Мудрый Экономист

Принимаются

"Главная книга", 2007, N 11

Запрет на распитие пива на улице

Проект федерального закона N 374456-4. Принят Госдумой в I чтении 23.05.2007

Янтарный напиток станет запрещенным к распитию в любых общественных местах - парках, скверах, на улицах. За нарушение придется расстаться с суммой 100 - 300 руб. <1>.

Напомним, что сейчас тотальный запрет на употребление пива установлен исключительно для несовершеннолетних <2>. А взрослым не разрешено его пить пока только в детских, образовательных и медицинских организациях, во всех видах общественного транспорта, в физкультурно-оздоровительных, спортивных и "культурных" организациях (за исключением расположенных в них пунктов общепита).

<1> Часть 1 ст. 20.20 КоАП РФ.
<2> Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ.

Реформирование системы отечественного образования

Проекты федеральных законов N N 412299-4, 414169-4. Приняты Госдумой в I чтении 16.05.2007

Очередной национальный проект, теперь уже в сфере образования, не обойдется, как кажется его идеологам, без перестройки системы образования. Для этого предлагается, в частности:

  1. сделать обязательным среднее (полное) образование - нынешние 11 классов (пока обязательными являются только начальное и основное образование, так называемая девятилетка);
  2. увеличить предельный возраст для получения общего образования с 18 до 20 лет;
  3. установить сроки обучения для уровней высшего образования:

Правительство РФ сможет устанавливать перечень специальностей, по которым госстандартом высшего образования смогут вводиться иные сроки освоения перечисленных программ;

  1. ввести конкурсный прием в магистратуру;
  2. предусмотреть обязательность наличия степени "магистр" или квалификации "специалист" для поступления в аспирантуру (пока туда открыт доступ и бакалаврам).
<3> Пункт 4 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ.

Обязательное раскрытие эффективной ставки по кредитам гражданам

Проект федерального закона N 402753-4. Принят Госдумой в I чтении 16.05.2007

Кредитование банками граждан продолжает набирать обороты. Но уже не одна кредитная организация подсчитывает убытки от непогашения кредитов. По мнению инициаторов поправки, это связано с тем, что граждане не могут реально рассчитать свои финансовые возможности, поскольку объявляемые им ставки кредита ниже тех фактических расходов, которые они должны нести в связи с получением кредита (например, комиссия за выпуск кредитки, ее обслуживание, ведение счета и совершение операций по картам).

Поэтому предлагается в "ссудном" договоре с гражданином указывать размер эффективной процентной ставки, учитывающей все затраты заемщика, связанные с получением и обслуживанием ссуды. Пока такое правило планируется ввести с 1 июля 2007 г. подзаконным актом <4>, но его закрепление на уровне закона заставит кредитные организации относиться к его соблюдению более внимательно. Ведь только при соблюдении этого "информационного" условия они смогут экономить на резервах по кредитам гражданам <5>.

<4> Пункт 2.1 Указания ЦБ РФ от 12.12.2006 N 1759-У.
<5> Пункты 5.1 - 5.3 Положения ЦБ РФ от 26.03.2004 N 254-П.

Снятие ограничений на семейные валютные переводы

Проект федерального закона N 385153-4. Принят Госдумой в I чтении 11.05.2007

Напомним, что физические лица - резиденты сейчас могут переводить из России в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета за границей в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, не превышающие 5000 долл. США <6>.

Такое количественное ограничение предлагается снять в отношении денег, направляемых гражданином за рубеж своим близким родственникам (например, супруге, родителям и детям, бабушкам, усыновленным). При этом уполномоченный банк будет вправе запросить документы, подтверждающие родство отправителя и получателя средств (например, свидетельство о заключении брака или о рождении, решение суда об установлении факта семейных и родственных отношений) <7>.

<6> Пункт 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
<7> Часть 3 ст. 22, ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

Новый стандарт обслуживания налогоплательщиков

Приказ ФНС России от 27.04.2007 N ММ-3-25/267@. Поступил на регистрацию в Минюст России

В связи с "совершенствованием налогового администрирования" и обновлением на этой почве Налогового кодекса РФ требуются и "свеженькие" стандарты работы с налогоплательщиком. Например, в связи с введением процедуры уточнения платежа <8> неплохо было бы установить, в какой срок со дня получения заявления налогоплательщика налоговым органом должно быть вынесено решение о таком уточнении.

<8> Пункт 7 ст. 45 НК РФ.

Тотальный запрет на рекламу алкоголя и сигарет

Проект федерального закона N 428082-4. Внесен в Госдуму 08.05.2007 Советом народных депутатов Камчатской области

Предлагается внести изменения в Закон о рекламе, запретив рекламу алкогольной, спиртосодержащей продукции (в том числе пива), табака и табачных изделий, кроме мест их специализированного производства и специализированной продажи (видимо, подразумеваются торговые павильоны типа "Винный клуб").

Напомним, что пока реклама этих товаров допускается со значительными ограничениями <9>. В частности, на телевидении рекламировать алкоголь нельзя вообще, пиво - только после 22 часов, рекламе табачных изделий закрыт доступ на крыши и стены строений, транспорт общественного назначения.

<9> Статьи 21 - 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Порядок исполнения административных решений

Проект федерального закона N 428874-4. Внесен в Госдуму 10.05.2007 Самарской губернской Думой

Региональные законодатели, так же как и ВАС РФ, озаботились проблемой неисполнения постановлений госорганов (например, ОВД) по делам об административных правонарушениях из-за несогласованности действующего законодательства. Ведь формально отправить их на исполнение в службу судебных приставов можно в течение 3 месяцев со дня вынесения <10>, а практически этот срок может быть пропущен, например, из-за предоставления рассрочки уплаты административного штрафа на срок до 3 месяцев <11>.

Поэтому проектом предлагается отсчитывать срок для передачи постановлений об административных правонарушениях с момента:

К сведению

О варианте ВАС РФ по предельным срокам предъявления исполнительных документов читайте в журнале "Главная книга", 2007, N 10, с. 95.

<10> Подпункт 4 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ.
<11> Часть 2 ст. 31.5 КоАП РФ.

Ответственность за нарушение законодательства о кадастровом учете

Проект федерального закона N 428021-4. Внесен в Госдуму 08.05.2007 депутатом фракции "Единая Россия" П.В. Крашенинниковым

Проект закона о едином кадастре недвижимости (проект федерального закона N 322152-4) только прошел первое чтение, а депутаты уже нацелены на введение карательных мер за его нарушение, пока только со стороны чиновников и кадастровых инженеров. Поправки, помимо чисто технических (типа замены словосочетания "кадастровый план" на "кадастровый паспорт", который будет введен с принятием закона о кадастре недвижимости), изменяют еще и КоАП РФ. Предусматривается введение отсутствующей ныне административной ответственности, в частности:

Рассматривать такие дела будут судьи и органы кадастрового учета.

К сведению

О положениях проекта, предусматривающего введение единого госреестра недвижимости, читайте в журнале "Главная книга", 2006, N 22, с. 93.

Перенос начала действия "нотариальных" полномочий местных администраций

Проект федерального закона N 427877-4. Внесен в Госдуму 07.05.2007 депутатами фракции "Единая Россия"

Напомним, что с 15 января 2008 г. в тех поселениях, где нет нотариуса, его функции смогут выполнять специально уполномоченные лица в местной администрации <12>. Но чтобы ускорить процессы оформления гражданами прав на садовые, огородные, дачные земельные участки, в том числе в рамках дачной амнистии, предлагается уже с июля 2007 г.:

  1. органам местного самоуправления позволить использовать полномочия:
  1. федеральным законодательством расширить перечень нотариальных действий, которые могут совершаться местными администрациями.
<12> Статья 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ.

Ценз оседлости для сенаторов

Проект федерального закона N 427820-4. Внесен в Госдуму 07.05.2007 членом Совета Федерации С.М. Мироновым

Это апгрейд внесенного в конце апреля проекта. Просто сенаторы вспомнили, что последнее время часто меняется административная "карта" России в связи с объединением некоторых регионов (например, объединение с 1 января 2007 г. Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов <13>). В связи с этим появляются "бывшие" сенаторы. Время, в течение которого они пребывали представителями родных краев в Совете Федерации, тоже следует засчитывать в десятилетний ценз, дающий право становиться сенатором, например, нового региона.

Кроме того, даже после вступления в силу поправки об обязательности проживания в родном регионе не менее 10 лет представители законодательного и исполнительного органа субъекта России могут быть избраны сенаторами без учета ценза оседлости, если на день вступления в силу рассматриваемого законопроекта данные члены Совета Федерации являются представителями законодательных или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовавших новый регион России.

<13> Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ.

Бюджеты ПФР и ФФОМС на 2008 - 2010 гг.

Проекты федеральных законов N N 425339-4, 425357-4. Внесены в Госдуму 30.04.2007 Правительством РФ

Планируемый размер пенсии на следующий год составит 3284,38 руб., что впервые будет выше прогнозируемого Минэкономразвития России размера прожиточного минимума 3273 руб. В 2009 г. величина пенсии возрастет почти до 4000 руб., к 1 апреля 2010 г. - до 5105 руб. То есть реальные (с учетом инфляции) доходы 36,4 млн пенсионеров, которые за последние 3 года увеличились в 1,2 раза, в следующие 3 года вырастут еще в 1,4 раза.

С 2008 г. частично решится проблема пенсий "северян": к базовой части трудовой пенсии за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, им будет установлен коэффициент 1,5, а гражданам, выехавшим за пределы указанных районов и местностей, - коэффициент 1,3. Размер фиксированного платежа в ПФР, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, в 2008 - 2010 гг. составит 3864 руб. (вместо нынешних 1848 руб.).

Бюджет ПФР не учитывает планы по реформированию ЕСН и пенсионных взносов: Президент РФ, напомним, призвал пополнять его, прежде всего, за счет "обеления" зарплат. Пока бюджет сверстан в 2008 г. с профицитом в сумме 21,3 млрд руб., в 2009 г. - с текущим дефицитом в сумме 51,5 млрд руб., в 2010 г. - с профицитом в сумме 0,8 млрд руб.

В бюджете ФОМС постепенно снижается объем средств федерального бюджета (с 37,0% доходов в 2008 г. до 4,2% доходов в 2010 г.), что связано с отсутствием в 2010 г. расходов на финансирование мероприятий в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.

Федеральный бюджет на 2008 - 2010 гг.

Проект федерального закона N 425229-4. Внесен в Госдуму 30.04.2007 Правительством РФ, рассмотрение в I чтении планируется 25.05.2007

В этом году Правительство РФ в ускоренном темпе разработало и внесло на рассмотрение депутатов главный финансовый документ страны (хотя последние поправки бюджетного законодательства по-прежнему дают срок для этого до 26 августа <14>). При этом сами парламентарии твердо намерены принять трехлетний бюджет до окончания весенней сессии - из-за приближающихся выборов в Государственную Думу.

Уже с 2008 г. Стабилизационный фонд РФ будет разделен на Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Первый будет "страховкой" от изменения сырьевых цен, второй фонд будет аккумулировать сверхдоходы от нефти и газа и инвестироваться в том числе в зарубежные ценные бумаги.

В части доходов бюджета для налогоплательщиков представляют интерес уровни индексации отдельных платежей в 2008 г.:

В части расходов основные вехи бюджета следующие:

<14> Подпункт "б" п. 175 ст. 1 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Также на контроле

Усиление защиты прав потребителей

ОБСУЖДАЮТСЯ

Методичка по НДС от ВАС РФ

Проект постановления Пленума ВАС РФ готовится к рассмотрению Пленумом ВАС РФ 31.05.2007

ВАС РФ тоже решил принять участие в разработке правил "невозмещения" экспортного НДС, которую в прошлом году начал ФАС МО, выпустив свою нашумевшую методичку.

Несомненно, что ВАС РФ нацелен на дальнейшую разгрузку судов и упорядочение судебной практики, но сказать однозначно, за или против налогоплательщика новое "произведение" высших судей, нельзя. Ведь в проекте содержатся как позитивные, так и негативные для экспортера положения, в частности:

  1. допускается подавать иск о возмещении НДС (то есть иск имущественного характера, против чего категорически высказывались судьи МО, мотивируя это тем, что принимать решение о возмещении суммы налога компетентен исключительно налоговый орган);
  2. имущественные требования налогоплательщика могут быть удовлетворены (то есть принято решение о возмещении из бюджета истребуемой суммы НДС в установленный судом срок), если налоговым органом не было принято решение по вопросу возмещения налога в течение 3 месяцев плюс 7 дней со дня представления налогоплательщиком документов для камеральной проверки <15>;
  3. в удовлетворении требований налогоплательщика будет все же отказано, если он принесет в суд документы, не исследованные в инспекции, или вообще минует налоговый орган (такое же положение предусматривалось и в методичке ФАС МО). В этом вопросе ВАС РФ пошел на конфронтацию с Конституционным Судом РФ, который уже обязал суды исследовать все документы компании независимо от того, были они ранее рассмотрены налоговыми органами или нет <16>.

К сведению

О положениях Методических рекомендаций ФАС МО о невозмещении НДС читайте в журнале "Главная книга", 2006, N 11, с. 24.

<15> Пункты 1, 2 ст. 176, ст. 88 НК РФ.
<16> Пункт 2 резолютивной части Определения КС РФ от 12.07.2006 N 267-О.

Форма единой "нулевой" декларации

Проект приказа Минфина России подготовлен

Предполагается, что по новой форме смогут отчитываться компании, не имеющие объектов налогообложения и не осуществлявшие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках или в кассе <17>.

<17> Пункт 2 ст. 80 НК РФ.

Также обсуждаются

Пересмотр механизма выплат по ОСАГО

К сведению

См. журнал "Главная книга", 2006, N 6, с. 94.

Пакет мер по борьбе с однодневками

К сведению

См. журнал "Главная книга", 2006, N 8, с. 95.

Реформа форм отчетности по IAS/GAAP

ПРЕДЛАГАЮТСЯ

Снижение пошлин на бытовую технику и оборудование

Предложено Правительству РФ Ассоциацией РАТЭК, Минэкономразвития России

Отраслевой лоббист РАТЭК предлагает Правительству РФ снизить ради дальнейшего обеления импорта пошлины на ввоз электробытовой техники и устранить в таможенном тарифе вилку пошлин, которая сейчас может составлять 20% от цены товара. По инициативе РАТЭК пошлины на все изделия группы должны составлять 5%, на комплектующие - 0%. Реакция Минэкономразвития и Правительства РФ пока не известна.

А Правительство РФ готовится снизить до 0% пошлины на ввоз очередных не имеющих аналогов видов оборудования (98 позиций), в частности групп 84, 85 и 90 ТН ВЭД, что сэкономит производителям около 100 млн долл. в год. Перечень льготируемого оборудования согласовывает комиссия при Правительстве РФ по таможенно-тарифной политике.

Ужесточение ответственности за нарушение законодательства о труде

Проект федерального закона N 385014-4. Отклонен Госдумой 11.05.2007

Предложение региональных законодателей не нашло у депутатов поддержки. Напомним, планировалось выделить в самостоятельный состав такое правонарушение, как несвоевременная выплата зарплаты или выплата ее не в полном объеме, и наказывать за это:

Также предлагаются

Тотальный контроль за сделками свыше 600 тыс. руб.

Бесплатные звонки со стационарных на мобильные номера

Полуминутная тарификация местной связи

Льготы малым компаниям по подключению к энергосетям