Мудрый Экономист

И это все - о МРОТ

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 12

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ внесены изменения в Закон о МРОТ <1>, Трудовой кодекс РФ, а также в Кодекс об административных правонарушениях РФ.

<1> Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Минимальный размер штрафов

Поправки, внесенные в КоАП РФ, связаны с изменением минимального размера административного штрафа за нарушение законодательства о труде и об охране труда. С 1 сентября 2007 г. минимальный штраф, который налагается на должностных лиц организации и на индивидуальных предпринимателей за нарушение трудового законодательства, увеличится с 5 до 10 МРОТ (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Напомним, что максимальный размер штрафа для должностных лиц и предпринимателей составляет 50 МРОТ. Для юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда штраф составляет 300 - 500 МРОТ. Вместо штрафа деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Изменения и поправки в ТК РФ

Максимальный размер заработной платы Трудовым кодексом РФ не ограничивается. В то же время месячная заработная плата работника, который отработал за месяц норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). Законом N 54-ФЗ внесено уточнение в ст. 133 ТК РФ. Получить заработную плату не ниже МРОТ работник сможет, только если месячная норма сотрудником отработана полностью.

В размер минимального заработка не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 г. из Трудового кодекса РФ будет исключено определение МРОТ.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в ст. 133 ТК РФ была внесена поправка, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ). С 1 сентября 2007 г. это положение перестанет действовать, следовательно, минимальный размер тарифных ставок и окладов уже не будет ограничен величиной МРОТ.

В то же время ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлено, что после указанной даты не допускается снижение тарифных окладов, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат. Это значит, что величина окладов и ставок заработной платы, установленной до вступления в силу Закона N 54-ФЗ, должна сохраниться и после отмены ч. 4 ст. 133 ТК РФ.

Кроме того, не может быть снижена и величина доплат и надбавок компенсационного характера.

Новая величина МРОТ

С 1 сентября 2007 г. будет действовать новый минимальный размер оплаты труда - 2300 руб. В настоящее время его величина составляет 1100 руб.

Таким образом, минимальный размер оплаты труда настойчиво приближается к прожиточному минимуму. Ведь ст. 133 ТК РФ определено, что МРОТ законодательно устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Порядок расчета прожиточного минимума установлен Законом N 134-ФЗ <1>. Величина прожиточного минимума в IV квартале 2004 г. в целом по России для трудоспособного населения составляла 2690 руб. (Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 105). Начиная с I квартала 2005 г. эта величина не определялась.

<1> Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Статьями 4 и 5 Закона о МРОТ предусмотрена возможность использовать величину минимального размера оплаты труда для расчета налогов, сборов, штрафов и иных платежей, а также стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат. В этом случае применяется базовая сумма МРОТ - 100 руб.

Закон N 54-ФЗ вводит прямой запрет на применение МРОТ труда для иных целей, кроме регулирования оплаты труда и определения величины пособий по временной нетрудоспособности. Следовательно, для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, повышение МРОТ позволит уменьшить сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет собственных средств.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона о МРОТ законодательным органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать в субъекте Федерации более высокий по сравнению с федеральным МРОТ. Воспользоваться этим правом могут те субъекты РФ, которые не получают дотации из федерального бюджета.

Региональный МРОТ используется только для установления оплаты труда и не действует в отношении пособий по временной нетрудоспособности. Он обязателен для всех работодателей, которые ведут свою деятельность в этом субъекте РФ.

Новая статья ТК РФ

Начиная с 1 сентября 2007 г. региональный МРОТ будет устанавливаться не законами субъекта РФ, а специальным региональным соглашением с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в этом субъекте Федерации. Это положение теперь прямо прописано в ст. 133.1 Трудового кодекса РФ.

Соглашение является правовым актом, который регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования экономических отношений, связанных с ним. Оно может быть заключено между полномочными представителями работников и работодателей.

Соглашения могут быть не только двухсторонними, но и трехсторонними. Речь идет о случаях, когда предполагается полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов. В этом случае к соглашению присоединяются орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Правом устанавливать региональный МРОТ смогут воспользоваться абсолютно все субъекты РФ. Разработкой проекта и заключением регионального соглашения о региональном МРОТ будет заниматься трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта в том порядке, который прописан в ст. 47 ТК РФ. В состав комиссии включаются представители профсоюзов, работодателей и органов исполнительной власти.

Присоединиться к региональному соглашению о МРОТ могут все работодатели субъекта Федерации, которые не участвовали в его заключении. Предложение о присоединении к региональному соглашению официально публикуется вместе с текстом соглашения.

Если в течение 30 календарных дней работодатель не пришлет письменный мотивированный отказ на предложение присоединиться к региональному соглашению, считается, что он согласен с региональным МРОТ. Следовательно, такой работодатель обязан с момента официального опубликования регионального соглашения установить месячную заработную плату сотрудникам, которые трудятся на территории субъекта Федерации и полностью отработали за этот период норму рабочего времени и выполнили свои трудовые обязанности, не ниже регионального МРОТ.

Обратите внимание: положения о региональном МРОТ не распространяются на бюджетные организации.

Если работодатель решил не присоединяться к соглашению, письменный отказ он направляет в исполнительный орган субъекта РФ. Копия отказа передается в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости.

Н.И.Колоскова

Эксперт по бухгалтерскому учету

и налогообложению