Мудрый Экономист

Рыночные подходы к ценообразованию в текстильной промышленности

"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 15

Сегодня в непростых для текстильных предприятий условиях важным фактором их выживаемости является своевременное предложение потребителям качественной и разнообразной продукции по лучшей цене. Рынок тканей при всей его широте все еще недостаточно насыщен льносодержащими тканями, интерес к которым со стороны потребителей постоянно растет, что обусловлено высокими потребительскими свойствами льна и изделий из него. Рынок льняных и полульняных тканей представлен простынными, портьерными, костюмно-плательными и другими тканями достаточно широкого ассортимента, отличающимися большой цветовой гаммой, рисунками и видорисунками, отделочными эффектами и т.д.

Внутривидовое многообразие тканей при отсутствии заметных различий в показателях их качества вызывает определенные затруднения в формировании цен на них. Цена должна учитывать интересы производителей, т.е. покрывать затраты на производство и соответствовать требованиям потребителей к качественным характеристикам.

В настоящее время большинство текстильных предприятий пользуется затратным методом ценообразования. Однако эти методы малоэффективны в рыночных условиях экономики, так как не учитывают спроса на продукцию и не стимулируют производителя снижать издержки производства.

На наш взгляд, в современных условиях наиболее отвечают требованиям рынка параметрические методы ценообразования, а наибольший интерес представляет балловый метод. Суть этого метода заключается в определении цены на основе экспертных оценок значимости потребительских характеристик ткани для их производителей и потребителей.

Расчет цены параметрическим методом был выполнен с помощью блок-схемы ценового маркетинга, разработанной авторами данной статьи (см. рисунок).

Блок-схема ценового маркетинга

    --------------------------------------------------¬
¦Маркетинговые исследования рынка тканей с целью ¦
¦определения потребностей рынка в определенном ¦
¦ассортименте и его потребительских ¦
¦характеристиках ¦
L------------------------T-------------------------
¦/
------------------------+------------------------¬
¦Создание иерархической структуры параметров ¦
¦качества и технических характеристик ткани, ¦
¦оказывающих влияние на цену ¦
L-----------------------T-------------------------
¦/
------------------------+------------------------¬
¦Создание экспертной группы по определению ¦
¦значимых характеристик тканей того или иного ¦
¦назначения в соответствии со спросом на рынке ¦
¦и их влияния на цену ¦
L-----------------------T-------------------------
¦/
------------------------+------------------------¬
¦Определение коэффициента весомости каждой ¦
¦значимой характеристики ¦
L-----------------------T-------------------------
¦/
------------------------+------------------------¬
¦Анализ существующего ассортимента на предприятии¦
¦и возможностей выпуска ткани в соответствии ¦
¦с потребностями рынка ¦
L-----------------------T-------------------------
¦/
------------------------+------------------------¬
¦Разработка нового или модернизация старого ¦
¦ассортимента ¦
L-----------------------T-------------------------
¦/
------------------------+------------------------¬
¦Балловая оценка значимых потребительских ¦
¦характеристик базовой и новой или ¦
¦модернизированной ткани ¦
L-----------------------T-------------------------
¦/
------------------------+------------------------¬
¦Расчет цены новой ткани ¦
L-------------------------------------------------

В ходе маркетинговых исследований из всей гаммы льносодержащих тканей были отобраны костюмно-плательные, которые характеризуются набором высоких потребительских свойств и большим спросом на рынке, эффективны и технологичны в производстве. Представителями производителей, потребителей и исследователей означенной проблемы были выбраны и обоснованы потребительские характеристики тканей, которые в большей степени определяют спрос на рынке и жизненный цикл продукции. Была построена иерархическая структура параметров качества. Все показатели объединены в 8 основных групп (рангов): назначение, гигиеничность, комфорт, формоустойчивость, износостойкость, эстетичность, технические параметры ткани, технологические параметры изготовления. Каждая группа показателей содержала несколько единичных показателей (31 подранг).

Для оценки ценообразующих факторов костюмно-плательных тканей были созданы четыре группы экспертов: ведущие преподаватели кафедры ткачества, кафедры технологии и материаловедения швейного производства Костромского государственного технологического университета, руководители и специалисты льнокомбината им. И.Д. Зворыкина и Большой Костромской льняной мануфактуры, а также покупатели (всего 30 чел.).

Обработка данных экспертных оценок осуществлялась с помощью авторской программы, разработанной на кафедре экономики отраслей КГТУ. Цель обработки - определение значимости рангов и подрангов параметров тканей.

С помощью метода ранговой корреляции было установлено, что для костюмно-плательных тканей наиболее значимыми ценообразующими параметрами являются:

Для единичных показателей, выбранных производителями и потребителями, были определены коэффициенты их весомости (табл. 1).

Таблица 1

          Коэффициенты весомости (гамма ) ценообразующих
i
параметров ткани
--------------------------T------------------------------T----------------------------------------¬
¦ Ранги и подранги ¦ Ранг ¦ Подранги ¦
¦ +----------T----------T--------+----------T----------T---------T--------+
¦ ¦Значимость¦ Расчетная¦Удельный¦Значимость¦ Расчетная¦ Сумма ¦Удельный¦
¦ ¦ (З ) ¦значимость¦ вес ¦ (З ) ¦значимость¦ баллов ¦ вес ¦
¦ ¦ i ¦(100 - З )¦ (коэф. ¦ i ¦(100 - З )¦ с учетом¦ (коэф. ¦
¦ ¦ ¦ i ¦ весом.)¦ ¦ i ¦весомости¦ весом.)¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ранга ¦ ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦7 = 3 x 6¦ 8 ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦1. Технологические ¦ 16 ¦ 84 ¦ 0,275 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦параметры изготовления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ткани ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦1.1. Расход сырья ¦ ¦ ¦ ¦ 12 ¦ 88 ¦ 7 392 ¦ 0,2 ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦2. Назначение ¦ 25 ¦ 75 ¦ 0,245 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦2.1. Переплетение ¦ ¦ ¦ ¦ 21 ¦ 79 ¦ 5 925 ¦ 0,16 ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦2.2. Волокнистый состав ¦ ¦ ¦ ¦ 22 ¦ 78 ¦ 5 850 ¦ 0,16 ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦3. Гигиеничность ¦ 43 ¦ 57 ¦ 0,186 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦3.1. Воздухопроницаемость¦ ¦ ¦ ¦ 34 ¦ 68 ¦ 3 876 ¦ 0,11 ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦3.2. Гигроскопичность ¦ ¦ ¦ ¦ 34 ¦ 66 ¦ 3 762 ¦ 0,10 ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦4. Эстетичность ¦ 48 ¦ 52 ¦ 0,170 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦4.1. Оформление ¦ ¦ ¦ ¦ 20 ¦ 80 ¦ 4 160 ¦ 0,11 ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦5. Формоустойчивость ¦ 62 ¦ 38 ¦ 0,124 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦5.1. Усадка ¦ ¦ ¦ ¦ 24 ¦ 76 ¦ 2 888 ¦ 0,08 ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦5.2. Несминаемость ¦ ¦ ¦ ¦ 26 ¦ 74 ¦ 2 812 ¦ 0,08 ¦
+-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+--------+
¦Итого ¦ ¦ 306 ¦ 1,0 ¦ ¦ ¦ 36 665 ¦ 1,0 ¦
L-------------------------+----------+----------+--------+----------+----------+---------+---------

Определение цены костюмно-плательных тканей является заключительным этапом маркетинговых исследований. Расчет цены новой ткани осуществляется по формуле:

               n
Ц = Ц x SUM гамма x Б / Б ,
н б 1 i нi бi
где Ц - цена новой ткани, руб.;
н
Ц - цена базовой ткани, руб.;
б
гамма - коэффициент весомости i-го параметра;
i
Б - сумма баллов i-го параметра новой ткани;
нi
Б - сумма баллов i-го параметра базовой ткани.
бi

Изложенная выше методика была апробирована на Большой Костромской льняной мануфактуре на примере ткани артикула 06277 с оптовой ценой 35,76 руб. за 1 м. Предварительно была проведена балловая оценка обеих тканей путем опроса той же группы экспертов (табл. 2).

Таблица 2

Балловая оценка параметров базовой и новой тканей

         Единичные параметры        
 Количество баллов по ткани
    Базовой   
    Новой   
1. Расход сырья на единицу продукции
       6      
      5     
2. Переплетение                     
       8      
      6     
3. Волокнистый состав               
       5      
      4     
4. Воздухопроницаемость             
       5      
      6     
5. Гигроскопичность                 
       8      
      8     
6. Оформление                       
       5      
      5     
7. Несминаемость                    
       5      
      5     
8. Усадка                           
       3      
     10     

Из таблицы видно, что у новой ткани по сравнению с базовой несколько повысился балл параметра "воздухопроницаемость" и существенно возрос балл параметра "усадка". Остальные параметры остались на прежнем уровне и даже несколько снизились.

Повышение балловой оценки всего двух параметров новой ткани позволяет поднять ее цену до 39,48 руб. за 1 м, что обеспечивает дополнительный доход на 1000 м реализуемой ткани в размере 3720 руб.

Таким образом, использование ценового маркетинга дает возможность предприятию своевременно совершенствовать ассортимент продукции, улучшая ее качественные характеристики, оперативно менять цены и повышать эффективность производства.

Литература

  1. Комплексная оценка качества текстильных материалов / Л.Е. Чайковская, Л.В. Полищюк, И.С. Галык и др. - Киев: Техника, 1989. - 254 с.
  2. Кирюхин С.М., Никитин А.В. Оценка качества и ценообразования тканей // Текстильная промышленность. - 1990. - N 1.
  3. Методические указания по применению экспертных методов для оценки качества продукции с использованием ЭВМ. - М.: ВНИИС - 1973. - 135 с.

Л.Н.Галочкина

К. э. н.,

профессор,

заведующая кафедрой

И.В.Полева

К. э. н.,

доцент

О.Б.Андреева

К. э. н.,

доцент

Костромской государственный

технологический университет