О формировании бюджетной отчетности
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2009, N 8
Административный регламент Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности определен Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 155н (зарегистрирован в Минюсте России от 20.05.2009 N 13966). Федеральными органами, непосредственно исполняющими государственную функцию по формированию бюджетной отчетности, являются Федеральное казначейство, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - УФК) и отделения УФК (далее - ОФК). В целях выполнения административных процедур, предусмотренных Регламентом, Федеральное казначейство и его территориальные органы взаимодействуют с главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами.
Состав и периодичность представления форм бюджетной отчетности ГРБС, ГАДБ, ГАИФ Контрольные соотношения для внутридокументного контроля ф. 0503127 Контрольные соотношения для внутридокументного контроля ф. 0503137 (контроль по строкам, графам) Соотношения для контроля с внешними данными ф. 0503127 Соотношения для контроля с внешними данными ф. 0503137 Контрольные соотношения для внутридокументного контроля ф. 0503130 Контрольные соотношения для внутридокументного контроля ф. 0503121 (контроль по строкам, графам) Контрольные соотношения для внутридокументного контроля ф. 0503110 Контрольные соотношения для контроля с внешними данными ф. 0503125 Формы бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета в соответствии с Приказом Минфина России от 04.05.2008 N 49н Контрольные соотношения для внутридокументного контроля ф. 0503120
Главные распорядители федерального бюджета, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) составляют и представляют отчетность за 2009 г. в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н, с учетом изменений, изложенных в Письме Федерального казначейства от 30.12.2008 N 42-7.1-15/2.4-630.
В соответствии с Письмом Федерального казначейства от 10.06.2009 N 42-7.4-05/2.3-324 заполнение консолидированных форм 0503164 "Сведения об исполнении бюджета" и 0503182 "Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности" осуществляется только по данным, составившим недовыполнение на отчетную дату (на 1 июля 2009 г., 1 октября 2009 г., 1 января 2010 г. соответственно 45, 70, 95% от утвержденных годовых бюджетных назначений), а также по данным, по которым возникло перевыполнение (соответственно более 50, 75,100%).
В Пояснительной записке (ф. 0503160) следует подробно описать причины отклонений по формам 0503164 и 0503182.
Прогноз поступлений доходов федерального бюджета на 2009 г. следует отразить в графе 3 формы 0503164, а в графе 5 в части доходов указать отклонения фактического показателя от прогнозируемого поступления доходов федерального бюджета, а в части расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета указать отклонения фактического показателя от бюджетной росписи с учетом изменений (гр. 4 - гр. 3). Раздел "Расходы бюджета" заполняется по кодам бюджетной классификации расходов федерального бюджета (20 знаков) в разрезе разделов, подразделов, целевых статей. В графе 6 следует указать причины отклонений соответствующих показателей.
Пояснительная записка
Титульный лист сдается на бумаге. После титульного листа следует указание типа учреждения, кто имел первую подпись в этот период отчетности. Если у вас в этот период был исполняющий обязанности главного бухгалтера, поменялся главный бухгалтер или руководитель, изменились какие-то функции, появились новые полномочия - все это следует отразить на титульном листе. Первая подпись, вторая подпись, произошедшие организационные преобразования внутри учреждения, изменения объема полномочий и тому подобное. Далее, после титульного листа, не забудьте о требовании Приказа N 128н распределить таблицы по разделам.
В состав квартальной отчетности входит обязательный минимум следующих форм:
- Таблица N 3 "Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете".
- Форма N 0503164 "Сведения об исполнении бюджета".
- Форма N 0503173 "Сведения об изменении остатков валюты баланса" (представляется в составе годовой отчетности).
- Форма N 0503178 "Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств".
- Форма N 0503182 "Сведения о кассовом исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности".
Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164)
Информация в Приложении содержит обобщенные за отчетный период данные о результатах исполнения бюджета субъектом бюджетной отчетности. Приложение (ф. 0503164) формируется путем обобщения данных по исполнению:
- получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета - на основании показателей Отчета (ф. 0503127), сформированного на отчетную дату;
- главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета - на основании показателей консолидированного Отчета (ф. 0503127), сформированного на отчетную дату;
- финансовым органом - на основании показателей Отчета (ф. 0503117), сформированного на отчетную дату.
Периодичность представления - квартальная, годовая.
По строкам 010, 200, 450, 500 Приложения (ф. 0503164) субъектом бюджетной отчетности отражаются показатели из аналогичных строк Отчета (ф. 0503127), консолидированного Отчета (ф. 0503127) и Отчета (ф. 0503117).
В графе 1 указываются коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым в результате исполнения бюджета на отчетную дату имеются отклонения между плановыми и фактическими показателями, в соответствии с разделами Приложения:
- в разделе "Доходы бюджета" - в разрезе видов доходов бюджетов по бюджетной классификации Российской Федерации;
- в разделе "Расходы бюджета" - в разрезе разделов, подразделов расходов бюджетов по бюджетной классификации Российской Федерации;
- в разделе "Источники финансирования дефицита бюджета" - в разрезе групп, подгрупп, статей источников финансирования дефицита бюджета.
В графе 2 указываются коды строк Приложения.
В графе 3 указываются соответственно по разделам Приложения годовые объемы бюджетных назначений по соответствующим разделам:
- по доходам бюджета - утвержденных законом (решением) о бюджете;
- по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета - утвержденных бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, на текущий (отчетный) финансовый год, с учетом изменений в нее, оформленных надлежащим образом на отчетную дату (далее - уточненная бюджетная роспись). При этом распорядители, получатели бюджетных средств, администраторы источников финансирования дефицита бюджета указывают годовые объемы утвержденных бюджетных ассигнований с учетом их изменений, утвержденных на отчетную дату.
В графе 4 указываются соответственно по разделам Приложения суммы исполненных бюджетных назначений по доходам бюджета, расходам бюджета, источникам финансирования дефицита бюджета.
В графе 5 указывается соответственно по разделам Приложения разница между данными графы 3 и графы 4.
В графе 6 указываются причины отклонений, отраженные в графе 5 Приложения.
Например:
- отсутствие необходимых нормативных документов, определяющих порядок выделения и (или) использования средств бюджетов (с указанием проекта нормативных документов);
- блокировка расходов (с указанием причины);
- возникновение курсовой разницы;
- сезонность отдельных видов расходов;
- недоведение (несвоевременное доведение) лимитов бюджетных обязательств (с указанием причины);
- изменение графика платежей по обязательствам;
- несвоевременность представления исполнителями работ документов для окончательного расчета;
- длительность сроков заключения государственных контрактов;
- необходимость резервирования денежных средств для обеспечения выполнения возложенных функций;
- прочие причины (указать какие), в которых есть отклонения и где результат исполнения меньше, чем лимит, который установлен.
Процент отклонения устанавливается отдельным письмом Министерства финансов РФ или Федерального казначейства. В соответствии с Письмом Федерального казначейства от 01.04.2009 N 42-2.4-06/14 за I квартал было отклонение при исполнении менее 20%, за полугодие - не менее 45% (если вы за полугодие исполнили менее 45% от годовой сметы бюджетной, то должны разъяснить причину того, почему так произошло), за 9 месяцев - 70%, за год - 95%, что установлено Письмом от 10.06.2009 N 42-7.4-05/2.3-324.
По Пояснительной записке: подписи обязательны на бумажном носителе на последнем листе Пояснительной записки.
Обратите внимание! Те учреждения, которые имеют допфинансирование по аренде, отклонения по аренде считают без учета допфинансирования.
Об изменениях валюты баланса
В годовой отчетности, в Пояснительной записке, обязательно должна составляться форма N 0503173 "Сведения об изменении остатков валюты баланса". При этом согласно п. 1.5 Методических указаний по внедрению Инструкции N 148н (Письмо от 10.04.2009 N 02-06-07/1505) валюта баланса не изменяется.
Из-за изменений бюджетной классификации доходов и расходов первые 17 знаков бюджетного счета могут поменяться. Но у получателей средств бюджета ни одна строчка в балансе исходящего 2008-го и входящего 2009 г. не должна разойтись. Исключением являются только организации, которые прошли реорганизацию (у них может быть отклонение валюты баланса).
Обратите внимание, что в некоторых журналах пишется, что бюджетные учреждения в этом году будут изменять валюту баланса на начало года. Предупреждаем вас о неправильности действий.
Действительно, ряд учреждений поменяет валюту баланса на начало года. Но к этим учреждениям относятся только органы власти, осуществляющие полномочия собственника в отношении государственного муниципального имущества и осуществляющие ведение реестрового учета государственной муниципальной казны. Вот у кого есть казна, у того валюта баланса изменится, потому что у них поступления должны перенести со счета 110100000 "Основные средства" и со счета 110400000 "Амортизация" на счет 110800000 "Нефинансовые активы имущества казны" в межотчетный период.
Записи в бюджетном учете по переводу исходящих остатков 2008 г. по имуществу казны:
Дебет 140103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"
Кредит 110100000 "Основные средства" соответствующих аналитических счетов (110101000, 110102000, 110103000, 110104000, 110105000, 110106000, 110107000, 110108000, 110109000).
Записи в бюджетном учете по формированию входящих остатков 2009 г. по имуществу казны:
Дебет 110801000 "Недвижимое имущество в составе имущества казны"
Кредит 140103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
Дебет 110802000 "Движимое имущество в составе имущества казны"
Кредит 140103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Записи в бюджетном учете по переводу исходящих остатков 2008 г. по суммам начисленной амортизации:
Дебет соответствующего счета аналитического учета счета 110400000 "Амортизация" (110401000, 110402000, 110403000, 110404000, 110405000, 110406000, 110407000)
Кредит 140103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Записи в бюджетном учете по формированию входящих остатков 2009 г. по суммам начисленной амортизации:
Дебет 140103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"
Кредит 110410000 "Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны";
Дебет 140103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"
Кредит 110411000 "Амортизация движимого имущества в составе имущества казны".
Ни одна строчка баланса не должна поменяться, даже если найдены ошибки прошлых лет.
Так что, если возникнет вопрос - что делать, если определили, что тот инвентарь, который для целей проката должен учитываться в материальных запасах, а учитывается в основных средствах? Следует помнить, что никаким образом нельзя изменять остатки на начало года, изменения вносятся Справкой ф. 0504833 в текущем отчетном периоде.
При составлении бюджетной отчетности все бюджетные учреждения также должны руководствоваться Письмом Минфина России от 19.05.2009 N 02-03-09/2042.
Главой 4 Бюджетного кодекса РФ и п. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" установлен единый состав бюджетной классификации, применяемый бюджетами бюджетной системы РФ для осуществления соответственно бюджетной деятельности и приносящей доход деятельности.
Данный состав бюджетной классификации нашел отражение в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее - Указания N 145н), а именно:
по бюджетной деятельности:
- классификация доходов бюджетов (главный администратор доходов бюджета, вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент), подвид доходов, классификация операций сектора государственного управления);
- классификация расходов бюджетов (главный распорядитель бюджетных средств, раздел, подраздел, целевая статья (программа, подпрограмма), вид расходов, классификация операций сектора государственного управления);
- классификация источников финансирования дефицитов бюджетов (главный администратор источников финансирования дефицитов бюджетов, группа, подгруппа, статья (подстатья, элемент), вид источников, классификация операций сектора государственного управления);
по приносящей доход деятельности:
- классификация доходов (главный администратор доходов бюджета, вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент), подвид доходов, классификация операций сектора государственного управления).
При этом в 1 - 3-м разрядах кода классификации доходов (главный администратор доходов бюджета) указывается код главы государственного (муниципального) органа согласно ведомственной подчиненности.
Кроме того, для отражения бюджетными учреждениями операций по приносящей доход деятельности в части расходов и изменения остатка средств на счетах финансовый орган соответствующего бюджета в силу возложенных на него полномочий устанавливает коды классификации, применяемые для отражения операций со средствами от приносящей доход деятельности, по расходам и изменениям остатка средств на счетах, на основании нормативного правового акта.
Для федеральных бюджетных учреждений порядок формирования кодового обозначения по приносящей доход деятельности в части расходов и изменения остатка средств на счетах при отражении утвержденных сметных назначений и осуществлении кассовых выплат регламентирован Порядком осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденным Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н (далее - Порядок N 88н).
Указанным Порядком установлено, что:
- структура кодового обозначения показателей расходов состоит из кода главы, установленного Указаниями N 145н, и кода классификации операций сектора государственного управления, относящегося к расходам бюджетов в соответствии с Указаниями N 145н (например, 092 00 00 0000000 000 211);
- структура кодового обозначения показателей изменения остатка средств на счетах состоит из кода главы, установленного Указаниями N 145н, и кода классификации операций сектора государственного управления, относящегося к источникам финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с Указаниями N 145н (например, 092 00 00 00 00 0000 510 (610) - поступление (выбытие) средств при расчетах между головной организацией и ее структурными подразделениями (филиалами, представительствами).
Таким образом, при формировании сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, а также при отражении в бюджетном учете и отчетности операций по приносящей доход деятельности в части кодирования показателей:
- федеральные бюджетные учреждения руководствуются Указаниями N 145н и положениями Порядка N 88н, устанавливающими правила применения кодирования показателей по приносящей доход деятельности, в части расходов и изменения остатка средств на счетах;
- бюджетные учреждения субъекта РФ (муниципального образования) руководствуются Указаниями N 145н и правилами, установленными финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), регламентирующими порядок применения кодирования показателей по приносящей доход деятельности, в части расходов и изменения остатка средств на счетах.
О составлении ф. 0503127 и 0503137, а также ф. 0531468 читайте в следующих журналах.
Примечание редакции. Три новости по бюджетной отчетности
Федеральное казначейство разъяснило некоторые особенности формирования бюджетной отчетности финансовыми органами субъектов РФ. Обращено внимание, что графы Отчета ф. 0503324 заполняются в порядке, установленном Письмом Федерального казначейства от 31.03.2009 N 42-7.4-05/2.1-177, с учетом особенностей, разъясненных в Письме от 01.07.2009 N 42-7.4-05/2.1-387.
Минфин России Приказом от 19.03.2009 N 26н (зарегистрирован в Минюсте России 11.06.2009 за N 14079) утвердил Порядок составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату РФ.
Казначейство России в Письмах от 29.06.2009 N 42-7.4-05/2.6-374 и от 08.07.2009 N 42-7.4-05/2.6-405 разъяснило вопросы по сверке ОФК показателей Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503127) и Отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (форма 0503137).
С.В.Сивец
Начальник отдела
методологии бюджетного учета
и бюджетной отчетности
Департамента бюджетной политики
и методологии
Минфина России