Мудрый Экономист

Заключение договора на маркетинговые исследования

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 15

Предприятию для эффективного функционирования необходимо иметь информацию о потенциальных продавцах, покупателях, конъюнктуре рынка и т.д. Не удивительно, что маркетинговые услуги стали в последнее время столь популярны.

Маркетинг - это комплекс действий по изучению рынка (спроса и предложений на продукцию как текущих, так и прогнозируемых на перспективу), цен тех или иных товаров, возможностей конкурентов и т.д.

Маркетинговые услуги могут быть самостоятельным предметом договора на маркетинговые исследования (на оказание маркетинговых услуг). Такой договор является одним из договоров на предоставление информационно-консультационных услуг, которые в свою очередь являются одним из видов договоров возмездного оказания услуг. Поскольку закон не содержит понятий информационных и консультационных услуг, на практике данные контракты часто заключаются как договоры о совместной деятельности или взаимном сотрудничестве. Возможно также его заключение и в форме договора поручения. Фактически это все же договор о возмездном оказании услуг, который регулируется гл. 39 ГК РФ.

Договор на маркетинговые исследования относится к числу возмездных, двусторонних и консенсуальных. Консенсуальными договорами являются договоры, для совершения которых достаточно соглашения сторон. К ним относятся договоры купли-продажи, подряда, комиссии и др.).

Заключение договора

Договор на маркетинговые исследования заключается между заказчиком, т.е. стороной, которой приобретается за предварительно оговоренную плату необходимая ей информация о рынке, а также сама деятельность по ее созданию, и исполнителем - стороной, обязующейся в соответствии с требованиями заказчика оказать маркетинговые услуги.

В роли исполнителя может выступать как специализирующаяся на маркетинге фирма, так и компания, для которой это лишь одно из направлений деятельности (например, консалтинговая фирма, деятельность которой направлена на консультирование клиентов по экономическим и правовым вопросам). Заказчиками могут выступать коммерческие юридические лица и физические лица без создания юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Заключая договор на оказание маркетинговых услуг, заказчик требует от исполнителя совершения нужной ему работы по маркетинговому исследованию, а не только передачи готового результата, поэтому такие отношения не могут быть опосредованы обязательствами по отчуждению полученной информации, являющейся в данном случае объектом товарообмена.

Предмет договора

Предметом договора на проведение маркетинговых исследований являются маркетинговые исследования по направлениям, интересующим заказчика. К ним, в частности, относятся: возможности и перспективы ведения коммерческих операций; определение действующих и потенциальных конкурентов; характеристика условий работы (например, источники сырья и комплектующих, наличие снабженческо-сбытовой сети), а также обращения продукции конкурентов (объем, сервис, качество, цены, расчеты и т.п.); сведения о потенциальных потребителях; культура потребления и предпринимательства и др.

Цель договора маркетинга - выдача клиенту рекомендаций, учет которых поможет ему производить пользующуюся спросом продукцию, вносить изменения в ассортимент, улучшать качество продукции, организовать полноценный торговый процесс и т.д.

При заключении договора на маркетинговые исследования сторонами обязательно должны быть оговорены следующие моменты: предмет договора, место проведения исследований, направления маркетинговых исследований, обязанности и права сторон, порядок проведения исследования и передачи результатов, а кроме того, вознаграждение исполнителя и порядок расчетов, гарантийные сроки, ответственность сторон, условия согласования связи между сторонами, особые условия договора, прочие условия договора, адреса и банковские реквизиты сторон. Так, сроки представления исполнителем информации устанавливаются в договоре с учетом изменений конъюнктуры товарного рынка.

Оплата услуг

Размер оплаты услуг по договору маркетинга может быть поставлен в зависимость от экономической эффективности рекомендаций и информационных услуг. Как правило, оплата производится за фактически оказанные услуги и своевременно поставленную информацию. Основанием к оплате является акт сдачи-приемки результатов исследований.

Заказчик и исполнитель заранее должны согласовать форму расчетов по договору на маркетинговые исследования. В основном оплата производится в безналичном порядке, путем перечисления заказчиком необходимых сумм платежным поручением на расчетный счет исполнителя в оговоренном сторонами банке. Подобная форма расчета для юридических лиц является более приемлемой, нежели оплата наличными средствами.

Кроме того, в договоре на маркетинговые исследования необходимо предусмотреть возможность неисполнения договора по каким-либо причинам. Так, в случае, когда исполнение договора невозможно по вине заказчика, последний обязан оплатить услуги в полном объеме, если только это не противоречит условиям заключенного договора. Если исполнение договора оказалось невозможным по не зависящим от сторон причинам, заказчик должен возместить исполнителю фактически понесенные последним расходы, когда иное не было предусмотрено договором.

При заключении договора на маркетинговые исследования необходимо обратить внимание на следующую особенность. В рамках такого договора возможна система генерального подряда, т.е. когда исполнитель, выступая в случае необходимости в качестве генерального подрядчика, привлекает к исполнению своих обязательств других лиц, субподрядчиков (для проведения маркетинговых исследований в определенном направлении, например для изучения конъюнктуры рынка). Поэтому при подписании договора стороны должны обратить внимание на возможность исполнения обязательств по договору исполнителя третьими лицами. Если заказчик возражает против системы генерального подряда, исполнитель обязан исполнить обязательства самостоятельно.

Расторжение договора

В договоре на маркетинговые исследования отдельной строкой оговаривается возможность расторжения договора. Он может быть расторгнут как по согласованию сторон, так и в одностороннем порядке. Односторонний отказ от исполнения договора заказчиком возможен при условии, что он возместит исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением договора. Исполнитель может расторгнуть договор в одностороннем порядке, возместив заказчику в полном объеме все убытки.

При заключении договора на оказание маркетинговых услуг необходимо руководствоваться гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг), ст. ст. 702 - 729 ГК РФ (общие положения о подряде), ст. ст. 730 - 739 ГК РФ (бытовой подряд).

Следует обратить внимание, что условия договора на маркетинговые исследования не могут противоречить данным положениям ГК РФ и действующему законодательству Российской Федерации, в противном случае он будет признан недействительным.

Если во время подписания договора между сторонами возникли определенные разногласия, связанные с условиями договора, им рекомендуется во избежание возможных конфликтов составить дополнительное соглашение к договору.

Т.Насонова

Юрист