Мудрый Экономист

Туристская деятельность: учет общехозяйственных расходов

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32

В конце отчетного периода (ежемесячно) туристские фирмы должны: распределить общехозяйственные расходы между видами деятельности (например, туроператорской и турагентской); внутри туроператорской деятельности по объектам учета затрат (отдельным заказам на турпутевки, видам турпродуктов, дифференцированных по регионам, набору услуг и т.п.).

Раздельный учет выручки от продаж услуг в рамках туроператорской и турагентской деятельности ведется с использованием счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка от продаж". Однако на практике невозможно обеспечить раздельный учет затрат по этим видам деятельности.

Общехозяйственные расходы по туроператорской деятельности должны учитываться на счете 26, а по турагентской деятельности - на счете 44 "Расходы на продажу". Однако разделить затраты по этим счетам довольно сложно. Это связано с тем, что при осуществлении туристскими фирмами туроператорской и турагентской деятельности одновременно используются одни и те же помещения, телефонные номера, оргтехника, канцтовары. Имеющиеся у туристских фирм точки реализации - турагентства - могут заниматься как продажей своих путевок, так и их реализацией по посредническим договорам. Кроме того, в небольших фирмах, как правило, один и тот же управленческий персонал курирует как туроператорскую, так и турагентскую деятельность.

Распределение общехозяйственных расходов внутри туроператорской деятельности по объектам учета затрат регламентируется Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью. Оно осуществляется одним из методов (расчетов), избранных туристской фирмой исходя из цели выявления наиболее точной себестоимости объекта учета затрат:

пропорционально сумме оплаты труда работников, прямо включаемой в затраты по объекту учета;

пропорционально прямым затратам, отнесенным на объект учета;

пропорционально плановой себестоимости объектов учета.

Выбранный метод отражается в учетной политике и должен применяться фирмой в течение отчетного года.

Рассмотрим порядок формирования некоторых видов затрат.

Затраты на перевозку туристов

Если туроператор заказывает у авиакомпании чартерный рейс, затраты на перевозку туристов составляют часть расходов, связанных с непосредственной деятельностью туроператора. Соответственно в сумму этих расходов входят и затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами.

В случае реализации прав на не востребованные туристами услуги (в частности, авиабилетов на свободные места в чартерном рейсе) их стоимость не учитывается в стоимости турпродукта, а отражается в качестве расходов по дополнительной услуге "продажа авиабилетов". При формировании стоимости путевки из общей величины расходов по оплате чартера необходимо выделить стоимость мест (авиабилетов), реализованных как отдельные услуги обособленно от турпродукта.

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Д-т 20, К-т 60 - отражены затраты по оплате стоимости чартерного авиарейса;

Д-т 90, К-т 20 - стоимость отдельно реализованных авиабилетов списана на реализацию;

Д-т 43, К-т 20 - затраты на транспортное обслуживание туристов (за вычетом стоимости авиабилетов, реализованных в свободной продаже) учтены в стоимости турпутевки;

Д-т 004 "Товары, принятые на комиссию" - получены на реализацию билеты по агентскому договору;

Д-т 50, К-т 76, субсчет "Расчеты с авиакомпанией" - оплачены авиабилеты физическими лицами;

К-т 004 - реализованы билеты физическим лицам;

Д-т 76, субсчет "Расчеты с авиакомпанией", К-т 90 - удержано вознаграждение за реализацию авиабилетов;

Д-т 90, субсчет "Расчеты по НДС", К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС с агентского вознаграждения;

Д-т 76, субсчет "Расчеты с авиакомпанией", К-т 51 - перечислена авиакомпании задолженность за реализованные билеты.

Турфирма с авиакомпанией чаще всего заключает посреднический договор (агентский или комиссии) и реализует полученные билеты за вознаграждение.

Затраты по страхованию туристов

Страховая защита (страхование медицинских и прочих рисков) необходима туристам, так как в большинстве туристских регионов оказывается платная медицинская помощь. Медицинское страхование гарантирует туристу ее предоставление практически в любом уголке мира. Страхование - это система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов, путем выплаты страхового возмещения.

Договор страхования предусматривает порядок заключения, изменения, прекращения и срок действия договора; определяет страховые риски и случаи, а также страховую сумму, страховые взносы и страховое обеспечение, права и обязанности сторон. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования.

К основным видам страхования в сфере туризма относятся:

страхование туриста, в том числе жизни и здоровья (медицинское страхование), и его имущества;

страхование профессиональной ответственности;

страхование риска турфирм.

Несмотря на то что страхование туристов и их имущества считается добровольным, законодательство многих стран требует обязательного наличия медицинского полиса.

К дополнительным в сфере туризма относятся следующие виды страхования:

на случай задержки транспорта;

на случай плохой погоды во время нахождения застрахованных лиц на отдыхе;

от непредоставления или ненадлежащего предоставления туристских услуг, указанных в путевке (ваучере); невыдачи въездной визы;

личного транспортного средства и др.

Эти виды страхования добровольные, их оформление зависит от воли туриста.

Особое место в системе страхования туристов занимает страхование пассажиров регулярного транспорта и автогражданской ответственности ("зеленая карта").

Страхование пассажиров на транспорте является обязательным и осуществляется автоматически, без согласования с ними. Во время поездки на любом виде транспорта российский турист также автоматически страхуется от несчастных случаев, которые могут произойти во время поездки.

Законодательство большинства стран предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности водителей и владельцев автотранспорта (автотуристов), поэтому автотурист при пересечении границы обязан оформить страховой полис.

Страхование может быть индивидуальным (каждый турист имеет отдельный страховой полис) либо групповым (полис оформляется целиком на группу). Основным видом страхования в туризме признается добровольное медицинское страхование туристов на период их путешествия. Не подлежат страхованию лица старше 75 лет и дети до двух лет.

Расчеты по обязательному и добровольному страхованию учитываются на счете 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Расходы по обязательному и добровольному страхованию туристов отражают в стоимости турпродукта:

Д-т 20, К-т 76-1.

Учет операций по страхованию туристов зависит от порядка оформления отношений турфирмы со страховой компанией. Существует два варианта взаимодействия турфирмы со страховой компанией:

турфирма выступает в роли страхового агента или брокера;

турфирма заключает договор страхования в пользу третьих лиц, включая стоимость страховки в цену путевки.

В первом случае турфирма будет включать в оборот, облагаемый НДС, только посредническое вознаграждение, во втором - стоимость страховки полностью включается в цену тура, следовательно, НДС нужно уплачивать со всей суммы страховки (правда, это относится к турам по России, если туристам при этом оформляется страховка). Если речь идет о турах за рубеж, то НДС облагается не вся выручка турфирмы, полученная от туристов за путевки, а только разница между ценой реализации тура и стоимостью входящих в него услуг, которые оказываются за рубежом.

Выручка, полученная при оказании услуг по страхованию, облагается НДС. При этом турфирма не сможет возместить "входной" НДС, ведь страховые услуги, которые оказывают специализированные компании, НДС не облагаются.

Очевидно, что для турфирмы - плательщика НДС наиболее предпочтителен первый вариант взаимодействия со страховой компанией. Кроме того, в этом случае все претензии по качеству страховых услуг туристы должны направлять не в турфирму, а в страховую компанию, что позволит избежать лишних расходов.

Рассмотрим подробнее первый вариант, при котором турфирма от имени и за счет страховой компании подписывает договоры страхования со своими клиентами, в которых страховщиком выступает страховая компания, а страхователем - турист. При наступлении страхового случая расходы оплачивает страховая компания.

Получив от туриста деньги за страховку, турфирма выдает ему квитанцию по форме N А-7. Затем полученные деньги (как правило, за вычетом посреднического вознаграждения) турфирма перечисляет страховой компании. Сроки перечисления денег и размер комиссионных определяются договором. Кроме того, страховая компания может потребовать от турфирмы представления копии экземпляров квитанций на получение страхового взноса. Квитанции передаются по акту, в котором указывают их количество и номера.

Застрахованный турист вместе с путевкой получает от турфирмы страховой полис. Полис является бланком строгой отчетности. Турфирма получает его в свою очередь от страховой компании.

Средства, перечисляемые страховой компании, не являются расходами турфирмы и не должны включаться в стоимость тура. Однако при осуществлении посреднической деятельности в сфере страхования у турфирмы могут возникать определенные расходы, в частности, ей придется платить зарплату сотрудникам, занимающимся оформлением страховых полисов, начислять ЕСН и другие обязательные платежи и т.д. На сумму подобных расходов турфирма может уменьшить доход от посреднической деятельности согласно ст. 252 НК РФ.

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Д-т 006 "Бланки строгой отчетности" - приняты на учет страховые полисы как бланки строгой отчетности в условной оценке;

Д-т 50, К-т 76, субсчет "Расчеты со страховой компанией" - оплачены полисы туристами;

К-т 006 - списаны страховые полисы, переданные туристам;

Д-т 44, К-т 70 (69) - начислена заработная плата сотруднику, занимающемуся оформлением страховых полисов (с учетом всех отчислений);

Д-т 76, К-т 90, субсчет "Выручка от посреднических услуг" - отражена выручка в сумме посреднического вознаграждения (после утверждения отчета турфирмы);

Д-т 90, субсчет "НДС", К-т 68 - начислен НДС с суммы посреднического вознаграждения;

Д-т 90, субсчет "Себестоимость посреднических услуг", К-т 44 - списаны расходы по осуществлению посреднической деятельности;

Д-т 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж", К-т 99 - отражена прибыль от оказания посреднических услуг;



Д-т 76, субсчет "Расчеты со страховой компанией", К-т 51 - перечислены денежные средства страховой компании (за вычетом посреднического вознаграждения).

Затраты по страхованию туристов турфирма может включать в стоимость путевки, если она заключила со страховой компанией не посреднический договор, а договор страхования в пользу третьих лиц; страховщиком будет выступать страховая компания, а страхователем - турфирма.

В этом случае турфирма подает в страховую компанию списки туристов, которых необходимо застраховать, а взамен получает страховые полисы (учитывать и отчитываться за которые нужно так же, как и при посредническом договоре). Если турист заболеет либо произойдет иной страховой случай, он должен будет обращаться не в страховую компанию, а в турфирму. Турфирма сообщит об этом страховой компании, которая в свою очередь оплачивает медицинскую помощь или возмещает туристу иные убытки.

При этом страховая премия (деньги за страхование) перечисляется страховой компании из собственных средств турфирмы, которая впоследствии включает стоимость страховки в цену путевок, продаваемых туристам.

О.Антошина



К. э. н.,

доцент

Всероссийская государственная

налоговая академия

Минфина России