Мудрый Экономист

Международные экспортные кредитные агентства в сфере проектного финансирования

"Банковское кредитование", 2007, N 4

Как правило, экспортные кредитные агентства (ЭКА) основываются правительствами стран для стимулирования экспорта товаров и услуг, производимых внутри страны-экспортера. ЭКА также могут использоваться правительством для организации помощи развивающимся странам в сфере финансирования поставки товаров и услуг, экспортируемых в эти страны. Кроме этого, такие агентства могут применяться для достижения определенных политических целей.

Экспортные кредитные агентства обычно представляют свои услуги в форме:

Экспортные кредитные агентства стран "Большой семерки"

Первое ЭКА, получившее название Export Credits Guarantee Department (ECGD), было организовано в Великобритании в 1919 г. для поддержки английского экспорта, который сильно пострадал во время Первой мировой войны, когда многие потенциальных импортеры товаров были вынуждены обратиться к другим экспортным рынкам. Действие ECGD первоначально регулировалось законом по "заморской торговле" 1920 г. (Overseas Trade (Credits and Insurance) Act 1920).

В США ЭКА, именуемое Экспортно-импортный банк США (The Export-Import Bank of the United States - USExim), было основано в 1934 г. сразу после окончания Великой депрессии 1929 - 1933 гг. для увеличения занятости населения внутри страны через организацию финансирования экспортных операций США. В качестве примера того, как ЭКА поддерживает политику правительства за рубежом, можно привести содействие USExim в продажах самолетов компании Boeing по всему миру.

Еще одним примером того, как ЭКА выполняет дипломатическую и политическую функцию, является помощь, предоставляемая USExim российскому правительству на протяжении 1993 г. Эту помощь можно расценивать как продукт политики правительства США, направленной на поддержку действий России в сторону продвижения демократии.

ЭКА других стран "Большой семерки" - это HERMES (Германия), COFACE (Франция), SACE (Италия), JBIC (Япония), EDC (Канада).

Преимущества привлечения ЭКА в проект

Среди преимуществ по привлечению ЭКА в проект можно выделить следующие:

Дополнительные преимущества могут быть получены, если привлечь некоторое количество ЭКА к финансированию сделки. Этого можно достичь путем создания многонационального проектного консорциума, получающего услуги и продукцию из нескольких стран. Важно отметить, что некоторые ЭКА могут финансировать товары и услуги, которые не все родом из страны местонахождения ЭКА.

Требования ОЭСР в соответствии с консенсусом

ЭКА не ограничены в своих действиях для обеспечения поддержки экспорта товаров и услуг. Конечно, предложение ЭКА излишне мягких условий по поддержанию экспорта из своей страны может привести к созданию ситуации нечестной конкуренции. Экспортеры могут предложить заведомо более выгодные условия по сравнению с условиями экспортеров из другой страны.

На все страны - члены ОЭСР распространяется действие ограничений, определенных в документе под названием Консенсус. Этот документ является результатом переговоров по другому документу (Руководство по официально предоставленным экспортным кредитам), действовавшему в странах ОЭСР с 1973 г. Изменения вступили в действие 1 сентября 1998 г. с одновременным введением трехлетнего испытательного срока. Важно отметить, что правила Консенсуса (далее - Правила) изначально не предусматривали специфику проектного финансирования, и поэтому некоторые формулировки правил могут не совсем подходить к тематике проектного финансирования.

Правила, которые затрагивают тему проектного финансирования, приведены ниже:

В дополнение к вышесказанному каждое ЭКА должно выполнять собственные дополнительные законодательные требования (см. таблицу).

Таблица

Сводная таблица особенности условий ЭКА стран "Большой семерки"

-------------------T---------------T---------------T----------------T---------------T----------------T----------------T-----------------
Наименование ¦ Hermes ¦ Coface ¦ ECGD ¦ SACE ¦ JBIC/NEXI ¦ EDC ¦ USExim
¦ (Германия) ¦ (Франция) ¦(Великобритания)¦ (Италия) ¦ (Япония) ¦ (Канада) ¦ (США)
-------------------+---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------+-----------------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8
-------------------+---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------+-----------------
Дата основания ¦ 1988 ¦ 1995 ¦ 1919 ¦ 1990 ¦ 1998 ¦ 1995 ¦ 1994
-------------------+---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------+-----------------
Покрытие рисков: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1) на этапе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
строительства: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- политического ¦95% ¦95% ¦100% ¦95% ¦100% ¦до 100% ¦100%
риска; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- коммерческого ¦95% ¦0 - 95% ¦100% ¦0 - 70% ¦0 - 100% ¦до 100% ¦100%
риска; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2) на этапе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
функционирования: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- политического ¦95% ¦95% ¦100% ¦95% ¦100% ¦до 100% ¦100%
риска; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- коммерческого ¦95% ¦70 - 95% ¦100% ¦0 - 70% ¦0 - 100% ¦до 100% ¦100%
риска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------+---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------+-----------------
Финансирование ¦15% ¦15% ¦На ¦15% ¦15% ¦15% ¦15%
внутренних ¦ ¦ ¦индивидуальной ¦ ¦ ¦ ¦
расходов ¦ ¦ ¦основе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в соответствии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦с нормами ОЭСР ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и внутренними ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦правилами ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------+---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------+-----------------
Финансирование ¦10 - 30% ¦20%, ¦15% (вместо ¦15% (вместо ¦до 70% (зависит ¦до 50% ¦до 50%
поставок ¦ ¦30% (страны ЕС)¦покрытия ¦покрытия ¦от программы) ¦ ¦(страхование не
из третьих стран ¦ ¦ ¦внутренних ¦внутренних ¦ ¦ ¦предоставляется)
¦ ¦ ¦расходов), ¦расходов) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦30% (страны ЕС) ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------+---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------+-----------------
Капитализация ¦до 100% ¦100% ¦до 100% ¦100% на срок ¦до 100% ¦до 100% ¦до 100%
процентных ¦ ¦ ¦ ¦до 24 мес. ¦ ¦ ¦
платежей (на этапе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
строительства) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------+---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------+-----------------
Анализ рисков: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- покрытие рисков ¦Скорее всего, ¦Проекты на ¦Возможно, если ¦Невозможно, ¦Возможно, если ¦Возможно, если ¦Возможно, если
при проектном ¦возможно, если ¦добычу сырья ¦пакет покрытия ¦пока другие ¦пакет покрытия ¦пакет покрытия ¦пакет покрытия
финансировании; ¦обеспечительный¦с открытием ¦достаточен для ¦ЭКА или ¦рисков ¦достаточен для ¦рисков
¦пакет ¦офшорных ¦покрытия риска ¦международные ¦достаточен; ¦покрытия риска ¦достаточен;
¦достаточен; ¦эскроу-счетов; ¦принимающей ¦финансовые ¦ ¦принимающей ¦
¦ ¦ ¦страны; ¦институты не ¦ ¦страны; ¦
¦ ¦ ¦ ¦будут вовлечены¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦в проект; ¦ ¦ ¦
- ТЭОЭИ; ¦проводится C&L ¦рассматривается¦ ¦рассматривается¦рассматривается ¦рассматривается ¦через тендер
¦Deutsche ¦внутри ЭКА в ¦ ¦внешними ¦внутри ЭКА через¦внутри ЭКА ¦передается
¦Revision; ¦случае больших ¦ ¦консультантами,¦внешних ¦с возможным ¦внешним
¦ ¦проектов и ¦ ¦пока ¦консультантов; ¦привлечением ¦консультантам;
¦ ¦предоставляется¦ ¦международные ¦ ¦внешних ¦
¦ ¦другим ЭКА, ¦ ¦финансовые ¦ ¦консультантов; ¦
¦ ¦если имеется ¦ ¦институты не ¦ ¦ ¦
¦ ¦несколько ¦ ¦будут вовлечены¦ ¦ ¦
¦ ¦источников ¦ ¦в проект; ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансирования;¦ ¦ ¦ ¦ ¦
- рассмотрение ¦документы ¦- соглашение ¦вся ключевая ¦ЭКА ¦вся относящаяся ¦все документы ¦- контракты;
документов; ¦предоставляются¦между ¦проектная ¦рассматривает ¦к делу ¦и отчеты; ¦- офтейкерное
¦C&L Deutsche ¦кредиторами; ¦документация ¦документы, ¦документация. ¦ ¦соглашение
¦Revision; ¦- финансовые ¦должна быть ¦но не дает ¦Особое внимание ¦ ¦и соглашение
¦ ¦документы; ¦одобрена ¦своего ¦уделяется ¦ ¦о поставках;
¦ ¦- проектная ¦внешними ¦заключения по ¦соглашениям ¦ ¦- соглашение
¦ ¦документация; ¦и внутренними ¦их качеству или¦с офтейкерами ¦ ¦акционеров;
¦ ¦- обязательства¦юристами; ¦юридической ¦и обязательствам¦ ¦- юридический
¦ ¦принимающего ¦ ¦значимости; ¦принимающей ¦ ¦анализ
¦ ¦правительства; ¦ ¦ ¦страны; ¦ ¦договоров;
- документационный¦исключается ¦исключается ¦покрывается ¦покрывается ¦покрывается ¦покрывается ¦покрывается
риск ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------+---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------+-----------------
Требования ¦Требования ¦ЭКА требует ¦Если требуется ¦Кредиторы ¦Требования не ¦Требования не ¦Требования
по распределению ¦не определены ¦участия ¦покрытие ¦должны взять не¦определены ¦определены, но ¦не определены.
рисков ¦ ¦коммерческих ¦коммерческих ¦менее 30% ¦ ¦предпочтительно,¦ЭКА может
¦ ¦банков или ¦рисков, ЭКА ¦коммерческого ¦ ¦чтобы ¦предоставить
¦ ¦международных ¦требует участия ¦риска ¦ ¦финансирование ¦финансирование
¦ ¦финансовых ¦коммерческих ¦ ¦ ¦исходило от ¦на 100%
¦ ¦институтов ¦банков или ¦ ¦ ¦банков или ¦
¦ ¦ ¦международных ¦ ¦ ¦международных ¦
¦ ¦ ¦финансовых ¦ ¦ ¦финансовых ¦
¦ ¦ ¦институтов ¦ ¦ ¦институтов ¦
-------------------+---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------+-----------------
Некоторые ¦- наличие ¦- равное ¦На ¦- закладные на ¦- закладные ¦- равное ¦- инициирующее
требования ¦спонсора при ¦отношение ¦индивидуальной ¦активы; ¦на активы; ¦отношение ко ¦соглашение
по обеспечению ¦возникновении ¦(pari passu) ¦основе ¦- гарантия ¦- схема, ¦всем главным ¦с принимающей
(покрытию) ¦перерасхода; ¦ко всем главным¦ ¦по курсу ¦гарантирующая ¦кредиторам; ¦страной
¦- гарантия по ¦кредиторам; ¦ ¦иностранной ¦наличие ¦- гарантия ¦о покрытии
¦курсу ¦- достаточный ¦ ¦валюты; ¦достаточного ¦окончания ¦всех требований
¦иностранной ¦обеспечительный¦ ¦- гарантия ¦уровня ¦строительства; ¦(для некоторых
¦валюты при ¦пакет для ¦ ¦окончания ¦обеспечительного¦- достаточный ¦стран)
¦проектах ¦покрытия всего ¦ ¦строительства; ¦покрытия ¦уровень ¦
¦в национальной ¦коммерческого ¦ ¦- наличие ¦ ¦залогового ¦
¦валюте; ¦риска ¦ ¦спонсора при ¦ ¦обеспечения ¦
¦- гарантия ¦ ¦ ¦перерасходе ¦ ¦ ¦
¦по окончанию ¦ ¦ ¦средств; ¦ ¦ ¦
¦строительства; ¦ ¦ ¦- равное ¦ ¦ ¦
¦- эскроу-счет ¦ ¦ ¦отношение ко ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦всем кредиторам¦ ¦ ¦
-------------------+---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------+-----------------

Категории поддержки ЭКА в сфере проектного финансирования Страхование политических рисков

Обычно страхование политических рисков покрывает риск того, что в результате "политического события" проектная компания не сможет обеспечить своевременную выплату платежей основного долга и процентов по нему, и в таком случае ЭКА обеспечивает выплату кредита поставщику.

Страхование коммерческих рисков

Данный тип страхования называют "страховкой" или "гарантией", и он может быть структурирован разными способами. Однако его коммерческий смысл заключается обычно в том, что ЭКА "гарантирует" полный или частичный возврат суммы задолженности по кредиту, включая проценты банкам, участвующим в финансировании проекта. Данный тип страхового покрытия означает, что ЭКА берет на себя риск проекта, предоставляя такую страховку только после тщательного анализа всех элементов и составляющих проекта.

Данный тип страхового покрытия обычно строится на базе кредитной структуры покупателя или поставщика.

К примеру, в соответствии со схемой работы кредитной структуры покупателя с ECGD поставщик/экспортер продукции соглашается поставить продукцию покупателю/импортеру, а банк соглашается предоставить кредит покупателю/импортеру для последующей оплаты поставщику/экспортеру товаров. ECGD гарантирует до 100 процентов суммы кредита и сумму процентов по кредиту вместе с суммой процентов по кредиту, предоставленному банком, а также сумму процентов по просроченной задолженности в соответствии с соглашением о поддержке. ECGD оплатит любые суммы, которые остаются неоплаченными в течение 90 дней с даты просрочки. Списывания по долгу могут производиться как на основе выплат, так и на основе возмещений. Списывания в соответствии с кредитным соглашением производятся прямо в адрес поставщика/экспортера на основе получения:

В свою очередь, списывания могут производиться на основании возмещений. Это происходит тогда, когда покупатель/импортер получает фондирование от банков для возмещения денежных платежей, сделанных поставщиком/экспортером. Покупатель/импортер должен предоставить сертификат на возмещение, подтвержденный получением денег против поставки со стороны поставщика/экспортера.

Меняющаяся роль ЭКА в проектном финансировании

Подход ЭКА к проектному финансированию существенно изменился в последние годы. Основной причиной этого является общее изменение по отношению к инфраструктурным проектам, которые чаще как спонсируются, так и финансируются частным сектором, нежели пользуются услугами суверенных (государственных) кредиторов.

Также происходил существенный рост в удовлетворении потребностей частного сектора, участвующего в проектном финансировании. Основными особенностями данного рода финансовых услуг являлись: возрастающая сложность контрактных и долговых финансовых схем, часто включающих в себя коммерческие банки, ЭКА, международные структуры (к примеру, Всемирный банк) и банки регионального развития (такие как Азиатский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития).

В результате увеличения как количества сделок, так и их сложности ЭКА стали затрачивать больше ресурсов, анализируя риск проекта, его месторасположение и экономику. В прошлом все это не являлось такой большой проблемой, потому что проекты часто находили поддержку со стороны государства. В настоящий момент все семь ЭКА "Большой семерки" имеют специализированные департаменты проектного финансирования в своей структуре. К примеру, USExim располагает группой (командой) по развитию бизнеса, созданной специально под проектное финансирование. Данная группа изучает и дает оценку заявкам, поданным в USExim. USExim обязуется произвести предварительную оценку в течение 45 дней с момента получения заявки. В противоположность этому ECGD оставил за собой обязанность передавать заявки по проектному финансированию андеррайтерам своей страны. Однако ECGD может назначить специального советника для отслеживания особенностей проекта.

Данное изменение в подходе ЭКА к проектному финансированию вылилось в то, что ЭКА стали более подготовленными к принятию более широкого спектра рисков. К примеру, многие ЭКА сейчас готовы покрывать как политические, так и коммерческие риски во время фазы строительства, в то время как традиционно ЭКА покрывали только политический риск. Покрытие же коммерческого риска, особенно на этапе строительства, требует понимания со стороны ЭКА различных аспектов проектных рисков и их влияния на сам проект.

ЭКА также могут финансировать частично и поставки со стороны других стран. JBIC/NEXI могут финансировать до 70% поставок из других стран от общего объема финансируемых поставок, USExim - до 50%. Большинство европейских ЭКА могут финансировать до 15% поставок (или 30% в случае поставок оборудования из стран - членов ЕС). ECGD может финансировать до 15% поставок из других стран.

ЭКА и кредитная документация

ЭКА различаются подходами к рассмотрению кредитной документации. Некоторые ЭКА призывают к жесткому следованию своим стандартным формам (иногда требуя, чтобы документация подпадала под законодательство страны юрисдикции ЭКА). Однако постепенно ЭКА становятся более гибкими, особенно в отношении масштабного проектного финансирования, где повышение степени стандартизации документации требуется для упрощения все более усложняемой проектной документации.

Детализированные условия гарантии ЭКА обычно могут различаться в зависимости от того, какое ЭКА вовлечено в проект, и от права, под юрисдикцию которого оно подпадает. Более обобщенные принципы могут относиться к гарантиям по коммерческим рискам. Обычно по такого рода гарантиям, закрепленным в кредитном соглашении, банкам предоставляется свобода действий в соответствии с указаниями ЭКА. Здесь есть понимание того, что ЭКА принимает на себя риск платежа, если возникает неуплата по кредитному соглашению. В дополнение к этому условия гарантии как коммерческого, так и политического риска обычно предусматривают, что ЭКА может выкупить банковский процент в гарантированных ЭКА кредитах и таким образом заменить банки в сделке.

В случае если все стороны в многосторонней сделке по финансированию согласятся, что вся кредитная документация подпадает под действие одного законодательства (как правило, английского или американского права), то становится возможным упростить структуру документооборота по кредитной сделке через "финансовое соглашение" или "соглашение по общим условиям". Данное соглашение будет определять все общие условия сделки. В таких случаях ЭКА стремится заключить соглашение между кредиторами для установления взаимоотношений между различными группами кредиторов и собственно ЭКА. Это действительно отвечает интересам ЭКА и самым лучшим образом защищает его интересы, так как ЭКА часто предоставляет кредит на более длительный срок, нежели коммерческие банки, и ему требуется защитить свои интересы против краткосрочных интересов банков.

Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка состоит из Международного банка реконструкции и развития (IBRR), Международной финансовой корпорации (IFC), Ассоциации международного развития (IDA), Агентства многосторонних инвестиционных гарантий (MIGA) и Международного центра для разрешения инвестиционных споров (ICSID).

IDA была создана в 1960 г. для предоставления кредитов на более мягких условиях развивающимся странам, у которых не было достаточного уровня кредитоспособности для получения кредитов у IBRD.

ICSID был организован в 1966 г. для организации примирения сторон и арбитража по разрешению инвестиционных споров между иностранными инвесторами и странами-проектантами.

Всемирный банк в основном фондируется на международных рынках капитала и является основным источником кредитных ресурсов для развивающихся стран. Он выдает в среднем по 20 млрд долл. Хотя Всемирный банк выдает кредиты в основном государствам и государственным агентствам, он также кредитует компании частного сектора, но только если проекты гарантированы соответствующими государственными органами.

Всемирный банк организует финансирование через инвестирование в капитал и организацию кредитования. IFC не рассматривает гарантии правительства для снижения стоимости финансирования и выдает кредиты в соответствии с рыночными условиями кредитования.

IFC, как правило, предоставляет кредиты на основе кредитной схемы A/B (см. рис. 1). Данная схема кредитования позволяет коммерческим банкам выделять средства на проекты, которые иначе были бы им недостаточно интересны. Кредит A выделяется IFC на свой собственный риск. Кредит B выдается IFC (т.е. происходит запись кредита), но фактическое выделение средств производится коммерческими банками. В конечном итоге все кредитование проводится за счет коммерческих банков на их собственный риск. Однако коммерческие банки получают определенную выгоду от статуса IFC как предпочтительного кредитора. Как у Всемирного банка, так и у IFC есть предпочтительный статус, который по сути своей означает возврат долга и их исключение из пересмотра графика погашения обязательств суверенного долга (в случае неуплаты долга). В случае невозврата долга штрафной санкцией в этом случае является то, что ни Всемирный банк, ни IFC не одобрит предоставление дальнейших кредитов соответствующему национальному правительству.

Схема Всемирного банка/IFC по структуре финансирования кредитов A/B

                   --------------------------¬
¦ Проект ¦
L------------T-------------
/¦ ------------------¬
¦ ¦Коммерческий банк¦
¦ L--------T---------
¦ --------+-------¬
¦ ¦ Соглашение о ¦
¦ ¦ сотрудничестве¦
¦ L-------T--------
¦ ¦/
------------------¬ ¦ ---------+--------¬
¦ IFC ¦ ¦ ¦ IFC ¦
L--------T--------- ¦ L--------T---------
--------+-------¬ ¦ --------+-------¬
¦ Кредит A +--¬ ¦ ---+ Кредит B ¦
L---------------- ¦ ¦ ¦ L----------------
¦/ ¦ ¦/
---------+----+----+-------¬
¦Заемщик/проектная компания¦
L---------------------------

Рис. 1

Отношения между IFC и коммерческими банками определены в соглашении об участии. IFC предоставляет только те финансовые средства, которые, в свою очередь, предоставили коммерческие банки по соглашению об участии. IFC не может взять на себя обязательство требовать от коммерческих банков предоставления таких средств, и заемщик, таким образом, не имеет права требовать перечисления кредита B. Это происходит из-за того, что IFC желает видеть себя в схеме как кредитора по записи кредита (а не как агента коммерческих банков) с целью зафиксировать то условие, что коммерческие банки не рассматриваются как бенефициары процентных платежей по платежам, получаемых IFC. Если коммерческие банки по этой схеме рассматривались бы как кредиторы по записи кредита, тогда оговорка, по которой IFC освобождается от действия налога на процентные платежи, ставилась бы под сомнение. Налоговые органы могли бы рассматривать такую структуру как попытку избежать обязательства по уплате налога.

MIGA было создано в 1988 г. в качестве независимого члена группы Всемирного банка. MIGA предлагает инвестиционную страховку по некоммерческому риску и обеспечению техническими услугами с целью продвижения частных инвестиций в развивающихся странах. Также агентство предлагает иностранным инвесторам страхование политических рисков без требования контргарантий от принимающего государства. Кроме этого, Всемирный банк также предоставляет гарантию в отношении рисков, которые рынок не страхует.

Договорная схема по гарантии Всемирного банка представляет собой соглашение по гарантиям, компенсационное соглашение и проектное соглашение. Соглашение по гарантиям заключается между Всемирным банком и соответствующими кредиторами и определяет условия такой гарантии. Компенсационное соглашение заключается между Всемирным банком и принимающей страной, по которому принимающая страна контркомпенсирует обязательства Всемирного банка по соглашению о гарантиях. Проектное соглашение заключается между Всемирным банком и заемщиком и содержит ряд обязательств (к примеру, регулирующих использование гарантированного кредита и накладывающих обязательство по соблюдению норм и законов по охране окружающей среды).

Целью гарантий Всемирного банка является обеспечение финансирования проектов, которые иначе были бы непривлекательны. Для достижения данной цели Всемирный банк берет на себя те риски, которые либо не страхуются рынком, либо страхование которых является непозволительно дорогим. Поэтому предоставление такой гарантии может снизить расходы по финансированию, что, в свою очередь, может обеспечить предоставление кредита на более длительный срок. Это очень важно для долговременных инфраструктурных проектов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

ЕБРР был основан в 1991 г. с целью оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы, странам СНГ для перевода их централизованно-планированных экономик в открытые рыночные экономики. Это достигается путем как инвестирования в проекты, так и содействия развитию финансовой инфраструктуры в соответствующих странах. Структура собственности банка: 50% - страны ЕС, 10% - США, 8,52% - Япония. ЕБРР действует как торговый банк и банк развития. Инвестиции осуществляются на коммерческой основе и по рыночной ставке процента. Как правило, ЕБРР финансирует до 35% от общего объема сделки и требует, чтобы значительная часть акционерного капитала и кредитования финансировалась другими кредиторами. Целью ЕБРР не является конкуренция с другими коммерческими банками, ЕБРР действует как банк-катализатор для ввода других банков в проекты. Правительства стран, которые фондировали ЕБРР, обеспечивают предпочтительный кредитный статус (аналогичный статус есть и у IFC). ЕБРР использует такую же схему кредитования A/B, которая впервые была внедрена на рынок IFC.

У ЕБРР есть большой опыт работы по многостороннему финансированию, кредитованию совместно с ЭКА или/и вместе с другими кредиторами. Вовлечение ЕБРР обычно увеличивает привлекательность проекта для ЭКА, так как ЕБРР часто готов брать на себя серьезную часть проектного риска. Более того, ЕБРР стремится выстроить структуру кредитных погашений по проекту для удовлетворения потребностей ЭКА.

В.Л.Сведенцов

Заместитель начальника

департамента розничного бизнеса

Банк ЗЕНИТ