Мудрый Экономист

Аудиторы регионов России против разрушительной реформы профессионального рынка аудита

"Бухгалтер и закон", 2007, N 8

Участники общественного движения "Профессионалы регионов России" <1> (ПРР) на IV Всероссийском форуме "Развитие партнерских отношений организаций, работающих на рынке интеллектуальных услуг", организованном 19 июня 2007 г. аудиторской компанией "BKR-Интерком-Аудит", приняли обращение к Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, профессиональному сообществу.

<1> Общественное движение "Профессионалы регионов России", созданное в 2005 г. по инициативе аудиторской компании ЗАО "BKR-Интерком-Аудит", объединяет аудиторов, юристов, консультантов и оценщиков из более чем 140 городов Российской Федерации. Целью движения является повышение качества и престижа аудиторской, оценочной, юридической и консалтинговой профессий в Российской Федерации, обеспечение независимости профессиональной деятельности, формирование и отстаивание общей позиции региональных специалистов по вопросам развития отрасли, поддержка профессиональной деятельности участников движения.

В работе Форума приняли участие аудиторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Казани, Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Иркутска, Новосибирска, Владивостока, Ижевска, Волгограда, Перми, Омска, Краснодара и других городов России.

Движение "Профессионалы регионов России" принимает подобное обращение в четвертый раз. По итогам предыдущего, принятого в июне 2006 г., в законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" были внесены следующие поправки:

Аудиторы регионов России выражают опасение, что принятие новой редакции Федерального закона "Об аудиторской деятельности" <2> может привести к ряду негативных последствий, таких как уничтожение небольших региональных аудиторских фирм, процветание "карманного" аудита, разрушение системы регулирования рынка, к которому приведет конкуренция между саморегулируемыми аудиторскими организациями аудиторов.

<2> Законопроект, предусматривающий поправки в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", был внесен в Госдуму по инициативе Правительства РФ в марте 2005 г. и принят в первом чтении в мае 2005 г. Он предполагал отмену государственного лицензирования аудиторской деятельности. В соответствии с ним лицензирование аудиторов Минфином России заменяется членством в саморегулируемой аудиторской организации, в полномочия которой будут входить регулирование аудиторской деятельности, обучение аудиторов, контроль за качеством услуг и ведение Единого реестра аудиторов и профильных организаций, а также контроль за качеством аудита. Субъектами закона станут исключительно физические лица, для которых будет введена коллективная ответственность в виде компенсационного фонда.

Дата отмены лицензирования переносилась уже несколько раз. Сначала это должно было случиться 1 января 2006 г. Затем отмена лицензирования была перенесена на 1 января 2007 г. После двух с половиной лет обсуждений Президент РФ В. Путин 29 декабря 2006 г. подписал Федеральный закон N 252-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Согласно этому документу отмена лицензирования аудита (ст. 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности") должна состояться с 1 июля 2007 г.

В настоящее время очевидно, что депутаты не успевают подготовить законодательную базу для передачи контроля над аудиторами саморегулируемой аудиторской организации, внести необходимые изменения в Закон об аудиторской деятельности. Законопроект, предусматривающий такие поправки, претерпел значительные изменения ко второму чтению. 20 марта 2007 г. Госдума перенесла его рассмотрение во втором чтении.

В июне 2007 г. депутаты "Единой России" внесли в Госдуму законопроект, предполагающий продление лицензирования аудиторской деятельности еще на год - до 1 июля 2008 г.

Участники движения настаивают на том, чтобы переход от отмены лицензирования к иным методам регулирования рынка аудиторских услуг происходил не только с учетом интересов аудиторов - индивидуальных предпринимателей, но и аудиторов, работающих в аудиторских организациях. Учитывая то, что последних большинство, "изгнать" их с рынка означает разрушить аудит в России. Аудиторы - индивидуальные предприниматели ставятся в привилегированные условия по сравнению с аудиторскими организациями, которые будут вынуждены выполнять требование нового закона по численности аудиторов.

"Сейчас на аудиторском и оценочном рынке России требуются решительные действия по преодолению кризиса профессиональных отношений. Нельзя допустить замены государственного давления на еще более жесткое давление со стороны администрируемых организаций. Ситуация в российских регионах представляется наиболее сложной: катастрофическая для региональных аудиторов централизация управления, капиталов и кадров в центре ставит многие аудиторские фирмы на грань выживания", - заявил советник общественного движения "Профессионалы регионов России", заместитель генерального директора ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Виталий Семенихин.

Участники движения считают, что при принятии новой редакции Федерального закона "Об аудиторской деятельности" необходимо решить ряд проблем, которые следуют из предложенных в настоящее время разнонаправленных редакций Закона:

  1. Не допустить планируемого полного устранения аудиторских организаций из процесса формирования методологии аудита и контроля качества аудита путем лишения их права расширять стандарты, правила и принимать собственные методические материалы, обязательные для аудиторов, работающих в организациях. Организации, исходя из предлагаемых редакций Закона, превращаются исключительно в хранилище документов для аудиторов, состоящих в разных саморегулируемых организациях аудиторов.
  2. Не отнимать у аудиторских организаций права на проведение обязательного аудита юридических лиц с долей государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном капитале 25% и более, которое предоставляется аудиторам - индивидуальным предпринимателям.
  3. Не допустить принятия нормы о неограниченной личной материальной ответственности аудиторов за счет их личного имущества. Мы предлагаем, чтобы ответственность аудитора, по аналогии с ответственностью саморегулируемых организаций аудиторов, была ограничена в абсолютной сумме. Необходим также переход от бесспорного характера взыскания убытков к судебному порядку.
  4. Не допустить лишения аудиторских организаций права комплектовать по производственной необходимости временные трудовые коллективы на основе гражданско-правовых договоров, учитывая сезонность аудиторского бизнеса.
  5. Предотвратить предоставление саморегулируемой аудиторской организации аудиторов исключительного права определения верхних пределов размеров взносов в компенсационные фонды и страховой ответственности при страховании профессиональной ответственности членов саморегулируемых организаций аудиторов без предупреждения аудиторов за определенный срок об изменении страховых взносов и ответственности.
  6. Предотвратить предоставление саморегулируемым организациям аудиторов исключительного права установления размера обязательных членских взносов без предупреждения аудиторов за определенный срок об изменении взносов. При этом мы понимаем, что формирование системы внешнего контроля качества только за счет штатных сотрудников сделает неотвратимым огромный размер взносов на финансирование работы контролеров.
  7. Не допустить введения единого аттестата аудитора с 1 января 2009 г. как единственно признаваемого аттестата. Плавный переход к обязательному единому аттестату аудитора может быть осуществлен только после введения единых стандартов бухгалтерского учета. Аудиторы должны идти в ногу с российским бухгалтерским учетом, а не забегать вперед. При этом необходимо учесть, что уже выданные бессрочные аттестаты должны таковыми и оставаться, что позволит максимально упростить переаттестацию действующих аудиторов, тем более что и вновь выдаваемые аттестаты планируется сделать бессрочными.
  8. Законодательно предоставить саморегулируемым организациям аудиторов право устанавливать стандарты и правила аудиторской деятельности, а также правила контроля качества в зависимости от специфики аудируемых организаций.
  9. Приостановить запрет на право аудитора состоять в нескольких саморегулируемых организациях аудиторов своего профиля до того момента, пока статус этих саморегулируемых организаций аудиторов не будет подтвержден.
  10. На время переходного периода сохранить для аудиторских организаций право на проведение аудита на основании уже выданных действующих лицензий, по аналогии с индивидуальными аудиторами, для которых это право сохраняется.

Участники движения настаивают на том, чтобы была разработана детальная программа мероприятий переходного периода, с тем чтобы отмена лицензирования в области аудиторской деятельности произошла лишь тогда, когда будут внесены в Реестр конкретные саморегулируемые организации аудиторов.