Мудрый Экономист

Наиболее выгодное и наименее рисковое вложение капитала

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5

(В чем заключается инвестиционная привлекательность организации?)

В современных условиях "человеческий фактор" начинает играть все более весомую роль, поэтому необходимо учитывать наличие и уровень квалификации персонала объекта инвестиций. Очень часто именно управленческая команда определяет успех реализации поставленных задач, а уход ключевых сотрудников может поставить под угрозу срыва реализацию всего инвестиционного проекта.

Говоря о проблемах привлечения инвестиций, нужно сказать и о том существующем сегодня большом количестве подходов, которые встречаются при определении понятия "инвестиционная привлекательность". Трактовки самого понятия весьма различны, в зависимости от уровня, на котором рассматриваются вопросы инвестирования, - страна, регион, отрасль, конкретное предприятие или проект. В этих подходах решается задача раскрытия сути инвестиционной привлекательности для каждого уровня, хотя нередко многие принципиальные моменты остаются за рамками обсуждения. На наш взгляд, такое положение объясняется новым для российской истории явлением по привлечению инвестиций, в то время как западные экономики прошли долгий путь в качестве участников инвестиционного процесса. Определение понятия "инвестиционная привлекательность", раскрытие его содержания и поиск индикатора его изменения стали объективной потребностью в связи с переходом российской экономики к рыночным принципам хозяйствования.

При рассмотрении проблемы инвестиционной привлекательности через призму финансового рынка, когда одни участники испытывают потребность в ресурсах, а другие стремятся разместить временно свободные средства, можно прийти к выводу, что инвестиционная привлекательность является детерминантом совершения сделки между ними.

При одном подходе инвестиционная привлекательность является состоянием внутренней и внешней среды ячейки инвестирования (организации) [5]. Классически внутренняя среда определяется структурой, кадровой составляющей, технологией и задачами деятельности организации. Внутренняя среда обладает собственными характеристиками, определяющими ее эффективность и инвестиционную привлекательность. Однако она погружена во внешнюю среду, основные компоненты которой, определяющие состояние инвестиционного климата, влияют на решение потенциального инвестора. Отличительная черта этих компонентов - объективность, т.е. состояние окружающей системы не зависит от оценки потенциального инвестора, и определяется оно по ее социальным, экологическим и другим параметрам.

В другом подходе инвестиционная привлекательность - это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей, обеспечивающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в основной капитал [6].

Существуют и другие подходы к определению инвестиционной привлекательности, но общим для них недостатком является игнорирование риска как важного фактора, влияющего на инвестиционное поведение участников данного процесса. Фактор риска учитывается в следующем определении: "Инвестиционная привлекательность - это комплекс характеристик наиболее выгодного и наименее рискового вложения капитала в какую-либо сферу экономики или в какой-либо вид деятельности" [4].

Несомненно, заслуживает внимания подход, в котором предпринимается попытка учесть психологию конкретного инвестора при выборе собственной инвестиционной политики в отношении тех или иных активов: "Инвестиционная привлекательность - совокупность экономико-психологических показателей предприятия, определяющих для стратегического инвестора возможность получения максимальной прибыли в результате долгосрочного вложения капитала, при минимальном риске" [2]. Здесь предпринимается попытка поставить в один ряд объективные (экономические) данные, влияющие на формирование максимального уровня инвестиционной привлекательности, и субъективные (психологические) факторы, связанные с позиционированием предприятия и его восприятием инвесторами.

Не менее важен в инвестиционном процессе учет временного фактора, поскольку показатели эффективности инвестиций могут сильно отличаться в зависимости от длительности периода, за который они получены. Рациональный инвестор, вкладывая средства, должен исходить из времени, в течение которого отдача от вложений станет положительной. Учет времени встречается в таком определении: "Инвестиционная привлекательность - определенное состояние хозяйственно-экономического развития, при котором с высокой долей вероятности в приемлемые для инвестора сроки инвестиции могут дать удовлетворительный уровень прибыльности или может быть достигнут иной положительный эффект" [1].

Кроме того, в современных условиях "человеческий фактор" начинает играть все более весомую роль, поэтому необходимо учитывать наличие и уровень квалификации персонала объекта инвестиций. Очень часто именно управленческая команда определяет успех реализации поставленных задач, а уход ключевых сотрудников может поставить под угрозу срыва реализацию всего инвестиционного проекта.

Таким образом, можно отметить, что понятие инвестиционной привлекательности достаточно сложно и многогранно. Исходя из смысла слова "привлекательность", оно является понятием субъективным, то есть определяется субъективным восприятием объекта инвестирования потенциальным инвестором.

Наиболее общая и абстрактная, однако дающая основу для дальнейшего анализа трактовка понятия "инвестиционная привлекательность" может быть предложена исходя из смысла самих слов - это целесообразность инвестирования средств в данное конкретное дело. Наиболее интересно то, что сами инвесторы и организации включают в его содержание критерии, которые они считают наиболее интересными и показательными.

Проанализировав различные подходы к определению инвестиционной привлекательности (при всей заложенной в самом понятии субъективности ее восприятия разными типами инвесторов), мы предлагаем понимать под инвестиционной привлекательностью совокупность объективных финансово-экономических характеристик, значений и показателей состояния объекта на конкретную дату, соответствующих требованиям каждого типа инвесторов по соотношению "доходность-риск" для инвестирования в соответствующие категории объектов при условии достижения целей инвестора в течение определенного периода времени.

В экономической литературе сложно встретить единый подход к определению взаимосвязи понятия "инвестиционная привлекательность" с финансовым состоянием и устойчивостью предприятия. Сложность построения такой взаимосвязи объясняется все той же субъективностью понятия "инвестиционная привлекательность". Если пытаться строить такую взаимосвязь на основе, допустим, коэффициентного подхода, то очень большое количество факторов может влиять на конечную оценку, данную инвестором по поводу привлекательности объекта.

Трудно не согласиться с утверждением, согласно которому на инвестиционную привлекательность оказывают влияние показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Этих показателей очень много, и применение их без учета отраслевой корректировки не всегда корректно. К примеру, нельзя сравнивать коэффициенты оборачиваемости запасов строительных компаний и торговых предприятий. В итоге инвестор сталкивается с необходимостью детального изучения весьма обширного круга параметров, связанных с деятельностью компании.

Однако такой подход не всегда оправдан на начальном этапе отбора объектов для инвестирования в силу больших затрат времени и усилий. Как правило, глубокий анализ проводится на финальном этапе принятия решения об инвестировании. Первоначальный же отбор объектов инвестирования, на наш взгляд, должен давать комплексную картину состояния дел в компании посредством критерия, сопоставимого без применения отраслевых корректировок и внесения иных поправок. Кроме того, данный критерий должен измеряться в денежном выражении. Таким критерием, с нашей точки зрения, является показатель стоимости.

Стоимость - лучшая мера результатов деятельности потому, что ее оценка требует полной информации. Чтобы понять, как создается стоимость, необходимо руководствоваться долгосрочными категориями, управлять всеми денежными потоками, относящимися и к счету прибылей и убытков, и к балансу, уметь сравнивать между собой денежные потоки за различные периоды времени с поправкой на соответствующий риск. Почти невозможно принимать правильные решения, не обладая всей полнотой информации. Ни один другой показатель деятельности не содержит столь полной информации, как стоимость [3].

Таким образом, мы предлагаем принимать стоимость в качестве объединяющего показателя, поскольку можно заключить, что через управление стоимостью происходит формирование инвестиционной привлекательности. Именно стоимость включает в себя результаты принимаемых решений, характеризуя инвестиционную привлекательность своим ростом или снижением. Принимаемые решения капитализируются в финансовых результатах - выручке, денежном потоке, прибыли, говорящих об успешности функционирования любого объекта, что повышает стоимость этого объекта и привлекательность владения им.

Рост стоимости бизнеса, следующий за возрастающим поступлением создаваемых им доходов, означает повышение его инвестиционной привлекательности. Последнее, в свою очередь, находит отражение в росте курсовой стоимости обращающихся на бирже акций, если предприятие является публичным. Это, в свою очередь, может служить объективным отражением происходящих в компании процессов и прямо влияющих на склонность инвесторов купить данный актив с целью извлечения прибыли. В итоге субъективное для каждого инвестора понятие инвестиционной привлекательности приобретает объективные черты, которые могут быть выражены в денежных величинах.

Стоимость компании, выступающая отражением ее инвестиционной привлекательности, в самом общем виде определяется дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компания получает такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на его привлечение.

Развивая эту мысль, можно прийти также к тождественности понятий "стоимость" и "инвестиционная привлекательность" и выявить наличие высокой степени корреляции между ними. Поскольку увеличение показателей деятельности компании напрямую отражается в повышении ее стоимости через рост котировок акций на бирже, следовательно, происходит повышение инвестиционной привлекательности.

Кроме того, принимая в качестве показателя инвестиционной привлекательности показатель стоимости, достигается решение еще одной важной задачи - получение комплексного показателя для принятия инвестиционных решений. Для этого стоимость в качестве показателя, измеряющего инвестиционную привлекательность, отвечает необходимым требованиям, поскольку базируется на показателях экономической эффективности (показатели прибыльности капитала, показатели оборачиваемости активов, показатели финансовой устойчивости), учитывая уровень риска. В итоге инвестор, отслеживая изменение стоимости компании, получает однозначный индикатор, анализ которого при необходимости способен показать ему причины наблюдающихся изменений.

В показателе стоимости также учитывается уровень производительности труда, поскольку повышенная производительность является показателем более высокой эффективности организации бизнеса, напрямую влияющей на экономические и финансовые результаты. Можно заключить, что наилучшая производительность труда способствует созданию большей стоимости и большему количеству рабочих мест, что, в силу решения социальных проблем занятости и расширения налоговой базы, благоприятно сказывается на экономике.

Накопленные в практике и экономической науке различные модели стоимости компании, основанные на бухгалтерском, экономическом, факторном подходе, а также само понятие стоимости вкупе с ориентированными на стоимость показателями образуют теоретическое обоснование стоимости компании как источника доходов для акционеров. А это, в свою очередь, один из главных стимулов участия в акционерном капитале, входящий в понятие инвестиционной привлекательности.

Использование стоимостного подхода является тем средством, которое помогает достичь единообразия в оценке инвестиционной привлекательности как со стороны инвесторов, так и со стороны команды менеджеров и собственников оцениваемого объекта. Стремясь побеждать в конкурентной борьбе, компания должна заботиться о повышении эффективности своей деятельности, что позитивно оценивается рынком и находит отражение в росте ее стоимости. А это и означает для компании быть инвестиционно привлекательной. Возводя стоимость в центр управленческой модели, собственники и менеджеры работают на общую цель, обеспечивая рост своего благосостояния и инвестиционной привлекательности компании.

Литература

  1. Гуськова Т.Н., Рябцев В.М., Гениатулин В.Н. Оценка инвестиционной привлекательности объектов статистическими методами. - М.: "ГАСБУ", 1999.
  2. Калашников П.Л. Оценка стратегической инвестиционной привлекательности промышленного предприятия: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. - СПб., 1997.
  3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 1999.
  4. Лях П.А., Новикова И.Н. Бизнес-карта и инвестиционная привлекательность регионов и предприятий // Жизнеспособность экономики: Тез. докл. конф. - Пермь, 1993.
  5. Могзоев А.М. О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессах. http://ivr.nm.ru/2002/rus/p206.
  6. Ройзман И.И., Гришина И.В. Сложившаяся и перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности // Инвестиции в России. 1998. N 1.

А.Верхоланцев

Аспирант

Пермского госуниверситета