Мудрый Экономист

Определение количества торговых мест, используемых для розничной торговли

"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4

Порядок определения количества используемых торговых мест прежде всего важен плательщикам ЕНВД, осуществляющим розничную торговлю на рынках (пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В настоящей статье приведены позиции Минфина и ФНС, касающиеся порядка определения количества торговых мест, а также существующая арбитражная практика. Кроме этого, проанализированы изменения, внесенные в гл. 26.3 НК РФ, которые вступят в силу с 1 января 2008 г.

В настоящий момент

Основная трудность с определением количества торговых мест, используемых для осуществления розничной торговли, связана с недоработками в понятийной части гл. 26.3 НК РФ. Так, в ст. 346.27 НК РФ приведено весьма расплывчатое (общее) понятие "торгового места".

Под торговым понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи. Таким образом, в настоящее время НК РФ не содержит технических параметров торгового места (длины, площади и т.д.). Именно поэтому у налогоплательщиков, арендующих (использующих) на территории одного объекта организации массовой торговли (рынка, торгового комплекса, торговой площадки и т.п.) несколько торговых мест, возникали проблемы с определением их количества в целях исчисления ЕНВД.

Налоговые органы всегда придерживались мнения, что количество торговых мест, в отношении которых необходимо исчислять и уплачивать ЕНВД, должно определяться исходя из правоустанавливающих документов (договоров аренды). Иными словами, величина физического показателя "количество торговых мест" должна быть равна количеству арендованных торговых мест. При этом налоговые инспекторы не допускают использование двух и более смежных мест на рынке в качестве одного объекта организации торговли.

По мнению автора, этот подход ошибочный. Если проанализировать положения гл. 26.3 НК РФ, то обязанность налогоплательщика по уплате ЕНВД связана с необходимостью фактической реализации товара. При этом именно торговое место является местом фактической реализации товара (совершения сделок купли-продажи). Если следовать логике налоговиков и определять количество торговых мест на основании договоров аренды, то понятие "торговое место" будет использоваться в значении "арендованное имущество определенной площади", что противоречит положениям гл. 26.3 НК РФ. Надо сказать, что точка зрения налоговиков не находит поддержки и у финансового ведомства. Так, в его Письмах от 05.07.2005 N 03-11-04/3/2, от 29.03.2006 N 03-11-04/3/169 разъяснено, что количество торговых мест следует определять исходя из количества работников, непосредственно реализующих товар, или количества используемых весов.

Арбитражная практика свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев при определении количества торговых мест арбитры ориентируются не на количество прилавков, арендованных в соответствии с договорами, а на количество торговых мест, одновременно используемых для ведения деятельности (Постановления ФАС ЦО от 17.01.2007 N А09-5906/06-25, ФАС СКО от 16.01.2007 N Ф08-6177/2006-2527А, ФАС ЗСО от 12.04.2007 N Ф04-2192/2007(33335-А75-19), ФАС ВВО от 21.09.2005 N А28-5455/2005-289/21, ФАС ПО от 12.09.2006 N А55-2481/06-43). Таким образом, суды допускают "объединение" двух и более смежных прилавков в одно торговое место при условии, если за ними работает один продавец (установлены одни весы).

Несмотря на разъяснения Минфина и проигранные судебные дела, ФНС продолжает настаивать на своем, и в отдельных случаях ей это удается в арбитражном суде. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 22.03.2007 N А56-34563/2006 арбитры признали правомерным доначисление ЕНВД налоговой инспекцией исходя из количества арендованных торговых мест. При этом они признали несостоятельными доводы налогоплательщика о том, что он использовал смежные места в качестве одного объекта организации торговли. Решающим обстоятельством при этом стало то, что в договоре аренды каждое арендованное место было поименовано как самостоятельный объект организации торговли, за аренду которого была установлена соответствующая плата.

По мнению автора, несмотря на отрицательную арбитражную практику, в 2007 г. можно ожидать только увеличения числа налоговых проверок, связанных с доначислением ЕНВД. Дело в том, что законодатели, озаботившись положением дел в сфере розничной торговли, приняли Федеральный закон N 271-ФЗ <1>, который устанавливает основные принципы функционирования объектов организации массовой торговли (рынков).

<1> Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ".

Так, в соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона N 271-ФЗ торговое место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток) должно быть оборудовано арендодателем и использоваться для осуществления деятельности по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Органам государственной власти субъектов РФ даны полномочия для определения критериев (в том числе минимальной и (или) максимальной площади торгового места), которым должны отвечать торговые места на рынках (ст. 11 Федерального закона N 271-ФЗ). В настоящее время в регионах идет активная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с положениями Федерального закона N 271-ФЗ, поэтому уже в этом году в некоторых субъектах РФ может быть установлена площадь стандартного торгового места.

Можно не сомневаться в том, что налоговики будут использовать данный критерий при проведении налоговых проверок плательщиков ЕНВД.

В будущем

С 1 января 2008 г. порядок исчисления ЕНВД в отношении розничной торговли, осуществляемой с использованием торговых мест, изменится. Федеральным законом N 85-ФЗ <2> в гл. 26.3 НК РФ были внесены существенные изменения, касающиеся розничной торговли.

<2> Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй НК РФ".

В первую очередь дополнено определение торгового места. В соответствии с его новой редакцией к торговым местам относятся:

Кроме этого, радикально изменен порядок исчисления ЕНВД в отношении розничной торговли, осуществляемой с использованием торговых мест (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Так, при исчислении ЕНВД в отношении деятельности, осуществляемой через торговое место менее 5 кв. м, следует использовать физический показатель "Торговое место" и базовую доходность 9000 руб. в месяц за одно место. Если площадь используемого торгового места составляет более 5 кв. м, то исчислять ЕНВД надо с использованием физического показателя "Площадь торгового места в кв. м" и базовой доходности 1800 руб. в месяц за один кв. м.

Таким образом, в 2008 г. проблема определения количества используемых торговых мест будет решена не в пользу налогоплательщиков. Налоговым инспекторам не придется ломать голову над тем, сколько мест использует плательщик ЕНВД для торговли, - они будут интересоваться площадью торговых мест, величина которой влияет на выбор физического показателя. Площадь смежных торговых мест будет суммироваться, и если она превысит 5 кв. м, то ЕНВД надо исчислять с использованием базовой доходности 1800 руб. за кв. м.

Следует учитывать, что положения Федерального закона N 271-ФЗ ограничивают собственников рынков (торговых площадок) при изменении их внутреннего устройства. Так, администрации рынков уже не смогут без согласования с уполномоченными органами изменять количество, площадь и схему размещения торговых мест. Такой подход к организации работы мест массовой торговли приведет к тому, что у налоговиков при желании смогут получить исчерпывающую информацию о любом торговом месте, используемом в розничной торговле. Причем информацию о площадях и месторасположении торговых мест им вправе предоставить органы власти, уполномоченные контролировать работу рынков (торговых площадок).

А.Г.Александров

Эксперт журнала

"ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение"