Мудрый Экономист

Возврат товара в аптеку

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 8

В прошлом номере нашего журнала мы подробно рассмотрели порядок бухгалтерского учета и налогообложения, когда аптечная организация возвращает товар поставщику. Однако на практике нередка и обратная ситуация - товар возвращен покупателем. О том, в каких случаях такой возврат возможен, о его учете и налогообложении рассказано в этой статье.

Когда возврат возможен?

Возврат покупателем в аптеку купленного товара возможен в двух случаях.

Первая причина связана с нарушением продавцом своих обязанностей по договору розничной купли-продажи. Иногда встречаются случаи продажи товара с истекшим сроком годности. Покупатель, заметив это, может возвратить товар. Проданный товар может быть некачественным. Часто это обстоятельство можно выяснить посредством простого осмотра медикамента (изменился цвет, структура таблетки и т.д.). Тогда покупатель возвращает товар в аптеку.

Вторая причина не связана с нарушением продавцом вышеуказанных обязанностей. Товар может не подойти покупателю по своим характеристикам или он решил, что поспешил с покупкой. И в первом, и во втором случае аптека обязана принять у покупателя товар, вернув за него деньги. Это закреплено в п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). Аналогичная норма содержится в п. 6.15 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80. Однако следует учесть, что некоторые товары не подлежат ни возврату, ни обмену. Естественно, что в этом случае речь идет лишь о товарах надлежащего качества. Их Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 <1> и включает:

<1> Действует в редакции от 08.02.2006.

Возврат товара низкого качества

В соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потребителей в случае, когда продан товар ненадлежащего качества, покупатель вправе по своему выбору потребовать:

Вернуть товар можно в течение его гарантийного срока или срока годности. На большинство товаров, входящих в номенклатуру аптечных организаций, они установлены. В первом случае сделать это можно в разумный срок, под которым законодательство понимает два года с момента покупки. Это закреплено в п. 2 ст. 477 ГК РФ.

В случае обнаружения покупателем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Оформление возврата товара

Документальное оформление операций по возврату товаров зависит от того, когда он был возвращен - в день покупки или позже, после закрытия смены и снятия с контрольно-кассовой машины Z-отчета. Основные различия связаны с тем, что в первом случае деньги покупателю выдаются из операционной кассы, а во втором случае - из основной кассы.

Если покупатель вернул товар в день покупки, то в аптеке нужно оформить в двух экземплярах накладную на возвращенный товар. Один экземпляр накладной передается покупателю - он должен предъявить ее при получении денег за товар. А второй экземпляр накладной прикладывается к товарному отчету. Такой порядок предусмотрен п. 10.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, приведенных в Письме Роскомторга России от 10.07.1996 N 1-794/32-5.

Как мы уже отметили выше, деньги покупателю в этом случае возвращаются из операционной кассы аптеки по кассовому чеку. На нем должен поставить свою подпись директор (заведующий) или его заместитель. Это установлено п. 4.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, приведенных в Письме Минфина России от 30.08.1993 N 104.

На сумму, выданную из кассы, оформляется акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) по форме N КМ-3, которая утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Полученный от покупателя кассовый чек кассир наклеивает на лист бумаги и вместе с актом по форме N КМ-3 сдает в бухгалтерию. При этом сумму денежных средств, возвращенных покупателю через операционную кассу, нужно отразить в графе 15 журнала кассира-операциониста по форме N КМ-4, которая также утверждена Постановлением Госкомстата России N 132.

Даже если покупатель потерял кассовый или товарный чек, продавец обязан принять у него товар ненадлежащего качества. Главное, чтобы покупатель смог доказать, что он приобрел товар именно у этого продавца (п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Однако в таких случаях деньги за товар нельзя вернуть через операционную кассу. Их придется возвращать из основной кассы аптеки.

Если покупатель вернул товар не в день покупки, то аптеке нужно оформить в двух экземплярах накладную на товар. Один из них вручается покупателю, а второй прилагается к товарному отчету. При этом деньги покупателю возвращают не через операционную, а через основную кассу организации. Покупатель пишет письменное заявление, на основании которого бухгалтер составляет расходный кассовый ордер на сумму возврата. В заявлении и в расходном кассовом ордере обязательно должны быть указаны Ф.И.О., адрес и паспортные данные покупателя.

Бухучет операций по возврату товаров

Если покупатель возвращает некачественный товар, то договор розничной купли-продажи, по которому такой товар был приобретен, можно считать незаключенным (ведь нарушены его существенные условия). А это означает, что право собственности на товар не переходило от поставщика к покупателю, поэтому на стоимость товаров ненадлежащего качества аптека должна уменьшить свой оборот по реализации.

Обратите внимание: в бухгалтерском учете операции по возврату товара нужно отражать только в том случае, если деньги за покупку возвращаются покупателю через основную кассу аптеки, то есть если товар возвращается не в день его покупки. Ведь в случае выдачи денег покупателю из операционной кассы (товар возвращается в день покупки) необходимые корректировки уже будут учтены до того, как документы представят в бухгалтерию.

Пример. В феврале 2007 г. покупатель приобрел в аптеке физиотерапевтический аппарат по цене 4500 руб. (НДС не облагается). В марте он вернул прибор, ссылаясь на его плохую работу. В аптеке согласились с претензиями покупателя и возвратили ему деньги.

Аптека ведет учет товаров по покупным ценам. Стоимость аппарата, по которой он был списан для целей бухгалтерского учета, составляла 3500 руб. Транспортные расходы отсутствуют.

В данном случае деньги покупателю должны быть выданы из главной кассы организации на основании его письменного заявления.

В бухгалтерском учете аптеки будут сделаны следующие записи:

           Содержание операции          
 Дебет
Кредит
  Сумма, 
руб.
Выданы покупателю деньги за возвращенный
товар (основание - расходный кассовый
ордер)
  62  
  50  
   4500  
Сторнирована выручка, полученная от     
реализации возвращенного товара
  62  
  90  
  (4500) 
Сторнирована стоимость проданного товара
  90  
  41  
  (3500) 

Налогообложение при возврате товаров Налог на добавленную стоимость

Как известно, предприятия розничной торговли не должны выставлять покупателям счета-фактуры. Им достаточно выдать кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ). При этом записи в Книге продаж делаются на основании показаний лент контрольно-кассовых машин. Это следует из п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость <2>, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

<2> Действует в редакции Постановления Правительства РФ от 11.05.2006 N 283.

В Письме Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/29 финансовое ведомство разъясняет налогоплательщикам, что при возврате товаров, реализованных в режиме розничной торговли с использованием контрольно-кассовой техники и выдачей физическому лицу или другим лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, чека без выдачи покупателю счетов-фактур в Книге покупок продавца рекомендуется регистрировать реквизиты расходного кассового ордера, выписанного при возврате денежных средств покупателю, при наличии документов, подтверждающих прием и принятие на учет возвращенных товаров. При этом регистрация документов в Книге покупок продавца производится на дату принятия на учет возвращенных товаров.

Если реализация и возврат товара осуществляются в рамках одного налогового периода, то следует сделать исправительную запись в Книге продаж. В результате будет скорректирована сумма налога за текущий налоговый период.

Иначе необходимо действовать, если реализация и возврат товара произошли в разные налоговые периоды. В соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Эти вычеты производятся после отражения возврата товаров в учете. Причем воспользоваться правом на вычет налогоплательщик может только в течение года с момента возврата товаров. Об этом гласит п. 4 ст. 172 НК РФ.

Налог на прибыль

При возврате товара ненадлежащего качества право собственности на него по сути не переходит к покупателю, поскольку продавец не выполнил свои обязательства по договору розничной купли-продажи должным образом. Следовательно, выручка от реализации такого товара сторнируется (как и в бухгалтерском учете).

Если возврат произошел в том же отчетном периоде, что и реализация, то доходы текущего месяца нужно уменьшить на продажную стоимость товара, возвращенного покупателем, а расходы - на покупную цену этого товара. При этом средний процент на конец месяца будет рассчитываться с учетом приведенных корректировок.

Если товар был возвращен в другом отчетном (налоговом) периоде, то аптека должна скорректировать данные за тот период, в котором товар был реализован. При этом она должна представить в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации (п. 1 ст. 54 НК РФ). Однако для этого аптеке необходимо доказать в налоговой инспекции, что договор розничной купли-продажи был признан недействительным, то есть фактически реализации не было.

Единый налог при "упрощенке"

Если реализация и возврат товара были осуществлены в периоды, когда налогоплательщик применял "упрощенку", особых сложностей не возникает. Продавец должен сделать корректирующую запись и уменьшить тем самым величину дохода в Книге учета доходов и расходов, а если объект налогообложения - "доходы минус расходы", то и расходы.

Определенные сложности возникнут в том случае, если товар был реализован до того, как аптека перешла на УСНО. Дело в том, что в такой ситуации продавец не сможет скорректировать доходы в Книге учета доходов и расходов.

Ю.Г.Кувшинов

Главный редактор журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"