Мудрый Экономист

О постановке на учет

"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4

В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщики в целях осуществления налогового контроля обязаны встать на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83).

В свою очередь, п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязывает налогоплательщиков, переведенных на уплату ЕНВД, встать на учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности не позднее 5 дней со дня ее осуществления.

Причем под местом осуществления деятельности в целях исчисления ЕНВД следует понимать место нахождения физических показателей (объектов, в которых осуществляется предпринимательская деятельность), а если эти физические показатели используются по видам предпринимательской деятельности, носящим передвижной характер, - место получения дохода от этой предпринимательской деятельности (Письма Минфина России от 28.09.2006 N 03-11-04/3/424, от 26.09.2005 N 03-11-02/44). Но об этом чуть позже.

Итак, в каком порядке налогоплательщика поставят на учет? Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение сроков постановки на учет? Эти и другие вопросы рассмотрены в данной статье.

Общепринятая процедура

Процедура постановки на налоговый учет плательщиков ЕНВД регламентирована Приказом МНС России N БГ-3-09/722 <1>. По мнению автора, именно данным документом следует руководствоваться при постановке на налоговый учет плательщику ЕНВД в 2007 г. К тому же на Приказ МНС России N БГ-3-09/722 ссылается и Минфин в Приказе N 8н <2>, которым установлена форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения на 2007 г. (в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2006 N 177н).

<1> Приказ МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности".
<2> Приказ Минфина России от 17.01.2006 N 8н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения".

Для того чтобы встать на учет в качестве плательщика ЕНВД, хозяйствующему субъекту необходимо подать в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по утвержденной форме. Причем для организаций установлена форма N 9-ЕНВД-1, а индивидуальные предприниматели должны представить заявление по форме N 9-ЕНВД-2. Напомним, сделать это нужно не позднее 5 рабочих дней со дня осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

Одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговый орган необходимо представить:

Если заявление о постановке на учет составлено доверенным лицом (уполномоченным представителем) налогоплательщика, то дополнительно к вышеуказанным документам прилагают заверенную в установленном порядке доверенность либо иной документ, на основании которого доверенное лицо осуществляет свои полномочия.

В соответствии с п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 84 НК РФ в течение 5 дней с момента представления всех необходимых документов налоговики обязаны поставить налогоплательщика в известность и выдать уведомление о постановке на учет. Уведомления утверждены Приказом МНС России N БГ-3-09/722:

К сведению. Если организация или индивидуальный предприниматель прекращает деятельность, переведенную в соответствии с гл. 26.3 НК РФ на уплату ЕНВД, то снятие с учета происходит на основании заявления налогоплательщика, поданного в произвольной форме с указанием даты прекращения предпринимательской деятельности. К данному заявлению необходимо приложить уведомление налогового органа о постановке на учет плательщика ЕНВД. О снятии с учета налоговый орган уведомляет организацию и индивидуального предпринимателя в произвольной форме.

В свою очередь, налоговики по месту осуществления хозяйствующим субъектом облагаемой ЕНВД деятельности обязаны в течение 3-х дней с момента постановки на учет или снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя уведомить об этом факте налоговые органы, в котором налогоплательщик состоит на учете постоянно (организации - по месту нахождения, индивидуальные предприниматели - по месту жительства).

Отдельные положения

Если хозяйствующий субъект уже состоит на учете в налоговом органе по иному основанию, например по месту жительства индивидуального предпринимателя, то повторно обращаться в эту же инспекцию с заявлением о постановке на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД нет необходимости.

Данный подход находит свое отражение как в разъяснениях контролирующих органов (Письмо Минфина России от 16.02.2006 N 03-11-02/41), так и в арбитражной практике (Постановления ФАС УО от 01.06.2006 N Ф09-4551/06-С1, ФАС ВСО от 13.07.2005 N А19-26828/04-24-Ф02-3311/05-С1). Более того, в Постановлении N 5 <3> ВАС РФ занял схожую позицию, указав в п. 39, что хозяйствующие субъекты, которые состоят на учете в налоговом органе по одному из оснований, установленных ст. 83 НК РФ, не могут быть привлечены к налоговой ответственности за непредставление заявления о повторной постановке на учет в этом же налоговом органе по другому основанию.

<3> Постановление ВАС от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

В соответствии со ст. 83 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет:

К тому же обязанность, установленная п. 2 ст. 346.28 НК РФ (регистрация в качестве плательщика ЕНВД), и относится к "иным основаниям", которые освобождают зарегистрированного плательщика ЕНВД от повторной постановки на учет в одном налоговом органе.

Если организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, осуществляют деятельность в разных районах одного городского округа (муниципального образования), обслуживаемых разными районными налоговыми инспекциями, то на учет необходимо встать по месту осуществления деятельности в одной из них.

В подтверждение сказанному можно привести Письмо Минфина России от 13.11.2006 N 03-11-04/3/488, в котором чиновники высказались по поводу использования торговых автоматов для оказания услуг общественного питания. В частности, если торговые автоматы организации установлены на территории одного муниципального образования, обслуживаемого разными налоговыми инспекциями, то организация может встать на налоговый учет в одном из налоговых органов по месту установки одного из торговых автоматов в данном муниципальном образовании. Однако если торговые автоматы установлены на территории нескольких муниципальных образований, обслуживаемых разными налоговыми инспекциями, то организация обязана встать на налоговый учет в налоговом органе по месту установки каждого торгового автомата в муниципальных образованиях, в которых осуществляется указанная предпринимательская деятельность (см. также Письмо Минфина России от 31.08.2006 N 03-11-04/3/397).

Аналогичной позиции придерживаются и налоговики. Так, в Письме УФНС по Москве от 18.01.2007 N 18-11/3/03906 со ссылкой на то, что ЕНВД зачисляется в размере 90% в один из бюджетов: городского округа, муниципального района, Москвы, Санкт-Петербурга (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 БК РФ <4>), указано следующее. Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в Москве и размещающие (распространяющие) наружную рекламу в разных районах столицы, обслуживаемых разными налоговыми органами, обязаны встать на налоговый учет в качестве плательщиков ЕНВД только в налоговых инспекциях по месту своего нахождения (месту жительства).

<4> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

Если место жительства индивидуального предпринимателя и место осуществления им предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, расположены в разных районах одного городского округа и обслуживаются разными налоговыми органами, то индивидуальный предприниматель может встать на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД в налоговом органе данного городского округа либо по месту своего жительства, либо по месту осуществления предпринимательской деятельности (Письмо Минфина России от 02.03.2006 N 03-11-04/3/102).

Обратите внимание! Если значения корректирующего коэффициента К2, установленные нормативным актом представительного органа городского образования по районам городского округа, различны, то разд. 2 налоговой декларации по ЕНВД <5> заполняется по каждому административно-территориальному образованию, в котором осуществляется предпринимательская деятельность (месту расположения торговых точек), имеющему код ОКАТО (Письмо Минфина России от 31.08.2006 N 03-11-04/3/397). Если значения корректирующего коэффициента К2 установлены в целом по городскому округу, то при заполнении разд. 2 налоговой декларации учитываются показатели в целом по организации.

<5> Приложение N 1 к Приказу Минфина России от 17.01.2006 N 8н.

Недавно Минфин в Письме от 12.03.2007 N 03-11-05/46 рассмотрел порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в следующей ситуации. Индивидуальный предприниматель, состоящий на налоговом учете в инспекции по месту жительства в одном городе, встал на учет в качестве плательщика ЕНВД в другом городе (по месту осуществления предпринимательской деятельности). При этом возник вопрос: вправе ли предприниматель уменьшить единый налог на сумму уплаченных страховых взносов на ОПС за работников и в виде фиксированного платежа, если взносы уплачиваются по месту его жительства? По мнению чиновников, проблем с уменьшением не будет, для этого нужно представить налоговые декларации по ЕНВД в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности, отразив в них уменьшение единого налога на сумму страховых взносов, уплаченных по месту жительства.

Если индивидуальный предприниматель оказывает услуги физическим лицам по предоставлению жилого помещения для проживания на разовой основе, то он, по мнению автора, в отношении данной деятельности не признается плательщиком ЕНВД, поскольку она не является предпринимательской.

Напомним, в соответствии с гражданским законодательством под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ предприниматель должен представить налоговую декларацию по НДФЛ не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить НДФЛ по ставке 13% в срок не позднее 15 июля, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228).

Ответственность

Какую ответственность могут понести организация или индивидуальный предприниматель, если они уклонились от постановки на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД или нарушили установленные сроки регистрации?

В Налоговом кодексе для нарушителей предусмотрены две статьи - 116, предусматривающая ответственность за нарушение сроков постановки на налоговый учет, и 117, ответственность по которой предусмотрена за уклонение от постановки на налоговый учет.

Так, в соответствии со ст. 116 НК РФ за нарушение сроков постановки на налоговый учет на налогоплательщика может налагаться ответственность в виде штрафа от 5000 до 10 000 руб. в зависимости от количества пропущенных календарных дней.

В свою очередь, за осуществление предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет ст. 117 НК РФ установлен штраф в размере:

Помимо налоговой к нарушителям может быть применена и административная ответственность. Так, в соответствии с п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (от 2000 до 3000 руб.).

Обратите внимание! Должностными лицами в целях применения данной статьи не являются индивидуальные предприниматели (см. примечание к ст. 15.3 КоАП РФ), следовательно, их привлечение к административной ответственности в этом случае будет неправомерным. Поэтому данная норма в первую очередь может быть применена к руководителям и главным бухгалтерам организаций.

Данную точку зрения разделяет и Верховный Суд в п. 23 Постановления N 18 <6>. В частности, он напомнил, что административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена ст. ст. 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ, при этом субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане. В соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к установленной названными выше нормами административной ответственности как должностные лица. Указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, самостоятельно осуществляет права и обязанности названных должностных лиц.

<6> Постановление Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

О.Н.Малов

Эксперт журнала

"ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение"