Мудрый Экономист

Управление кредитными рисками в крупной промышленной компании

"Финансы", 2007, N 8

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить следующие критерии кредитоспособности предприятия: характер контрагента; способность заимствовать средства (заключать сделки); способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга; капитал; обеспечение кредита; условия, в которых совершается кредитная сделка; контроль (соответствие характера операции стандартам кредитора, действующим правовым нормам).

Кредитный риск имеет место в деятельности предприятия при предоставлении товарного (коммерческого) или потребительского кредита покупателям или при выдаче авансов по поставке продукции на предприятие, при выдаче кредитов юридическим лицам, при кредитовании сотрудников.

Наиболее ярким проявлением кредитного риска является дефолт, поэтому к категориям кредитного риска относятся в первую очередь потери, связанные с объявлением контрагентом дефолта.

Развитие кредитного риск-менеджмента в последние годы было обусловлено применением современных математических методов. По применяемому математическому аппарату модели оценки кредитного риска можно классифицировать следующим образом:

Последовательность построения модели заключается в выявлении взаимосвязей между переменными, в выборе методов для оценки входных параметров и в оценке точности модели.

Модели оценки кредитного риска могут применяться в различных сферах деятельности, в том числе:

Для эффективного управления кредитными рисками предприятия на первоначальном этапе необходимо было решить следующие задачи системы управления кредитными рисками:

  1. Определить перечень контрагентов, при работе с которыми возникает кредитный риск.
  2. Разработать методы оценки кредитных рисков различных групп контрагентов.
  3. Предоставить рекомендации по методам управления кредитными рисками с учетом уровня риска.
  4. Разработать программу принятия решения по комплексному управлению рисками с учетом общего уровня допустимого риска.
  5. Разработать систему контроля за управлением кредитными рисками промышленного предприятия.

Оценить эффективность управления кредитными рисками при работе с каждым контрагентом в отдельности.

Оценка контрагентов-поставщиков и контрагентов - потребителей продукции исследуемого предприятия. При заключении типовых договоров на поставку продукции предприятия и в адрес самого предприятия оценка кредитного риска проводится с использованием кластерного анализа. Методы кластерного анализа помогают построить научно обоснованные классификации, выявить внутренние связи между единицами наблюдаемой совокупности, а также сжать информацию, что является важным фактором в условиях постоянного увеличения и усложнения потоков статистических данных.

Порядок определения факторов риска для оценки риска контрагента с учетом истории совместной работы контрагента с предприятием заключается в расчете следующих показателей:

  1. Расчет показателей финансового состояния потенциального (действующего) контрагента, факт несоответствия которых нормативам делает неприемлемой работу с контрагентом без предоплаты (то есть это ситуация, когда возникновение кредитного риска должно исключаться).
    2. Оценка  текущей  стоимости  активов  заемщика  А   с учетом
0
вероятности их реализуемости на финансовом рынке с помощью одной
из существующих методик на основе данных бухгалтерского баланса
контрагента.
3. Оценка ожидаемой ставки роста мю и стандартного отклонения
А
ставки роста стоимости активов заемщика дельта на основе данных
А
по его счету в основном банке за предыдущий период по формулам
(1), (2) соответственно.
Располагая ежедневными данными по счету контрагента Y за
t
некоторый период времени (N дней), оценка ожидаемой доходности
общих активов контрагента за год мю рассчитывается по формуле:
А
/ Y
¦ 1 N t ¦
мю = лямбда x мю = лямбда x ¦----- SUM ln---- ¦ x N , (1)
А мю Y мю ¦N - 1 Т=1 Y ¦ раб
t-1/
где лямбда - среднее значение коэффициента
мю
пропорциональности (лямбда > 1).
мю
Соответственно, оценка годовой волатильности ставки роста
общих активов контрагента дельта определяется по формуле:
А
/ / Y 2
¦ N ¦ t ¦
¦SUM ¦ln---- ¦
¦t=2 ¦ Y ¦
1 1 ¦ t-1/
дельта = ----------- сигма = ----------- ¦-------------- -
А лямбда Y лямбда ¦ N - 2
сигма сигма
1
/ Y 2 -
¦ N t ¦ ¦2
¦SUM ln---- ¦ ¦
¦t=2 Y ¦ ¦
t-1/ ¦
- -------------- ¦ x N , (2)
(N - 1)(N - 2) ¦ раб
/
где: лямбда - среднее значение коэффициента
сигма
пропорциональности (лямбда > 1).
сигма
Лямбда и лямбда - коэффициенты пропорциональности с
мю сигма
вероятностью 0,9, находящиеся в интервалах [1,2; 2,5] и [3,9; 6,3]
соответственно.

Разумно брать 20 <= N <= 50.

Данный способ подходит для компаний, акциями которых публично не торгуют, и когда нет возможности получить информацию о рыночной стоимости активов контрагента за продолжительный период времени.

    Необходимым   условием  применения  предполагаемого  подхода к
оценке мю и дельта является активность проведения заемщиком
А А
операций по рассматриваемому счету, а именно превышение средними
ежедневными оборотами по счету среднего остатка по счету за
рассматриваемый период.
  1. Определение на основе данных бухгалтерского баланса уровня дефолта контрагента на определенный момент времени (т.е. той стоимости активов, при достижении которой заемщик объявляется банкротом).

В качестве уровня дефолта предлагается использовать не общую величину обязательств контрагента, а некоторую величину, равную сумме номинальных стоимостей краткосрочных (год и менее) долгов и части (40 - 60%) номинальных стоимостей долгосрочных активов контрагента.

Используемая при определении уровня дефолта контрагента доля его долгосрочных долгов определяется политикой отношения к риску искомого предприятия, принимающего решение.

При осторожности к риску берется ставка равная 60%, при большей терпимости к риску - 40%.

    5. Пересчитывается вероятность дефолта контрагента при условии
кр
совершения сделки (в том числе и выдачи кредита) р (2) [3]:
Т
/ / / 2 2
¦ ¦ /А + S ¦ сигма ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 0 кр¦ ¦ А ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦---------¦ + ¦мю -------¦Т¦ ¦
¦ ¦ln¦ D + S ¦ ¦ А 2 ¦ ¦ ¦
кр 1 ¦ 1¦ Т кр/ / ¦ ¦
р = ---exp¦--¦-----------------------------¦ ¦. (3)
Т 2пи ¦ 2¦ сигма Т ¦ ¦
А / /
6. Определяется величина ожидаемых потерь от проведения
операции (для одного из вариантов снижения кредитного риска -
сумма отчислений в резервный фонд) (4) S :
ОП
кр
S = S р . (4)
ОП кр Т
7. Определяется величина неожиданных (неплановых) потерь от
проведения операции (5) S :
НП
кр кр
S = S р (1 - р ). (5)
НП кр Т Т

Таким образом, в результате оценки кредитного риска сделки мы имеем следующие данные:

Для определения уровня кредитного риска контрагента рассчитывается итоговый показатель риска. Для расчета итогового показателя риска путем экспертной оценки определяются веса (значимости) каждого фактора риска в общем показателе риска контрагента и оценочный балл.

Определяется итоговый показатель риска контрагента путем суммирования полученных по каждому фактору риска баллов с учетом их веса (значимости) в общем показателе риска.

Итоговый коэффициент риска имеет границы от 1 до 5, что соответствует различному уровню риска неисполнения обязательств контрагентами.

Характеристика риска контрагента и форма приемлемого обеспечения присваиваются в соответствии с таблицей 1.

Интегральный
показатель
риска
 Величина 
кредитного
риска (%)
Характеристика
 Форма приемлемой работы 
   [1 - 2)  
  [1 - 5] 
Слабый риск   
Без обеспечения          
   [2 - 3)  
 (5 - 10] 
Умеренный риск
Залог или поручительство 
   [3 - 4)  
 (10 - 50]
Сильный риск  
Банковская гарантия      
   [4 - 5]  
(50 - 100]
Критический   
риск
Банковская гарантия,     
предоплата

Мониторинг и контроль кредитного риска контрагентов. Для того чтобы менеджеры смогли управлять рисками всего предприятия, необходимо установить формальную систему контроля управления рисками. Данный процесс будет являться как средством мониторинга рисков, так и подходом к оценке эффективности управления рисками.

Мониторинг и контроль рисков производятся в следующем порядке:

  1. Идентификация бизнес-целей на уровнях всех подразделений.
  2. Определение рисков, угрожающих достижению каждой бизнес-цели соответствующих подразделений.
  3. Установление связей между выявленными рисками и бизнес-целями.
  4. Разработка ключевых показателей риска (КПР) для каждого риска, привязанного к каждой бизнес-цели подразделения.
  5. Разработка системы оповещения, т.е. разработка порогов/пределов для случаев, когда ключевой показатель риска достигает уровня, при котором он вызывает определенное отклонение бизнес-целей подразделения.

Для определения эффективности действующих мероприятий по управлению кредитными рисками на промышленном предприятии необходимо провести анализ действующих методов управления рисками. Для решения этой задачи определяются ключевые показатели риска (КПР), которые являются средством мониторинга эффективности управления кредитными рисками.

Для контрагентов, по которым выявлены недостаточно эффективные мероприятия, разрабатываются дополнительные мероприятия по управлению кредитными рисками этих контрагентов.

А.В.Дорожкин

Ведущий экономист

отдела управления рисками

ОАО "Магнитогорский

металлургический комбинат"