Мудрый Экономист

Учет средств от приносящей доход деятельности: что нового?

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2009, N 6

С 1 января 2009 г. вступил в силу новый Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденный Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н (далее - Приказ N 88н). В данной статье пойдет речь о разъяснении отдельных положений Приказа N 88н, поговорим также и о других вопросах, связанных с осуществлением операций по приносящей доход деятельности.

Учет средств от приносящей доход деятельности учреждений субъектов РФ (муниципальных образований)

Федеральное казначейство в Письме от 05.06.2009 N 42-7.4-05/5.3-316 разъяснило, что порядок учета средств, полученных бюджетными учреждениями субъектов РФ (муниципальных образований) от приносящей доход деятельности, определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете субъекта РФ (муниципального образования).

Учет может происходить двумя способами:

  1. средства включаются в состав доходов получателей бюджетных средств полученных от приносящей доход деятельности.

В этом случае они учитываются по соответствующему коду доходов бюджетной классификации РФ группы 000 3 00 00000 00 0000 000 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности". Средства зачисляются на балансовые счета N 40603 "Счета организаций, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации" и N 40703 "Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации", открытые ОФК или финансовым органам. Операции отражаются на лицевых счетах, открытых бюджетным учреждениям в ОФК или финансовых органах;

  1. средства включаются в состав доходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования).

В этом случае они учитываются как неналоговые доходы бюджета субъекта РФ по соответствующим КБК группы 000 1 00 00000 00 0000 000 "Налоговые и неналоговые доходы" и зачисляются на счет органа Федерального казначейства, открытый на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". Операции отражаются на лицевых счетах, открытых соответствующим администраторам доходов бюджета.

Примечание редакции. При формировании сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, а также при отражении в бюджетном учете и отчетности операций по приносящей доход деятельности в части кодирования показателей:

федеральные бюджетные учреждения руководствуются Указаниями N 145н и положениями Порядка N 88н, устанавливающими правила применения кодирования показателей по приносящей доход деятельности, в части расходов и изменения остатка средств на счетах;

бюджетные учреждения субъекта РФ (муниципального образования) руководствуются Указаниями N 145н и правилами, установленными финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), регламентирующими порядок применения кодирования показателей по приносящей доход деятельности, в части расходов и изменения остатка средств на счетах.

Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 19.05.2009 N 02-03-09/2042.

Про Генеральные разрешения и Разрешения

На практике у бюджетных учреждений частенько возникал вопрос: можно ли в настоящее время подготовить дополнение к Генеральному разрешению, оформленному в соответствии с Приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н?

Минфин России в Письме от 25.06.2009 N 02-03-09/2558 разъяснил, что этого сделать нельзя. С 1 января 2009 г. в случае необходимости внесения дополнений в Генеральные разрешения, оформленные в соответствии с Приказом N 46н, бюджетные учреждения оформляют их на основании п. 4 Порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Приказ N 88н не содержит положений, предусматривающих возможность оформления дополнений к Генеральным разрешениям, оформленным в соответствии с Приказом N 46н.

Примечание редакции. Минфин России в Письме от 30.04.2009 N 02-03-07/1816 указал, что у Федерального казначейства отсутствуют полномочия для отказа в приеме подписанных заместителем Министра финансов РФ генеральных разрешений в случае выявления их несоответствия установленной форме.

Следующий вопрос, волнующий многие бюджетные учреждения, - это срок действия Генеральных разрешений и Разрешений, оформленных в соответствии с Приказом N 46н.

Напомним, что Минфин России Приказом от 18.06.2009 N 56н продлил срок действия Генеральных разрешений до 1 декабря 2009 г.

При прекращении срока действия Генеральных разрешений и Разрешений, оформленных в соответствии с Приказом N 46н, и в случае отсутствия оформленного в соответствии с Приказом N 88н Генерального разрешения и Разрешения ОФК отказывает в приеме платежных документов получателя бюджетных средств на осуществление кассовых расходов за счет средств от приносящей доход деятельности. Исключение составляет Заявка на кассовый расход на перечисление остатка денежных средств по назначению, представленная вместе с Заявлением на закрытие лицевого счета получателя бюджетных средств. Все поступающие суммы на счет бюджетного учреждения отражаются как суммы без права расходования.

Обратите внимание, что если у бюджетного учреждения не оформлено новое Разрешение в соответствии с Приказом N 88н (даже при наличии у главного распорядителя Генерального разрешения), оно может руководствоваться Разрешением, оформленным в соответствии с Приказом N 46н, до прекращения срока его действия.

В соответствии с Приказом Федерального казначейства от 21.07.2009 N 159 утверждена форма Журнала регистрации выдачи Разрешений, Дополнений к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности органов Федерального казначейства.

О перечислении остатков средств от приносящей доход деятельности и средств, поступающих во временное распоряжение

Приказом Минфина России от 15.05.2009 N 46н (зарегистрирован в Минюсте России 24.06.2009 N 14127) утвержден Порядок перечисления в 2009 г. остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета (далее - Порядок N 46н).

В соответствии с Порядком N 46н Федеральное казначейство должно обеспечить ежедневное перечисление управлениями Федерального казначейства (далее - Управления) по субъектам РФ остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, со счетов Управлений N N 40503 и 40302 на счет, открытый Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета" (далее - счет N 40105).

УФК по субъектам РФ осуществляют кассовые выплаты со счетов N N 40503 и 40302 в срок не позднее второго рабочего дня после представления федеральными бюджетными учреждениями в ОФК Заявок на кассовый расход, Заявок на возврат, Заявок на получение наличных денег (далее - заявки).

Перечисление средств со счетов УФК по субъектам РФ N N 40503 и 40302 на счет Федерального казначейства N 40105 в соответствии с Порядком N 46н будет осуществляться до 25 декабря 2009 г.

Перечисление налоговых и иных платежей в бюджет

Минфин России в Письме от 27.05.2009 N 02-03-07/2130 разъяснил, что для перечисления федеральными бюджетными учреждениями налоговых и иных обязательных платежей в бюджет за счет средств от приносящей доход деятельности контроль на наличие в разрешении данного направления использования внебюджетных средств не требуется.

В смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год платежи в бюджет должны быть отражены следующим образом:

В заключение от редакции

Минфин России в Письме от 07.07.2009 N 03-03-05/129 напомнил, что средства, полученные бюджетными учреждениями за оказание платных услуг, являются доходами бюджетных учреждений и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пунктом 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетов отнесены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Бюджетное законодательство в настоящее время не содержит требования о перечислении в полном объеме платы за оказанные бюджетными учреждениями платные услуги в доход соответствующего бюджета.

В тему будет Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П. Заявители оспаривали положения Налогового и Бюджетного кодексов РФ, которые, с одной стороны, лишают их возможности распоряжаться доходами от сдачи в аренду госимущества, а с другой стороны, обязывают распорядиться этими средствами - заплатить в бюджет налог на прибыль с арендных доходов.

Суд указал, что денежные средства от сдачи имущества в аренду не могут быть отнесены к средствам целевого финансирования, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством целевое финансирование и целевые поступления не тождественны дополнительному бюджетному финансированию (к которому отнесены средства от сдачи федерального имущества в аренду), и, следовательно, на основании ст. 250 НК РФ подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Также указано, что в бюджетном регулировании предусматривается зачисление доходов от сдачи в аренду федерального имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, на счет органов Федерального казначейства, открытый для учета и распределения этими органами доходов в соответствии с утвержденными нормативами между соответствующими бюджетами. С учетом юридических характеристик этого счета, бюджетные учреждения не обладают в отношении находящихся на нем финансовых средств какими-либо распорядительными полномочиями, в том числе по их списанию в целях исполнения обязанности по уплате налогов. В то же время в силу п. 3 ст. 41 БК РФ арендная плата признается доходом федерального бюджета после уплаты налогов и сборов, что предполагает уплату образовательными учреждениями налога на прибыль организаций с указанного дохода до его учета в составе доходов федерального бюджета.

Таким образом, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что действующее законодательное регулирование налогообложения налогом на прибыль организаций доходов государственных образовательных учреждений от сдачи в аренду федерального имущества, переданного им в оперативное управление, не обеспечивает определенность порядка самостоятельной уплаты ими данного налога и создает препятствие для реализации налоговой обязанности.

Подробный комментарий читайте в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" N 8 за 2009 г.

Е.А.Король

К. э. н.,

советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации 3-го класса

Управления Федерального казначейства

по Хабаровскому краю