Мудрый Экономист

На предприятии работают инвалиды...

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2007, N 17

Социологи и психологи утверждают, что успеха в жизни, в частности в трудовой деятельности, сможет добиться тот, кто приложит наибольшие усилия, чтобы достигнуть поставленной цели. Но как быть людям с ограниченными возможностями - инвалидам? Чаще всего они являются прекрасными работниками, но для того, чтобы они смогли реализовать свой потенциал, им нужна помощь со стороны общества. О том, какая помощь может быть оказана работающим инвалидам и в чем заключаются нюансы трудовых взаимоотношений с ними, мы расскажем в статье, также затронем вопрос о предоставлении льгот работникам, если у них есть дети-инвалиды.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Основной документ, регулирующий вопросы жизнедеятельности инвалидов и предоставления им льгот, - Федеральный закон N 181-ФЗ <1>. При этом ряд положений, соответствующих указанному Закону, предусмотрен ТК РФ.

<1> Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно ст. 20 Федерального закона N 181-ФЗ государственные органы различных уровней должны обеспечивать занятость инвалидов. В частности, субъекты РФ могут устанавливать квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Данная квота устанавливается для организаций, численность работников которых превышает 100 человек (ст. 21 Федерального закона N 181-ФЗ). Величина ее может составлять от 2 до 4% включительно от среднесписочной численности работников.

В соответствии с п. 1 ст. 5.42 КоАП РФ отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

Следует напомнить, что до 01.01.2005 в ст. 21 Федерального закона N 181-ФЗ имелось положение, согласно которому в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносили в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Сейчас эта норма не действует. Однако надо учитывать, что Государственная Дума рассмотрела в первом чтении и, возможно, примет до конца текущего года поправку, согласно которой указанное положение будет восстановлено. За это говорит хотя бы тот факт, что законопроект N 155968-4 поддерживает большинство субъектов Федерации.

В связи с этим напомним, что указанная плата, согласно разъяснениям контролирующих органов, в случае ее повторного установления в законодательном порядке может учитываться в размере, установленном законодательством субъекта РФ, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии если указанные расходы документально подтверждены в соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ (Письма Минфина России от 14.02.2005 N 03-03-01-04/2/25, МНС России от 30.06.2004 N 02-5-10/43).

Пока данная поправка не принята, в целях налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с обязательной платой в связи с невозможностью исполнить условия квотирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо ФНС России от 28.07.2006 N 02-1-07/65).

Реабилитационная программа

В ст. 23 Федерального закона N 181-ФЗ оговорены специальные условия труда инвалидов. В частности, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК). Данная программа представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ). Она является обязательной для выполнения администрацией предприятия, на котором работает инвалид (ст. 224 ТК РФ).

Однако на практике инвалид, поступивший на работу, как правило, отказывается от выполнения программы реабилитации, чтобы не снижать свою конкурентоспособность по сравнению с другими работниками. Поэтому у нас нет информации о случаях наказания руководства какого-либо предприятия, не выполнившего указанную программу.

В то же время следует учитывать, что оплата, производимая за инвалида в рамках программы реабилитации, не подлежит обложению НДФЛ в соответствии с п. 22 ст. 217 НК РФ. Она может включать, например, санаторно-курортное лечение (Постановление ФАС ПО от 29.11.2005 N А57-14288/04-9).

Льготы для инвалидов

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Это означает, что в целях налогообложения прибыли учитываются расходы по оплате труда инвалидов в размерах, предусмотренных трудовыми договорами, несмотря на меньшее количество отработанных часов. Об этом сказано как в ст. 92 ТК РФ, так и в Федеральном законе N 181-ФЗ. При этом работодатель обязан учитывать, что продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов должна устанавливаться в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 94 ТК РФ).

Продолжительность ежегодного отпуска для инвалидов должна составлять не менее 30 дней. Согласно ст. 128 ТК РФ они имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 дней в году. Для этого инвалид должен написать работодателю заявление.

В соответствии со ст. ст. 96, 99, 113 ТК РФ инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время, сверхурочной работе, а также в выходные и праздничные дни только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от такой работы.

Отдельно регулируется социальная защита "чернобыльцев". Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и в связи с этим пользующихся льготами, перечислены в ст. 13 Закона РФ N 1244-1 <2>. Таким лицам гарантируется, в частности, выплата пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100% среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год <3> (п. 1 ст. 14 Закона РФ N 1244-1). Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается им в полном размере независимо от стажа работы (п. 6 ст. 14 Закона РФ N 1244-1).

<2> Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
<3> На 2007 г. он установлен в размере 16 125 руб. согласно Федеральному закону от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год".

Указанные лица имеют право на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время, а также на дополнительный продолжительностью 14 дней (п. 5 ст. 14 Закона РФ N 1244-1, ст. 123 ТК РФ), который оплачивается органами социальной защиты населения, для чего организация выдает им справки о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством РФ) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанные руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенные печатью (Постановление Правительства РФ N 136 <4>).

<4> Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой".

Налогообложение выплат инвалидам

При определении налоговой базы по НДФЛ для инвалидов установлены стандартные налоговые вычеты в повышенном размере. В каждом месяце налогового периода не облагается сумма в размере 3000 руб. при получении дохода лицами, ставшими инвалидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавшими участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятыми на каких-либо работах на Чернобыльской АЭС (пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ). Такая же льгота применяется в отношении лиц, получивших инвалидность вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, инвалидов Великой Отечественной войны, а также инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп в результате ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также из числа бывших партизан, других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.

Налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп (пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).

В отличие от обычного стандартного налогового вычета, установленного в размере 400 руб., повышенные вычеты применяются в течение всего налогового периода независимо от того, какую величину составил доход физического лица, исчисленный нарастающим итогом с начала года.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ организации освобождаются от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы. В такие выплаты могут входить, например, взносы в негосударственный пенсионный фонд, перечисленные на именной счет инвалида, о чем сказано в Письме Минфина России от 29.05.2007 N 03-04-06-02/101. В нем чиновники обратили внимание налогоплательщиков на то, что специальных норм, предоставляющих льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон N 167-ФЗ <5> не содержит. Поэтому на все начисленные выплаты в пользу работника-инвалида организация должна начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке, исходя из его возрастной группы.

<5> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При этом Минфин сослался на п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 79 <6>, в котором также сказано, что ст. 239 НК РФ на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется. Как указано в Письме Минфина России от 27.12.2006 N 03-05-02-04/189, данная налоговая льгота по ЕСН применяется организацией при наличии у ее работников соответствующих справок, выданных государственной службой медико-социальной экспертизы. Сведения о данных справках указываются налогоплательщиком в разд. 3 расчета по авансовым платежам по ЕСН и налоговой декларации по ЕСН, представляемым в налоговые органы. Однако налоговое законодательство не содержит требования о том, что для подтверждения инвалидности следует представить именно упомянутую справку. Право на данную льготу можно подтвердить и выпиской из акта медицинского освидетельствования ВТЭК, из которого следует, что работник имеет инвалидность (Постановления ФАС УО от 05.12.2006 N Ф09-10768/06-С2, ФАС СЗО от 13.04.2007 N А56-25352/2006), или удостоверением, выданным комитетом социальной защиты населения, в котором указано на инвалидность (Постановление ФАС ЗСО от 28.02.2007 N Ф04-892/2007(31914-А81-42)).

<6> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".

Более того, ФАС УО и в другом случае не нашел оснований для доначисления ЕСН организации, хотя та при проверке налоговой инспекцией не представила справки медико-социальной экспертизы. В оправдание организация указала, что копиями справок, подтверждающих наличие инвалидности, она не располагает, так как необходимые данные о номерах и датах выдачи справок, а также сроках ее установления получены ею с оригиналов справок, которые затем были возвращены работникам. Суд посчитал, что налоговое законодательство не содержит требования о представлении каких-либо дополнительных документов или их копий, подтверждающих правомерность использования льгот, при условии правильного заполнения соответствующих разделов декларации (Постановление ФАС УО от 20.04.2006 N Ф09-2849/06-С2).

Если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник получает инвалидность, то налоговая льгота применяется с 1-го числа месяца, в котором получена инвалидность. Если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник теряет право на инвалидность, то с 1-го числа месяца, в котором потеряно данное право, налоговая льгота в отношении этого физического лица не применяется (Письмо Минфина России от 05.04.2006 N 03-05-02-04/33) <7>.

<7> О некоторых других аспектах применения льготы по ЕСН по выплатам инвалидам читайте в статье Ю.М. Лермонтова "Некоторые особенности начисления ЕСН по гражданско-правовым договорам", N 13, 2007.

Доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством РФ, включаются в расходы на оплату труда и уменьшают налог на прибыль (п. 23 ст. 255 НК РФ).

Льготы работникам, имеющим детей-инвалидов

В соответствии со ст. 93 ТК РФ работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. Отметим, что в других случаях родитель вправе получить такую льготу до достижения ребенком 14 лет. Такая работа оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ и не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, в исчислении трудового стажа, а также других трудовых прав.

Кроме того, одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ) независимо от того, сколько в семье детей-инвалидов (Постановление Минтруда России N 26, ФСС РФ N 34 <8>). Эти выходные дни могут быть разделены между родителями по их усмотрению и оплачиваются. В Письме Минтруда России N 296-АП, ФСС РФ N 02-08/05-762/П <9>, действующем в настоящее время, дано разъяснение, согласно которому их оплата производится в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, что подтверждено п. 2.1 Постановления ФСС РФ N 22 <10>.

<8> Постановление Минтруда России N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 "Об утверждении Разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами".
<9> Письмо Минтруда России N 296-АП, ФСС РФ N 02-08/05-762П от 05.04.2002 "О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами".
<10> Постановление ФСС РФ от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования".

Минфин в Письме от 13.06.2007 N 03-04-06-01/184 разъяснил, что указанные суммы не относятся к выплатам, осуществляемым работодателем по трудовым договорам, поскольку не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, и ЕСН не облагаются. В этом же Письме Минфин признал их облагаемыми НДФЛ, так как в соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. При этом в числе доходов, освобождаемых от налогообложения согласно ст. 217 НК РФ, суммы оплаты дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, не поименованы. Не относятся они, по мнению чиновников, и к государственным пособиям, поскольку не включены в перечень государственных пособий, установленный ст. 3 Федерального закона N 81-ФЗ <11> (Письма Минфина России от 14.06.2006 N 03-05-01-04/159, ФНС России от 31.07.2006 N 04-1-02/419@).

<11> Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Однако то, что данные выплаты не включены в перечень пособий, перечисленных в Федеральном законе N 81-ФЗ, не означает, на наш взгляд, что они не относятся к государственным пособиям. Как справедливо замечено в Письме УФНС по г. Москве от 25.03.2005 N 21-08/19366, к государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством РФ, относятся пособия, начисляемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета. Федеральный закон N 81-ФЗ не предусматривает, что приведенный в нем перечень государственных пособий родителям является исчерпывающим. Порядок их выплаты родителям детей-инвалидов установлен другими документами (упомянутыми Постановлениями Минтруда и ФСС) и действует в настоящее время. Арбитражная практика по данному вопросу, к сожалению, пока не сложилась.

Как и инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, только с их письменного согласия могут привлекаться к работе в ночное время (ст. 96 ТК РФ), сверхурочной работе, а также в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ). Таких сотрудников запрещается направлять в служебные командировки.

Работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для него время продолжительностью до 14 календарных дней (ст. 263 ТК РФ). Его можно присоединить к ежегодному отпуску, использовать сразу полностью или по частям, но переносить на следующий год нельзя.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка налогоплательщика. Он удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, а также если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Согласно ст. 261 ТК РФ работодатель не может по своей инициативе расторгнуть трудовой договор с одинокой матерью ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (другим лицом, воспитывающим такого ребенка), кроме случаев ликвидации организации или совершения со стороны такого сотрудника одного из проступков, предусмотренных пп. 1, 5 - 8, 10, 11 ч. 1 ст. 81 и п. 2 ст. 336 ТК РФ.

А.Б.Сухов

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского

учета и налогообложения"