Мудрый Экономист

"Терминальный" бизнес

"Главная книга", 2007, N 16

(О деятельности по приему платежей через терминалы самообслуживания)

Наверное, многие из наших читателей хотя бы раз воспользовались платежными терминалами (их еще называют платежными киосками) и наверняка оценили удобство оплаты через них различных услуг. Последние 3 года такие автоматы стали появляться, как грибы после дождя, во всех более-менее многолюдных местах: в супермаркетах и небольших магазинчиках, в торгово-развлекательных и деловых центрах, кинотеатрах и кафе, на АЗС, в метро, на вокзалах и аэропортах, в аптеках и вузах, даже в подъездах многоквартирных домов. А все почему? Потому что многие предприниматели постепенно поняли, что терминалы - довольно неплохой источник дохода.

В чем же секрет "терминального" бизнеса? Об этом, а также о многом другом мы и собираемся вам рассказать.

Историческая справка, или Как все начиналось

В 2001 г., когда в гору пошла мобильная связь, на этом, а именно на платежах за нее, решил заработать бывший глава департамента платежных систем и расчетов ЦБ РФ Ю. Мальцев. Он создал на базе банкомата Siemens автомат по приему наличных, а за ним первую, ныне одну из лидирующих в России в своей отрасли, компанию по приему платежей "Элекснет". Старт был ознаменован установкой десяти терминалов, а сейчас сеть "Элекснет" включает в себя примерно 2 тыс. терминалов, установленных в крупных городах России и Казахстана.

Масштабы "бедствия"

С момента появления первых терминалов этот рынок невероятно разросся. Также постоянно расширяется число видов платежей и география размещения терминалов.

Если раньше терминалы в большинстве своем были ориентированы на прием платежей в пользу сотовых операторов и интернет-провайдеров, то сейчас список услуг, которые можно оплатить через терминал, существенно пополнился.

Помимо мобильной связи и Интернета здесь IP-телефония и городская телефонная связь, цифровое и кабельное телевидение, коммунальные платежи, погашение потребительских кредитов, пополнение банковских счетов и карт, электронных кошельков, подписка на газеты и журналы. Нередко встречаются предложения по оплате посредством терминала штрафов в ГИБДД и даже услуг службы знакомств.

В ближайшей перспективе планируется использовать терминалы для оплаты бензина на АЗС, пользования стоянками и платными дорогами.

Примечание

И все-таки платежи за услуги сотовой связи пользуются пока наибольшей популярностью - их доля в общем объеме совершенных платежей составляет 95%. Доля платежей за коммерческое телевидение среди всех платежей, проходящих через терминалы, редко превышает 1%. Оставшиеся 4% - платежи за все прочие услуги.

Что касается "терминальной" географии, то в России уже не осталось места, куда бы не пробрались платежные киоски (за исключением, может, Земли Франца-Иосифа). Правда, и потребность в них в различных местах разная. К примеру, в Москве максимальная "нуждаемость" в терминалах составляет около 10 тыс. единиц, и рынок сейчас насыщен примерно на 70%. А вот для любого другого города-миллионера (кроме, пожалуй, Санкт-Петербурга) достаточно и 300 терминалов. Общее число терминалов в России, по разным оценкам, составляет 25 - 30 тыс. аппаратов. По мнению экспертов, своего потолка производство платежных терминалов достигнет к 2009 г., когда в России будет функционировать около 150 тыс. терминалов.

Секрет привлекательности

Сразу стоит оговориться вот о чем: прием платежей через терминал - это чаще всего дополнительный, а не основной бизнес. Тем, кто уже имеет собственное дело, платежный киоск выгоден потому, что он не только приносит дополнительный доход, но и позволяет расширить набор предоставляемых услуг, следовательно, увеличить поток клиентов и усилить эффект "сопутствующей покупки".

А вот людей, решающихся построить терминальную сеть, то есть сделать прием платежей своим основным источником дохода, сейчас мало, и одна из причин этому - двигающаяся семимильными шагами насыщаемость рынка. Для оптовой партии (10 и более штук) терминалов все труднее становится найти доходные места их размещения.

В то же время прием платежей через терминалы в качестве дополнительного бизнеса в настоящий момент находится на пике популярности. По данным аналитического агентства MForum Analytics, в 2006 г. только в московском регионе количество терминалов самообслуживания выросло с 1,8 до 5 тыс. Давайте посмотрим почему.

(+) Простота организации бизнеса. Для эксплуатации платежных автоматов не нужно получать лицензию, в отличие, к примеру, от тех же игровых автоматов, или регистрироваться в налоговом органе по месту нахождения терминала <1>.

Для начала нужно грамотно выбрать точку для размещения киоска самообслуживания. Большинство участников рынка считают, что выбор правильного места для терминала - самое сложное в этом бизнесе, ведь если место выбрано неграмотно, то окупаемость точки может не наступить вовсе. Терминал в центре города - не всегда выгодно, как правило, в спальном районе аппарат собирает больше денег.

В выбранной точке нужно арендовать место под терминал - 1 кв. м. Важно, чтобы там была электрическая розетка 220 В с заземлением.

Затем надо купить платежный терминал и заключить договор с одной из фирм - организаторов электронных платежных систем (далее - организатор ЭПС).

Для справки

Электронная платежная система - специализированная служба, позволяющая через Интернет совершать сделки и в режиме реального времени (on-line) производить расчеты между участниками, основанные на использовании авансового платежа.

Организатор ЭПС установит на терминал специальное программное обеспечение (ПО), позволяющее заниматься процессингом, иначе говоря, обработкой денежных перечислений (транзакций). К ЭПС терминал подключается через GPRS-модем или "выделенку". Все, аппарат готов к "отбору денег у населения".

Примечание

Терминалами торгуют как непосредственно производители, так и сами организаторы электронных платежных систем. В последнем случае клиент получит уже настроенный аппарат со всем необходимым ПО.

В настоящее время в России насчитывается около 100 организаторов ЭПС. По большому счету они различаются лишь количеством операторов, провайдеров и поставщиков других услуг, в пользу которых люди могут вносить платежи через терминал. Крупнейшими из организаторов ЭПС являются CyberPlat и E-Port (обороты за 2006 г. - 2,6 млрд долл. и 1,3 млрд долл. соответственно), также среди лидеров - Elecsnet, X-Plat и ОСМП (Объединенная система моментальных платежей). Число поставщиков услуг, которые можно оплачивать через эти электронные платежные системы, измеряется сотнями.

(+) Невысокий ценовой порог входа в бизнес. Основные затраты таковы.

1. Покупка терминала. Его стоимость в зависимости от модели и начинки колеблется от 60 до 180 тыс. руб., но, как правило, за 80 тыс. руб. можно приобрести (в том числе в кредит или в рассрочку) вполне приличный аппарат со всеми необходимыми функциями и высоконадежным купюроприемником, который пресекает попытки заплатить поддельными или ветхими банкнотами.

Примечание

Терминал не обязательно покупать, его можно арендовать или взять в лизинг. Это имеет смысл делать, к примеру, чтобы опробовать себя в этом бизнесе, проверить выбранное место расположения на доходность и проходимость либо когда терминалы нужны на время проведения какого-нибудь события (спортивные соревнования, выставка и пр.).

Здесь надо сказать еще вот о чем. Налоговые органы регулярно высказываются о том, что оплата различных услуг через терминал должна сопровождаться выдачей не безличной квитанции, а полноценного кассового чека. Следовательно, в терминал должен быть встроен кассовый аппарат, да не какой-нибудь, а определенная модель - фискальный регистратор ПРИМ-21К <2>. В противном случае владельцу терминала грозит административный штраф за неприменение ККМ <3>.

Но проблема в том, что далеко не все модели терминалов позволяют встроить под их кожух фискальный регистратор, а цена моделей с уже встроенным ФР - от 120 тыс. руб. и выше. Мало кто хочет на них раскошеливаться. Как правило, желание владельцев терминалов сэкономить пересиливает страх перед возможными претензиями со стороны налоговиков. И не без оснований. Во-первых, "поймать за руку" владельца, то есть зафиксировать невыдачу чека, крайне проблематично. Ведь протокол об административном правонарушении должен составляться в присутствии представителя организации <4>, а его никогда не бывает рядом с терминалом.

Во-вторых, последнее время суды все чаще стали признавать незаконными постановления налоговиков о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ в случае оказания услуг с использованием терминалов.

По имеющимся у редакции сведениям, Минфин совместно с ФНС, устав, видимо, бороться с ветряными мельницами, хотят выпустить разъяснения об отсутствии оснований для привлечения организаций и предпринимателей к ответственности за неприменение кассового аппарата в случае использования киосков самообслуживания.

К сведению

О судебных решениях по поводу использования фискальных регистраторов в платежных терминалах читайте в журнале "Главная книга", 2007, N 12, с. 72.

2. Аренда места под терминал. Здесь цена зависит в первую очередь от региона и конкретного места установки аппарата. К примеру, в Москве стоимость аренды квадратного метра в год варьируется от 500 долл. в спальном районе и до 3 - 3,5 тыс. долл. на Тверской улице, а в одном московском ТРЦ в центре города аренда места под терминал составляет уже порядка 5 тыс. долл. Установив терминал на улице, можно прилично сэкономить на арендной плате, но в этом случае придется раскошелиться на терминал повышенной прочности и морозоустойчивости.

3. Авансовый платеж, который владелец терминала должен регулярно вносить на депозитный счет, открытый для него в фирме - организаторе ЭПС. В пределах этих оборотных средств владелец киоска и может принимать платежи от населения.

Размер платежа опять-таки зависит от месторасположения терминала - оживленная точка или не очень. Как правило, на первый месяц "раскрутки" терминала 15 - 20 тыс. руб. аванса, что называется, хватит за глаза. В дальнейшем для бесперебойной работы аппарата необходимый минимальный резерв на счете должен быть не меньше 10 тыс. руб. в день на каждый действующий автомат. В праздники, особенно в канун Нового года или Первомая, эта сумма по понятным причинам должна быть больше.

При подключении к электронной платежной системе владелец терминала получает доступ (логин, пароль) к системе контроля за терминалом. Таким образом, он может с любого удаленного компьютера, подключенного к Интернету, контролировать работу аппарата, в том числе поверять остаток средств на депозитном счете электронной платежной системы и своевременно пополнять оборотные средства, чтобы терминал не прекратил принимать платежи.

Примечание

Система мониторинга удаленного доступа и контроля за терминалом (сетью терминалов) позволяет отслеживать массу вещей: режим работы терминала (исправен/не исправен), количество купюр в купюроприемнике и их номинал, количество и общую сумму платежей "за сегодня" и "за вчера", зависшие и неудачные платежи, состояние чековой ленты, техническое состояние принтера/фискального регистратора, купюроприемника, кнопочной клавиатуры, статистику приема платежей по операторам и много чего еще.

4. Страховка терминала и наличности в нем от пожара, стихийных бедствий и вандализма. Страховой тариф на год у разных страховщиков варьируется от 0,5 до 1,5% от стоимости терминала.

5. Текущие затраты владельца терминала состоят из следующих расходов:

Затраты на зарплату персонала и техобслуживание зависят от количества терминалов. Владельцу одного - двух аппаратов не нужен, к примеру, инкассатор, владелец в состоянии сам инкассировать деньги из терминала. А техническую поддержку можно поручить производителю терминала, заключив с ним договор на сервисное обслуживание.

(+) Сравнительно быстрый срок окупаемости терминалов и неплохая доходность бизнеса. Не нефтяная скважина, конечно, но все-таки...

Здесь опять же все зависит от места установки аппарата. По оценке экспертов, средний платеж за транзакцию в столице - от 70 до 100 руб., в регионах - 30 - 50 руб. Оборот одного терминала составляет примерно 5 - 7 тыс. руб. в день для места с низким потоком клиентов и 15 - 20 тыс. руб. в день для многолюдных мест. В крупных городах выбор точки приема платежей считается удачным, если за день оборот одного терминала составляет 60 тыс. руб. (1,8 млн руб. в месяц). Правда, в Москве есть точки со скоростью 60 транзакций в минуту, но они все уже разобраны крупными игроками на этом рынке. Участники рынка говорят, что еще год назад чистая прибыль от одного автомата в Москве в зависимости от места расположения составляла от 15 до 60 тыс. руб. за месяц. Сейчас из-за насыщения рынка, а также из-за уменьшения размера вознаграждения от некоторых операторов (в отдельных случаях - от 4 до 1,5%) маржа постепенно падает. Таким образом, окупаемость киоска может наступить как через полгода, так и через полтора. По словам руководителя одного из крупных организаторов ЭПС, при грамотном ведении бизнеса средняя окупаемость аппарата стоимостью около 3 тыс. долл. составит один год. Для этого сумма его ежедневного оборота должна быть не меньше 12 тыс. руб.

-------------------------------

<1> Письмо Минфина России от 05.09.2006 N 03-02-07/1-240.
<2> Письма ФНС России от 20.09.2006 N 06-9-10/322@, от 18.05.2006 N ММ-6-06/511@.
<3> Статья 14.5 КоАП РФ.
<4> Пункты 3 - 6 ст. 28.2 КоАП РФ.

Как работает терминал

Принцип работы терминала довольно прост.

  1. Клиент вводит, к примеру, номер своего мобильного телефона.
  2. Происходит проверка существования такого телефонного номера.
  3. Платежная система получает подтверждение, что такой номер существует.
  4. Клиент оплачивает нужную сумму через купюроприемник.
  5. Проверяется наличие средств на депозитном счете владельца терминала. Далее производится снятие суммы платежа с депозитного счета в пользу оператора сотовой связи. Эта сумма поступает на счет оператора и уже оператором зачисляется на мобильный номер клиента.
  6. Терминал выдает клиенту квитанцию (чек). Кстати, на квитанции, как правило, указан телефон платежной системы, а также владельца терминала - организации или предпринимателя, по которому клиент может обратиться с вопросом или жалобой на работу терминала.

По тому же принципу происходит оплата прочих услуг. Несмотря на большое количество подтверждений и действий между терминалом, организатором ЭПС и поставщиком услуги, все эти действия происходят в считанные секунды и деньги зачисляются на лицевой счет клиента практически сразу.

--------------------------------------¬ ----------------------------------------------------¬
¦ Пользователь терминала ¦ ¦ Поставщик услуги ¦
L----T----------T----------------T----- L--------T------------------T------------------T-----
¦ ¦ /¦ ¦ /¦ /¦
-----+-----¬ ---+--------¬ ------+----¬ ---------+-------¬ ---------+-----¬ -----------+----¬
¦ 1. Ввод ¦ ¦6. Внесение¦ ¦12. Выдача¦ ¦4. Подтверждение¦ ¦3. Авторизация¦ ¦9. Перечисление¦
¦ номера ¦ ¦ денег ¦ ¦ квитанции¦ ¦ авторизации ¦ ¦клиента в базе¦ ¦ денег ¦
¦ телефона ¦ ¦ в терминал¦ ¦ (чека) ¦ ¦ клиента ¦ ¦ поставщика ¦ ¦ поставщику ¦
¦(договора,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ услуг ¦ ¦ услуги ¦
¦банковской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ карты и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ пр.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----T------ L--T--------- L-----T----- L--------T-------- L--------T------ L----------T-----
¦ ¦ ---------------- L-------------¬ ¦ ¦
¦/ ¦/¦ ¦/ ¦ ¦
-----+----------+-+¬ -----------------------------------¬ --+----+--------------¬ ¦
¦Платежный терминал+--+ 2. Авторизация пользователя +-->¦Электронная платежная¦ ¦
¦ ¦ L----------------------------------- ¦ система ¦ ¦
¦ ¦ -----------------------------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦<-+ 5. Подтверждение авторизации +---+ ¦ ¦
¦ ¦ L----------------------------------- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ -----------------------------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ +--+ 7. Подтверждение внесения денег +-->¦ ¦ ¦
¦ ¦ L----------------------------------- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ -----------------------------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦<-+11. Подтверждение зачисления денег+---+ ¦ ¦
L------T------------ L----------------------------------- L-T-----------T-------- ¦
¦ ¦ /¦ ¦
¦ ----------- ¦ ¦
-------+---------------¬ ----------------------------+-------¬ ------------+-----¬ ¦
¦13. Инкассация выручки¦ ¦8. Передача сигнала о необходимости¦ ¦10. Подтверждение¦ ¦
¦ ¦ ¦ перевода денег на счет поставщика ¦ ¦ перевода денег ¦ ¦
¦ ¦ ¦ услуги ¦ ¦ ¦ ¦
L------T---------------- L---------------------------T-------- L-----------T------ ¦
¦ L------------------¬ ¦ ----------
¦/ ¦/ ¦ ¦
-------+--¬ ---------------¬ ---------------¬ ------------------¬ --+--+--+-¬
¦ Владелец¦ ¦ 14. Внесение ¦ ¦ Банк, где ¦ ¦15. Перевод денег¦ ¦Банк, где¦
¦терминала+--+ выручки +->¦ открыт +--+ для пополнения +->¦ открыт ¦
¦ ¦ ¦ на расчетный ¦ ¦ расчетный ¦ ¦депозитного счета¦ ¦расчетный¦
¦ ¦ ¦счет владельца¦ ¦счет владельца¦ ¦ владельца ¦ ¦ счет ЭПС¦
L---------- L--------------- L--------------- L------------------ L----------

Взаимоотношения участников бизнеса

Теперь скажем о юридической стороне дела, иными словами, на основании каких документов ведут свою деятельность участники "терминального" бизнеса.

Так, платежная система взаимодействует с поставщиками услуг на основании посреднических договоров (договоров поручения либо агентских договоров), заключаемых с каждым из поставщиков в отдельности <5>. По условиям договора организатор ЭПС принимает на себя обязательства от имени и по поручению поставщика услуги принимать платежи в его пользу. При этом от каждого поставщика у организатора ЭПС есть доверенность (с правом передоверия) на совершение действий по приему платежей <6>. Поставщик же обязуется за это выплачивать организатору ЭПС вознаграждение <7>. Ориентировочный его размер составляет 5% от суммы транзакции, но, поскольку величина вознаграждения зависит от ряда факторов - объемов продаж поставщика, используемых при этом каналов и др., конкретный размер оговаривается с каждым поставщиком отдельно. Как правило, организатор ЭПС самостоятельно удерживает свое вознаграждение с суммы каждого проводимого через нее платежа в пользу поставщика.

В свою очередь с владельцем терминала (дилером) организатор ЭПС заключает субагентский договор, по которому дилер за вознаграждение обязуется принимать платежи в пользу всех поставщиков услуг, с которыми у организатора ЭПС заключены договоры, действуя при этом на основании доверенностей, выданных дилеру платежной системой в порядке передоверия от имени поставщиков <8>. Дилерское вознаграждение складывается из двух частей:

  1. вознаграждение от платежной системы. Его конкретный размер определяется договором. В среднем вознаграждение составляет 1,5 - 2,5% от суммы каждого платежа. В зависимости от условий договора это вознаграждение выплачивается организатору ЭПС:
  1. разовая комиссия с клиентов-плательщиков. Ее размер устанавливает сам владелец в каждой точке, средняя комиссия на рынке - от 2 до 5% от суммы платежа. К примеру, клиент вводит в терминал 100 руб. в пользу оператора сотовой связи, а с депозитного счета владельца терминала списывается 98 или 95 руб. (в зависимости от установленной комиссии). Разница идет в доход владельца аппарата в тот же день, как деньги попали в терминал.

Но в отношении некоторых поставщиков услуг договором с организатором ЭПС может быть запрещено устанавливать такую комиссию либо ее предельный размер строго оговаривается (например, не более 3% от платежа).

Таким образом, все "условия игры", включая размеры комиссии с клиентов, владельцу терминала диктует организатор ЭПС.

После того как владелец терминала отчитается перед организатором ЭПС, последний в свою очередь отчитывается перед поставщиками услуг и получает свое вознаграждение.

Агентский договор + Доверенности  Субагентский договор + Доверенности
---------------------¬ ----------------------¬
¦ ¦/ ¦ ¦/
--------+-------¬ -------+-----+----¬ -----------+-------¬
¦Поставщик услуг¦ ¦Платежная система¦ ¦Владелец терминала¦
L-------T-------- L------T-----T----- L----------T--------
¦ /¦ ¦ /¦
L--------------------- L----------------------
Вознаграждение ~= 5% Вознаграждение ~= 2,5%

Из схемы построения отношений видно, что поставщик услуг практически ничем не рискует, но теряет около 5% суммы.

Владелец терминала несет риски:

А риски, связанные с непоступлением денег к поставщику услуг, в основном лежат на платежной системе. Чаще всего пользователи терминалов (клиенты) жалуются его владельцу на потерю платежа: мол, терминал принял деньги, но деньги на счет не пришли. Это может случиться по двум причинам.

  1. Клиент ввел в терминал ошибочные данные (не тот номер телефона или договора), соответственно, пополнил чужой баланс. Понятно, что в этом случае никакой вины владельца терминала нет. В такой ситуации клиент должен в максимально короткий срок лично или по факсу направить компании - поставщику услуги либо в адрес платежной системы (ее данные можно узнать непосредственно в меню терминала (раздел "Общая информация") либо у его владельца) заявление на корректировку ошибочной сделки. Вот его примерная форма.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ В компанию "ОСМП"¦
¦ Копия: в _____ (название оператора сотовой связи)¦
¦ ¦
¦ Заявление ¦
¦ ¦
¦ Я, Ф.И.О., серия и номер паспорта, дата платежа, ошибочно¦
¦пополнил баланс телефона (XXX) XXX-XX-XX в сумме _____ руб.¦
¦Прошу перечислить указанную сумму на телефон (YYY) YYY-YY-YY.¦
¦Абонент верного номера телефона - Ф.И.О. Копия извещения об¦
¦оплате прилагается. ¦
¦ ¦
¦ Подпись, дата, контактный телефон ¦
L-----------------------------------------------------------------

Правда, поставщик услуги оставляет за собой право оставить корректировку без ответа. Очевидно, поставщик не возвратит деньги, если они потрачены другим случайно осчастливленным клиентом.

  1. Технический сбой в работе платежной системы либо проблемы с зачислением средств у поставщика услуги. Если терминал выдал клиенту чек, значит, в момент проведения платежа аппарат был на связи. Соответственно, информация о платеже была передана на сервер ЭПС, которая, в свою очередь, передала информацию поставщику услуги и списала необходимые средства с депозита владельца терминала. В этом случае владелец терминала считается выполнившим свои обязательства перед клиентом. Для розыска "зависшего" платежа владельцу терминала нужно позвонить в службу технической поддержки организатора ЭПС, где ему расскажут, в каком состоянии находится платеж.

Если же терминал деньги принял, но чек не выдал, это означает, что терминал в момент приема денег потерял связь с сервером. В этом случае владелец терминала с помощью системы удаленного контроля за терминалом увидит "зависший" платеж и самостоятельно перепроведет его позднее.

-------------------------------

<5> Главы 49, 52 ГК РФ.
<6> Статьи 971, 975 ГК РФ.
<7> Статья 972 ГК РФ.
<8> Статья 1009 ГК РФ.

Тучи сгущаются?

На протяжении всего времени, что существует "терминальный" бизнес, периодически вставал вопрос о законности приема наличных платежей через киоски самообслуживания. Дело в том, что перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов относится к банковским операциям, на совершение которых требуется банковская лицензия <9>. Однако еще в 2002 г. Банк России дал несколько ответов на частные запросы ряда организаций <10>, смысл которых сводился к тому, что операции по приему денежных средств от граждан не относятся к банковским операциям в тех случаях, когда обязательства физлиц по оплате предоставленных поставщиками услуг считаются исполненными в момент внесения денежных средств посреднической организации. Но проблему это не решило.

И вот в августе прошлого года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", разрешающие коммерческим организациям (именно организациям, а не предпринимателям), не являющимся банками, без лицензии ЦБ РФ от своего имени осуществлять перевод денежных средств по поручению "физиков" без открытия банковских счетов. Правда, только в части принятия от физлиц наличных денег в качестве платы за услуги электросвязи (телефон, Интернет), за жилое помещение и коммунальные услуги <11>. Но! При этом у организации - сборщика платежей обязательно должны быть в наличии два договора:

  1. между ней и банком, через который и за счет которого она будет производить перевод денег на счет организации - поставщика услуг (договор 1, см. схему ниже);
  2. между банком и конечным получателем средств, то есть поставщиком услуг (договор 2, см. схему ниже). Последний, в свою очередь, должен уплачивать банку комиссию за перевод денег.

К сведению

Проследить историю принятия поправок в "банковский" Закон вы можете по публикациям в рубрике "Проекты", журнал "Главная книга", 2006, N N 3, 14.

Примечание

Кстати, первоначально законодатели хотели вообще исключить перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов из перечня банковских операций <12>, но банковское сообщество грудью встало на защиту своих интересов, и номер с исключением не прошел. И это легко объяснимо: банки тоже хотят свою долю от оборота. Как мы уже упоминали, годовые обороты терминальных платежей исчисляются миллиардами долларов, а по агентской схеме никакой комиссии банкам за проведение таких платежей не достается.

Одновременно были внесены изменения в Закон о защите прав потребителей, предусматривающие, что:

  1. либо в кассу исполнителя (поставщика услуг),
  2. либо в банк,
  3. либо в кассу коммерческой организации, не являющейся банком, имеющей право принимать плату за оказанные услуги (выполненные работы) в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности;

Таким образом, новая схема работы по приему платежей должна, по идее, выглядеть следующим образом.

------------------¬                                    ----------¬
¦Организация (а не¦ ----------¬ -----¬ ----------¬ ¦Поставщик¦
¦ предприниматель)¦<-+Договор 1+->¦Банк¦<-+Договор 2+->¦ услуги ¦
¦ - владелец ¦ L---------- L----- L---------- ¦ ¦
¦ терминала ¦ ¦ ¦
L------------------ L----------

Обратите внимание, что в отличие от существующей схемы никакой документарной связи между владельцем терминала и поставщиком услуги нет.

В то время указанные поправки не вызвали особого ажиотажа среди терминальщиков, поскольку по существующей тогда и на настоящий момент агентской схеме владельцы терминалов принимали платежи от имени и по поручению поставщика услуги. Формально эти поправки их никак, вроде бы, не касались, и никому в голову не пришло, что прием денег через терминал - это банковская операция.

Однако летом нынешнего года, так сказать, "вдогонку" к поправкам в Закон о банках и банковской деятельности вышло Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1842-У, в котором недвусмысленно дается понять, что вышеназванные поправки касаются терминальщиков самым что ни на есть тесным образом. Указание вступит в силу лишь 12 ноября 2007 г., таким образом, владельцам терминалов как бы дают время привести свою работу в соответствие с нововведениями: заключить соответствующие договоры и пр.

На первый взгляд согласно поправкам и Указанию из "терминальной" цепочки начисто выпадает такое звено, как платежная система. Владелец терминала все свои действия должен будет согласовывать с банком, через который будут идти платежи. При этом владелец терминала не имеет права никому перепоручить прием наличных от граждан. Деньги из терминала надлежит вносить не на свой депозит в ЭПС для пополнения оборотных средств, а нести прямиком в "партнерский" банк.

Примечание

К слову сказать, недавно зампредседателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам П. Медведев направил в Генпрокуратуру депутатский запрос с просьбой детально проверить всю цепочку участников сферы услуг по приему денежных платежей через терминалы. Якобы функционирование таких терминалов не вписывается в рамки Закона о банковской деятельности и происходит при полном отсутствии надзора со стороны регулирующих органов. Медведев подчеркивает, что это абсурдная ситуация, когда банковские операции совершаются вне банковской системы.

Возникает резонный вопрос: как же быть действующим владельцам терминалов и тем, кто только прикидывает на себя этот бизнес? Неужели им придется бегать в поисках банков, желающих с ними сотрудничать? Что мелким пунктам приема платежей (с небольшой проходимостью) пора уже потихоньку сворачивать свою работу из-за того, что ни банкам, ни поставщикам просто будет невыгодно с ними сотрудничать? Означает ли это, что с выходом Указания ЦБ РФ в корне меняется вся система работы в этой сфере? И куда денутся платежные системы, которые в настоящее время являются едва ли не основными участниками этого бизнеса?

Сложившуюся ситуацию по нашей просьбе прокомментировали представители некоторых крупнейших платежных систем в России (нас попросили не указывать ни их имен, ни названий компаний). Вот что нам сказали в одной ЭПС:

"Конечно, никуда платежные системы не денутся. В настоящее время мы определяемся, по какой юридической схеме мы будем строить свои взаимоотношения с нашими дилерами, и уже есть несколько четких вариантов. Как только мы выберем наилучший, наши партнеры (агенты) будут об этом извещены и, конечно, мы возьмем на себя подготовку всех необходимых документов. Сами подумайте, быстрое переключение приема терминальных платежей на банки невозможно даже чисто технически - мало кто, даже из крупных розничных банков, имеет в своем распоряжении специализированный процессинговый центр, способный обрабатывать миллионы транзакций в день. Кроме того, многие эксперты, в том числе юристы, считают, что и после вступления в силу Указания ЦБ N 1842-У существует возможность работы по агентским договорам согласно гл. 52 ГК РФ. Ни свободу договора, ни Гражданский кодекс РФ пока никто еще не отменял".

В другой ЭПС были немного конкретнее:

"Принятые поправки содержат целый ряд факторов, делающих их невозможными для применения. Рынок моментальных платежей все равно будет работать, просто кто-то в большей степени соблюдая закон, а кто-то - в меньшей. Один из вариантов работы, который мы хотим предложить своим дилерам после выхода Указания ЦБ РФ, - перезаключить договоры, чтобы одной стороной по договору выступал наш обслуживающий банк. С банком все предварительные договоренности уже достигнуты. Однако полностью из схемы мы не выпадем, просто перестанем проводить через себя платежи, при этом в договорной документации мы будем фигурировать как "участники, осуществляющие информационно-технологическое взаимодействие между сторонами".

Давайте теперь рассмотрим вопросы бухгалтерского учета и налогообложения "терминального" бизнеса.

-------------------------------

<9> Пункт 9 ст. 5, ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
<10> Например, Письма ЦБ РФ от 24.09.2002 N 08-31-1/3390, от 20.11.2002 N 31-1-6/237.
<11> Федеральный закон от 27.07.2006 N 140-ФЗ; ст. 13.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.07.2006).
<12> См. пояснительную записку к законопроекту N 248022-4.
<13> Статья 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 27.07.2006).

Прием денег через терминал и ЕНВД несовместимы

Сразу скажем, что посредническая деятельность по приему от населения платежей за различные услуги (мобильной связи, услуги ЖКХ, коммерческое телевидение, телефон, Интернет и др.) через платежные терминалы не переводится на уплату ЕНВД, так как эта деятельность является финансовым посредничеством (код по ОКУН 801300 <14>) и не относится к бытовым услугам населению (код ОКУН 010000) <15>.

Таким образом, с дохода от посреднической деятельности по приему от населения платежей через терминалы нужно платить налоги в соответствии с общей системой налогообложения (ОСНО) либо с УСНО. Если в муниципалитете введена "вмененка" и организация (предприниматель) платит ЕНВД, например по розничной торговле, то при установке терминала в магазине придется вести раздельный учет по рознице и приему платежей через терминал <16>.

К сведению

О наших рекомендациях по организации раздельного учета при одновременном ведении деятельности, облагаемой и не облагаемой ЕНВД, см. в журнале "Главная книга", 2007, N 9, с. 39.

-------------------------------

<14> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
<15> Письма Минфина России от 04.04.2007 N 03-11-05/63, от 11.07.2005 N 03-11-04/3/09.
<16> Пункт 7 ст. 346.26 НК РФ.

Учет доходов при приеме платежей через терминал

Деятельность по приему платежей построена на том, что сначала владелец терминала вносит авансовый платеж, за счет которого платежная система и проводит платежи граждан. А уже в конце дня владелец терминала изымает из него деньги.

В какой момент организация (предприниматель), принимающая от граждан через терминал оплату разных услуг, должна учесть вознаграждение в доходах в зависимости от применяемой системы налогообложения, показано в таблице.

Операция       
Налоги                                          
ОСНО                         
УСНО              
НДС (18%)     
Налог на      
прибыль (24%)
Объект  
"доходы"
(6%)
Объект   
"доходы
минус
расходы"
(15%)
Вознаграждение 
от организатора
ЭПС
НДС с суммы   
вознаграждения
начисляется
в день
утверждения
организатором
ЭПС отчета
агента <17>
Сумма         
вознаграждения
включается
в доходы
в день
утверждения
организатором
ЭПС отчета
агента <18>
Сумма             
вознаграждения
включается
в доходы в день,
когда получено
вознаграждение
от организатора
ЭПС <19>
Дополнительное 
вознаграждение
от гражданина
НДС с суммы   
вознаграждения
начисляется
в день оплаты
услуг
гражданином
<20>
Сумма         
вознаграждения
включается
в доходы
в день оплаты
услуг
гражданином и
оприходования
вознаграждения
в кассу <18>
Сумма             
вознаграждения
включается
в доходы в день
оплаты услуг
гражданином и
оприходования
вознаграждения
в кассу <19>
Деньги, изъятые
из платежного
терминала и
перечисляемые
организатору
ЭПС, за минусом
дополнительного
вознаграждения
Не облагаются 
НДС
Не включаются в доходы, так как  
поступили в связи с исполнением
агентского договора и подлежат
перечислению организатору ЭПС
<21>

Порядок отражения в бухгалтерском учете агента деятельности по приему платежей от граждан через терминал рассмотрим на примере.

Пример. Отражение в учете агента операций по приему платежей через терминал

Условие

Организация заключила с организатором ЭПС субагентский договор, по которому она от имени и по поручению поставщика услуг принимает через платежный терминал платежи за оказанные поставщиком услуги (имеются доверенности от имени поставщиков услуг).

Организатор ЭПС установил, что организация вносит авансовый платеж на депозитный счет, открытый в фирме - организаторе ЭПС (далее - лимит операций), в сумме 10 000 руб. в день.

Договором предусмотрено, что по окончании месяца после утверждения отчета агента организатор ЭПС выплачивает вознаграждение в размере 1% (включая НДС по ставке 18%) от суммы принятых платежей.

Согласно договору агент не может взимать дополнительное вознаграждение от сумм, поступающих за оплату услуг "МТУ-Интел", "Ростелеком".

Дополнительное вознаграждение за оплату услуг "Вымпелком" составляет 2% (включая НДС по ставке 18%) от суммы принятого платежа.

За услуги остальных поставщиков услуг размер дополнительного вознаграждения не органичен. Организация установила его в размере 3% (включая НДС по ставке 18%) от суммы принятого платежа.

30 июня в платежный терминал поступила сумма 9000 руб., в том числе платежи в пользу:

Из нее дополнительное вознаграждение агента составило 200 руб., в том числе по платежам в пользу:

2 июля агент составил отчет, согласно которому сумма принятых им платежей (за минусом дополнительного вознаграждения) составляет 8800 руб., а сумма вознаграждения, причитающаяся от организатора ЭПС, за июнь составляет 88 руб. (8800 руб. x 1%).

Организатор ЭПС отчет агента утвердил.

Решение

В бухгалтерском учете агента делаются следующие записи.

Содержание        
операции
Дт           
Кт           
Сумма  
Пояснения       
                       В день перечисления аванса                      
Перечислены деньги
организатору ЭПС
в размере
установленного
лимита
76-"Расчеты с
организатором
ЭПС" - "Лимит
операций"
51           
 10 000
              30 июня - в день изъятия денег из терминала              
Получены деньги   
от населения
в оплату услуг
поставщика
50           
76-"Расчеты с
организатором
ЭПС" -
"Население"
  8 800
Деньги,         
предназначенные
для перечисления
поставщикам
услуг,
отражаются
на отдельном
счете за минусом
дополнительного
вознаграждения,
сразу
удерживаемого
агентом
(9000 руб. -
200 руб.).
Если в терминале
установлена
ККТ, то сумма
полученных
денег по итогам
дня отражается
на основании
Z-отчета.
Если в терминале
нет ККТ, то
сумма изъятых
из терминала
денег
приходуется
на основании
приходного
кассового ордера
Признан доход     
агента в виде
дополнительного
вознаграждения
50           
90-1         
    200
Полученное      
от граждан
вознаграждение
можно сразу
отразить как
выручку и
не делать две
проводки:
Дт 62 Кт 90,
Дт 50 Кт 62
Отражен НДС       
к уплате в бюджет
с полученного
вознаграждения
90-3         
68-НДС       
     31
Исчисленный с   
дополнительного
вознаграждения
НДС составит
31 руб.
(200 руб. x
18/118).
В данной
ситуации можно
выписать счет-
фактуру, где
получателем
будет являться
"население", и
указать в нем
сумму
дополнительного
вознаграждения
и исчисленную с
него сумму НДС.
Этот счет-
фактуру надо
будет отразить
в книге продаж
Организатором ЭПС 
при поступлении
заявки об оплате
услуг поставщику
списаны деньги
агента из лимита,
зарезервированного
в платежной
системе
76-"Расчеты с
организатором
ЭПС" -
"Население"
76-"Расчеты с
организатором
ЭПС" -
"Лимит
операций"
  8 800
  2 июля - на следующий рабочий день после изъятия денег из терминала  
Сданы в банк      
выручка и деньги,
предназначенные
для перечисления
поставщикам услуг
51           
50           
  9 000
Перечислены деньги
организатору ЭПС
на пополнение
установленного
лимита
76-"Расчеты с
организатором
ЭПС" -
"Лимит
операций"
51           
  8 800
               2 июля - в день утверждения отчета агента               
Признан доход     
агента в виде
вознаграждения от
организатора ЭПС
62 -         
"Организатор
ЭПС"
90-1         
     88
Отражен НДС       
к уплате в бюджет
с вознаграждения
от организатора
ЭПС
90-3         
68-НДС       
     13
Исчисленный     
с вознаграждения
НДС составит
13 руб.
(88 руб. x
18/118).
На сумму
полученного от
организатора ЭПС
вознаграждения
агент должен
составить счет-
фактуру в двух
экземплярах:
- один
зарегистрировать
у себя в книге
продаж;
- второй
передать
организатору ЭПС
Получено          
вознаграждение от
организатора ЭПС
51           
62-          
"Организатор
ЭПС"
     13
Если сумма      
вознаграждения
засчитывается в
счет пополнения
лимита, то
делается
проводка:
Дт 76-"Расчеты
с организатором
ЭПС" - "Лимит
операций" Кт 62

-------------------------------

<17> Статья 156, пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ.
<18> Пункты 1, 2 ст. 249, п. п. 1, 3 ст. 271 НК РФ.
<19> Пункты 1, 2 ст. 249, п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ.
<20> Статья 156, пп. 1, 2 п. 1 ст. 167 НК РФ.
<21> Пункт 1 ст. 249, пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 346.15 НК РФ.

Учет расходов при приеме платежей через терминал 1. Платежный терминал как объект бухгалтерского и налогового учета

Организация (предприниматель) может либо купить терминал, либо арендовать его.

Поскольку мы рассматриваем прием платежей через терминал как дополнительный бизнес (который увеличивает поток клиентов и усиливает эффект "сопутствующей покупки"), то все расходы, связанные с входом в "терминальный бизнес", а именно:

в целях исчисления налога на прибыль будут являться косвенными расходами и в полной сумме уменьшать доходы от реализации текущего месяца <22>.

В таблице приведен порядок учета затрат на покупку терминала в бухгалтерском и налоговом учете в зависимости от применяемого режима налогообложения.

Бухгалтерский учет     
Налоговый учет                          
ОСНО         
УСНО с объектом "доходы   
минус расходы"
Платежный терминал является основным средством, так как его     
стоимость более 10 000 руб. и срок полезного использования более
1 года <23>
Первоначальная стоимость терминала   
складывается из <24>:
- стоимости, уплаченной продавцу
в соответствии с договором;
- стоимости затрат на доставку
терминала до места его установки,
если продавец берет деньги
за доставку. Но большинство продавцов
доставляют терминалы бесплатно
Первоначальная стоимость  
терминала складывается
из <25>:
- стоимости, уплаченной
продавцу в соответствии
с договором с учетом НДС;
- стоимости затрат
на доставку терминала
до места его установки с
учетом НДС, если продавец
берет деньги за доставку
И для бухгалтерского, и для налогового учета срок полезного     
использования терминала определяется на основании Классификации
основных средств <26>. Однако платежный терминал по приему
наличных денег непосредственно к какой-либо группе
амортизируемого имущества не отнесен. Поэтому срок его полезного
использования можно установить самостоятельно исходя
из технической документации изготовителя <27>. Производители
платежных терминалов устанавливают срок эксплуатации 10 лет. Это
значит, что платежные терминалы попадают в пятую амортизационную
группу - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет
до 10 лет включительно <28>
Стоимость терминала ежемесячно       
списывается на расходы в течение
срока его полезного использования
посредством начисления амортизации
линейным методом (чтобы не было
расхождений между бухгалтерским и
налоговым учетом), закрепленным
в приказе об учетной политике <29>.
Начислять амортизацию по терминалу
надо с 1-го числа месяца, следующего
за месяцем ввода его в эксплуатацию
(в бухучете проводка Дт 01 Кт 08-4)
<30>
Первоначальная стоимость  
терминала с учетом НДС
включается в расходы
начиная с того отчетного
(налогового) периода,
в котором произошло
последним по времени одно
из следующих событий <35>:
- полная или частичная
оплата терминала;
- ввод его в эксплуатацию.
При этом списывать
стоимость терминала нужно
в течение года равномерно
на последнее число каждого
квартала <36>
Ежемесячная сумма      
амортизации является
расходом по обычным
видам деятельности <31>
Начисленная  
сумма
амортизации
относится
к расходам,
связанным с
производством
и реализацией
<32>
Суммы НДС, относящиеся к стоимости   
платежного терминала и к расходам
по его доставке, принимаются к вычету
после принятия его на учет в качестве
объекта основных средств <33>. Кроме
того, для правомерного вычета НДС
должны соблюдаться и другие условия
<34>:
- имеется счет-фактура;
- терминал куплен для операций,
облагаемых НДС

К сведению

О порядке учета в расходах при УСНО частично оплаченной стоимости основного средства и отражении ее в Книге учета доходов и расходов см. в журнале "Главная книга", 2006, N 15, с. 34.

К сведению

О порядке формирования налоговой базы по налогу на имущество читайте в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2007, N 3.

Как только организация, применяющая ОСНО, ввела платежный терминал в эксплуатацию (в бухучете сделана проводка Дт 01 Кт 08), он становится объектом обложения налогом на имущество <37>. При этом в налоговую базу включается остаточная стоимость терминала (первоначальная за минусом износа) <38>.

К сведению

О порядке заполнения и представления декларации по налогу на имущество см. в журнале "Главная книга", 2004, N 13, с. 60.

Если организация (предприниматель) арендует терминал, то:

При аренде терминала налог на имущество платить не придется. Налог уплачивает собственник-арендодатель, так как терминал числится у него на балансе.

-------------------------------

<22> Пункты 1, 2 ст. 318 НК РФ.
<23> Пункт 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 1 ст. 256, п. 4 ст. 346.16 НК РФ.
<24> Пункты 7, 8, 12 ПБУ 6/01; п. 1 ст. 257 НК РФ.
<25> Пункты 7, 8, 12 ПБУ 6/01; п. 1 ст. 257, п. 4 ст. 346.16 НК РФ; Письмо Минфина России от 04.11.2004 N 03-03-02-04/1/44.
<26> Утверждена Постановлением Правительством РФ от 01.01.2002 N 1; п. п. 1, 4 ст. 258, п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
<27> Пункт 5 ст. 258 НК РФ; Письмо УМНС России по г. Москве от 03.10.2003 N 26-12/55249.
<28> Пункт 3 ст. 258 НК РФ.
<29> Пункты 17, 18 ПБУ 6/01; п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н; п. 1 ст. 256, п. п. 1 - 4 ст. 259 НК РФ.
<30> Пункт 21 ПБУ 6/01; п. 2 ст. 259 НК РФ.
<31> Пункты 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
<32> Подпункт 3 п. 2 ст. 253 НК РФ.
<33> Пункт 1 ст. 172 НК РФ.
<34> Подпункт 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
<35> Подпункт 1 п. 3, п. 4 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
<36> Пункт 3 ст. 346.16 НК РФ.
<37> Пункт 1 ст. 374, п. 1 ст. 373 НК РФ.
<38> Статьи 375, 376 НК РФ.
<39> Подпункт 10 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.
<40> Подпункты 4, 8 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

2. Другие расходы при входе в "терминальный бизнес"

Вид       
расхода
Учет при ОСНО                        
Учет при УСНО  
с объектом
"доходы минус
расходы"
бухгалтерский     
налоговый         
Аренда    
места под
терминал
Этот расход учитывается так же, как и аренда самого  
платежного терминала (см. выше)
Страховка 
терминала
и
наличности
в нем
от пожара,
стихийных
бедствий и
вандализма
Страховая премия  
по договору
добровольного
страхования
имущества
на момент уплаты
отражается
в качестве аванса
(Дт 76-1 "Расчеты
по имущественному
и личному
страхованию"
Кт 51), а затем
признается
равномерно
в составе затрат
по обычным видам
деятельности
в течение срока
действия договора
страхования
(Дт 20, 26, 44
Кт 76-1) <41>
Страховая премия  
по договору
добровольного
страхования
имущества
учитывается
в составе прочих
расходов,
связанных
с производством и
реализацией,
в размере
фактических
затрат <42>.
Если договором
предусмотрена
уплата страхового
взноса разовым
платежом, то
расходы признаются
равномерно
в течение срока
действия
договора <43>.
Если договором
предусмотрена
уплата страхового
взноса несколькими
платежами, то они
учитываются
в расходах на дату
уплаты <44>
Страховая      
премия,
уплаченная
по договору
добровольного
страхования
имущества,
не учитывается
в составе
расходов <45>,
так как
не указана
в перечне
Расходные 
материалы
(замена
тонера,
чековой
ленты)
Стоимость         
приобретенных
тонеров и чековой
ленты приходуется
в составе прочих
материалов
(Дт 106 Кт 60,
71), а затем
при установке
в платежном
терминале новых
тонера и чековой
ленты признается
в составе расходов
по обычным видам
деятельности
(Дт 20, 26, 44
Кт 10-6) <46>
Стоимость тонеров 
и чековой ленты
относится
к материальным
расходам <47>.
Эти расходы
в полной сумме
уменьшают доходы
от реализации
текущего месяца,
в котором
одновременно
выполняются
условия <48>:
- тонер и чековая
лента приобретены
и оприходованы;
- новый тонер и
чековая лента
установлены в
платежный терминал
Стоимость      
тонеров и
чековой ленты
относится
к материальным
расходам и
учитывается
в уменьшение
доходов в том
отчетном
(налоговом)
периоде,
в котором
одновременно
выполняются
условия <49>:
- тонер и
чековая лента
оплачены;
- новый тонер и
чековая лента
установлены
в платежный
терминал
Услуги    
связи по
передаче
и обмену
данных
Стоимость этих    
услуг относится
к расходам
по обычным видам
деятельности и
признается в том
отчетном периоде,
в котором получен
от провайдера счет
за оказанные
услуги связи
(Дт 20, 25, 26
(44) Кт 60) <50>
Стоимость этих    
услуг относится
к прочим расходам,
связанным
с производством
и реализацией
<51>.
Они принимаются
в уменьшение
налоговой базы по
налогу на прибыль
в том отчетном
(налоговом)
периоде, в котором
оператор связи
предъявляет счет
за оказанные
услуги <52>
Стоимость услуг
связи по
передаче данных
учитывается
в уменьшение
доходов в том
отчетном
(налоговом)
периоде,
в котором
одновременно
выполняются
условия <53>:
- услуги связи
оплачены;
- услуги связи
оказаны

При применении ОСНО суммы НДС, относящиеся ко всем перечисленным в таблице расходам, принимаются к вычету после получения счетов-фактур от поставщиков <54>.

При применении УСНО с объектом "доходы минус расходы" суммы НДС, относящиеся ко всем перечисленным в таблице затратам, включаются в расходы <55>.

Если упрощенец выбрал объект "доходы", то никакие расходы в уменьшение полученного дохода он учесть не сможет.

-------------------------------

<41> Пункт 5 ПБУ 10/99.
<42> Подпункт 3 п. 1, п. 3 ст. 263, пп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ.
<43> Пункт 6 ст. 272 НК РФ.
<44> Пункт 6 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина России от 19.01.2006 N 03-03-04/1/47.
<45> Пункт 1 ст. 346.16 НК РФ.
<46> Пункты 5, 7, 8, 18 ПБУ 10/99.
<47> Подпункт 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.
<48> Пункт 2 ст. 272 НК РФ.
<49> Подпункт 2 п. 1 ст. 254, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Письмо Минфина России от 17.05.2005 N 03-03-02-04/1/123.
<50> Пункты 5, 6, 18 ПБУ 10/99.
<51> Подпункт 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.
<52> Пункт 1 ст. 252, п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.
<53> Подпункт 25 п. 1 ст. 264, пп. 18 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
<54> Подпункт 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
<55> Подпункт 8 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

М.Г.Суховская

Юрист

Е.А.Шаронова

Экономист