Мудрый Экономист

Старые песни о главном, или "новая жизнь" разъяснений Минфина

"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 8

Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ" внесены очередные поправки в Налоговый кодекс. Они наконец-то разрешили несколько продолжительных споров, в которых налоговики и финансисты занимали жесткую позицию, зачастую противоположную судебной практике. Кроме того, поправки реализуют посредством федерального закона некоторые письма Минфина, а также проясняют отдельные вопросы, которые были предметом рассмотрения в нашем журнале. Сегодня мы расскажем о наиболее интересных новшествах.

Суточные и НДФЛ

Спор о том, в каком размере суточные не облагаются НДФЛ, длится уже давно. Надежда у организаций появилась благодаря Решению ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04, которым было отменено Письмо МНС России от 17.02.2004 N 04-2-06/127. В этом документе чиновники призывали не удерживать НДФЛ с выплаченных суточных в размере 100 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории России. Выплаты, превышающие 100 руб., требовалось включать в налогооблагаемый доход физического лица. Напомним, что предел в 100 руб. заимствован из Постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 93, предусматривающего нормы для целей налогообложения прибыли. Главная претензия арбитров - налоговое законодательство не устанавливает нормы суточных для обложения НДФЛ. Учитывая то, что неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика и применение налогового законодательства по аналогии недопустимо, ВАС сделал вывод: НДФЛ не следует удерживать из сумм суточных, размер которых установлен локальным актом работодателя в соответствии со ст. 168 ТК РФ. Судьи указали, что действующее законодательство не исходит из того, что законно установленные нормы суточных должны быть по размеру одинаковыми для работников различных организаций. Окружные суды взяли на вооружение правовую позицию ВАС <1>. Но все это не стало помехой ни для налоговых инспекторов, как и ранее доначисляющих налог, ни для Минфина, придерживающегося прежней позиции. Среди последних разъяснений финансового ведомства - Письма от 17.07.2007 N 03-04-06-01/247, от 22.05.2007 N 03-04-06-01/154, от 20.03.2007 N 03-04-06-01/77. И хотя формулировка в них достаточно мягкая, на смысле это не отразилось: применение норм, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 93, не будет противоречить положениям Налогового кодекса, так как специальных норм суточных для обложения НДФЛ не установлено.

<1> См., например, Постановления ФАС МО от 02.02.2007 N КА-А41/13885-06, ФАС СЗО от 23.10.2006 N А56-53705/2005.

Но начиная с 2008 г. абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ изменится: не потребуется облагать НДФЛ суммы суточных, выплаченных в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке. Заметим, что для налога на прибыль норма не увеличилась.

Формально подход чиновников возобладал, то есть пределы для исчисления НДФЛ установлены универсальные для всех работающих граждан. Безусловно, такой подход должен устранить разночтения, но он не учитывает различные условия направления работников в командировки и принцип, сформулированный ВАС: при определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы.

Неразрешенным остался вопрос о выплате суточных по однодневным командировкам. Исходя из того, что не облагаются налогом суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством, нужно выяснить, предусматривает ли последнее выплату суточных за однодневную командировку. Согласно ст. 168 ТК РФ суточные компенсируют работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства во время командировки. Поэтому, как указал ВС РФ в Решении от 04.03.2005 N ГКПИ05-147, если командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, Трудовой кодекс РФ не предусматривает выплату работнику суточных. Поэтому п. 15 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62, прямо это устанавливающий, не противоречит действующему законодательству.

Отсюда напрашивается вывод, что выплаченные суммы суточных за нахождение в однодневной командировке следует обложить НДФЛ и, более того, не включать в расходы по налогу на прибыль (даже в пределах 100 руб.). Понятно, что эта позиция близка чиновникам (см. Письмо УФНС по г. Москве от 10.02.2006 N 20-12/11312). Арбитры чаще всего поддерживают ее в части обложения суточных НДФЛ <2>.

<2> Постановления ФАС ВВО от 31.10.2006 N А82-6004/2004-27, ФАС ПО от 27.06.2006 N А12-1880/06-С60, ФАС СЗО от 04.02.2005 N А26-6025/04-29.

Налоговый агент по НДФЛ: материальная выгода

В отношении всех доходов, полученных физическим лицом от организации (кроме случаев, предусмотренных ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ), последняя как источник выплаты признается налоговым агентом и обязана исчислить и удержать сумму НДФЛ при выплате дохода (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Исключений для каких-либо видов дохода (помимо названных) нет. Поэтому все доходы - в денежной, натуральной формах, в виде материальной выгоды - подлежат налогообложению у источника их выплаты.

Однако в п. 2 ст. 212 НК РФ есть положение о том, что определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных (кредитных) средств, осуществляется налогоплательщиком в день уплаты процентов по полученным заемным средствам, но не реже одного раза в календарном году. Отсюда возникает вопрос: следует ли организации получить у физического лица доверенность, чтобы стать его уполномоченным представителем в налоговых правоотношениях? Минфин отвечал отрицательно (Письмо от 31.05.2006 N 03-05-01-04/140). Из данного разъяснения следует, что ст. 226 НК РФ имеет преимущество перед ст. 212. Самостоятельное исполнение обязанностей налогоплательщика физическим лицом чиновники допускают, только если налоговый агент не может удержать сумму налога ввиду недостаточности других выплат, за счет которых это можно сделать (Письмо Минфина России от 02.04.2007 N 03-04-06-01/101). Чиновники заняли эту категоричную позицию и в одном из последних разъяснений - Письме от 12.07.2007 N 03-04-06-01/226, указав, что даже условия договора займа не могут изменить ситуацию. В запросе организация-работодатель отметила, что по договору заемщики-работники самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ по доходам в виде материальной выгоды. Вывод один: статус организации как налогового агента, приобретаемый на основании норм Кодекса, не может быть изменен положениями договора займа, заключаемого между работодателем и работником.

Начиная с 2008 г. в Налоговом кодексе будет действовать норма о том, что определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляется налоговым агентом в порядке, установленном настоящим Кодексом (абз. 2 пп. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ).

Если налоговый агент удержит у физического лица сумму НДФЛ, но не перечислит ее в бюджет в установленный срок (не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога), то он будет привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (штраф - 20% от суммы НДФЛ). Причем перечисление налога в более поздний срок (например, при проведении выездной проверки) не влияет на виновность организации (Письмо ФНС России от 26.02.2007 N 04-1-02/145@). В силу п. 7 ст. 75 НК РФ налоговый агент обязан также уплатить пени за несвоевременное перечисление налога.

Если же налоговый агент не удержит сумму НДФЛ, то он не сможет и уплатить ее в бюджет, так как п. 9 ст. 226 НК РФ запрещает уплату налога за счет средств налогового агента. Президиум ВАС подтверждает, что в этой ситуации недоимка не может быть взыскана с налогового агента (Постановление от 26.09.2006 N 4047/06). Если организация не имеет возможности взыскать с налогоплательщиков - физических лиц ранее не удержанные суммы НДФЛ в соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ (например, работники уволены либо организация не выплачивает налогоплательщикам никаких доходов, как в случае предоставления кредита банком <3>), то уплатить налог они должны самостоятельно (пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ). Вместе с тем это не препятствие для взыскания сумм пеней с налогового агента. Поскольку ст. 226 Кодекса обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05). В этой ситуации налоговый агент также заплатит штраф по ст. 123 НК РФ, так как взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика <4>.

<3> Письмо Минфина России от 05.07.2007 N 03-04-06-01/215.
<4> Пункт 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.

Продажа предприятия как имущественного комплекса: вопросы исчисления налога на прибыль

В настоящее время гл. 25 НК РФ не содержит специальных положений об особенностях признания доходов и расходов при купле-продаже предприятия как имущественного комплекса, в отличие от гл. 21 - там есть отдельная ст. 158. Поэтому при исчислении налога на прибыль организациям приходилось руководствоваться Письмом Минфина России от 08.10.2003 N 04-02-05/3/77, в котором рекомендовано в силу п. 1 ст. 11 НК РФ применять разд. VI "Деловая репутация организации" ПБУ 14/2000 <5>. В частности, отрицательную деловую репутацию, которая рассматривается как доход у покупающей стороны, предписано учитывать в том отчетном периоде, в котором приобретается предприятие.

<5> Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.

Начиная с 2008 г. Налоговый кодекс будет дополнен ст. 268.1 "Особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса". Законодатели поддержали позицию, обозначенную Минфином: расходы на приобретение активов и имущественных прав в составе предприятия покупатель определяет по передаточному акту, а надбавку или скидку к цене предприятия учитывает отдельно. Надбавка (скидка) - разница между ценой покупки и стоимостью чистых активов предприятия как имущественного комплекса, определяемой по передаточному акту. Скидка (отрицательная деловая репутация) в полной сумме формирует доход у покупателя. Момент признания дохода в ст. 268.1 НК РФ определен гораздо точнее, чем в Письме Минфина, - в месяце государственной регистрации перехода права собственности. Также в новой норме оговорен порядок признания положительной деловой репутации - надбавки к цене. Ее сумму следует признать расходом равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс.

Получается, что временных разниц и необходимости применения ПБУ 18/02 покупателю предприятия не избежать: п. 29 ПБУ 14/2000 предусматривает амортизацию деловой репутации (надбавки) в качестве НМА в течение 20 лет, а скидка в течение того же срока должна равномерно признаваться прочим доходом.

Как правильно рассчитать среднегодовую стоимость имущества?

В третьем номере журнала (с. 50) мы уже поднимали вопрос о том, как рассчитать среднегодовую стоимость основных средств для целей исчисления налога на имущество, если по состоянию на 1 января следующего года остаточная стоимость меняется по сравнению с показателем на 31 декабря. В частности, тогда речь шла о переоценке основных средств, результаты которой отражаются на 1 января.

Поскольку в силу прямого указания п. 4 ст. 376 НК РФ при расчете среднегодовой стоимости имущества учитывается показатель по состоянию на 1 января, Минфин в Письме от 16.02.2007 N 03-05-06-01/07 рекомендовал банку рассчитать налог на имущество за 2006 г. с учетом переоценки, отраженной в отчетности на 1 января 2007 г. Также чиновники обнадежили налогоплательщиков, сообщив о будущих изменениях в НК РФ, которые решат эту проблему. Заметим, это достаточно наболевший вопрос для организаций, проводящих переоценку производственных фондов. Об этом свидетельствует и Письмо Минфина России от 22.03.2006 N 03-06-01-04/69, в котором даны те же неутешительные для налогоплательщиков (если сумма переоценки положительная) выводы и особо отмечено: вопрос об уточнении порядка определения среднегодовой стоимости имущества заслуживает внимания и требует законодательного урегулирования.

И вот, спустя более года, издан соответствующий закон, согласно которому начиная с 2008 г. гл. 30 НК РФ будет дополнена правилом исчисления среднегодовой стоимости имущества - делить на 13 следует сумму остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода. То есть уже при подсчете базы по налогу на имущество по итогам 2007 г. организации будут учитывать стоимость на 31.12.2007, таким образом, переоценка, которая найдет отражение в отчетности 2008 г., не будет учтена.

Заметим, что Минфин недавно уже продемонстрировал аналогичный подход, разрешив организации, филиалы которой в 2006 г. вели "вмененную" деятельность и с 1 января 2007 г. перешли на традиционную систему налогообложения, не учитывать при расчете налога на имущество стоимость основных средств, используемых филиалами. Остаточная стоимость не используемого в деятельности на ЕНВД имущества по состоянию на 1 января 2007 г. в расчет налоговой базы и в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2006 г. по строке 130 разд. 2 не включается, а учитывается в расчетах за 2007 г. (Письмо от 27.06.2007 N 03-05-06-01/72).

Земля на территории двух муниципальных образований

Еще в конце 2005 г. Минфин (Письмо от 27.12.2005 N 03-06-02-02/108) указывал, что в ситуации, когда земельный участок разделен границами муниципальных образований, налоговую базу следует рассчитывать отдельно в отношении каждого из них. Ее размер соответствует доле кадастровой стоимости, пропорциональной доле участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования. Получается, что разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога" налоговой декларации организация должна заполнять несколько раз - по каждому коду ОКАТО. Подсказка, как определить эту долю, содержалась в Письме Минфина России от 28.04.2006 N 03-06-02-04/64.

Аналогичный порядок теперь будет узаконен в п. 1 ст. 391 НК РФ.

Отметим, что с 2008 г. отчетными периодами по земельному налогу будут I, II и III кварталы (вместо I квартала, полугодия и девяти месяцев). И еще одно новшество - в будущем году на Правительство РФ возложена обязанность установить порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков. Как следует из пояснительной записки к проекту рассматриваемого закона, такое изменение вызвано тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков. Этой информацией обладают лишь органы Роснедвижимости и ФНС.

Компенсация расходов физическим лицам в рамках гражданско-правовых договоров

Перечень сумм, не подлежащих обложению ЕСН, с 2008 г. будет дополнен компенсациями расходов физическим лицам в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера. Новая позиция включена в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Данное дополнение закрепит в Налоговом кодексе позицию Президиума ВАС (см. Постановление от 18.08.2005 N 1443/05 и п. 1 Информационного письма от 14.03.2006 N 106) и, как ни странно, Минфина. Чиновники финансового ведомства сделали подобное "открытие" уже давно (см. Письма от 14.07.2006 N 03-05-02-04/189 и от 25.05.2004 N 04-04-04/58). Однако налоговики на местах не перестают предъявлять претензии организациям, не начисляющим ЕСН на суммы компенсаций. Это подтверждают разъяснения налоговых органов (например, Письмо УФНС по г. Москве от 20.04.2007 N 21-11/037533@), а также арбитражные споры, которые разрешаются, кстати, в пользу налогоплательщиков <6>. Главное, чтобы компенсация расходов по гражданско-правовому договору была предусмотрена этим договором, а сами расходы - подтверждены документами (счета гостиниц, проездные билеты и пр.).

<6> Постановление ФАС ЗСО от 05.04.2007 N Ф04-2020/2007(33133-А27-31).

Заметим, что при описании дела, включенного в Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных со взысканием ЕСН, который был утвержден Информационным письмом N 106, Президиум ВАС привел такую фразу: как полагал налоговый орган, законодатель не установил, что из объекта обложения единым социальным налогом исключаются выплаты в компенсацию издержек исполнителя по договору возмездного оказания услуг. Эта позиция была признана ошибочной уже давно, а начиная с 2008 г. инспекторы лишатся возможности приводить подобные доводы.

Корректировка резерва на оплату отпусков

Для организаций, которые из года в год создают резерв на оплату отпусков работников, будет интересен порядок проведения инвентаризации и корректировки резерва. Согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ по результатам инвентаризации на конец налогового периода выявляются недоиспользованные суммы резерва, которые необходимо включить в расчет базы по налогу на прибыль. Пункт 4 названной статьи конкретизирует, что резерв должен быть уточнен следующим образом: исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и обязательных отчислений ЕСН. На этом предписания Кодекса заканчиваются. Пояснения предлагались лишь в Письмах Минфина и МНС <7>. Так, под не использованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммами начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом ЕСН) и на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом ЕСН, начисленного по методике, применяемой при формировании резерва).

<7> Письма Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/2/46, МНС России от 18.08.2004 N 02-5-11/142@.

С этим подходом согласны и арбитры. В частности, в Постановлении ФАС СЗО от 02.08.2004 N А56-49757/03 указано, что при методе начисления использованным резервом предстоящих расходов на оплату отпусков является не только фактически выплаченная в течение года по состоянию на 31 декабря сумма, но и начисленная сумма предстоящих расходов по не использованным в течение налогового периода отпускам, которые должны быть использованы в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Если налогоплательщик отказывается от создания резерва в следующем налоговом периоде, то остаток неиспользованного резерва следует включить в состав внереализационных доходов. В противном случае (если резерв в следующем году будет создан) налогоплательщик вправе не увеличивать доходы на суммы остатка резерва. Но в любом случае, если остаток отрицательный, он формирует расходы по налогу на прибыль.

Кроме того, как следует из Письма УМНС по г. Москве от 15.09.2004 N 26-12/60128, суммы оплаты переходящих на следующий год отпусков, начисленные в текущем налоговом периоде, учитываются для целей налогообложения прибыли за счет резерва, начисленного в текущем налоговом периоде, и, соответственно, не включаются в состав расходов следующего налогового периода, а только "присоединяются".

Начиная с 2008 г. в п. 4 ст. 324.1 НК РФ вводятся положения, по смыслу аналогичные приведенной позиции чиновников. Так, при проведении инвентаризации организации придется сравнить две величины:

Если величина 2 превышает величину 1, то сумма превышения должна быть включена в состав внереализационных расходов. В противном случае (если сумма рассчитанного резерва превышает фактический остаток) необходимо отразить разницу в составе расходов на оплату труда.

И другие новшества Налогового кодекса

Итак, мы рассказали о некоторых изменениях, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, которые берут свое начало из разъяснений финансового министерства. Но остановиться только на этом, комментируя новую редакцию НК РФ, было бы опрометчиво, поскольку есть еще несколько новелл, заслуживающих внимания.

Организации, которые полностью или частично оплачивают своим работникам и их детям путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, должны ознакомиться с изменениями в п. 9 ст. 217 НК РФ, на основании которой суммы подобной компенсации не облагаются НДФЛ. Во-первых, обратиться за компенсацией смогут также бывшие работники, уволившиеся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, не боясь, что потом придется уплачивать НДФЛ. Во-вторых, перечень организаций, стоимость путевок в которые не облагается НДФЛ, был уточнен, и в него вошли, например, дома и базы отдыха. И, наконец, в-третьих, у работодателя, оплачивающего путевки, не возникает обязанности удержать НДФЛ (как и у физического лица - уплатить его), при условии если данная компенсация осуществляется за счет средств:

Следующий вопрос исчисления НДФЛ, который будет интересен, пожалуй, каждому, касается доходов в виде процентов по вкладам в банках. Среди необлагаемых доходов (п. 27 ст. 217 НК РФ) названы проценты по вкладам, полученные при следующих условиях: если ставка процентов на момент заключения договора рублевого вклада не превышала ставку рефинансирования и больше не повышалась, а с момента, когда размер процентов превысил ставку рефинансирования, прошло не более трех лет. Это особенно актуально в связи с постоянным уменьшением ставки рефинансирования (например, с 19.06.2007 она составляет 10%). Кроме того, в законе специально оговорено, что описываемые изменения будут применяться к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 г.

Перечень не облагаемых НДФЛ доходов дополнен двумя новыми пунктами:

<8> Действие этой нормы распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Но и это еще не все сюрпризы для физических лиц: Федеральный закон N 216-ФЗ ввел четвертый социальный вычет по НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ) - в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) страховых взносов по договору добровольного пенсионного страхования. При этом вместо отдельных ограничений по каждому виду вычетов (на обучение и лечение) введен общий лимит в размере 100 000 руб., распределяемый на три вида расходов по выбору налогоплательщика. Однако он не распространяется на дорогостоящие виды лечения (вычет принимается в фактическом размере понесенных расходов) и обучение детей налогоплательщика (вычет ограничен суммой 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей). Эти изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 г.

Помимо рассмотренных поправок в гл. 23 НК РФ, законодатель полностью переписал ст. 213 НК РФ, устанавливающую особенности определения налоговой базы по договорам страхования, а также внес поправки в ст. ст. 213.1 и 214.1.

В заключение рассмотрим три момента, полезные для плательщиков налога на прибыль.

В первую очередь сообщаем, что с 2008 г. повышен предел стоимости амортизируемого имущества - с 10 до 20 тыс. руб. Эта поправка позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет основных средств, ведь обновленный ПБУ 6/01 разрешает единовременно списывать основные средства, если их стоимость не превышает установленный в учетной политике лимит, который не может быть больше 20 тыс. руб. Для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью до 20 тыс. руб. не будет признаваться даже основным средством - таков смысл дополнений в п. 1 ст. 257 НК РФ. Кроме того, вдвое увеличен минимальный размер первоначальной стоимости легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, основную норму амортизации которых нужно применять с коэффициентом 0,5: с 300 и 400 тыс. руб. до 600 и 800 тыс. руб. соответственно (п. 9 ст. 259 НК РФ).

Перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль, дополнен суммами НДС, подлежащими налоговому вычету у принимающей организации в соответствии с гл. 21 НК РФ при передаче имущества, НМА и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов (пп. 3.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Напомним, что передающая сторона обязана восстановить суммы НДС пропорционально остаточной стоимости имущества и передать их принимающей организации. Отразить восстановленные суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в составе налоговых расходов чиновники не разрешали (Письмо УФНС по г. Москве от 05.07.2006 N 19-11/058862). Принимающая сторона, в свою очередь, должна принять имущество на учет и затем предъявить НДС к вычету (п. 11 ст. 171 НК РФ). Налоговики негласно требовали включать сумму НДС, принимаемого к зачету, в налогооблагаемые доходы, так как расценивали ее как налоговую выгоду. Однако, по мнению большинства экспертов, законных оснований для этого нет, что и подтвердили комментируемые коррективы в Налоговом кодексе.

Также законодатель не прошел мимо перечня признаваемых плательщиками налога на прибыль расходов. Изменения коснулись п. 16 ст. 255 НК РФ, согласно которому организациям предоставлено право включать в состав налоговых расходов на оплату труда взносы по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников. Среди значительных поправок можно назвать следующие. Уточнено, что договоры страхования жизни должны быть заключены только с российскими страховыми организациями. Исключено условие о том, что страховые случаи по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты на случай смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, должны наступить в связи с исполнением работником трудовых обязанностей. Если в договоры страхования внесены изменения (неважно, в отношении отдельных или всех работников), в результате чего они перестают соответствовать требованиям п. 16 ст. 255 НК РФ, то взносы по таким договорам признаются подлежащими налогообложению с даты внесения изменений. Лимит, в пределах которого признаются расходы в виде взносов по договорам добровольного личного страхования на случай смерти или причинения вреда здоровью, увеличен до 15 000 руб. (в настоящее время - 10 000 руб. на одного работника). Согласно новым правилам 15 000 руб. устанавливается не на каждого работника, а в среднем на всех.

Е.В.Ермолаева

Редактор журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"