Мудрый Экономист

Новая форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 16

Ростехнадзор выпустил ряд нормативно-правовых актов и писем, в той или иной мере касающихся порядка исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В частности, была утверждена новая форма расчета этой платы (вместе с порядком заполнения и представления).

С даты вступления в силу Приказа Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204 <1> прежняя форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду <2> применяться не должна. Новая форма расчета заполняется организациями, оказывающими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:

<1> Текст документа см. на с. 18 вкладки "Документы номера". - Прим. ред.
<2> Утверждена Приказом Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. N 459.
<3> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду перечисляется в бюджет по итогам отчетного периода в те же сроки, что и представляется расчет (Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557). Расчет должен быть представлен плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению объекта, оказывающего негативное воздействие (если объект стационарный <4>), либо по месту государственной регистрации объекта (если он передвижной) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

<4> Объект, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

По объектам, оказывающим негативное воздействие, которые находятся в разных субъектах РФ, представляются отдельные расчеты, а если плательщиком эксплуатируются два и более объекта на территории одного субъекта РФ, то по данным объектам составляется единый расчет. Между тем плата исчисляется и вносится отдельно по местонахождению каждого объекта негативного воздействия.

Рассмотрим основные различия между новой и старой формами расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Состав формы не изменился, как и прежде в нее входят:

Основные изменения заключаются в следующем. Титульный лист расчета теперь может подписать также бухгалтер обособленного подразделения организации (по доверенности).

Пока еще плательщики этого сбора по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора могут представлять разд. 1 - 4 расчета либо в основной, либо в сводной (табличной) форме. С введением новой формы такого выбора у плательщиков не будет: данные разделы могут заполняться только в сводной форме. Кроме того, в разделе "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет" появилась строка 031, в которой нужно указывать количество передвижных объектов негативного воздействия, зарегистрированных на территории муниципального образования. В новых строках 041 - 049 будет расшифровываться общая сумма платежа, отражаемая в строке 040 этого раздела.

Рассмотрим некоторые особенности заполнения новой формы в части расчета платы за негативное воздействие от использования автотранспорта, поскольку этот вопрос наиболее часто вызывает затруднения у плательщиков сбора. При заполнении разд. 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" необходимо указывать экологический класс автомобильной техники в соответствии с Приложением N 2 "Экологическая классификация автомобильной техники в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ" Специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" <1> (далее - Регламент).

<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609.

Между тем, как следует из п. 14 Регламента, технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории России, вводятся в действие в различные сроки, а именно: для техники 2-го экологического класса - с даты вступления в силу Регламента; 3-го - с 1 января 2008 г.; 4-го - с 1 января 2010 г.; 5-го - с 1 января 2014 г. Возникает вопрос: как организации указывать в разд. 2 сведения об экологических классах, если технические нормативы по ряду классов еще не введены?

При решении этого вопроса необходимо исходить из следующего. Ряд выпускаемых в настоящее время автомашин уже соответствует высоким техническим требованиям в части соблюдения такого уровня выбросов, которые соответствуют 3, 4 и 5-му экологическим классам, установленным для автомобильной техники. Пунктом 11 Регламента предусмотрено, что соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям Регламента удостоверяет предусмотренное Правилами ЕЭК ООН сообщение, официально утверждающее тип транспортного средства и (или) двигателя, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таким образом, основанием для заполнения разд. 2 является документ, удостоверяющий соответствие автомобильной техники тому или иному классу.

Напомним, что плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по нормативам (ставкам), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344. Причем применение этих нормативов к иным загрязняющим веществам, обладающим схожими характеристиками, неправомерно. К указанным нормативам (ставкам) применяются несколько коэффициентов <1>. Так, при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В этом случае к соответствующим ставкам платы применяется пятикратный повышающий коэффициент (см. п. п. 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия <2>).

<1> Утверждены Постановлениями Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 и от 28 августа 1992 г. N 632.
<2> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632.

Кроме того, ежегодно размер платы корректируется на коэффициент инфляции. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., применяются в текущем году с коэффициентом 1,4, а нормативы, установленные в 2005 г., - с коэффициентом 1,15.

Что касается индексации платы в будущем, то ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено: нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 и 2005 гг., будут применяться в 2008 г. с коэффициентом 1,48 и 1,21 соответственно.

В.В.Петрунин

Советник правового департамента

Правительства РФ,

государственный советник РФ

3 класса