Мудрый Экономист

Актуальные проблемы правового регулирования финансового контроля в Российской Федерации

"Налоги" (журнал), 2007, N 3

Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

В юридической и экономической науке под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности <1>.

<1> Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Экар, 2002. С. 123.

Характерными чертами финансового контроля являются:

<2> Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С. 10.

Бюджетный кодекс Российской Федерации играет определяющую роль в регулировании правоотношений, возникающих в процессе финансового контроля, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации органами финансового контроля являются: законодательные (представительные) органы власти, представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Согласно ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления вправе создавать собственные контрольные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).

Согласно ст. 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти, осуществляющими финансовый контроль, являются Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

В системе исполнительной власти Санкт-Петербурга придается большое значение укреплению финансового контроля. В связи с этим финансовый контроль в субъекте Российской Федерации, осуществляемый органами исполнительной власти, возложен на Комитет финансов Санкт-Петербурга. В задачи Комитета входит осуществление контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств бюджета Санкт-Петербурга, координация контрольно-проверочной работы отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций.

Ведомственный финансовый контроль в условиях развития рыночных отношений, хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций должен иметь общую нормативную базу для всей системы городского финансового контроля, что поддерживается руководителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Анализ состояния финансового контроля в отраслевых органах Администрации губернатора Санкт-Петербурга показал, что назрела острая необходимость в его укреплении, а в некоторых случаях - в восстановлении системы финансового контроля, рассматривая его как непременное условие для наведения порядка в использовании городских средств и имущества.

В целях повышения эффективности и организации работы по осуществлению финансового контроля Комитет финансов взаимодействует с Управлением по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, с городской и районными прокуратурами.

В сентябре 2004 г. в структуре городской администрации образован Комитет финансового контроля Санкт-Петербурга, являющийся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Комитет финансового контроля создается с целью наведения порядка и строгого учета расходования бюджетных средств, а также контроля за деятельностью всех органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, в том числе отраслевых подразделений и районных администраций, а также государственных унитарных предприятий и других организаций.

Комитет будет вневедомственным и независимым контрольным органом. В частности, он сможет проводить плановые и внеплановые проверки, внутренние расследования и т.п.

Проблемы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Поэтому исследование вопросов организации финансового контроля с точки зрения правового положения контролирующих органов является весьма своевременным. Но не стоит забывать, что единая система государственного финансового контроля - не строгая иерархия органов финансового контроля и их соподчиненность, а единство целей, принципов и согласованности действий в области финансового контроля за государственными и муниципальными средствами в Российской Федерации <3>.

<3> Без контроля за государственными средствами мощной державы не будет // РФ сегодня. 2004. N 9.

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:

Организация эффективного финансового контроля над государственными бюджетными потоками настоятельно требует решения ряда взаимосвязанных задач по реформированию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Во-первых, необходимо принятие единого федерального закона о системе общегосударственного контроля.

Во-вторых, необходимо разработать механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля законодательной и исполнительной ветвей власти.

Решение указанных задач позволит перевести государственный финансовый контроль на качественно новый уровень, а создание единого поля финансового контроля будет способствовать дальнейшему развитию и повышению результативности деятельности контрольных органов.

А.В.Кудимов

К. ю. н.,

доцент,

Российский новый

университет