Мудрый Экономист

Банковский сектор: переход на международные стандарты финансовой отчетности

"МСФО и МСА в кредитной организации", 2007, N 3

В Санкт-Петербурге 6 - 9 июня 2007 г. прошел XVI Международный банковский конгресс "Банки: капитализация, устойчивость, конкурентоспособность". В докладах выступающих отмечалась необходимость приближения российского бухгалтерского учета к требованиям МСФО и перехода на единую систему учета.

Прошедший конгресс был посвящен памяти Андрея Андреевича Козлова, и в докладах участников звучали цитаты из его выступлений на предыдущих конгрессах. Складывалось впечатление, что еще в 2003 г. А.А. Козлов дал ответы на вопросы, столь актуальные для банковского сообщества в настоящее время. "Переход на МСФО сделает многие применяемые фиктивные схемы ненужными. При подготовке отчетности по МСФО эффект от применения этих схем либо сведен к нулю, либо полностью раскрыт в Примечаниях к отчетности. И если банк добросовестно составляет отчетность по МСФО, именно эта отчетность представит наиболее достоверную картину его деятельности".

Вопрос сближения правил РПБУ с МСФО поднимается банковским сообществом уже давно. Уже предприняты и конкретные действия со стороны регулятора. С 1 января 2008 г. вступает в силу Положение ЦБ РФ от 26.03.2007 N 302-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".

Презентацию проекта ТАСИС "Переход на МСФО в банковском секторе" <1> на пленарном заседании представил директор проекта "Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности" Ричард Грегсон.

<1> Партнером проекта выступает Банк России. Продолжительность проекта - с 1 ноября 2006 г. по 31 января 2009 г. Финансирование составляет 4 млн евро, средства предоставлены Европейским союзом.

В своей презентации Ричард Грегсон определил цель проекта, которая состоит в оказании содействия банковскому сектору Российской Федерации и Банку России в применении международных стандартов для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Рассмотрим далее основные компоненты проекта, на которых Ричард Грегсон остановился подробнее.

Совершенствование действующей нормативной базы

Данный компонент включает в себя следующие предложения по совершенствованию действующей нормативной базы по применению МСФО в банковском секторе:

  1. предложения по совершенствованию нормативной базы для оказания содействия в укреплении позиции Банка России в изменении нормативных документов по бухгалтерскому учету и отчетности;
  2. замена Положения N 205-П Положением N 302-П с целью максимального приближения ежедневного учета к МСФО;
  3. переработка Положения N 66-П для Плана счетов Банка России;
  4. пересмотр Положений для внедрения концепции амортизированной стоимости (N N 54-П, 39-П, 254-П);
  5. переработка положений по операциям РЕПО Банка России и коммерческих банков.

Обучение

Второй компонент ставит своей задачей обучение специалистов банковского сектора в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Речь идет о создании целевых групп обучения по направлениям: специалисты бухгалтерского учета и специалисты банковского надзора, для кредитных организаций и аудиторских фирм.

Ричард Грегсон отметил, что в рамках данного компонента был проведен анализ потребностей в обучении, распределен объем обучения между целевыми группами и разработаны подробные программы обучения. В феврале - мае 2007 г. проведено шесть учебных семинаров для бухгалтеров Банка России.

Выступающий заметил, что обучение персонала необходимо проводить по следующим направлениям:

Знание передовой практики применения МСФО в странах - участницах Евросоюза

Третий компонент предполагает изучение и использование передовой практики применения МСФО.

На веб-сайте проекта <1> размещены учебные материалы, используемые в ходе реализации проекта. Таким образом, все заинтересованные стороны будут иметь постоянный и безвозмездный доступ к учебным и информационным материалам по МСФО. Обмен информацией будет происходить в результате проведения конференций, круглых столов, а также учебных поездок в страны Европейского союза.

<1> http://www.banks2ifrs.ru.

Практическое применение МСФО

Заключительный компонент проекта подразумевает применение принципов МСФО в ежедневном осуществлении бухгалтерского учета и выполнении операций в коммерческом банковском секторе.

В завершение своего выступления Ричард Грегсон подчеркнул, что МСФО - ключевая тема, которой сегодня должно заниматься банковское сообщество.

Этапы внедрения МСФО

Значению перехода банковского сектора и экономики Российской Федерации на МСФО был посвящен доклад партнера компании PricewaterhouseCoopers Елизаветы Филипповой, прозвучавший в рамках пленарного заседания.

В своем выступлении Елизавета Филиппова проанализировала этапы внедрения МСФО в банковском секторе и дала рекомендации по дальнейшему продолжению работы в рамках перехода на МСФО.

Были подведены итоги периоду с мая 2003 г., т.е. с того момента, когда прозвучал призыв ускорить работу по внедрению МСФО в банковской системе. Официальное заявление, принятое Советом директоров Банка России, о переходе банковского сектора на МСФО было сделано в июне 2003 г. В июле этого же года была поставлена задача обучения по МСФО специалистов банковского сектора. Банк России за период с августа 2003 по декабрь 2004 г. провел обучение всех председателей правления российских коммерческих банков, всех главных бухгалтеров и всех внутренних аудиторов. За период с августа 2003 г. по март 2007 г. Банк России организовал обучение почти 3 тыс. собственных специалистов.

Следующей важной вехой, на которой акцентировала внимание Елизавета Филиппова, является утверждение в июле 2004 г. Концепции развития бухгалтерского учета, в которой говорилось, что компании, имеющие в обращении ценные бумаги, а также финансовые организации, работающие со средствами организаций и граждан, должны будут перейти на составление консолидированной отчетности по МСФО к 2007 г.

В октябре 2004 г. в первом чтении был принят законопроект о консолидированной финансовой отчетности, направленный на организацию отчетности крупных российских компаний на основе МСФО. Удачно прошло и второе чтение, однако окончательный вариант законопроекта до сих пор не принят.

Докладчица обратила внимание, что в числе основных задач, определенных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, значится "формирование эффективной и прозрачной системы контроля и правоприменения, включая надзор за полнотой и содержанием раскрываемой бухгалтерской отчетности". Еще одна из приоритетных задач сформулирована следующим образом: "Большую роль в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой финансовой информации о результатах деятельности публичных компаний обеспечит введение консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности, а также обязательного ее аудита".

Елизавета Филиппова подчеркнула, что при подведении первых итогов сбора финансовой отчетности по МСФО за 2004 г. выяснилось, что почти у каждого второго российского банка есть существенная разница между показателем прибыли по российским стандартам и по международным стандартам. У 60 банков наблюдалось значительное расхождение между размером капитала по российским стандартам и международным.

Выступавшая подчеркнула, что мы должны составлять отчетность, которая будет сопоставима. Такой сопоставимой отчетностью является практически только отчетность по МСФО.

В докладе прозвучало, что оценка ключевых показателей деятельности банков - капитализации, устойчивости, конкурентоспособности - очень важна, но невозможна без наличия достоверной и надежной отчетности.

В заключение своего выступления Елизавета Филиппова подчеркнула, что необходимо продолжить работу по повышению профессиональной квалификации в области МСФО как сотрудников банковской сферы, так и сотрудников Банка России. Также необходимо охватить еще один контингент участников - это сотрудники налоговых органов и сотрудники государственных учреждений. Необходимо приступить к реализации пруденциального надзора на основе финансовой отчетности по МСФО с 1 января 2008 г. И необходимо продолжить работу, как это уже звучало в выступлении господина Грегсона, по сближению принципов российского бухгалтерского учета и МСФО (этому направлению деятельности посвящен отдельный компонент ТАСИСа).

Базель II и МСФО

В рамках секционных заседаний прозвучал доклад о точках соприкосновения МСФО и третьего компонента Базеля II, представленный вниманию слушателей Екатериной Некрасовой, старшим менеджером компании PricewaterhouseCoopers.

Выступавшая отметила, что в настоящее время наблюдается все большее сближение требований между Базелем II и МСФО, и важно именно на этом этапе осознать возможности, возникающие при комплексном подходе к внедрению тех и других требований, что может как принести определенные выгоды для кредитных организаций, так и, безусловно, привести к определенным сложностям.

Речь идет о третьем компоненте Базеля II, который нацелен на повышение транспарентности через увеличение прозрачности раскрываемой информации о рисках и капитале, и недавно введенном МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации", который заменил МСФО 30 "Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений" и МСФО 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации".

"Выпуск этого стандарта, который вступил в действие с января 2007 г., свидетельствует о том, что Совет по МСФО стал признавать риск неотъемлемой частью финансовой отчетности, что выразилось в расширении раскрываемой информации, качественном изменении этой информации. Также очень важно отметить, что мы теперь стремимся к тому, чтобы та информация, которая раскрывается в финансовой отчетности, отражала те данные, которые анализируются, используются ключевыми руководителями кредитных организаций при принятии решений. Мы отражаем информацию как бы глазами руководства", - подчеркнула Екатерина Некрасова.

В текстах того и другого документов существует взаимосвязь. В МСФО (IFRS) 7 в разделе "Основы для принятия решений" говорится о том, что данные указания соответствуют требованиям (известным как "Компонент 3") по раскрытию информации для банков, разработанным Базельским комитетом с тем, чтобы банки могли составлять, а пользователи получать единый набор информации о финансовых рисках.

В п. 813 третьего компонента Базельский комитет признает, что требования к раскрытию информации не должны противоречить требованиям бухгалтерских стандартов, носящим более общий характер.

В своем докладе Екатерина Некрасова остановилась на сходствах и различиях двух систем, на сложностях и проблемах, стоящих перед организациями, которые избирают комплексный подход к внедрению требований Базеля II и МСФО.

Было отмечено, что требования МСФО (IFRS) 7 носят более общий характер, в то время как требования третьего компонента Базеля II более детализированы. Если кредитная организация внедряет требования МСФО (IFRS) 7, то следует учитывать и требования третьего компонента Базеля II, которые могут быть использованы при раскрытии информации.

Екатерина Некрасова подчеркнула, что и в той, и в другой системе указано, что информация должна раскрываться с позиций руководства. Базельские рекомендации, как известно, применимы только к банкам, МСФО (IFRS) 7 применим ко всем организациям. Базель II применим ко всем рискам, с которыми сталкиваются банки, в то время как МСФО (IFRS) 7 ориентирован на риски, возникающие и относящиеся к финансовым инструментам.

Очень важным замечанием по типам риска является то, что в целом в Базеле II требуется раскрывать информацию по кредитным, рыночным рискам и по операционному риску, в то время как в МСФО (IFRS) 7 требуется раскрывать информацию по кредитному, рыночному и по риску ликвидности. Таким образом, из Базеля II выпадает риск ликвидности, а из МСФО (IFRS) 7 выпадает операционный риск. При этом если по рыночному риску имеется достаточно много перекрестных возможностей в достижении синергетического эффекта, то по кредитному риску это будет зависеть от тех подходов, которые кредитные организации будут использовать при оценке кредитного риска по Базелю II. Таким образом, есть возможности для синергии, но достаточно много и расхождений.

Выступавшая остановилась еще на одном важном аспекте - материальность или существенность. В третьем компоненте Базеля II прописано, что понимание существенности или материальности при раскрытии информации абсолютно совпадает с требованиями МСФО. Есть возможность достижения синергетического эффекта и с точки зрения периодичности раскрываемой информации. Отчет по МСФО в общем порядке представляется раз в год, хотя кредитные организации представляют и промежуточную отчетность ежеквартально либо раз в полгода. В третьем компоненте же прописано, что информация должна представляться раз в полгода, при этом отдельно оговаривается, что информация может представляться либо чаще, если речь идет об изменяющихся условиях или о каких-то крупных банках, которые действуют и на международных рынках, либо реже.

Екатерина Некрасова отметила, что в МСФО (IFRS) 7 введены новые требования по раскрытию ряда информации по классам финансовых инструментов. В Базеле II такого требования нет, но тем не менее в том, что касается кредитных рисков, многие данные, а также источники, из которых эти данные вводятся, очень схожи. И поэтому здесь надо стремиться к максимальному использованию синергии.

Докладчица подчеркнула, что использование комплексного подхода сокращает затраты на внедрение. Если сейчас внедрить требования МСФО (IFRS) 7, а через какое-то время внедрять требования Компонента 3, то можно сказать о дублировании и о дополнительных затратах.

При выборе такого подхода нужно учесть следующие основные задачи:

В заключение своего выступления Екатерина Некрасова подчеркнула, что и Базель II, и МСФО (IFRS) 7 имеют ряд общих требований и положений, так как оба эти документа направлены на то, чтобы сделать систему управления рисками банковских учреждений максимально прозрачной для пользователей отчетности. В преддверии внедрения требований Базеля II именно подготовка информации о рисках и управлении ими в рамках составления отчетности по МСФО может стать первым и очень важным шагом на этом пути.

Итоговые рекомендации

По итогам проведенных пленарного и секционных заседаний участниками XVI Международного банковского конгресса (МБК-2007) были даны рекомендации органам законодательной власти, Банку России, кредитным организациям и их ассоциациям <1>. Приведем некоторые из них.

<1> С полным текстом проекта рекомендаций можно ознакомиться на сайте http://mbk.spb.ru.

Органам законодательной власти Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти с участием Банка России.

  1. В целях дальнейшего укрепления национальной банковской системы, повышения уровня капитализации и конкурентоспособности банков активизировать усилия по внесению изменений в действующее законодательство и подготовке законопроектов, предусматривающих:

1.3. В области внедрения подходов, признанных в международной практике управления рисками, банковского регулирования и надзора:

Кроме этого, участниками конгресса были даны рекомендации продолжить работу по приближению Российских правил бухгалтерского учета к МСФО.

Банку России.

  1. Разработать нормативные акты, направленные:

6.1. На внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках соглашения "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II), в части Компонента 1 "Минимальные требования к капиталу".

Активизировать проводимую с участием банковского сообщества работу в отношении Компонента 2 ("Организация надзорного процесса") и Компонента 3 ("Рыночная дисциплина") по подготовке проектов нормативных актов. Предусмотреть реализацию в Компонентах 2 и 3 Базеля II принципов пропорциональности и соразмерности.

6.2. На внедрение в надзорную практику уточненных подходов к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, обеспечивающих единство оценок деятельности банков в рамках надзора и оценок соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.

6.3. На оптимизацию правил и процедур, применяемых при формировании уставного капитала кредитных организаций, в том числе предусматривающих либерализацию требований по оплате уставного капитала при первичном публичном размещении акций кредитной организации на открытом рынке.

6.4. На создание единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитных организаций под залог имущества из формируемого "единого пула обеспечения".

  1. В целях оптимизации состава, объемов и сроков предоставления банками всех видов отчетности разработать нормативные акты, предусматривающие:

7.1. Отражение в отчетности характера и реального уровня рисков, принятых кредитными организациями, имея в виду возможность использования этих сведений и для управления рисками.

7.2. Дифференциацию объемов и периодичности представления кредитными организациями в Банк России отчетности исходя из оценки Банком России экономического положения кредитной организации.

7.3. Введение унифицированных форматов сбора отчетности для кредитных организаций (проект по созданию Единой информационной системы поддержки деятельности Банка России по регулированию и развитию банковского сектора).

  1. Совместно с другими органами регулирования и контроля рассмотреть возможность обеспечения государственных организаций и ведомств необходимой информацией о деятельности кредитных организаций на основе соглашений об информационном взаимодействии с Банком России с целью сокращения объемов и потоков информации, представляемой кредитными организациями в различные государственные организации, исключения дублирующих показателей.
  2. Разработать нормативный акт Банка России, устанавливающий дифференцированные режимы надзора за банками, включая вопрос дифференциации режимов отчетности, исходя из оценки их экономического положения.
  3. Продолжать работу по развитию консолидированного надзора, в том числе трансграничного, включая анализ и оценку принимаемых банковскими/консолидированными группами и банковскими холдингами рисков на консолидированной основе.
  4. В целях совершенствования трансграничного банковского надзора расширять взаимодействие с надзорными органами зарубежных стран, в том числе на основе заключаемых соглашений о сотрудничестве в области надзора.
  5. Развивать взаимодействие с аудиторскими организациями по вопросам деятельности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп с учетом международных рекомендаций.

Кредитным организациям и их ассоциациям.

  1. Кредитным организациям, являющимся головными в банковских группах, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов совершенствовать процедуры управления рисками и достаточности капитала, основываясь на современных подходах к риск-менеджменту, в том числе отраженных в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору.
  2. Усилить внимание к вопросам достоверности учета и отчетности, в том числе консолидированной, повысить транспарентность деятельности за счет расширения состава и оперативности публикуемой кредитными организациями информации о своей деятельности (на собственных сайтах, а также на сайте Банка России в сети Интернет).
  3. Продолжить разработку стандартов корпоративной этики, стандартов качества банковской деятельности и механизмов контроля за их соблюдением, обращая особое внимание на качество разрабатываемых стандартов, способствовать их добровольному внедрению в банковскую практику, одновременно не допуская роста неоправданной нагрузки на банки.
  4. Внедрить в практику разработку планов мер и действий, обеспечивающих непрерывность деятельности банков в непредвиденных ситуациях. Базировать данную работу на проводимых экспертных оценках и самооценках уровня рисков, состояния корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля, информационной безопасности.

О.А.Глазкова

Издательский дом "Регламент"