого, дополняющие друг друга, что способствует усилению их регулятивного воздействия на данный участок общественных отношений с особенностями, присущими отрасли. Например, разногласия по поводу определения места, вида работы не могут быть отнесены к числу трудовых споров. Как отмечалось, перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут использоваться граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Конфликты применительно к названной ситуации могут быть урегулированы в соответствии с нормами административного права. Решения, с которыми гражданин не согласен, могут быть обжалованы в порядке подчиненности или в судебном порядке. Традиционно судебная защита трудовых прав при рассмотрении дел осуществляется в двух формах: в форме искового производства и в форме производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. К числу последних можно отнести дела, возникающие по жалобам представительных органов работников на невыполнение коллективного договора, отказ от его заключения и др. Дела, возникающие из административно-правовых отношений, являются специфической категорией дел, при рассмотрении которых суд контролирует законность действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций. Указанная категория дел составляет незначительную часть дел, рассматриваемых судами. Юридическая природа дел, возникающих из административно-правовых отношений по жалобам на действия и решения, нарушающих права и свободы граждан, заключается в том, что при их рассмотрении, как и при рассмотрении дел искового производства, суд разрешает спор о праве, но указанный спор вытекает не из трудовых правоотношений, а из административно-правовых <5>.

<5> См.: Харащо В. Г. Указ. соч. С. 28 - 29.

Интересы граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, вправе осуществлять представительные органы работников организации. В соответствии со ст. 29 ТК РФ такими органами могут быть профессиональные союзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом. Речь идет не только об отношениях в сфере труда. Представительные органы работников организации, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, могут представлять его интересы в административно-правовых отношениях. Под этим понимается осуществление консультационной работы, подготовка и направление ходатайств от имени представительного органа работников, взаимодействие со службой по труду и занятости и ДР.

Статьей 349 ТК РФ определено, что на работников, проходящих такую службу, распространяется трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Организация ее прохождения осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (в ред. Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ), от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256 (в ред. от 17 февраля 2007 г. N 96, в дальнейшем - Положение), правовыми актами и международными договорами Российской Федерации об альтернативной государственной службе.

С работниками, о которых идет речь, заключается срочный трудовой договор, что предусмотрено абз. 12 ст. 59 ТК РФ, п. 40 Положения. Условием заключения срочного трудового договора является решение призывной комиссии о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. На основании решения призывной комиссии комиссариат выдает гражданину предписание на убытие к месту прохождения альтернативной гражданской службы. С гражданином, прибывшим в соответствии с выданным ему предписанием, работодатель заключает срочный трудовой договор. Согласно п. 41 Положения испытательный срок при этом не устанавливается.

При прохождении альтернативной гражданской службы может возникнуть необходимость изменения трудового договора, в частности при переводе работника из одной организации в другую. Решение в этом случае принимается Федеральной службой по труду и занятости по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация (п. 45 Положения). Основаниями для перевода могут быть: ликвидация организации, сокращение штатной численности, производственная необходимость и др. При изменении трудового договора по основаниям, не указанным в Положении (п. 44), работник вправе оспорить приказ. Что касается переводов внутри организации, то они должны осуществляться на общих основаниях в соответствии с ТК РФ. Возникающие конфликты следует рассматривать в порядке, установленном гл. 60 ТК РФ.

В то же время, когда речь идет о трудовых спорах, Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" устанавливает некоторые ограничения для тех, кто проходит такую службу. Они не вправе участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций (п. 2 ст. 21 Закона).

К числу специфичных споров могут быть отнесены неурегулированные разногласия, связанные с неполным включением в срок альтернативной гражданской службы периодов нахождения в учебных отпусках, исключением из этого срока периодов отстранения от работы по причине алкогольного, наркотического опьянения, прогулов и др. (ст. 7 Положения). В этих случаях, согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. (в ред. от 28 декабря 2006 г.), необходимо выяснить соответственно причины отсутствия работника на рабочем месте, доказательства нахождения в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, правильность установления периода нахождения работника в учебном отпуске.

Определенные особенности отличают прекращение срочного трудового договора с рассматриваемой категорией работников. В соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", ст. 56 Положения трудовой договор прекращается:

а) по истечении срока службы;

б) вследствие признания работника военно-врачебной комиссией негодным или ограниченно годным к военной службе;

в) по причине осуществления им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и реализацией указанных полномочий на постоянной основе;

г) в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

В случае смерти работника в период прохождения альтернативной гражданской службы трудовой договор прекращается по этому основанию (п. 6 ст. 83 ТК РФ).

Как видно, перечень оснований прекращения трудового договора в отношении названной категории работников ограничен. Увольнение по иным помимо названных основаниям нельзя считать правомерным. Работник в таких ситуациях вправе рассчитывать на судебную защиту, так же как и в случаях, когда приказ об увольнении издан ненадлежащим должностным лицом. Решение об увольнении названных категорий работников принимается не работодателем, а должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке работника о причинах прекращения трудового договора (п. 4 ст. 23 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе").

Совершенствование правового механизма защиты, представительства трудовых прав и интересов сторон трудового договора должно осуществляться с учетом интересов всех категорий работающих, независимо от особенностей их правового положения, численности.

В.А.Васильев

К. ю. н.,

доцент

Челябинского института

Уральской академии государственной службы,

заслуженный юрист РФ