Мудрый Экономист

Нет предела совершенству: в тпп России рассмотрены очередные поправки в налоговый кодекс РФ

"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 8

Российское налоговое законодательство как никакое другое подвержено постоянным изменениям. Одним из главных инициаторов приведения норм НК РФ в соответствие с запросами сегодняшнего дня выступает Торгово-промышленная палата РФ. Пятое заседание рабочей группы при ТПП России по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, участниками которого были и представители ИД ФБК-ПРЕСС, состоялось 12 июля 2007 г. На обсуждение были вынесены два вопроса: концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" и проект федерального закона "О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Открыл заседание вице-президент ТПП России В.Б. Исаков. В своем вступительном слове он отметил важность диалога Минфина России и предпринимательского сообщества, который проходит на площадке Палаты, а также упомянул о большом значении для российского бизнеса подготовленного к рассмотрению законопроекта, регулирующего отношения в сфере трансфертного ценообразования.

Первый законопроект представила начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.Н. Холева. Основные направления законопроекта - упорядочение и повышение эффективности контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении для их минимизации трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения. Действие законопроекта распространяется на организации и физических лиц, которые совершают предусмотренные им контролируемые сделки, а также на налоговые и таможенные органы.

Разработчики законопроекта предлагают признать утратившими силу ст. ст. 20 и 40 НК РФ, одновременно дополнив часть первую Кодекса разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Определение цен для целей налогообложения. Контролируемые сделки".

Основной задачей законопроекта С.Н. Холева видит уточнение перечня лиц, признаваемых взаимозависимыми для целей контроля и налогообложения. Правда, с оговоркой: наличие отношений между такими лицами еще не будет означать, что в совершаемой между ними сделке применяется нерыночная цена. Ведь особые отношения между взаимозависимыми лицами - это, как считает С.Н. Холева, сигнал для налоговых органов, чтобы только обратить внимание на сделки между этими лицами и потом уже оценивать, действительно ли цена сделки и такие отношения повлияли на уменьшение налоговой базы.

Кроме того, предполагаемый разд. V.1 НК РФ обязывает налогоплательщиков сообщать в налоговые органы о совершенных ими контролируемых сделках на сумму более 1 млн руб. С учетом международной практики вводится новый институт - соглашение о ценообразовании, заключаемое взаимосвязанными лицами с налоговыми органами до совершения контролируемых сделок, где фиксируются методы определения цен этих сделок. При выполнении условий такого соглашения цена сделки признается рыночной и ее применение не влечет за собой последующих дополнительных оценок и доначисления налогов. Однако при нарушении условий соглашения о ценообразовании налогоплательщик может быть подвергнут штрафу в размере 1,5 млн руб. За рассмотрение заявления налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании предлагается установить государственную пошлину. Предполагается, что данный институт будет введен в действие не ранее 2010 г.

Предлагаемые изменения позволят также усовершенствовать нормы Налогового кодекса РФ и в части уточнения критериев идентичности и сопоставимости товаров, оценки условий сопоставимости сделок, определения порядка расчета интервала рыночных цен, использования различных показателей рентабельности, применения различных методов определения рыночных цен, ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах при использовании трансфертного ценообразования, регламента использования различных источников информации о ценах, включая официальные и общедоступные. Предположительно проект закона будет обсуждаться в Правительстве РФ в ноябре 2007 г., а в Государственной Думе - на весенней сессии 2008 г.

Вторая часть заседания была посвящена рассмотрению законопроекта, предусматривающего внесение изменений в ст. 264 НК РФ. Докладчиком по нему выступила главный редактор журнала "Налоговые споры" С.В. Смышляева.

По ее словам, пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет (в совокупности с п. 4 ст. 252 НК РФ) оптимизировать налоговые платежи. Например, заключив договор с индивидуальным предпринимателем, понесенные при приобретении основных средств расходы можно признать в целях налогообложения прибыли единовременно, а не списывать их через амортизацию на протяжении нескольких лет. Однако подобное применение пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ неправомерно. Эта норма может применяться, только если расходы, понесенные налогоплательщиком по договору с индивидуальным предпринимателем, не подпадают под другие специальные положения гл. 25 НК РФ. Такая противоречивость ведет к различному толкованию данной нормы и создает предпосылки для неблагоприятных налоговых последствий для налогоплательщиков.

Чтобы устранить противоречия, предлагается не исключать пп. 41, а внести в него соответствующие дополнения. Исходить следует из того, что такие расходы выделены в ст. 264 НК РФ как самостоятельный вид. Сделано это, чтобы показать равенство между расходами, понесенными по договору, который заключен с индивидуальным предпринимателем, и по договору с юридическим лицом.

Кроме того, из действующей формулировки пп. 41 следует исключить слова в скобках "...(включая договоры подряда)", так как договоры подряда относятся к гражданско-правовым, о которых идет речь в рассматриваемой норме НК РФ. Такими образом, пп. 41, согласно законопроекту, будет сформулирован следующим образом: "...расходы по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации, если иное не предусмотрено положениями настоящей главы Кодекса".

В заключение встречи член Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" М.Д. Абрамов предложил обсудить на следующем заседании рабочей группы вопрос об упрощении и сокращении форм налоговой отчетности. По его словам, представляемые согласно действующему законодательству отчеты на 50 - 80 страниц вполне можно заменить 1 - 2 страницами, причем не снижая эффективности налогового контроля.

А.В.Могусев

Юрист