Мудрый Экономист

Анализ изменений, внесенных в НК РФ федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ 1

"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 8

<1> Текст документа опубликован в НБУ N 16 за 2007 г.

Комментируемым Законом в Налоговый кодекс РФ было внесено множество изменений, среди которых есть поправки как чисто технические, так и влияющие на величину сумм того или иного налога, уплачиваемых в бюджет. Особо отметим долгожданное увеличение стоимости основного средства для признания его амортизируемым имуществом и изменение формулы расчета налога на имущество.

В предлагаемом вашему вниманию материале проанализированы изменения, касающиеся исчисления налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество, а также уплаты государственной пошлины. Для удобства читателей они представлены в виде таблицы с комментариями.

Законом также внесены изменения в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" и 24 "Единый социальный налог" НК РФ. В частности, установлены особенности налогообложения процентов, получаемых по вкладам в банках, скорректирован порядок взимания налога с материальной выгоды, получаемой по договорам страхования, в том числе пенсионного, установлены новые размеры социальных налоговых вычетов (эти поправки в данной статье не рассматриваются <2>).

<2> См.: Курбангалеева О.А. "Новый" НК РФ, или Покой нам только снится... // НБУ. - 2007. - N 16. - Прим. ред.

Закон вступает в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования <3>, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (см. таблицу).

<3> "Российская газета" N 165(4428) от 1 августа 2007 г.
      Изменения     
(статьи НК РФ)
        Комментарий       
   Вступление   
в силу
                        Налог на прибыль                        
Освобождаются от    
обложения налогом на
прибыль суммы налога
на добавленную
стоимость, которые в
соответствии с
гл. 21 НК РФ
подлежат вычету у
принимающей
организации при
передаче имущества,
нематериальных
активов и
имущественных прав в
качестве вклада в
уставный
(складочный) капитал
хозяйственных
обществ и
товариществ или
паевых взносов в
паевые фонды
кооперативов
(пп. 3.1 п. 1
ст. 251)
Согласно п. 3 ст. 170
НК РФ при передаче
имущества (нематериальных
активов, имущественных
прав) в качестве вклада в
уставный (складочный)
капитал хозяйственных
обществ и товариществ, а
также в качестве паевых
взносов в паевые фонды
кооперативов передающая
сторона обязана
восстановить НДС, тогда
как принимающая вправе
принять данные суммы
налога к вычету
(п. 11 ст. 171 НК РФ).
С 1 января 2008 г.
организация, получившая
имущество в качестве
вклада в уставный капитал,
не учитывает в составе
доходов НДС, подлежащий
налоговому вычету
1 января 2008 г.
Освобождаются от    
налогообложения
суммы кредиторской
задолженности
налогоплательщика по
уплате взносов,
пеней и штрафов
перед
государственными
внебюджетными
фондами, списанные и
(или) уменьшенные
иным образом в
соответствии с
законодательством
или по решению
Правительства РФ
(пп. 21 п. 1
ст. 251)
В настоящее время от      
налогообложения
освобождаются доходы в
виде сумм кредиторской
задолженности
налогоплательщика по
уплате налогов и сборов,
пеней и штрафов только
перед бюджетами разных
уровней.
Вопрос, являются ли
государственные
внебюджетные фонды
бюджетами в смысле,
придаваемом этому понятию
пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ,
был предметом
многочисленных споров
налогоплательщиков
с налоговыми органами.
Справедливости ради стоит
сказать: суды поддерживали
налогоплательщика,
отмечая, что положения
этой нормы
распространяются и на
внебюджетные фонды (см.,
например, Постановления
ФАС Волго-Вятского округа
от 22 мая 2007 г.
по делу N А29-6685/2006А,
ФАС Уральского округа
от 15 мая 2007 г. по делу
N Ф09-3648/07-С3). А вот
Минфин России неоднократно
высказывал противоположную
точку зрения (Письма
от 20 апреля 2007 г.
N 03-03-04/2, от 12 июля
2006 г. N 03-03-02/156).
Как видим, данной
поправкой спор между
контролирующими органами
и налогоплательщиками
разрешен в пользу
последних.
Налогоплательщик вправе
скорректировать свои
обязательства за 2005,
2006 гг. и исключить из
состава внереализационных
доходов задолженность
перед внебюджетными
фондами
Распространяются
на
правоотношения,
возникшие с
1 января 2005 г.
Освобождаются от    
налогообложения
отчисления членов
товарищества
собственников жилья,
жилищного
(садоводческого,
садово-огородного,
гаражно-
строительного,
жилищно-
строительного)
кооператива, иного
специализированного
потребительского
кооператива на
формирование в
установленном
ст. 324 НК РФ
порядке резерва на
проведение, в том
числе капитального,
ремонта общего
имущества
(пп. 1 п. 2 ст. 251)
Ранее Минфин России       
указывал, что закрытый
перечень доходов
организации, относимый
п. 2 ст. 251 НК РФ к
целевым поступлениям, не
предусматривает такого
вида доходов
некоммерческой
организации, как целевые
поступления от
собственников жилья
(членов товарищества) на
формирование резерва
предстоящих расходов на
капитальный ремонт дома
(Письма от 17 февраля
2006 г. N 03-03-04/4/32,
от 6 мая 2005 г.
N 03-03-01-04/1/235).
Несмотря на мнение
финансового ведомства,
суды в основном принимали
позицию
налогоплательщиков. Так,
ФАС Уральского округа в
Постановлении от 13 марта
2006 г. по делу
N Ф09-1380/06-С7 указал,
что платежи,
предназначенные для
капитального ремонта дома,
следует рассматривать как
целевые поступления
некоммерческой организации
(ТСЖ), не учитываемые в
составе доходов при
исчислении налога на
прибыль.
Точка в данном споре была
поставлена принятием
соответствующей поправки.
Уже в текущем финансовом
году налогоплательщик
вправе не включать в
состав доходов отчисления
на формирование резервов
на предстоящие ремонты,
которые производятся ТСЖ,
жилищному кооперативу и
другим организациям,
указанным в пп. 1 п. 2
ст. 251 НК РФ
Распространяются
на
правоотношения,
возникшие с
1 января 2007 г.
Увеличена сумма     
признаваемых при
налогообложении
расходов по
договорам
добровольного
личного страхования
на случай смерти или
причинения вреда
здоровью работника
(п. 16 ст. 255)
Сейчас расходы признаются 
в пределах до 10 000 руб.
в год. Со следующего года
максимальная величина
расходов составит
15 000 руб. в год. Эта
сумма будет определяться
как среднеарифметическая
величина по всем договорам
и по всем застрахованным
лицам
1 января 2008 г.
Изменены условия    
признания имущества
амортизируемым
(п. 1 ст. 256 и
п. 1 ст. 257)
Со следующего года        
амортизируемым будет
признаваться имущество
стоимостью более
20 000 руб. Данное
изменение позволит
налогоплательщику прежде
всего списывать основные
средства стоимостью менее
этой суммы единовременно.
Более того, поправка
устранит противоречие
между налоговым и
бухгалтерским учетом.
Так, в силу п. 5
ПБУ 6/01 <1> активы
стоимостью не более
20 000 руб. за единицу
могут отражаться
в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности
в составе материально-
производственных запасов.
Таким образом, благодаря
внесенному изменению как
в бухгалтерском, так и в
налоговом учете к объектам
ОС будет относиться
имущество, стоимость
которого более 20 000 руб.
Нематериальные активы с
меньшей стоимостью также
не будут амортизироваться.
Обратите внимание: это
нововведение не коснется
основных средств, которые
уже амортизируются
1 января 2008 г.
Увеличена           
первоначальная
стоимость легковых
автомобилей и
пассажирских
микроавтобусов, для
которых применяется
понижающий
коэффициент
амортизации
(п. 9 ст. 259)
Сейчас понижающий         
коэффициент амортизации
0,5 применяется по
легковым автомобилям и
пассажирским
микроавтобусам, имеющим
первоначальную стоимость
более 300 000 руб. и
400 000 руб. Внесенная
поправка увеличивает
стоимость транспорта в два
раза (600 000 руб. и
800 000 руб.
соответственно).
В неофициальных
комментариях специалисты
Минфина России
утверждают: новые лимиты
применимы только к тем
транспортным средствам,
амортизацию по которым
организация начнет
начислять в новом году.
Однако данную позицию
можно оспорить. Пункт 3
ст. 259 НК РФ содержит
следующие ограничения.
Выбранный
налогоплательщиком метод
начисления амортизации не
может быть изменен в
течение всего периода ее
начисления по объекту
амортизируемого имущества.
Объект амортизируется по
норме амортизации,
определенной исходя из его
срока полезного
использования. В нашем
случае ни метод, ни норма
амортизации меняться не
будут, просто перестанет
применяться понижающий
коэффициент.
В связи с этим, на взгляд
автора, налогоплательщик
вправе в следующем году не
применять понижающие
коэффициенты по легковым
автомобилям и пассажирским
микроавтобусам, имеющим
первоначальную стоимость
менее 600 000 руб. и
800 000 руб.
соответственно. Однако,
скорее всего, эту позицию
налогоплательщику придется
отстаивать в суде
1 января 2008 г.
Слово "ссудодателем"
заменено словом
"заимодавцем"
(пп. 2 п. 1 ст. 265)
Техническая правка        
призвана устранить
несоответствие различных
положений ст. 265 НК РФ
друг другу.
Дело в том, что в
соответствии с пп. 2 п. 1
указанной статьи
внереализационным расходом
являются проценты по
долговым обязательствам
любого вида независимо от
характера предоставленного
кредита или займа
(текущего и (или)
инвестиционного).
Ссудодатель - одна из
сторон договора
безвозмездного пользования
(ссуды). Так, согласно
п. 1 ст. 689 Гражданского
кодекса РФ по договору
безвозмездного пользования
(договору ссуды) одна
сторона (ссудодатель)
обязуется передать или
передает вещь в
безвозмездное временное
пользование другой стороне
(ссудополучателю), а
последняя обязуется
вернуть ту же вещь в том
состоянии, в каком она ее
получила, с учетом
нормального износа или в
состоянии, обусловленном
договором.
Логично, что безвозмездное
пользование
не предполагает получения
каких-либо процентов
1 января 2008 г.
Установлены         
особенности
признания доходов и
расходов при
приобретении
предприятия как
имущественного
комплекса
(ст. 268.1)
Разница между ценой       
приобретения предприятия и
стоимостью его чистых
активов (активы за вычетом
обязательств) признается
расходом (доходом)
налогоплательщика.
Отметим, что сейчас гл. 25
НК РФ не предусматривает
особого порядка налогового
учета операций по
приобретению предприятия
как имущественного
комплекса.
Однако кое-какие моменты
финансовое ведомство
разъясняло. Так, в Письме
от 8 октября 2003 г.
N 04-02-05/3/77
Минфин России указал, что,
поскольку НК РФ не
содержит специальной нормы
для учета имущества и
обязательств, полученных в
результате приобретения
предприятия, в целях
налогового учета
обязательства
приобретаемого предприятия
учитываются по стоимости,
указанной в балансе
предприятия, а
отрицательная деловая
репутация, являющаяся
доходом у покупающей
стороны, учитывается в том
отчетном периоде, в
котором приобретается
предприятие
1 января 2008 г.
Из состава расходов,
не уменьшающих
налоговую базу по
налогу на прибыль,
исключаются расходы
на НИОКР сверх
размера расходов,
предусмотренных
ст. 262 НК РФ
(п. 36 ст. 270
утрачивает силу)
Данная поправка по сути   
является технической, так
как устраняет противоречие
между ст. 262 и ст. 270
НК РФ.
В ныне действующей
редакции ст. 262 Кодекса
расходы налогоплательщика
на НИОКР, не давшие
положительного результата,
включаются в состав прочих
расходов равномерно в
течение одного года в
размере фактических
расходов, т.е. без
ограничения
1 января 2008 г.
Амортизационная     
премия отнесена к
косвенным расходам
(п. 3 ст. 272)
Поправка является чисто   
технической,
законодательно закрепляет
уже сложившуюся позицию
контролирующих органов по
данному вопросу.
По мнению Минфина России,
амортизационная премия в
полном объеме подлежит
учету в составе косвенных
расходов (Письмо
от 28 сентября 2006 г.
N 03-03-02/230)
1 января 2008 г.
Страховые взносы,   
уплаченные в
рассрочку,
необходимо
равномерно
распределять в
течение срока их
уплаты
(п. 6 ст. 272)
Полагаем, что данная      
поправка еще раз
подтверждает общий
принцип равномерности
распределения расходов,
закрепленный в ст. 272
НК РФ.
Сейчас требование о
равномерном распределении
расходов на страхование
распространяется только
на страховые взносы,
уплачиваемые разовым
платежом. Так, в Письме
от 19 января 2006 г.
N 03-03-04/1/47
Минфин России указал, что,
поскольку договором
страхования имущества
установлено перечисление
страхового взноса двумя
или тремя платежами,
организация вправе
учитывать при
налогообложении прибыли
расходы в виде уплаченных
страховых взносов в момент
перечисления средств
страховой организации.
В соответствии с новой
редакцией п. 6 ст. 272
НК РФ, если по условиям
договора страхования
(негосударственного
пенсионного обеспечения)
предусмотрена уплата
страховой премии
(пенсионного взноса) в
рассрочку, то по
договорам, заключенным на
срок более одного
отчетного периода, расходы
по каждому платежу
признаются равномерно в
течение срока,
соответствующего периоду
уплаты взносов (году,
полугодию, кварталу,
месяцу), пропорционально
количеству календарных
дней действия договора в
отчетном периоде
1 января 2008 г.
Организациям,       
ведущим кроме
основной еще и
сельскохозяйственную
деятельность, не
придется
распределять расходы
(п. 9 ст. 274)
Отменено правило о        
необходимости
распределения расходов
пропорционально доле
доходов организации от
деятельности, относящейся
к сельскохозяйственной, в
общем доходе организации
по всем видам деятельности
при невозможности
разделения затрат
1 января 2008 г.
Установлен порядок  
определения
налоговой базы по
операциям с
закладными
(п. 1 ст. 280)
Ранее ст. 280 НК РФ не    
содержала указаний на то,
каким образом определяется
налоговая база по
операциям с закладными.
В ответ на запросы
налогоплательщиков
финансовое ведомство
поясняло, что при
формировании налоговой
базы по налогу на прибыль
операцию по передаче
закладной можно
рассматривать как операцию
по реализации ценных
бумаг. Закладная является
ценной бумагой, не
обращающейся на
организованном рынке
ценных бумаг (Письма
Минфина России
от 11 августа 2006 г.
N 03-03-04/2/192,
от 23 сентября 2005 г.
N 03-03-04/2/64).
Теперь налоговая база по
операциям с закладными
будет определяться в
соответствии с
требованиями ст. 279
НК РФ, которая регулирует
особенности определения
налоговой базы при уступке
(переуступке) права
требования
Распространяется
на
правоотношения,
возникшие с
1 января 2007 г.
Установлен срок, в  
течение которого
налогоплательщик,
уплачивающий налог
через обособленное
подразделение,
должен уведомить о
принятом решении
налоговый орган
(п. 2 ст. 288)
Вопрос о необходимости    
уведомления налогового
органа в определенный срок
был предметом судебных
разногласий.
Так, Минфин России в
Письме от 2 декабря
2005 г. N 03-03-04/2/127
отмечал, что
налогоплательщик должен
уведомить налоговые органы
до начала следующего
налогового периода.
ФНС России в Письме
от 12 декабря 2006 г.
N 18-5-09/000462 указала,
что если организация не
известит контролеров о
выборе ответственного
подразделения, то на нее
могут быть наложены
санкции.
До 1 января 2008 г. данную
позицию еще можно
оспорить, ссылаясь на то,
что НК РФ не связывает
уплату налога через
подразделение с
уведомлением инспекций в
тот или иной срок.
Имейте в виду, что
обязанность уведомления
налогового органа о выборе
ответственного
подразделения, через
которое налог будет
уплачиваться в бюджет,
появится у
налогоплательщика только
с 1 января 2009 г.
1 января 2008 г.
Банкам предоставлена
возможность в
расходах на
формирование
резервов учитывать
безнадежные
задолженности по
ссудам
(п. 2 ст. 292)
В данный момент согласно  
п. 2 ст. 292 НК РФ суммы
отчислений в резерв на
возможные потери по
ссудам, сформированные с
учетом положений
п. 1 указанной статьи,
включаются в состав
внереализационных расходов
в течение отчетного
(налогового) периода.
Со следующего года суммы
резервов на возможные
потери по ссудам,
отнесенные на расходы
банка, используются им при
списании с баланса
кредитной организации
безнадежной задолженности
по ссудам в порядке,
установленном Банком
России
1 января 2008 г.
Установлен порядок  
уплаты налога
(авансовых платежей
по налогу), а также
представления
расчетов и налоговых
деклараций для
обособленных
подразделений,
расположенных за
пределами России
(п. 4 ст. 311)
С начала года уплата      
налога (авансовых платежей
по налогу), а также
представление расчетов по
налогу и налоговых
деклараций производятся
организацией, имеющей
обособленные
подразделения,
расположенные за границей,
по своему местонахождению.
Данная поправка является
технической. Дело в том,
что в соответствии с п. 5
ст. 288 НК РФ такой
налогоплательщик
уплачивает налог с учетом
особенностей,
установленных ст. 311
Кодекса. Теперь благодаря
поправке эти особенности
установлены
1 января 2008 г.
Уточнен порядок     
формирования резерва
предстоящих расходов
на оплату отпусков
(п. 4 ст. 324.1)
Согласно действующей      
редакции ст. 324.1 НК РФ
резерв предстоящих
расходов на оплату
отпусков работникам должен
быть уточнен исходя из
количества дней
неиспользованного отпуска,
среднедневной суммы
расходов на оплату труда
работников (с учетом
установленной методики
расчета среднего
заработка) и обязательных
отчислений единого
социального налога.
Внесенная поправка
определяет, каким именно
образом производится такое
уточнение
1 января 2008 г.
Определен порядок   
признания доходов в
виде суммы
страхового взноса
для договоров
страхования жизни и
пенсионного
страхования
(абз. 2 ст. 330)
В соответствии с новой    
редакцией абз. 2 ст. 330
НК РФ доход в виде части
страхового взноса
признается в момент
возникновения у
налогоплательщика права
на получение очередного
страхового взноса в
соответствии с условиями
договоров страхования
жизни и пенсионного
страхования.
Остальные доходы
налогоплательщика в виде
всей суммы страхового
взноса, причитающейся к
получению, будут
признаваться на дату
возникновения
ответственности
налогоплательщика перед
страхователем по
заключенному договору,
вытекающей из условий
договоров страхования,
сострахования,
перестрахования, вне
зависимости от порядка
уплаты страхового взноса,
указанного в
соответствующем договоре
1 января 2008 г.
                     Государственная пошлина                    
Форма документа,    
выдаваемого
плательщику
должностным лицом
или кассой органа, в
котором уплачивалась
государственная
пошлина наличными,
не будет зависеть от
Минфина России
(п. 3 ст. 333.18)
Согласно действующей      
редакции п. 3 ст. 333.18
НК РФ уплата плательщиком
государственной пошлины в
наличной форме
подтверждается либо
квитанцией установленной
формы, выдаваемой
плательщику банком, либо
квитанцией, выдаваемой
плательщику должностным
лицом или кассой органа,
в котором производилась
оплата, по форме,
установленной Минфином
России. По нашему мнению,
условие, что форма
квитанции установлена
финансовым ведомством,
исключено, потому как до
сих пор какой-либо формы
документа Минфин России
не утвердил
1 января 2008 г.
Отрегулирован       
порядок уплаты
государственной
пошлины
(пп. 29, 32, 36, 38,
39.1 п. 1
ст. 333.33)
Установлен новый вид      
государственной пошлины за
выдачу учебным учреждениям
свидетельств о
соответствии требованиям
оборудования и
оснащенности
образовательного процесса
для рассмотрения вопроса
соответствующими органами
об аккредитации и за
выдачу указанным
учреждениям лицензий на
право подготовки
трактористов и машинистов
самоходных машин
(500 руб.).
Установлена госпошлина за
выдачу удостоверения
тракториста-машиниста
(тракториста), а также
справки, подтверждающей
получение данного
удостоверения.
Снижен размер госпошлины
за государственную
регистрацию транспортных
средств и выдачу номерных
знаков для тракторов,
самоходных
дорожно-строительных и
иных самоходных машин
Изменения в     
пп. 29 п. 1
ст. 333.33 НК РФ
вступают в силу
по истечении
месяца со дня
официального
опубликования
комментируемого
Закона.
Остальные
изменения - с
1 января 2008 г.
Признан утратившим  
силу
(п. 1 ст. 333.34)
В настоящий момент        
согласно п. 1 ст. 333.34
НК РФ при государственной
регистрации выпуска
эмиссионных ценных бумаг
плательщик обязан в
течение трех дней после
дня уплаты государственной
пошлины представить в
налоговый орган по месту
постановки на учет в
качестве налогоплательщика
расчет суммы
государственной пошлины с
указанием общего объема
выпуска, вида и способа
размещения ценных бумаг
По истечении    
месяца со дня
официального
опубликования
комментируемого
Закона
                       Налог на имущество                       
Изменен порядок     
определения
среднегодовой
стоимости имущества
(п. 4 ст. 376)
Со следующего года при    
расчете среднегодовой
стоимости имущества
последним слагаемым будет
остаточная стоимость
имущества не по состоянию
на 1 января следующего
отчетного периода, как в
настоящее время, а по
состоянию на 31 декабря
отчетного года.
Во многом данная поправка
является благоприятной,
поскольку приводит в
соответствие нормы НК РФ,
регулирующие порядок
определения стоимости
имущества, и нормы,
касающиеся налогового
периода по налогу.
Как известно, налоговый
период по налогу на
имущество - календарный
год (с 1 января по 31
декабря). Вполне логично,
что данные следующего
налогового периода не
должны участвовать в
расчете налога.
Имейте в виду, что налог
на имущество за 2007 г.
будет рассчитываться по
ныне действующим правилам.
В дополнение отметим, что
средняя стоимость
имущества для целей уплаты
авансовых платежей по
налогу по отчетным
периодам будет
определяться в прежнем
порядке
1 января 2008 г.
Имущество,          
составляющее паевой
инвестиционный фонд,
не облагается
налогом
(ст. 378)
До внесения данной        
поправки не был
урегулирован вопрос, как
облагать налогом
имущество, составляющее
паевой инвестиционный
фонд.
Правоприменители
неоднократно отмечали, что
плательщиками налога на
имущество организаций в
отношении имущества,
составляющего паевой
инвестиционный фонд,
являются организации,
признаваемые учредителями
доверительного управления,
т.е. владельцы
инвестиционных паев
(Письма Минфина России
от 25 ноября 2004 г.
N 03-03-01-04/1/153,
МНС России от 10 июня
2004 г. N 01-3-03/666).
Со следующего года из
имущества, переданного в
доверительное управление,
а также имущества,
приобретенного в рамках
договора доверительного
управления, которое
подлежит налогообложению у
учредителя доверительного
управления, исключено
имущество, составляющее
паевой инвестиционный
фонд.
Однако не совсем понятно,
существует ли вообще
необходимость уплаты
налога на имущество в
отношении имущества ПИФа?
Должна ли управляющая
компания его уплачивать?
Полагаем, что данная
поправка может быть
основанием для уплаты
налога на имущество
управляющей компании. Как
следует из ст. 374 НК РФ в
новой редакции, объектом
налогообложения для
российских организаций
признается движимое и
недвижимое имущество
(включая имущество,
переданное во временное
владение, пользование,
распоряжение или
доверительное управление,
внесенное в совместную
деятельность), учитываемое
на балансе организации в
качестве объектов основных
средств в соответствии с
установленным порядком
ведения бухгалтерского
учета, если иное не
предусмотрено ст. 378
НК РФ. Следовательно, в
случаях, оговоренных этой
статьей, объектом
налогообложения может быть
и имущество, не
учитываемое на балансе в
качестве основного
средства.
Таким образом, можно
считать, что именно
управляющая компания
должна уплачивать в таком
случае налог на имущество.
Но поскольку налоговым
законодательством напрямую
данное положение не
указано, считаем, что
ст. 378 Кодекса нуждается
в доработке
1 января 2008 г.
Введено условие     
получения льготы по
налогу на имущество
для резидента особой
экономической зоны
(п. 17 ст. 381)
Сейчас для освобождения от
налогообложения
необходимо, чтобы
имущество не только
числилось на балансе
организации - резидента
ОЭЗ, но и было приобретено
или создано в целях
ведения деятельности на
территории ОЭЗ и
располагалось на этой
территории.
С нового финансового года
к перечисленным условиям
добавляется и требование о
фактическом использовании
данного имущества в рамках
соглашения об ОЭЗ
1 января 2008 г.
Уточнен порядок     
расчета налога на
недвижимое имущество
для иностранных
организаций
(п. 5 ст. 382)
В случае возникновения    
(прекращения) у
налогоплательщика в
течение налогового
(отчетного) периода права
собственности на объект
недвижимого имущества
иностранных организаций,
указанный в п. 2 ст. 375
НК РФ, сумма налога
(авансового платежа по
налогу) в отношении
данного объекта
исчисляется с учетом
коэффициента,
определяемого как
отношение числа полных
месяцев, в течение которых
данный объект недвижимого
имущества находился в
собственности
налогоплательщика, к числу
месяцев в налоговом
(отчетном) периоде
1 января 2008 г.
Изменен порядок     
расчета налога,
уплачиваемого по
местонахождению
каждого из
обособленных
подразделений
(ст. 384)
Со следующего года налог  
(авансовый платеж по
налогу), уплачиваемый в
бюджет по местонахождению
каждого из обособленных
подразделений,
рассчитывается по
следующей формуле:
налоговая ставка,
действующая на территории
субъекта РФ, где
расположены эти
обособленные
подразделения, умножается
на величину налоговой базы
(1/4 средней стоимости
имущества), определенную
за налоговый (отчетный)
период в соответствии со
ст. 376 НК РФ, в отношении
каждого обособленного
подразделения
1 января 2008 г.
Изменен порядок     
расчета налога в
отношении объектов
недвижимого
имущества,
находящихся вне
местонахождения
организации или ее
обособленного
подразделения
(ст. 385)
С 1 января 2008 г. сумма  
налога, уплачиваемая в
отношении объектов
недвижимого имущества,
находящихся вне
местонахождения
организации или ее
обособленного
подразделения,
рассчитывается по
следующей формуле:
налоговая ставка,
действующая на территории
субъекта РФ, где
расположены эти объекты,
умножается на величину
налоговой базы (1/4
средней стоимости
имущества), определенную
за налоговый (отчетный)
период в соответствии со
ст. 376 НК РФ, в отношении
каждого объекта
недвижимого имущества
1 января 2008 г.
Утвержден порядок   
действий
налогоплательщика,
позволяющих избежать
двойного
налогообложения
(ст. 386.1)
Никаких революционных     
изменений новая статья
НК РФ за собой не
повлечет. Дело в том, что
установленный порядок в
общем случае исключает
возможность двойного
налогообложения одного и
того же объекта налогом на
имущество, поскольку
методологические правила
бухгалтерского учета не
позволяют учесть один и
тот же объект у нескольких
организаций одновременно.
Фактически уплаченные
российской организацией за
пределами территории РФ в
соответствии с
законодательством другого
государства суммы налога
на имущество в отношении
имущества, принадлежащего
российской организации и
расположенного на
территории этого
государства, засчитываются
при уплате налога по этому
имуществу в России.
Статьей установлен
перечень документов,
которые налогоплательщик
должен представить в
налоговые органы вместе с
налоговой декларацией за
тот налоговый период, в
котором был уплачен налог
за пределами территории
России
Распространяется
на
правоотношения,
возникшие с
1 января 2007 г.
                         Земельный налог                        
Установлен порядок  
определения
налоговой базы в
отношении
земельного участка,
находящегося на
территориях
нескольких
муниципальных
образований
(п. 1 ст. 391)
Налоговая база в отношении
земельного участка,
находящегося на
территориях нескольких
муниципальных образований,
определяется по каждому
муниципальному
образованию. Налоговая
база в отношении доли
земельного участка,
расположенного в границах
соответствующего
муниципального
образования, определяется
как доля кадастровой
стоимости всего земельного
участка, пропорциональная
указанной доле земельного
участка.
Отметим, именно такой
порядок в свое время был
рекомендован Минфином
России в Письме от 5 мая
2006 г. N 03-06-02-02/59
1 января 2008 г.
Изменены отчетные   
периоды
(ст. 393)
Отчетный период установлен
как квартал
1 января 2008 г.
Налоговая ставка до 
0,3% распространена
на приобретенные
земельные участки
(пп. 1 п. 1 ст. 394)
В настоящее время ставка  
не более 0,3%
устанавливается в
отношении земельных
участков, предоставленных
для жилищного
строительства, личного
подсобного хозяйства,
садоводства,
огородничества или
животноводства, а также
дачного хозяйства. Со
следующего года данное
положение будет
применяться и к
приобретенным земельным
участкам.
Однако налоговые и
финансовые органы и сейчас
придерживаются такого
мнения, что при исчислении
земельного налога
положения ст. 394 НК РФ
должны одинаково
применяться в отношении
земельных участков, как
предоставленных, так и
приобретенных для
жилищного строительства
(Письма Минфина России
от 27 декабря 2005 г.
N 03-06-02-02/108,
ФНС России от 31 января
2006 г. N ГИ-6-21/103@)
1 января 2008 г.
Порядок доведения   
до сведения
налогоплательщиков
кадастровой
стоимости земельных
участков по
состоянию на
1 января
календарного года
устанавливается
Правительством РФ
(п. 14 ст. 396)
В настоящее время порядок 
доведения до сведения
налогоплательщиков
стоимости земельных
участков по состоянию на
1 января каждого года
определяется органами
местного самоуправления
(исполнительными органами
государственной власти
городов федерального
значения Москвы и
Санкт-Петербурга).
Видимо, принятие поправки
связано с тем, что в
нарушение положений п. 14
ст. 396 НК РФ большинством
муниципальных образований
этот порядок не был
установлен.
Ситуацию, когда сведения о
стоимости участка не были
доведены до
налогоплательщика,
Минфин России рассмотрел в
Письме от 6 июня 2006 г.
N 03-06-02-02/75.
Специалисты финансового
ведомства отметили, что
если порядок доведения
кадастровой стоимости
земельных участков
органами местного
самоуправления не
определен, то
налогоплательщик
представляет в налоговые
органы "нулевую"
декларацию (налоговый
расчет по авансовым
платежам) по земельному
налогу, а после получения
сведений о кадастровой
стоимости земельного
участка нужно представить
уточненную налоговую
декларацию.
На наш взгляд, данная
точка зрения является
необоснованной, поскольку
корректировка налоговых
обязательств по причине
неутверждения тех или иных
порядков (норм, перечней),
предусмотренных НК РФ,
неправомерна
1 января 2008 г.
Повышающий          
коэффициент 2 для
исчисления налога в
отношении участка,
предоставленного
(приобретенного)
для жилищного
строительства (кроме
индивидуального),
будет применяться с
даты государственной
регистрации права
на земельный участок
(п. 15 ст. 396)
До вступления в силу      
данной поправки четко
определить момент, с
которого начинает
применяться повышающий
коэффициент,
затруднительно. Минфин
России трактует данный
момент как дату начала
работ, связанных с
проектированием (Письмо
от 10 мая 2007 г.
N 03-05-06-02/41)
1 января 2008 г.
По земельным        
участкам,
предоставленным
(приобретенным) для
индивидуального
жилищного
строительства,
повышающий
коэффициент 2
применяется по
истечении 10 лет с
даты государственной
регистрации права
на участок до
государственной
регистрации права на
построенный объект
недвижимости
(п. 16 ст. 396)
До принятия данной        
поправки также не было
четко урегулировано, с
какого момента необходимо
применять повышающий
коэффициент
1 января 2008 г.
<1> Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.

Е.И.Голубева

Юрисконсульт

"ФБК-Право"