Мудрый Экономист

Туристская деятельность: учет общехозяйственных расходов

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 33

Затраты на трансфер

Договор на туристское обслуживание предполагает такой вид услуг, как трансфер. Данный термин заимствован из международной практики, где под трансфером понимается любая пересадка с одного вида транспорта на другой. Среди российских турфирм получило распространение более узкое понимание трансфера - транспортировка туристов из аэропорта (или вокзала) до гостиницы и обратно в месте проведения тура, а также доставка до аэропорта (вокзала) в месте отправления в тур и встреча их при возвращении.

Расходы на трансфер могут возлагаться как на туроператора, формирующего тур, так и на туроператора по приему туристов. Услуги по трансферу могут быть оказаны специализированной транспортной организацией по заказу турфирмы или самостоятельно турфирмой при наличии собственного автотранспорта.

При формировании каждого тура у туроператора имеется возможность приобрести права на услуги, входящие в тур, на основании договоров либо с лицами, которые предоставляют отдельные услуги, либо с туроператором по приему туристов, который обеспечивает предоставление всех видов услуг, входящих в тур.

Затраты на оплату трансфера относятся на себестоимость туристского продукта как затраты по транспортному обслуживанию.

Разница между оплатой трансфера через туроператора по приему туристов и через самостоятельное транспортное предприятие заключается в порядке оформления первичных документов.

Если туроператор, формирующий тур, производит оплату туроператору по приему туристов за весь комплекс услуг (включая трансфер), то помимо соответствующего договора на предоставление комплекса услуг оформляется туристский ваучер.

Согласно ст. ст. 1 и 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ваучер является документом, который устанавливает право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждает факт их оказания. Также он служит основанием для урегулирования взаиморасчетов между туроператором, направляющим туриста, и туроператором по приему туриста.

В случае, когда трансфер организуется через самостоятельное транспортное предприятие, между туроператором и перевозчиком заключается договор перевозки. Такой договор обычно оформляется в виде заказа на выделение транспортного средства (например, автобуса). При перевозках легковым автотранспортом может заключаться договор аренды транспортного средства с экипажем.

Транспортные предприятия выписывают путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса не общего пользования. Отрывные талоны к путевым листам остаются у туроператора и служат для подтверждения факта оказания транспортных услуг.

Однако и в этом случае необходимо также наличие туристского ваучера.

Если услуги по трансферу оказаны на территории зарубежных стран, то туристский ваучер служит единственным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке, и служит основанием для отнесения затрат по этим услугам на себестоимость турпродукта.

При формировании выездных туров трансфер нецелесообразно учитывать в стоимости тура. Плата за трансфер считается доходом от обычных видов деятельности и отражается на счете 90 "Продажи". В данном случае не начисляется НДС на стоимость услуг, которые оказаны за границей, т.е. не облагается стоимость трансфера, связанного с доставкой туриста из иностранного аэропорта в гостиницу. Трансфер же по доставке туриста в аэропорт или из аэропорта в России облагается НДС.

При заказе автобуса или легкового автомобиля может оказаться, что не все места в нем будут заняты туристами, хотя туроператором они оплачены. Однако и в этом случае вся сумма затрат по оплате трансфера может быть отнесена на себестоимость турпродукта как затраты по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей формирования туров.

Если туроператор имеет возможность реализовать услуги по проезду на свободных местах отдельно от реализации тура, должен быть организован раздельный учет затрат и выручки по таким услугам. Стоимость проезда, относимая на себестоимость турпродукта, может быть рассчитана исходя из доли мест, занятых туристами, и невостребованных мест.

Наиболее распространенный способ организации трансфера в месте прибытия туристов (от аэропорта или вокзала до гостиницы и обратно) - заказ его у туроператора по приему туристов вместе со всем комплексом туристских услуг.

В ряде случаев турфирмы оказывают услуги по трансферу отдельно от стоимости турпутевок либо как дополнительную услугу к стоимости сформированного тура, либо в качестве самостоятельной услуги.

Заказчиками трансфера могут выступать как физические лица, отправляющиеся в самостоятельную поездку, так и юридические лица, оформляющие доставку своих сотрудников, а также другие турфирмы, формирующие пакет туристских услуг.

Услуги по трансферу без включения их в стоимость тура не могут рассматриваться как туристские услуги. В то же время между турфирмой и заказчиком не может быть оформлен и договор перевозки, поскольку для реализации услуг по перевозке пассажиров требуется наличие специальной лицензии. Поэтому турфирма, не имеющая лицензии на пассажирские перевозки, может выступать только в качестве посредника между заказчиком и автотранспортным предприятием. При этом возможны два варианта посредничества.

При первом варианте турфирма заключает посреднический договор с транспортным предприятием. Поскольку реализация транспортных услуг турфирмой от своего имени невозможна, это должен быть договор поручения, по которому турфирма обязуется совершать от имени и за счет транспортного предприятия определенные юридические действия, т.е. в данном случае заключать договоры перевозки с физическими или юридическими лицами (клиентами). Вознаграждение поверенного определяется, как правило, либо в виде процента от тарифов на услуги, назначенного транспортным предприятием, либо в виде разницы между тарифами транспортного предприятия и фактическими ценами, по которым услуги реализуются клиентам.

При втором варианте турфирма заключает посреднический договор с заказчиком (клиентом), по которому обязуется от имени и за счет клиента (договор поручения) либо от своего имени, но за счет клиента (договор комиссии) заключить договор перевозки со специализированным транспортным предприятием. Вознаграждение турфирмы может быть определено в виде процента от тарифа на перевозку или в виде твердой суммы за оформление заказа. Чаще всего вознаграждение определяется в виде разницы между тарифом, назначенным перевозчиком, и фактической суммой, полученной от клиента.

Если услуги по трансферу носят регулярный характер, турфирмы обычно публикуют собственные тарифы на трансфер, основанные на тарифах автотранспортных предприятий, но уже с учетом посреднического вознаграждения. Для упрощения процедуры документооборота рекомендуется также вместо отдельных договоров с каждым конкретным клиентом оформить публичный договор на предоставление услуг по трансферу, который будет содержать все существенные условия и действовать в отношении всех обратившихся клиентов. При этом договор присоединения для каждого конкретного клиента может быть оформлен путем составления простой заявки на организацию трансфера со ссылкой на условия публичного договора.

Следует иметь в виду, что если между турфирмой и клиентом заключается договор поручения, то такой договор невозможно объединить в рамках одного заказа на трансфер без специальных оговорок, поскольку в рамках основной (туроператорской) деятельности турфирма выступает от своего имени, а в рамках договора поручения - от имени клиента. Таким образом, в договоре с перевозчиком необходимо будет заранее разделить объемы услуг, оказываемых разным клиентам, что практически невозможно. Поэтому отношения с отдельными заказчиками трансфера в таких случаях предпочтительнее оформлять при помощи договора комиссии.

Трансфер собственным автотранспортом предполагает наличие лицензии на эту деятельность. Для того чтобы за плату возить пассажиров на легковых машинах или микроавтобусах, необходимо получить лицензию (ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Все расходы по трансферу нужно учитывать на отдельном субсчете счета 20 "Основное производство". К ним относятся: стоимость лицензии, расходы по эксплуатации автомобиля, зарплата водителя, затраты на парковку автомобиля у аэропорта и др.

Чтобы списать расходы по эксплуатации автомобиля, необходимы следующие документы:

путевые листы, которые выдаются водителям;

кассовые чеки на купленные топливно-смазочные материалы.

Затраты на парковку автомобиля могут подтверждаться квитанцией за парковку автомобилей, которая считается бланком строгой отчетности.

В бухгалтерском учете турфирме необходимо сделать следующие записи.

Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 71 - списана стоимость израсходованного бензина на основании путевых листов и авансовых отчетов водителя;

Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 70 - начислена заработная плата водителю;

Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 69 - начислен ЕСН;

Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 02 - начислена амортизация легкового автомобиля;

Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 97 - списана часть стоимости лицензии;

Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 71 - учтены затраты на парковку автомобиля согласно авансовым отчетам водителя;

Д-т 50, К-т 62 - получены денежные средства от клиентов за трансфер;

Д-т 62, К-т 90 - отражена выручка от реализации трансфера;

Д-т 90, субсчет "НДС", К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС с величины выручки от реализации трансфера;

Д-т 90, субсчет "Себестоимость продаж", К-т 20, субсчет "Стоимость трансфера" - списаны расходы по трансферу;

Д-т 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж", К-т 99 - определена прибыль от реализации трансфера.

О.Антошина

К. э. н.,

доцент,

Всероссийская государственная

налоговая академия

Минфина России